Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова
план-конспект урока (5 класс) по теме

Чикалева Светлана Михайловна

Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются  станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ладья с индийскими гостями, Царевна-Лебедь и другие герои...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_rimskiy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«К 170-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова»

    Сценарий мероприятия для средней школы

Слайд 1. (С портретом)

БАЯН: Как взошли по поднебесью часты звёздочки,(Под мелодию гуслей)

Освещали они землю Новгородскую,

И горели они разгоралися,

Ярким заревом воспламенялися.

Народился в эту ночь в граде Тихвине

Не купец, не богатырь – а желанный сын,

И пророчили ему звёзды ясные

След оставить на земле в людской памяти…

На высоком берегу реки Тихвинки, (Слайд 2- Дом) 

Во прекрасном, во саду возвышался дом,

Вырастал там мальчик, названный Никою,

:Восхищался красотой, что была кругом!

 -Слайд 3,4 (фон деревни и цветы)

         - А цветы к нему в ладони склонялися,

          И росою его руки омывалися,

          Раздавалось во садах птичье пение,

          Разливая в сердце негу-наслаждение.

 Распевались голоса  да за околицей

 Чаровали  всех распевами длинными.

 И   под эти  да напевы прекрасные,

          Зарождалися в нём образы разные

         -Слайд 5: (Опера  «Снегурочка»)

Чтец1.«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель, Весна, не было лучше царства Берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле - Солнцу… Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью как «Снегурочка»! 
                                                                                                    Н.А.Римский-Корсаков

     -Слайд 6 (Фон Берендеева государства)

 (Звучит Пляска птиц из Вступления к опере «Снегурочка»)

На её фоне:

Чтец 2: -Из леса выбегает дочь деда Мороза и Весны – Снегурочка! Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей. Радуется и плачет…

 «Плакала Снегурочка,
Зиму провожая,
Шла за ней печальная,
 
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
 
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!»

Зато теперь она может слушать чудесные песни пастушка Леля, ходить с подружками в лес по ягоды…

-Слайд 7: (Заповедный лес)

 Звучит фрагмент арии: “С подружками...” Снегурочка и «подружки» изображают то, о чём поёт Снегурочка (после движений Снегурочки и девочек - перестраиваются в круг, танцуют под мелодию Сцены в заповедном лесу)

 Баян: (Под мелодию гуслей)

 Вы ж играйте, мои гусельки, играйте,

 И напевами рассказ сопровождайте…

Пробегали года  - да зимы с вёснами,

Подрастал Николай  до отрочества.

Отправлял его отец во Петров во град

Научить морскому делу, офицерскому.

-Слайд 8 (Фотография в период учёбы)

Долгих шесть годков да проучился он,

В кругосветное отправился плаванье

Проплывая по морям у разных берегов,

Видел много стран и тихих гаваней…

-Слайд 9 ( с морем): 

Видел море он спокойным и бушующим,

Восхищался он морскою пучиною

( Он опишет их не раз, в скором будущем,

Музыкальной увлекаясь  картиною)

(Музыкальный фрагмент «Море и Синдбад»)

 Баян: (Под мелодию гуслей)

Вы играйте, мои гусельки яровчатые,

Пойте, пойте нам о Римском, о – Корсакове…

Полюбилась из искусств ему музыка,

В жизни ей решил отдать предпочтение.

И опять его путь во Петров, во град,

Посвятить себя её изучению.

Там сторонников  его кружок собрался,

Он для всех  «Могучей кучкой» назывался

-Слайд 10 (Портреты членов кружка: Балакирев, Чайковский, Даргомыжский, Кюи, Бородин…)

Вы играйте, мои гусельки яровчатые,

Пойте, пойте нам о Римском, о – Корсакове…

И сбывались все мечты его желанные,

Дирижёром он стал и композитором,

А сюжеты своих опер гениальных,
По былинам и по  сказкам  записывал…

Как вернулся он из плаванья дальнего,

Зародилась мысль в голове его,

Написать картину музыкальную,

О купце, о новгородском, о Садко.

- Слайд 11 (У моря)

         Под звучание мелодии «Океан-море синее»-  Вступления к опере «Садко» выплывает ладья. В ней - Садко.

Чтец 3: В Великом Новгороде жил гусляр Садко. Он ходил по честным пирам, веселил купцов да бояр. 

А однажды пошёл Садко к Ильмень - озеру, и стал играть там на гуслях. Взволновалось озеро и пошли волны. Из пены вышел царь Озёрный и решил отблагодарить его за прекрасную музыку.

По наставлению царя, купил Садко невод, бросил в озеро и вытащил три рыбины - золоты перья. Продал их купцам новгородским  и  стал купцом богатым. И скупил все товары новгородские и решил скупить их по всему свету. Построил корабль, набрал дружину и отправился в путь.

На обратном пути в ладье оказываются купец и индийский гость

    (Звучат фрагменты оперы «Садко» - «Песня индийского гостя»  с обыгрыванием))

 Баян: (Под мелодию гуслей)

 И  писалася им  опера прекрасная,

         Где гусляр Садко играл чудно так,

         Что под музыку его царь пустился в пляс

         И не мог остановить своих ласт никак!

Тут позволю я вам, гусельки, притихнуть,

Чтоб привлечь к словам моим внимание:

Здесь поблизости, в именье, в Смердовицах,

Он заканчивал чудесное созданье.

