Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы
статья

Старосельцева Юлия Алексеевна

Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся

в условиях современной школы»

Старосельцева Ю.А.,

руководитель ШМО

классных руководителей 5-11 классов

Слайд 1 Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Слайд 2-3 Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Слайд 4 Объединившись, две школы соединили традиции в гражданско-патриотическом воспитании: проведение ежегодных мероприятий совместно с ЦКР "Лебединец" , конкурсы смотра строя и песни, поздравление детей войны, возложение цветов к мемориалу памяти в нашем микрорайоне.

Слайд 5 Начиная с 2022-2023 учебного года в каждом классе ведется курс внеурочной деятельности "Разговоры о важном", на занятиях которого уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию. Каждый понедельник учащиеся начинают с поднятия флага, в котором ребята принимают участие согласно параллелям. Первый урок в расписании каждого класса "Разговоры о важном". Темы этого урока разнообразны, но все они посвящены гражданско-патриотическому воспитанию: День Российской науки, Традиционные семейные ценности, Мы разные - мы вместе, День героев Отечества и т.д. Ребята с удовольствием участвуют в обсуждении предложенных тем, выполняют интерактивные задания.

Слайд 6 В воспитательных планах классных коллективов это направление находит свое отражение через общешкольные дела и месячники. Например, День народного единства, День героев Отечества, акция "С днем Победы!", Бессмертный полк.

Слайд 7 С началом специальной военной операции на Украине учащиеся школы принимают активное участие в разных акциях: "Письмо солдату", "Открытка солдату", поздравление с праздниками., оказание гуманитарной помощи.

          Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

Слайд 8  В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир»,  танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство.

Слайд 9 Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения»,  «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

Слайд 10 На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Слайд 11-12 Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

- Тематические классные часы;

- Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

- Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

- Кружковая работа;

- Проведение общешкольных мероприятий;

- Проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;

- Экскурсии по селам нашего округа;

- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Слайд 13 В воспитательной деятельности классных коллективов определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

В планах воспитательной работы с классными коллективами особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

В школьной газете "Калейдоскоп" в соответствии с тематикой месяца публикуются статьи, посвященные данному направлению

Слайд 14 Для работы с детьми в школе используются различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны, города, сел и деревень, проектная деятельность и формы работы такие, как деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

        Слайд 15 Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

        Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

        Слайд 16 Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в деятельности педагогов.  И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Выступление на ШМО классных руководителей "Методическая система гражданско- патриотического воспитания"

Выступление на ШМО классныйх руководителей по теме "Методическая система гражданско - патриотического воспитание"...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната"

laquo;Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необ...