Фестиваль современной солдатской песни "Живая память"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Мифтахова Римма Ильгизовна

Данный фестиваль проводится ежегодно в день памяти выпускника школы Рамиля Хузина, погибшего при выполнении воинского долга в Чечне.  Фестиваль состоит из современных солдатских песен под гитару и фонограмму, стихов современных писателей о войнах в Афганистане, Чечне и других "горячих точках". На это мероприятие приглашаются родители Рамиля Хузина и участники боевых действий, ветераны войн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_soldatskoy_pesni.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль солдатской песни «Живая память»,

посвящённый памяти

Рамиля Хузина

Форма мероприятия: фестиваль современной  солдатской  песни

Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время.

Задачи:

Формирование чувства гордости за свой народ и страну.

Воспитание Духа ответственности и служения, любви и преданности Отечеству.

Развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести).

- содействовать повышению престижа армейской службы

Приёмы работы:   беседа с гостями фестиваля, сообщения ребят о военных действиях в Афганистане и Чечне,  выступления чтецов со стихотворениями,  показ слайдов, исполнение современных солдатских песен.

Оформление зала:

Плакат: «Мы чтим сынов  Отечества в мундирах,

                 Что славу флага умножают.

                 И в сложный, и в опасный век

                 Наш мирный сон надёжно охраняют!»

«Вспомним всех поимённо,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым».

стенд «Воины-России»; 

гирлянда из хвои, свеча;

музыкальное оформление: запись песен:  

группы Любэ «Берёзы», «Позови меня тихо по имени» (минусовка)

А.Маршал «Рота»

Мишель «Зажгите свечи»

А Розенбаум «В черном тюльпане»

 электронная презентация “Я твой солдат – Россия!”, «Россия-Родина моя»,  «Картина войны», «Он сердце не прятал за спины ребят» «Статистика войны в Чечне и в Афганистане»  

- компьютер, экран;

Место проведения: актовый зал школы

Дата проведения: 24 февраля 2011года

Ход вечера

Звучит фонограмма песни группы «Любэ» - «Позови меня».(минусовка)

Ведущий: Добрый вечер уважаемые гости, учителя и ребята! Стало доброй традицией ежегодно в феврале и марте месяцах проводить памятные мероприятия, посвященные Памяти погибших солдат в Афганистане и Чечне. 

Ведущий: И сегодня мы с вами станем участниками  фестиваля солдатской песни «Живая память», который мы посвятим выпускнику нашей школы Хузину Рамилю.

Ведущий:Сегодня на нашем фестивале принимают участие почётные гости:

1.

2.

3. директор школы- Клементьева Наталья Юрьевна

4.

Ведущий: Наш фестиваль мы назвали «Живая память», потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Живая – потому, что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём.

Ведущий: В нашем фестивале примут участие ребята старших классов, а оценивать исполнение песен мы попросим наших почётных гостей.

Слайд 1 ( о войне в Чечне под песню А. Маршала «Рота»)

Ведущий: У этой войны практически нет ещё истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Как бы не оценивали войну в Афганистане, Чечне, какие бы разноречивые комментарии не высказывали по поводу тогдашних, да и нынешних событий на Кавказе, для любого здравомыслящего человека ясно одно – это драматическая страница истории нашего многострадального Отечества, которая не должна быть предана забвению.

Ведущая: Нет более высокой, неповторимой и святой ценности, чем человеческая жизнь. Когда от нас уходят дорогие и близкие люди, с нами навеки остается память о каждом. Наши ребята, погибшие на этой войне, честно и беззаветно исполняли свой воинский долг. Они заслужили право на вечную жизнь в памяти будущих поколений

Ведущий: Как бы не менялось отношение общественности к этому факту нашей истории, люди, вынесшие на себе груз войны, прошедшие сквозь её огонь были и останутся для нас героями, достойными преклонения. Не осквернит наша память тех, кто не вернулся с войны.

Ведущая: Для нас воины- афганцы, воины-чеченцы  стоят в одном ряду с теми, кто защищал Родину в годы ВОВ.  Потому что это – герои, которые искренне верили, что выступают в интересах Родины, той которой они доверяли, которую любили.