Здесь на озере лесном, что в Смердовицах

Древний камень водой омывается

И последние той оперы страницы

 Молчаливой он хранит в своей памяти

-Слайд12 ,(с фотографией Смердовицкого озера)

Вы играйте, мои гусельки яровчатые,

Пойте, пойте нам о Римском, о – Корсакове…

Полюбились, полюбились композитору

Замечательные пушкинские сказки,

О царе, о Гвидоне, о Лебеди,

Где Добро и Зло, коварство и ласка.

-Слайд13: (Фон к сказке о царе Салтане)

ЗВУЧИТ ИНТРОДУКЦИЯ К СКАЗКЕ

Чтец 4: -Особенно благодатным материалом для Римского – Корсакова стала «Сказка о царе Салтане». В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах, да так ярко, что, слушая музыку, мы живо представляем себе волшебный город Леденец, «с златоглавыми церквями, с теремами и садами», а в нём Белку, могучих богатырей и прекрасную Царевну-Лебедь.

         И решил написать Римский-Корсаков

        О Салтане  нам оперу-сказку.

        Раскрывал он в ней  множество образов,

        И они зазвучали прекрасно!

   

Чтец 5: -Одним из  знаменитых эпизодов  является «Полёт шмеля» из этой оперы. Вы помните, как Царевич Гвидон тайком попал в царство Салтана, оборотясь то в комара, то в шмеля? В музыке мы слышим, как шмель жужжит, в своём полёте набирает высоту, кружится на одном месте.

Звучит фрагмент из оперы  «Полёт шмеля»

Выходят на сцену Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Изображают по тексту.

      - Шмелем князь оборотился,

        Полетел и зажужжал,

       Судно на море догнал…

        Чуду царь Салтан дивиться,

        А царевич хоть и злиться,

        Но жалеет он очей,

        Старой бабушки своей:

        Он над ней жужжит, кружится,

        Прямо на нос к ней садиться,

        Нос ужалил богатырь:

      На носу вскочил волдырь!

      И опять пошла тревога6
     «Помогите, ради Бога!

       Караул! Лови, лови!

       Да дави его, дави…

       Вот ужо!Пожди немножко,

       Погоди!» А шмель в окошко.

       Да спокойно в свой удел

       Через море полетел.

Чтец5-а : -

А вот ещё одна героиня оперы - сказки!

       

Чтец 6 :-За морем царевна есть 
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает 
Ночью землю освещает 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит… 

-А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит- 
Словно реченька журчит!
Молвить можно справедливо: 
Это диво, так уж диво!

-Слайд 14: (Море и Царевна-Лебедь)

Звучит фрагмент:  «Ария Царевны- Лебедь»

 Море волнуется из него появляется Царевна-Лебедь, медленно машет крыльями . танцует

Баян: Вы ж играйте, мои гусельки, играйте,

 И напевами рассказ сопровождайте…

         Были оперы  те сказки гармоничными,

         А попозже создавались сатиричные,

         И сатиру на бездарность  тех, кто правил

         В «Золотом петушке» он нам оставил

Чтец 7 :-: «Завершает творческий путь Римского-Корсакова опера «Золотой петушок», сочиненная им в период с октября 1906 по август 1907 года. Пушкинский сюжет послужил композитору для создания сатирической оперы, беспощадно обличающей самодержавие. Последние Месяцы жизни композитора были отравлены борьбой с царской цензурой, покушавшейся даже на пушкинские стихи.»

 (Фрагмент  оперы-сказки: Тема Додона (со словами).

Выходят Додон, Звездочёт.

Додон, жалуясь Звездочёту, изображает всё, о чём поёт. Сбоку появляется петух, выкрикивая словами: «Кири-ку-ку.

Царствуй лёжа на боку»

Чтец 8 :     «Додон  ленив, труслив, но претендует на большой ум, величие и смелость! Интонации его вокальной партии грубы, просты, отрывисты, будто лишен он живого человеческого чувства…»

А позже в оркестре маняще и обольстительно звучит ария Шемаханской царицы.  Изысканно, изящно с восточным колоритом!        

Слайд 15«Шатёр»   появляется Шемаханская царица, "вся, сияя, как заря".

 Звучит Ария  Шемаханской царицы. Царица танцует под её звуки.

Чтец 9: -Эта ария подобна светлому идеальному миру покоя, гармонии, возвышенности.

Как причудливый восточный узор вьется ее мелодия, перекликаясь с гобоем и английским рожком.

      -Слайд 16. с портретом композитора и его годами жизни.

        Баян: (Под мелодию гуслей)

Как всходило в  поднебесье солнце красное,

Освещало оно землю да русскую,

И горели оно да  разгоралося,

Ярким светом своим  да наполнялося,

Жил и радость творил на родной земле

Не купец, не богатырь, а желанный сын,

Как пророчили ему звёзды ясные -

         След оставил на земле в людской памяти…(Слайд 17)

                                                Сценарий составила Чикалева С.М.- учитель музыки МОУ «Большеврудская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

Сценарий литературного праздника "130 лет со дня рождения К. И. Чуковского".

Сценарий составлен для младших школьников с нарушением слуха. Предполагается, что праздник является итоговым мероприятием в системе совместного планирования работы по чтению, развитию речи, ознакомлен...

Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"

Ежегодно, в  нашей школе  в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Сценарий школьного праздника «День Матери – праздник любви и благодарности»

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента. В этот день по традиции поздравляют всех мам, а на государственном уровне чествуют женщин,...

Сценарий школьного праздника "Праздник детской моды"

Сценарий праздника с демонстрацией работ учащихся, конкурсов....

Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова

Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются  станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ла...