Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романтика романса"
классный час (11 класс) по теме

Дмитриева Ольга Александровна

Романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. В данной разработке представлена история возникновения и особенности романса 19-20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий: "Романтика романса"93.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

Литературно – музыкальной композиции «Романтика романса»

Составитель – преподаватель Дмитриева Ольга Александровна

Цели: мероприятие  направлено на формирование и развитие ценностно-смысловой, социокультурной, коммуникативной, информационной и учебно-познавательной компетенции.

Задачи: 
1) развивать творческий потенциал учащихся;
2) способствовать формированию культуры чувств, способности к общению;
3) развитие чувства прекрасного; приобщение к общечеловеческой культуре, нравственным ценностям.

Ведущий.

С течением времени изменяются не только музыкальные стили и жанры, изменяется ритм жизни, восприимчивость музыки и поэзии, уровень чувствования. Но человек остается человеком; его желания, переживания, эмоции никуда не исчезают, а ищут и находят новые средства выражения. Романс и сегодня, в XXI веке, отражает эмоциональную жизнь русского человека. Романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. Сегодня мы хотим открыть для вас дверь в волшебный мир романса. В добрый путь.

Видеофрагмент. «Романс о разлуке» из кинофильма «Гардемари́ны, вперёд!»
исполняют Елена Камбурова и Олег Анофриев. Композитор: Виктор Лебедев. Поэт: Юрий Ряшенцев.

Докладчик № 1 «О истории романса»

Рома́нс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением[1].

Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (ШубертШуманБрамсВольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, МасснеГуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого».

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Докладчик № 2 «История русского романса»

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы АлябьевВарламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.

«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. ВертинскийВ. ПанинаА. ВяльцеваН. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла ЮрьеваТамара Церетели и Вадим Козин. В наше время Ольга Егорова (Невская).

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай СличенкоВалентин БаглаенкоВалентина ПономарёваНани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Докладчик № 3 «Жестокий романс»

Жестокий романс — жанр русской песни. Возник приблизительно в середине XIX века. Время его расцвета приходится на последнюю четверть XIX — начало XX века.

Местом рождения жестокого романса считают городскую и пригородную среду, где проживали преимущественно низшие и средние слои населения («мещане») — крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, небогатые торговцы.

Мещане стали создавать собственную субкультуру, выстраивая её из элементов городской и деревенской культур. Собранная из разнородных элементов, мещанская, или, как ее иногда называют, третья, культура включала в себя поэзию и музыку (частушкароманс), танец (например,кадриль), театр (балаган), живопись (лубок), декоративно-прикладное искусство и даже архитектуру. Окрепнув, «третья культура» начала влиять уже на традиционную деревенскую культуру.

В XX веке жестокий романс постепенно вытеснял из народной поэзии старинную песню и стал любимым деревенским жанром. В дальнейшем жестокий романс послужил одним из источников городского романса.

Своеобразие жанра «Жестокий романс» заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад.

В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийствосамоубийство, смерть героя от горя, либо смертельное горе.

Этот жанр был особенно популярен во второй половине 19 века. А в 1983 году режиссёра Эльдар Рязанов снял  художественный фильм по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», который назвал «Жестокий романс»

Видеофрагмент. «Под лаской плюшевого пледа…» из кинофильма «Жестокой романс» исполняют Елена Камбурова. Композитор: А. Петров. Поэт: Марина Цветаева.

Докладчик № 4 «Композиторы»

Романсы писали такие мировые музыкальные классики, как Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист. Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву и в творчестве русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова. 

Докладчик № 5  «Последняя любовь»

«Из длинного списка имён, желанных сердцу поэта Ф.И. Тютчева, нам известны только четыре имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для поэта. Им определилось всё самое значительное в его любовной лирике» (из биографии Фёдора Ивановича Тютчева).

Три имени — это Амалия Крюднер (Адлерберг), Элеонора Петерсон (первая жена поэта) и Эрнестина фон Дернберг (вторая жена).

Единственное русское имя принадлежит Елене Александровне Денисьевой (1826–1864), невенчанной жене Тютчева и матери троих его детей, вдохновительнице известного всем любителям русской поэзии «денисьевского» цикла его стихотворений.

Елена Денисьева, племянница инспектрисы Смольного института и его выпускница, была дружна со старшими дочерьми Тютчева и в их доме встретила свою любовь, ради которой пожертвовала положением в обществе, возможностью стать фрейлиной, пожертвовала друзьями и родственниками (говорят, отец её проклял).  Их отношения продолжались 15 лет. 15 лет презрения, забвения и безграничной преданности друг другу. Тютчев посвятил Денисьевой множество стихотворений, одно из которых «Последняя любовь» стало основой великолепного романса и нежности и преданности.

Видеофрагмент «Последняя любовь» исполняет Елена Камбурова. Композитор: В. Дашкевич. Поэт: Федор Тютчев.

Докладчик № 6 «Сияла ночь»

Стихотворением "Сияла ночь" А. Фета  мы обязаны двум женщинам: Татьяне Андреевне Берс, младшей сестре Софьи Андреевны Толстой, и Марии Петровне Боткиной, жене Фета. Подробно история создания описана в мемуарах Т.А. Кузминской (Берс) "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне". Вот ее сокращенный вариант: 
"В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. 
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь". 
Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: "Это вам в память вчерашнего эдемского вечера". 
Заглавие было – "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят". 
С тех пор прошло четыре года. 
Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. 

Видеофрагмент «Сияла ночь» исполняет Александр Малинин. Композитор: Н. Ширяев. Поэт: Афанасий Фет.

