Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики в работе по предупреждению безнадзорности, социального сиротства, преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
материал

Серебренникова Татьяна Евгеньевна

Межведомственное взаимодействие составляет основу работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности социального сиротства, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Его теоретической базой являются комплексный и системный подходы. На практике осуществление межведомственного взаимодействие затрудняется наличием межведомственных барьеров, преодоление которых позволит повысить эффективность проводимой профилактической работы посредством усиления межведомственного взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhvedomstvennoe_vzaimodeystvie.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики в работе по предупреждению безнадзорности, социального сиротства, преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

С целью профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем регионе повсеместно активно развивается помощь семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта работа направлена на организацию социального сопровождения семьи, разработку форм и методов социальной работы  с семьей, становление алгоритмов действий специалистов по разрешению проблем семьи. Особое внимание специалистов обращено на  семьи с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также на воспитанников детского дома, как статусных, так и помещенных временно, по заявлению родителей.

В основном, эта работа ложится на плечи специалистов  учреждений социальной защиты,  образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, инспекторов по делам несовершеннолетних, государственных и общественных служб,  деятельность которых связана с вопросами защиты детей. Для эффективного развития данного направления, необходима организация целенаправленной работы специалистов всех ведомств.

Межведомственное взаимодействие составляет основу работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности социального сиротства, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Его теоретической базой являются комплексный и системный подходы. На практике осуществление межведомственного взаимодействие затрудняется наличием межведомственных барьеров, преодоление которых позволит повысить эффективность проводимой профилактической работы посредством усиления межведомственного взаимодействия. 

Хотелось бы обратить внимание присутствующих на то, что  первоисточником асоциального явления в детско-подростковой среде является семья.  Зачастую мы наблюдаем картину, когда отклоняющееся поведение проявляется у несовершеннолетних, воспитывающихся не только в асоциальных семьях, но и в семьях, характеризующихся как благополучные. Это можно объяснить тем, что современная семья находится в состоянии кризиса и переживает сложный этап эволюции. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, рождение, появление на свет детей - уже не считается нарушением социокультурных норм.  В исследовательских работах отечественные социологи и психологи отмечают, что многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребёнка помехой супружеству, причём женщины в большей степени, чем мужчины (36 и 29% соответственно). Появилась социокультурная нормативная система - прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но не обязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия. Настораживает и такой социально-психологический фактор, как снижение у представительниц прекрасного пола инстинкта материнства, а у юношей всё чаще встречается непонимание роли отца. К тому же наблюдается нарушение семейных связей между поколениями, что приводит к потере естественной передачи необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей. Выше перечисленные проблемы современной семьи влекут за собой трансформацию взаимоотношений родителей и детей. Нарушения взаимоотношений выражается, как правило, положением ребёнка в семье и отношением к нему родителей. Чрезмерное стремление защитить, помочь: "снисходительная, потворствующая гиперпротекция" и "чрезмерная опека", характерные для благополучных семей развивают безответственность, вседозволенность и др. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребёнке собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств, воспитание по типу "гипопротекции" и т.д. Перечисленные факторы влияют на нарушение поведения, его отклонение от общепринятых норм, выражающееся в девиантности подростка. Это понятие, которое включает делинквентность (поведение характеризующееся цепью проступков, провинностей, мелких правонарушений), и другие нарушения поведения — от ранней алкоголизации до суицидных попыток.

Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как детский дом.

В качестве основных направлений работы по профилактике безнадзорности социального сиротства, преступлений и правонарушений несовершеннолетних воспитанников можно выделить следующие:

1.Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.

2. Комплекс социально-реабилитационных мер.

3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.

4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.

С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения противоправных действий, в учреждении разработан план по профилактике самовольных уходов.

  1. В детском доме созданы условия для проживания детей, приближенные к домашним, работа воспитателей поставлена таким образом, что создается благоприятный микроклимат для развития ребенка и формирования личности. Разработаны правила общения педагогов с воспитанниками, в основе которых лежит принцип гуманизма и добра.
  2. Педагогические работники детского дома, работающие непосредственно с детьми несут во время работы полную ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
  3. При поступлении в детский дом тщательно изучаются документы для выявления детей, склонных к совершению самовольных уходов и правонарушениям. Составляются списки детей «группы риска».
  4. На базе детского дома работает ПМПК, функцией которой является разработка  траектории сопровождения воспитанников по коррекционно – развивающей деятельности и индивидуального маршрута развития личности воспитанника.
  5. Ведется совместная работа педагога – психолога, социальных педагогов и медицинских работников по коррекции и развитию детей «группы риска».
  6. В каникулярное время разрабатывается план отдыха детей, согласно которого каждый воспитанник оздоравливается. С детьми «группы риска» организуются туристические походы. Дети по желанию трудоустраиваются.
  7. Воспитанники детского дома отдыхают в выходные и во время каникул по акции «Теплый дом» в семьях родственников и жителей города на основании заключения отдела опеки и попечительства.
  8. Разработана карта занятости детей, в которой учитываются занятия в учреждениях дополнительного образования, подобранные с учетом способностей каждого ребенка, его интересов и увлечений.
  9. Активно вовлекаются дети «группы риска» в общественную жизнь детского дома. Воспитанники принимают участие во всех мероприятиях проводимых как в стенах детского дома, так и за его пределами.
  10. Проводятся «Семейные советы», на которых рассматриваются вопросы по соблюдению «Устава» детского дома.
  11. Проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек и формированию ЗОЖ.
  12. В случае самовольного ухода воспитанников с территории детского дома администрацией учреждения совместно с педагогическим коллективом разработан «алгоритм действий», в котором отражены четкие действия педагогов и администрации в данной ситуации.

Разработан совместный план работы с ОПДН отдела МВД России по

г. Осинники, в ходе которого реализуются мероприятия  по предупреждению и профилактике самовольных уходов и противоправных деяний среди воспитанников  детского дома.

К проведению профилактической работы с несовершеннолетними воспитанниками детского дома были привлечены члены общественной организации «Союз «Чернобыль России»» под руководством председателя организации в г. Осинники – В. С. Оплетина. Организовываются спортивные мероприятия – турниры по шахматам, по футболу.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Характер взаимодействия социального педагога с учреждениями системы профилактики...

Координационное совещание по вопросу «Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с Законом»

Координационное совещаниепо вопросу «Межведомственное взаимодействие органов и учрежденийсистемы профилактики по работе с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с Законом»...

Информация по мероприятиям об имеющихся лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования....

II (второй) Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов (должностных лиц) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Участвовала по дополнительной специальности (социальный педагог) во II Всероссийском конкурсе  профессионального мастерства специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несов...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...

Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверше-их по временному помещению в спец.учреж-я и мед.организации безнадзорных детей, нужда-хся в соц. реаби-ции и детей, находящ-ся в обстановке угрозы жизни

Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по временному помещению в специализированные учреждения и медицинские организации безнадзо...