Слайд 2 «Россия- Родина моя» под песню «Берёзы»  группы «Любэ»

1 чтец . Что теперь с нами стало…
              Как Россия устала…
              И какая ещё ждет Россию война?
              Мне не хочется крови,
              И не надо нам славы,
              Нас так мало осталось
               А Россия одна.

2 чтец . И послушным солдатам
По торжественным датам
Про берёзки да клёны
Сладкий голос поёт
Стыдно станет погонам
Защищать бастионы
У ворованной жизни
Тех и этих господ.

3 чтец . Заживут раны тела,
Если дело задело –
Ну, а если натравят-
друг на друга пойдем
Вновь попьёт нашей крови
Всласть слепая ворона.
Мне, наверно, не встретить
Двухтысячный год.

4 чтец . Под землей в Стратограде
   Отчеканят награды,
   Затяжными дождями
   Слёзы русских Матрен
   По Сибири, по Дону,
По России надолго
Не утихнет набатный
И молитвенный звон.

5 чтец . Только б души воскресли
И с надеждой и  с песней
Встали каждый, кто верит,
Что Россия – одна.
Брат, отец и друг детства,
За Россию – все вместе!
Заживут наши раны,
Но душа никогда

Ведущий: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Ведущая: В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.

Ведущий: Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её врагов, своими делами служить её интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное.

Ведущий: Наш фестиваль солдатской песни «Живая память» начинают ребята ____ класса с песней___________________________________________________

Ведущая:   Отгремели салюты, отзвучали здравицы в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Люди, воевавшие за свободу и независимость нашей Родины, надеялись, что эта страшная война будет последней. Но их надеждам не суждено было сбыться. XX век для страны был отмечен вехами и других войн. Одна из них – война в Чечне.

Ведущий: Она вовлекла в свой водоворот и искалечила жизни многих и многих солдат и офицеров. Нисколько не умаляя заслуги наших отцов и дедов, следует признать, что они так же воевали, погибали, получали ранения и увечья, переносили лишения.
Рано или поздно придет день, когда мы скажем: «Война окончена! Все позади! Больше никто не сложит голову в войне на Кавказе!» Но сегодня мы вспоминаем только одну дату – 11 декабря 1994 года, день начала чеченской войны.


Ведущая: 13 лет назад, в память о павших в этой войне, Фондом ветеранов и инвалидов вооружённых конфликтов «Рокада» положено начало Всероссийским Вечерам Памяти под названием «Помяни нас, Россия…», которые проводятся ежегодно 11 декабря. Каждый Вечер Памяти это правда о подвигах и буднях войны, это дань памяти солдатам и офицерам, отдавшим свои жизни за других и продолжающим свой воинский подвиг ради нашего мирного существования. 

Чтец 1

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Пред тем как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни на засыпанных пылью и пеплом,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью.
И рубцом материнское сердце отметь.

Чтец 2
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу.
От звезды до звезды, от беды до беды.

Чтец 3
Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.
Не трибунною речью, не строчкой газетной-
На великих скрижалях любви запиши.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплети.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы – для тебя!

Ведущий: Сегодня у нас в гостях участник боевых действий______________________________________________________________

Какие воспоминания у вас о войне, о службе в армии?

 (Выступает гость.)

Ведущая: С понятием Родина мы связываем самое дорогое, что может быть у человека – это родной дом, семья, друзья, любимые. Человек, оказавшийся в дали от всего этого, очень остро ощущает боль от разлуки. Тем более, если его окружают в этот момент – война, жестокость, смерть.

В исполнении ребят _____ класса  звучит песня___________________________________________________________________

Звучит стихотворение «Этот мир без тебя…»

Этот мир без тебя –
Просто серые скалы.
От палящего солнца
Не спрятаться в тень.
Здесь чеченские бурки
Стерегут перевалы
И в тревожных рассветах
Рождается день.

Этот мир без тебя
Перечеркнут ракетой,
И погибшим друзьям
Не закончиться счёт.
Здесь измерена жизнь
Пулеметною лентой,
Караванной тропою и чем – то еще.

Этот мир без тебя –
После рейдов усталость,
Недописанных писем
Скупые слова.
Здесь в сердцах уживаются
Ярость и жалость
И по - прежнему в душах
Надежда жива.

