Статья "Педагог в инновационном образовательном пространстве."
статья на тему

Шашлова Олеся Михайловна

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам инноваций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_soiro.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог в инновационном образовательном пространстве.

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам инноваций.

Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к созданию инновационного образовательного пространства.

В настоящее время инновационное образовательное пространство рассматривается как взаимодействие инновационных образовательных систем и их компонентов, обеспечивающих не только получение знаний, умений и навыков, но и осуществление личностных изменений, направленных на формирование активных субъектов образовательного процесса.

Чрезвычайно актуально оптимизировать образовательное пространство техникумов и колледжей в условиях инновационных изменений. Решая данную задачу, необходимо создать в инновационном образовательном пространстве условия  и стимулы для развития мотивации студентов, навыков самоанализа на коллективном и индивидуальных уровнях,  а также формирования  инновационного поведения у обучающихся и педагогов, предполагающего проявление инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе творческих, неординарных решений.

Учебные заведения, работающие в инновационном режиме, позволяют развивающемуся обществу удовлетворять потребность  в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивизмом; обладают развитым чувством ответственности.   

В силу этого становится очевидной необходимость  внедрения в учебный процесс различных инновационных методов и форм, проектной деятельности, в усилении предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур.

Главной целью студенческих инновационных структур  является развитие предпринимательских инициатив молодежи, создание благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных студенческих организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи, а также осуществляющих и другие виды предпринимательской деятельности (коммерческое, финансовое, консультативное, страховое и т.д.).

Преподаватель является субъектом, организующим и управляющим учебным процессом в инновационном образовательном пространстве.

Поэтому условием успешного развития инновационных процессов становится как инновационный потенциал организации так  инновационный потенциал каждого педагога,  где главными характеристиками являются профессиональные, специальные моральные, мотивационные.

Характер инновационной деятельности педагога  зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Важный фактор, который обеспечивает успех в педагогической инновационной деятельности – мотивация.

Наряду с мотивацией, педагог должен иметь комплекс знаний о современных требованиях к результатам профессионального  образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

В свою очередь важно понимать, что  недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данном учебном заведении условий.

Несомненно, важный  компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Педагог, хорошо подготовленный к работе в инновационном пространстве:

- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном  

  учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

- умеет изучать опыт учителей-новаторов;

- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные  

   программы, технологии и дидактические средства обучения;

- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по  

  совершенствованию образовательного процесса;

- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности  

  учебного заведения;

- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной  

  деятельности.

Анализируя выше сказанное,  следует подчеркнуть, что  педагогическое мастерство преподавателя является  основополагающим фактором инновационной деятельности педагога

    Творческая деятельность преподавателя направлена на получение, систематизацию, переработку и передачу новой научной информации в целях подготовки специалистов. Этот вид деятельности требует особых способностей и длительной подготовки, в ходе которой такие способности развиваются и совершенствуются. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска.

     В конечном счете творческая индивидуальность – это высшая характеристика деятельности педагога, поскольку именно в процессе постижения и утверждения им своей творческой индивидуальности педагогический процесс, осуществляемый им, выходя за рамки обычной деятельности, превращается в деятельность творческую.    

Нельзя не отметить, что для успешной практической педагогической деятельности в инновационном  образовательном пространстве также  необходимы:

1. Банк информации, доступный для педагогов.

2. Экспертные услуги, дающие квалифицированную оценку деятельности.

3. Наличие консультативной помощи.

4. Координационный центр по взаимодействию педагогов, занимающихся близкими проблемами.

5. Взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой техникума или колледжа.

6. Благоприятной стимулирующей среды.

Следовательно,  важнейшее качество профессионального педагога – готовность работать в инновационном образовательном пространстве.

Литература.

1.Буланкина Н. Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика//Сибирский учитель. − 2000. − №1

2. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма педагога в  системе непрерывного педагогического образования. Рязань, 2000.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

4.Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. Автореф. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2000.

5. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М.,  1997.

6.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 2000.

7.Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое   пособие.  - М.: Высшая школа, 1988.

8. Сиротюк А. Л. Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в  

  профессиональной школе. – Курск: изд-во РФЭИ,  2011.

Инновационная деятельность педагога


Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Инновации могут быть представлены в виде:

· абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

· относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Источниками инновационных идей могут быть:

· неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

· различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

· потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

· появление новых образовательных моделей;

· демографический фактор;

· изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

· новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

· новизна в постановке целей и задач;

· глубокая содержательность;

· оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

· разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

· способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

· методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

· проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

· группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

· группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.


Список использованной литературы

1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65

2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15

3. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177

4. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог в инновационном образовательном пространстве.

Важнейшее качество профессионального педагога – готовность работать в инновационном образовательном пространстве....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы

Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как об...

«Формирование инновационного образовательного пространства в обучении филологии»

Теоретический материал для руководителей ШМО учителей русского языка и литературы...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"

Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...