Статья: "Педагог как эффективный менеджер"
статья

Вейс Олеся Валерьевна
В статье рассматриваются особенности организации работы учителя в контексте менеджмента. Представлены виды, содержание учебно - познавательной деятельности педагога. Выявлено сходство функций педагога с функциями менеджера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_statya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Главную роль в развитии и образовании подрастающего поколения занимает учитель. Успехи учеников напрямую зависят от умения наставника управлять учебным процессом, располагать к культуре и регулировать достижения. Управленческая деятельность является одной из важнейших ролей для педагога.

Современное общество ставит перед педагогом более широкие и разнообразные задачи, по сравнению с недавним прошлым.

Во-первых, педагог не только координирует процессы воспитания и образования, но и осуществляет мониторинг качества образования, проводит методическое исследование деятельности, важной составляющей жизни работника образования является обмен опытом с коллегами.

Во-вторых, педагог теперь это скорее организатор учебной деятельности, нежели источник знаний. Каждый учитель представляет собой не просто педагога, но и управляющего в коллективе, за который он несет ответственность.На данный момент в сфере образования требуется учитель, не только компетентный в своей дисциплине, способный объяснить тему и спланировать свою деятельность, но и умеющий грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. В работах В. С. Лазарева, об управленческой деятельности педагога говорится, как о “непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия”[1].

Управление это деятельность субъекта по изменению объекта для достижения поставленной  цели [2].

На данный момент в сфере образования требуется учитель, не только компетентный в своей дисциплине, способный объяснить тему и спланировать свою деятельность, но и умеющий грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. В работах В. С. Лазарева, об управленческой деятельности педагога говорится, как о “непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия”[1].

В менеджменте понятия «управление» и «руководство» расходятся. «Управление» – более широкое понятие, чем «руководство».  В.М. Шепель трактует это понятия так: «Управлять – это значит «озаботить» себя…; «Руководить» – это «озаботить» других…» [4]. В учебном процессе педагог объединяет понятия руководить и управлять, объединяя их под известным негласным правилом обучения: «не навредить».

Эффективный менеджер берет на себя множество организационных ролей: планирование и анализ, организация, создание социально – психологического климата в коллективе учащихся, построение коммуникационных связей, поддержание  и оказание помощи администрации,- все они весьма схожи с концепцией работы современного педагога.

Рассмотрим построение работы в дополнительном образовании на примере Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования – Центра развития творчества детей и юношества  по Нижегородской  области. Педагоги разрабатывают перспективное планирование, учебно – тематические и календарные планы с целью организации и реализации образовательного процесса, что так же включает  и организацию методической работы.

Планирование и подготовка к занятиям для педагога состоит из таких составляющих как подготовка методических и раздаточных материалов, составление планов-конспектов занятий, что способствует развитию профессиональных качеств педагога. Очень важно грамотно организовать свое рабочее время, продумать и сложности, которые могут возникнуть в процессе выполнения заданий, тогда результат и качество урока будут высокими, обучающиеся будут более эффективно  вовлечены в учебный процесс. В целях повышения качества и результативности образовательного процесса необходима подготовка наглядного, демонстрационного, раздаточного дидактического материала по определенной теме. Особенно это важно для педагогов, осуществляющих программы декоративно-прикладного и художественного направлений.

В настоящее время актуальными являются социально-психологические мероприятия на сплочение, которые особенно хорошо реализовывать в системе дополнительного образования. В работе творческого объединения по изобразительному искусству действенными заданиями на сплочение коллектива являются групповые творческие задания с использованием метода проектов, где работа выполняется коллективно, по этапам, где каждый является частью общего, разрабатывая идеи, ища результат, и добиваясь воплощения идеи.  Например, для оформления кабинета к Новому году, в начале учебного года проводятся мероприятия, направление на знакомство и сплочение, так же ознакомление с творческими объединениями учреждения.

Взаимодействие администрации с педагогическими работниками осуществляется в рамках реализации программ развития учреждения: проводится контроль за проведением образовательного процесса педагогическими работниками, с целью развития детского контингента. Непрерывно  администрация проводит работу, направленную на повышение квалификации сотрудников.

Процесс управления  познавательной и развивающей деятельностью учеников с целью организации эффективного педагогического взаимодействия исследовался в трудах О.В. Акуловой,  А.П. Тряпициной,  В.Н. Максимовой, С.А. Писаревой [3]. Реализация управленческой функции учителя по следующим направлениям: 1) участие учителя представлена  в образовательной системе на уровне школы (во время проектирования образовательной программы) и на уровне местного сообщества,

2) на уровне страны (участие в общественных дискуссиях, координация деятельности субъектов образовательного процесса). Со всеми характеристиками эффективного менеджмента прослеживается связь в деятельности директора, завуча, методиста, педагога образовательного учреждения (далее – ОУ). Директор берет на себя функции по организации педагогической, хозяйственной, экономической, социальной и многих схожих видов деятельности, он ставит задачи, выявляет перспективные области не только на местном уровне, но и в отношении внешних связей миссии ОУ. Завуч или администратор берут на себя многие функции координации и управления для достижения наиболее продуктивного результата, например, распределение учебной нагрузки, подбор персонала, организация учебного процесса,- все это является задачами эффективной работы менеджера.

Безусловно, роль человеческого фактора в управлении образовательными системами, заметно усилилась. В теории управления появилось понятие  педагогический  менеджмент. Педагогический менеджмент  –  это: – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития;  научно-организованное управление со своеобразной иерархией;

Первый уровень этой иерархии включает  управление деятельностью педагогического коллектива, второй уровень – управление деятельностью учащихся. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.

В заключение, следует отметить, что время не стоит на месте, несмотря на то, что профессия учитель – одна из древнейших в нашем социуме, она видоизменяется, как и само общество.  Учебная организация ставит перед собой задачи в соответствии с потребностями общества, а для их решения очень важно иметь эффективных педагогов управителей.

Библиографический список

Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина». Н.Новгород, 2014, С.125-130.

Шкунова А.А. Измерение и оценивание качества подготовки студентов по организационному поведению в системе дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54752 (дата обращения: 28.11.2016).

Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин //ФЭн-наука.2012. Т. 1. № 9 (12). С. 48-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

Статья "Педагог в инновационном образовательном пространстве."

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам иннова...

Методическая статья педагога дополнительного образования

Методическая статья педагога дополнительного образования Овсепян Армине  Амасяевны ГБОУ школа №520«Роль  дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и ...

Статья педагога ОДО

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Статья педагога дополнительного образования Николаевой Татьяны Валерьевны "Спортивные бальные танцы, история и основы физической подготовки"

Статья педагога дополнительного образования Николаевой Татьяны Валерьевны "Спортивные бальные танцы, история и основы физической подготовки"...