Этот мир без тебя
Неизменен и вечен –
Без случайных разлук
И нечаянных встреч.
Здесь ремни автоматов
Врезаются в плечи
И звучит иностранная
Странная речь.

Этот мир без тебя,
Он расколот войною.
Эхо выстрела скачет по склонам крутым.
Этот мир без тебя все же полон тобою,
И становишься ближе
Далекая ты.

 Ведущий:  Душа человека никогда не смирится с  теми страшными вещами, которые происходят на войне. Поэтому стихи и песни, рожденные на войне, переполнены самыми светлыми человеческими чувствами, способными выжить в жестоком огне войны.

Стих Александра Артамонова «Про Афганистан»

Солнце, тёплая вода,

Пыль и скалы, крик шакала.

По пятам идёт беда

И рука стрелять устала.

Перегретый автомат,

Грязный бинт и боль в суставах,

магазин и пять гранат,

Всё что у тебя осталось.

Рядом друг, ещё живой

Налетевший на растяжку.

Страшный, без руки, слепой.

Кровь на порванной тельняшке.

За камьями смерть в чалме

Незаметно притаилась.

Охраняет их Аллах.

Нас же, видно, Бог покинул.

Всё, дружок, кольцо в руке.

Мы живыми не сдадимся!

Нам всего по двадцать лет,

Не придётся нам жениться.

Магазин уж пуст давно,

Лишь граната между нами…

Жаль, что это не кино,

Мы с тобой в Афганистане…

отрывок из фильма «9 рота» под музыку Михаила круга «Про Афганистан»

Ведущая:  Слово предоставляется гостю нашего вечера, воину – афганцу______________________________________________________________

(Выступает воин- афганец.)

Ведущий:  Я, Хузин Рамиль, торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Ведущая: Эти слова клятвы торжественно произносил перед строем своих сослуживцев во время присяги 15 лет назад, выпускник нашей школы Хузин Рамиль. Он свято выполнил свой воинский долг и навеки остался солдатом, награжденным орденом мужества – посмертно.

Слайд 3  «Он сердце не прятал за спину ребят…» о подвиге Р.Хузина под фонограмму песни группы Любэ  «Комбат»  (минусовка)

 Чтец 1 /зачитывается стихотворение Акинфеевой Е.П. “Я убит на чеченской войне”

Под песню «Комбат»  группы Любэ  (минусовка)

Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал и пятерки и двойки,
Но я школу свою любил.
Не спешите, постойте ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: “Какой был весёлый!
И какой он ещё молодой!”
Подождите девчонки смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось лишь восемнадцать,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне…
Я зимой не вернулся из боя,
Я убит на чеченской войне.
Мать рыдает, горюет, страдая,
Над могилою ранней моей,
Да поёт по весне, заливаясь,
Подпорожский шальной соловей.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне,
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой
на дорогах моих неземных

Ведущий: Особое преклонение заслуживают матери воинов. Ничто не - сравнимо с той непрекращающейся болью, которую они пережили с уходом сыновей на войну. Ничем не оплатить страдания той матери, которая потеряла своего сына.

Звучит стихотворение Н. Некрасова «Внимая ужасам войны».

Чтец 1 Внимая ужасам войны,
            При каждой новой жертве боя

             Мне жаль не друга, не жены,
            Мне жаль не самого героя…
            Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Ведущий:  Давайте и мы почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с войны.

(На стену выходят 10 учеников со свечами на руках и выстраиваются полукругом)

Ведущая: В память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченской войне, в горячих точках, объявляется минута молчания.

Минута молчания.  

Слайд 2 (о статистике войны в Чечне и в Афганистане) под  песню  «Зажгите свечи» Мишель

Песня __________________________________________  в исполнении _____класса

Звучит стихотворение В. Фомичева «Как тяжело, когда хоронят юных».

