Чудо земли- хлеб
методическая разработка на тему

БЕЗБОРОДОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА

 

Цель: - расширить представление учащихся о значении  хлеба в нашей жизни;

 - дать знания учащимся об истории хлеба;

 - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду;

- формировать нравственные ориентиры на примерах уважительного отношения к хлебу и его роли в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_zemli-_hleb.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Чудо земли хлеб.

             А.В. Безбородова

                                            ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная              (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат  VIII вида»

воспитатель

Цель: - расширить представление учащихся о значении  хлеба в нашей жизни;

 - дать знания учащимся об истории хлеба;

 - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду;

- формировать нравственные ориентиры на примерах уважительного отношения к хлебу и его роли в жизни.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим,-

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Каравай- самый древний хлеб у славян. Старое его написание- коровай-подсказывает, что оно сродни слову «корова». Так оно и есть. Еще предки славян пекли его на коровьем молоке.

Каравай земли и неба

На твоем столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом т зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный

Хлебный колосок!

   Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы.

   5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба.

Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых  мастера выпекали разнообразные сорта хлеба. 

   На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времен, и хлеб пекли практически в каждом доме.

   В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Конкурс – закончи пословицу:

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Без соли, без хлеба, худая беседа.

 Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Худ обед, коли хлеба нет.
Много снега – много хлеба.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

“Хлебные” частушки!

Все мы в городе живём, 
Сушки, пряники жуём. 
Мы частушек много знаем 
И сейчас для вас споём.

Он не падает к нам с неба 
Появляется не вдруг: 
Чтобы вырос колос хлеба, 
Нужен труд десятков рук.

Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе:
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Дождик, дождик, поливай – 
Будет славный урожай:
Будет спелая пшеница 
Будут рожь и чечевица.

Хороши к обеду плюшки,                                      

Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет.

Слава тем, кто сеет, пашет,

Кормит хлебом весь народ.

Мы желаем на столе чтоб,

Хлеб иметь вам круглый год.

Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

А кто же трудится, чтобы на столе у нас всегда был свежий хлеб?

Кто для нас хлеб создает

(Коллективная декламация-перекличка).

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

 Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора».

«Дадим! — отвечают в цехах металлисты. –

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно»

«Дадим! — Отвечают немедля мартены. —

Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

 Для хлеба положены рельсы дорог,

Для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

 Для хлеба! Для хлеба!

 Для хлеба! Для хлеба!

Воспитатель.

Тогда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

(по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!

А сейчас поиграем в игру “ Каравай приехал к детям”.

Игра “Каравай приехал к детям”.

Воспитатель. 

Каравай приехал к детям.
Как его, ребята
Встретим?
Пышной коркой
Похрустим.
Всех на свете угостим.
В круг вставай,
Каравай,
Кого хочешь – Выбирай!

Говорит каравай:

Пекаря!
Он не грел на
печке бок –
каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй:
Кого хочешь выбирай!

Говорит пекарь:

Говорит мельник:

Мельника!
Не молол он чепуху.
А смолол зерно в муку.
Мельник,
С нами поиграй:
Кого хочешь –
Выбирай!

Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и ждал.
Хлебопашец,
В круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Говорит хлебопашец:

Говорит рабочий:

Рабочего!
Он без дела не скучал –
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришел с дарами
С тягачами, тракторами.
Без машины
Худо,
А с машиной –
Чудо!

Очень много людей принимали участие в производстве хлеба. Назовите профессии.

Викторина.

– Почему один хлеб белый, а другой тёмного цвета? (Мука пшеничная и ржаная.)
– Где зерно превращают в муку? 
(На мельнице.)
– Куда зерно везут после уборки? 
(На элеватор – хранилище зерна.)
– Какую пшеницу называют озимой, а какую – яровой? 
(яровую сеют весной, озимую – осенью, под зиму.)
- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров?(
механизаторы)

Хлеб и война.

– Сегодня мы не можем не вспомнить о военном хлебе.

(звучит музыка “Священная война”)

- Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу Родину напали фашисты – враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как – то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди.

   В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ. (показ натурального кусочка хлеба весом 125 г). А людям нужно было работать, жить, выживать – назло фашистам, бомбёжкам, обстрелу, холоду и голоду. Живой – значит победа!

  Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева.

(Слайды, из дневника Т. Савичевой)

В нём всего девять страничек.

Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург),его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города,

умерших во время 900-дневной фашистской блокады(1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Военный хлеб. А. Морозов.

Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке, 
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Ради хлеба люди совершали подвиги.

В блокадном Ленинграде в пекарне стала выходить одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить её и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н.И. Лобода понимал, чем это грозит горожанам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. И он, облившись водой, полез в раскалённую печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Иванович потерял сознание. Товарищи вытащили его. Город получил хлеб, а Н.И. Лобода за свой подвиг награждён боевым орденом.

   Подвиги ради хлеба совершались не только во время войны, но и в мирное время.

   Щанкин Владимир Васильевич, наш земляк, проходивший службу в Инсарском РОВД (милиции).

   8 августа 1982 года Владимир вместе с сотрудниками РОВД, выполнял служебное задание, выехали рано утром в село Шадым-Рыскино. Не доезжая его, увидели в поле горевшие хлебные валки, а рядом с ними оборванный высоковольтный провод. Огонь удалось быстро сбить, но нужно было устранить причину возгорания. Но кроме плоскогубцев – другого инструмента необходимого здесь не было. Силы тока их изоляция не выдержала.

   Лейтенант милиции Владимир Щанкин погиб от поражения током высокого напряжения. Ценой своей жизни он спас поле с уже созревшим хлебом. Много лет его имя носила одна из улиц города Инсара. Посмертно награжден Орденом Красной Звезды.

Песня «Хлеб всему голова»

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!                    

     На этом наше занятие окончено. А его итогом будет ваше бережное отношение к хлебу.

               

Мы работы не стыдились,
Мы работою гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о самом чудесном чуде на земле

презентация создана на основе работы Унжакова Максима Владимировича,ученика 6 класса, для Областного конкурса творческих работ «Экологическая сказка»Руководитель: Дунаевская Наталия Михайловна,пе...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб".

Воспитание бережного к хлебу и к тем, кто его выращивает....

"Чудо земли-хлеб"

внеклассное мероприятие...

Конспект урока литературы в 8 классе. "Поэт "чуда земли" Н. Заболоцкий"

Конспект урока литературы в 8 классе "Поэт "чуда земли" Н.Заболоцкий" может послужить материалом для занятия в форме исследования с элементами творческой работы учащихся. К конспек...

Музыкально - литературная композиция "Чудо земли - хлеб"

В композиции содержится много интересного материала о том, как добывают хлеб, как он попадает к нам на стол. В сценарии много стихотворений о хлебе, о людях, которые выращивают пшеницу....

Сценарий общешкольного праздника "Чудо Земли - ХЛЕБ"

Праздник направлена на бережное отношение к хлебу...