Презентация для классных руководителей и социальных педагогов "Профилактика суицида"
презентация к уроку

Ширшова Марина Валерьевна

Презентация для классных руководителей и социальных педагогов по профилактике суицида

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon suitsid_.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)

Слайд 2

Суицид Является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается “убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от четырнадцати до двадцати четырех лет. “ Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.

Слайд 3

Суицидоопасные конфликтные ситуации для подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако, некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества.

Слайд 4

Причины суицида

Слайд 5

1. Лично-семейные конфликты : несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих; ревность, развод родителей; Ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства; воспитание и пребывание в семье, где есть алкоголики, наркоманы и психические больные; одиночество; неразделенная любовь; недостаток внимания, заботы со стороны окружающих; половая несостоятельность; Отверженность в детстве; Значительные материальные трудности.

Слайд 6

2. Состояние психического здоровья: реальные конфликты у здоровых лиц; патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности); состояние переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; Психическая травма в результате насилия. 3. Состояние физического здоровья: соматические заболевания, физические страдания; Уродства; получение необратимых увечий и травм (потеря зрения, конечностей и т.д.)

Слайд 7

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: Совершение уголовно-наказуемого поступка; боязнь иного наказания или позора; самоосуждение за неблаговидный поступок; Алкоголизм, наркомания. 5 . Конфликт в учебной сфере: несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа; несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей; конфликты с учителями и сверстниками.

Слайд 8

Особенности поведения, свидетельствующие о наличие суицидальных намерений

Слайд 9

Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров. Предпочтение траурной музыки. Разговоры об отсутствии ценности жизни. Фантазии на тему смерти. Интерес к возможным средствам самоудийства. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти Уход в себя. Замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей Капризность, привередливость . Когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги.

Слайд 10

Депрессия. Признаки депрессии: Понижение настроения, глубокая печаль; Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, плаксивость, слабость; Повышенная сонливость; Недомогание; Снижение внимания; Нерешительность; Социальная самоизоляция, отход от друзей, молчаливость; Снижение эффективности труда, учебы.

Слайд 11

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо внимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

Слайд 12

Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как опасный для жизни недуг. Раздача подарков окружающим . Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям, сослуживцам свои вещи. Специалисты по суициду утверждают, что эта зловещая акция - прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа с суицидентом для выяснения его намерений.

Слайд 13

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К нему может привести крупное эмоциональное потрясение: расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками; развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких; личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Слайд 14

Перемены в поведении . Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек (интраверт) неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать (ведет себя, как экстраверт), стоит присмотреться к нему. Такая перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличия к учебе, общению, жизни.

Слайд 15

Угроза. Наиболее часто оно выражается словами: "Вы будете виноваты в моей смерти", "Вы еще пожалеете обо мне", "Я не хочу жить среди вас«, «Скоро вы отдохнете от меня» и т.п. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, сообщить об этом родителям, предложить помощь, консультацию у специалистов службы здравоохранения (психиатр, мед психолог). Активная предварительная подготовка. приобретение отравляющих веществ и лекарств, хранение боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Слайд 16

Отношение подростков к смерти у детей и подростков еще недостаточно сформировано представление о ценности собственной жизни, часто не понимают непоправимости смертельного исхода, стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение”. не осознают, что смерть – это не временное состояние;

Слайд 17

Модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» Первый уровень – общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в школе. Мероприятия: Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Слайд 18

Задачи педагогического коллектива на данном этапе: Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

Слайд 19

Организация мероприятий с детьми, направленных: На привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме; На формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтных ситуациях; Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей; На формирование ценности жизни; На разработку позитивного прогноза будущего, формирование умения программировать свой успех. Выявление социально неблагополучных семей и работа с ними.

Слайд 20

Второй уровень – первичная профилактика Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Мероприятия Диагностика суицидального поведения Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Слайд 21

Классные часы, круглые столы, стендовая информация о признаках возможного суицид, факторах риска и путях действий в этой ситуации. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства. Выявление и коррекция эмоционально - волевых расстройств у учащихся. Выявление случаев физического и психологического насилия по отношению к детям и информирование об этом комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Слайд 22

Третий уровень – вторичная профилактика Цель - Предотвращение самоубийства Мероприятия: Оценка риска самоубийства. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). При выявление суицидального поведения у несовершеннолетнего направление его для получения специализированной помощи в учреждениях здравоохранения (психиатр, мед. психолог). Оповещение родителей.

Слайд 23

Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Слайд 24

Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья. Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб. Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Слайд 25

Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Мероприятия Оповещение, возможность проконсультироваться с мед. психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Слайд 26

Литература Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга). Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА.

Памятка для классных руководителей: как не допустиь суицид у подростка....

Выступление на ШМО классных руководителей «Психологический смысл подросткового суицида»

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смер...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Выступление на МО классных руководителей по теме: "Причины суицида у подростков"

Выступление на МО  классных руководителей  по теме: "Причины суицида у подростков"...