"Направления и формы работы социального педагога с родителями (законными представителями)"
учебно-методический материал

Особенности , формы и методы работы с родителями (законными представителями), этапы и направления сопровождения  неблагополучных семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Направления  и формы работы социального педагога с родителями (законными представителями)"

          В работе с родителями решаются следующие задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3. Приобщение родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

           В 2020-2021 учебном году:

Число детей, оставшихся без попечения родителей - 6

Число детей, находящихся под опекой  - 4

Число  приемных семей и опекунов - 3

Число детей из малообеспеченных семей – 14

Число детей из многодетных семей - 8

Число детей, воспитывающихся в неполной семье  - 18

Число семей,  состоящие на учете КДНиЗП  -1 Аксау

В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, некоторые из них ведут аморальный образ жизни. Учитывая сложный контингент родителей и детей, обучающихся в нашей школе, следует выделить следующие специфические особенности взаимодействия педагогов с родителями :

1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям школы.

2. Выработать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение. Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

Формы и методы работы

с семьей условно делятся на следующие этапы:

- профилактический; (классный руководитель)

- диагностический; (по запросу)

- реабилитационный.

Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. Учитель составляет социальный паспорт класса. На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы :

1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью к специалистам, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.

2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью в той или иной сфере образовательной деятельности. Работа соц. педагога строится по запросу классного руководителя.На данном этапе характерно использование следующих диагностических методов :

1. Наблюдение,

2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;

3. Анкетирование

4. Тестирование

Реабилитационный –На этом уровне работы с родителями можно подключать другие организации и специалисто : врача- психиатра,  органы  социальной защиты населения для оказания материальной помощи многодетным и малоимущим семьям, полицию.

Важное направление в работе – занятость детей во время каникул, в нашей школе эта проблема решается, через работу кружков и секций. Дети специальных (коррекционных) школ склонны к совершению правонарушений, поэтому школа взаимодействует с органами внутренних дел. За школой закреплен инспектор ОДН, который является частым гостем у нас. С ребятами проводятся беседы, рейды в неблагополучные семьи.

Хорошо налажена связь с органами опеки и попечительства, так как в школе много приемных семей и детей, находящихся под опекой. Дети нашей школы получают бесплатное питание. Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п.Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутри личностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.

Стратегии помощи.

В зависимости от уровня активности и степени самостоятельности семьи в решении проблем, встающих на ее пути, можно выделить несколько стратегий оказания помощи.

Семьям, занимающим активную позицию необходима, в первую очередь, информационная поддержка. Ведь главные трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям «особых детей», это правовой, информационный вакуум. Поэтому необходимо регулярно информировать родителей о правовых, законодательных гарантиях и возможностях; сведениях о различного рода медицинских, образовательных и других социальных институтах, занимающихся именно теми нарушениями, которыми страдает их ребенок. Родители, занимающие активную позицию, сами способны устанавливать необходимые связи и контакты, они часто становятся проводниками знаний для других семей. Как правило, именно они составляют актив родительского совета, основу общественного объединения.

  Вторая категория родителей характеризуется отсутствием четкого понимания сложившейся ситуации в семье, некоторой растерянностью. Работая с такой семьей, необходимо, прежде всего, помнить о том, что инициатива во взаимодействии должна исходить от социального педагога, учителя школы. Важно помнить о том, что при оказании помощи семье главной целью является создание условий, позволяющих ей решать проблемы самостоятельно.

Реабилитационная работа с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, проходит несколько этапов.

Первый и очень важный этап - диагностический. Именно на этом этапе выявляются проблемы семьи, определяется стратегия помощи.

Следующим шагом в деятельности специалиста является определение формы работы с семьей и основные направления по оказанию помощи. На этом этапе важно замотивировать родителей на совместную работу, показать, что специалисты и родители — союзники.

На следующем этапе работы с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, создается коррекционный маршрут, по которому будет двигаться ребенок и семья. Этот этап включает составление расписания коррекционных занятий, схемы индивидуальных программ и консультаций.Вся система реабилитационной работы направлена на активное включение семьи и ребенка во взаимодействие с социальной средой.

В заключении, хочется отметить, что главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы социального педагога с родителями

В данной презентации представлены диагностика, формы и методы  взаимодействия  с родителями....

Модели и формы работы социального педагога с семьей

Статья содержит материал из опыта работы социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении....

Практические формы работы социального педагога с детьми по профилактике употребления ПАВ

В данном материале представлены некоторые формы практической работы социального педагога с детьми по профилактике употребления ПАВ...

Формы работы социального педагога в семье.

Материал освещает работу социального педагога с семьей, особое внимание уделяется работе педагога с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации....

Рекомендации педагога-психолога родителям (законным представителям)

Рекомендации педагога-психолога родителям (законным представителям) направлены на коррекцию и восполнение проблем и трудностей, возникших в процессе образования и воспитания детей....

«Формы работы социального педагога и раннее выявление семей, вызывающих тревогу»

laquo;Формы работы социального педагога  и раннее выявление семей, вызывающих тревогу».   Социальная работа в школе, да и вообще социальная работа в целом определяется как органи...

Статья: "Продуктивное взаимодействие педагога, обучающихся, родителей\законных представителей - основа качественного выполнения государственного образовательного стандарта по географии"

Наш сегодняшний мир за последние десятилетия приобрел совершенно новый вид: VUCA-нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность, глобальная проблема образования: знания устаревают раньше...