Как тяжело когда хоронят юных!..
Ах, не вчера ли в школу он ходил,
Перебирал твои, гитара, струны,
Был весел, оживлен, с друзьями мил?
И что ж? Они несут его в могилу
Все одноклассники, иная молодежь.
Портрет того, кто рано нас покинул,
Невеста держит. Да, он был хорош!
Любил он мать, отца, работу, солнце.
Не жулик он, не мразь, а крепь страны.
Не потому ль так сердце мое рвется,
Как с лучшим я прощаюсь из родни.
Гляжу, скорбя, на тихую окрестность;
На солнце, что как древней сказки щит.
Несправедливо, что любовь не спелась
И что бедою красный день кричит!

В исполнении ______ класса звучит песня ________________________________________________________________________

Чтец 1

Опять чернеют матери от горя,

А молодые вдовы голосят.

И взрывам эхо болью вторит,

Вертушки ангелом висят

Взойдём на огненный Парнас

И больше не увидим близких.

Россия вновь забудет нас,

До боя вычеркнув из списков.

Болят без крови по краям,

Уже не заживая, раны,

Когда приносят матерям

Груз «Двести» «Чёрные тюльпаны».

Мы этой боли не просили,

Она сама настигла нас.

Глядит страдание России

В страданье материнских глаз.

Звучит песня «В черном тюльпане» А.Розенбаума  

(под затихающую музыку)

Ведущий: Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.

И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз.

И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.

Звучит стихотворение Д. Гомбожава «Война».

Ведущая: Война – это гибель всего родного:
               кров без людей,
               люди без крова.
Ведущий: Война – это черное, гнусное дело:
               тело без ног,
               ноги без тела.
Ведущая: Война – это тысяч разлук причина:
               сын без отца,
               отец без сына.
Ведущий: Война – это слезы, зола и стужа:
              муж без жены,
              жена без мужа.
Ведущая: Война – это тучи пепла и смрада:
               стада без лугов,
               луга без стада.
Ведущий:Война – это кровь, эпидемия горя,
              пороха дым,
              селенья в огне…
Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.

  1. Война - явление жёсткое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.

В исполнении    ______ класса звучит песня ___________________________________________________________________

Чтец. Читает стихотворение Ольги Акимовой “Возвращайся живым”

  1. Возвращайся живым! Умоляю!
    С этой глупой, ненужной войны,
    Всех Богов я сейчас призываю,
    Чтоб спасли от пришедшей беды.
  2. Тебе трудно сейчас, но быть может,
    Бред политиков кончится все же.
    А пока боль мне душу тревожит,
    Хоть у Бога прошу – не тревожь!
  3. Я не знаю твой адрес и индекс,
    Номер почты твоей полевой,
    Написала бы кучу я писем,
    Да видать не судьба, милый мой.
  4. Я молитвой своей горячей
    Заклинаю от пули лихой,
    А любовь ведь бывает и зрячей.
    Возвращайся скорее домой.

Ведущий     В исполнении    ______ класса звучит песня ___________________________________________________________________

Ведущий: Наш фестиваль подошёл к концу и пора подвести итоги.

Слово предоставляется гостю нашего мероприятия ____________________________________________________________________

Награждение участников

Ведущий: Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости.

Ведущая: Я очень надеюсь и хочу верить что поколение,  которое сидит в нашем зале никогда не возьмёт в руки оружие…

Ведущий: У каждого человека есть свой долг. Долг перед страной, долг перед другом, долг перед матерью, долг перед совестью, долг перед памятью, долг перед живыми, долг перед  ушедшими в иной мир. Помните об этом!

Ведущая: И в заключение нашего фестиваля я предлагаю всем участникам нашего мероприятия исполнить своеобразную песню-гимн русскому воину, русскому солдату

Исполнение заключительной песни. Фотография на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль солдатской песни "Аты - баты!"

Внеклассное мероприятие. Может быть использовано как закрытие недели истории в школе или на 23 февраля....

"Солдатская память"

Сценарий праздника Победы...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

Сценарий фестиваля солдатской песни

В МБОУ Староюрьевской СОШ патриотическому воспитанию обучающихся уделяется особое внимание. Существует комплексная целевая программа "Растим патриотов". В февлале ежегодно интересно, широко и раз...

фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....

Литературно-музыкальная композиция "Солдатская память", посвященная 70 годовщине Великой Победы

Литературно-музыкальная композиция "Солдатская память", посвященная 70 годовщине Великой Победы...

Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"

Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...