Докладчик № 7 «Средь шумного бала…»

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Многие помнят и эти стихи Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), и сливающуюся с ними мелодию романса Чайковского. Но далеко не все знают, что за стихотворением стоят живые события: начало необыкновенной романтической любви. 
На маскараде в петербургском Большом театре зимой 1850–51 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку. Камер-юнкер был знатен: мать – внучка последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского и дочь министра народного просвещения при Александре I, отец – из старинного рода Толстых. Но баловень судьбы не слишком ценил своё высокое положение – его душа с юности была отдана поэзии. В 1850-м он уже печатается, уже замечен. 
Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске – с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева. Она также принадлежала к высшему свету . Женщина она была незаурядная, знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью. Она переписывалась с И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, с начинающими авторами, чьи имена появлялись на страницах журналов. "Мне кажется, что вы действительно должны быть очень добры, – отвечал на её письмо Тургенев, – что у вас много вкуса и грации, и я чувствую, что мы можем быть друзьями. Я бы с охотой доверял вам и вашему суду всё, что меня занимает". 

«Средь шумного бала» исполняют Георг Отс. Композитор: П. И. Чайковский.
Поэт: А.К. Толстой.

Докладчик № 8 «Романс 20 века»

Романс как явление культуры не только перекочевал из века 19 в век 20, но и перешел на новый этап развития в период Серебряного века.

Русский Серебряный век почти полностью совпадает с хронологическими рамками европейского символизма. Общей была и основная идея - превратить поэтический язык в музыкальный. Романсное наследие Серебряного века огромно, исчисляется не сотнями, а тысячами вокальных произведений. Но в советское время романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строительства социалистического будущего. Серебряный век русского романса нам еще предстоит открывать заново не потому, что он был "забыт", стал достоянием истории, а потому, что был стерт с лица земли. Это не затонувшая, а уничтоженная русская Атлантида.

Романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово  »
исполняют Ирина Мазуркевич. Композитор: А. Петров. Поэт: Марина Цветаева.

Докладчик № 9 «Анна и Николай»

Они познакомились еще в юности: Николаю Гумилеву было 17, Анне Горенко (настоящая фамилия поэтессы) – 14. Молодой человек, наделенный богатым внутренним миром, не мог не обратить внимания на девушку, которая, казалось, была окутана некоей тайной – тайной, как мы теперь понимаем, таланта! Через 7 лет молодые люди обвенчаются. Пока же, в 1903 году, их связывают лишь Царскосельская гимназия и увлечение поэзией.
Николай Степанович Гумилев, талантливый поэт, замечательный переводчик и критик, настоящий путешественник, был человеком глубоким, страстным, увлекающимся. И, конечно же, если он влюблялся, то отдавался этому чувству полностью, вознося свою возлюбленную на недосягаемую высоту. Анна Андреевна не сразу ответила ему взаимностью. Однако нет девушки, которую бы не покорила любовь, ради которой готовы пожертвовать жизнью. Трижды Гумилев предлагает Ахматовой руку и сердце – дважды получает отказ и дважды пытается свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви. Третье предложение было принято…
В 1910 году состоялось венчание и молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж. Впереди их ждало много тяжелых испытаний, но в тот год они были по-настоящему счастливы.
К моменту женитьбы Н.С.Гумилев – уже известный поэт, автор нескольких поэтических сборников, признанный критик, переводчик. Имя двадцатилетней Анны Горенко пока никому не известно – первые стихотворения были опубликованы поэтессой в 1911 году. ворческие люди – натуры многогранные и сложные, их жизнь редко укладывается в принятые «рамки», потому что на первом плане у них всегда искусство. Брак А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилева был сложным и продлился всего 8 лет. В 1912 году у них родился сын – Лев Гумилев. Примерно в это же время в семье начинаются размолвки, через несколько лет семья фактически распадается. Развод, оформленный в 1918 году, был лишь документальным свидетельством того, что произошло намного раньше. Но именно в этом году было написано стихотворение, которое через много лет станет основой романса, музыку к которому напишет Анатолий Бальчев – друг Владимира Высоцкого.

«Однообразные мелькают…» исполняет Н. Носков. Композитор: А. Бальчев. Поэт: Н.С. Гумилев.

Докладчик № 10 «Исполнители романсов»

В романсе сливаются воедино  три начала: музыка, слова, голос. Они неотделимы друг от друга и именно поэтому романс так удивительно воздействует на каждого человека. Композитор, автор слов и исполнитель создают тот сказочный мир, который и называется миром романса. Сегодня мы говорили о поэтах и авторах музыки и не можем не сказать о самых известных певцах – исполнителях романсов: Александр Вертинский, Федор Шаляпин,  Леонид Утесов, Алла Баянова, Александр Малинин, Валентина Пономарева, Олег Погудин, Муслим Магомаев, Леонид Серебренников, Изабелла Юрьева, Сергей Захаров, Нани Брегвадзе и многие другие.

Ведущий.

Романс... Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий... О романсе можно говорить очень много - неисчерпаем он в своей глубине и богатстве. А можно молча внимать ему, ибо в тишине и безмолвии обретается и постигается его таинственный смысл и сила, и звучит его голос. Он неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Романс пережил века и не устарел, он пойдет вместе с нами в будущее и будет зажигать и питать сердца будущих поколений. Да и не может быть иначе, ведь он весь пронизан любовью, он состоит из любви, и как и сама любовь не может устареть. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители романса - это те, в ком романс находит свой живой отклик.  А напоследок я скажу….

«А напоследок я скажу» исполняют В. Пономарева. Композитор: А. Петров. Поэт: Б. Ахмадулина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера «От песни до романса»

          Добрый вечер,  уважаемые любители музыки!     Наш сегодняшний концерт мы назвали «От песни до романса».     ...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....