Сценарий общешкольного праздника "Чудо Земли - ХЛЕБ"
классный час

Кучина Татьяна Полуэктовна

Праздник направлена на бережное отношение к хлебу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudo_zemli_-_hleb.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольный праздник  «ЧУДО  ЗЕМЛИ   -- ХЛЕБ»

Кучина Т.П, учитель истории и обществознания МКОУ Гарской ОШ, 2016 г.

Широка и раздольна русская земля.

Куда ни кинешь взгляд – кругом леса, луга, поля.

Русское поле – хлебное поле, оно большое как море…

Исполняется песня «Русское поле».

Ученица 1. Русский хлеб с солью с давних пор считался на Руси символом русского гостеприимства.  

Ученица 2 читает, девушка в народном костюме инсценирует стихотворения:

Если мы хотим кого – то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро, от души, с уважением большим.

То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.

Он на блюдце расписном, с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим –

Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук.

Они же:

Ученица 1.  Хлеб  --  это чудо Земли.

Ученица 2. Он вечен как солнечный свет, как наше  с вами дыхание. Ученица 1.  Есть хлеб – светло в доме, нет -- беда, несчастье.

Ученица 2. Хлеб на столе и стол престол, а хлеба ни куска и стол – доска.  

Ученица 1. Что бы мы не задумали, о чем бы не мечтали,  мера всему – хлеб.

Ученица 2. Он  основа нашего благополучия, он залог всех наших радостей и надежд.  

Ученица 1. Он всей нашей жизни голова.

Хор учителей исполняет песню «Хлеб – всему голова».

1 куплет:

На весенней заре воздух свежий и синий,

Постаревший отец седину шевеля,

Говорил у крыльца тихим голосом сыну,

Провожая его в первый раз на поля.

Припев: Ты запомни, сынок  -- 2 раза (подголосок во 2 раз)

                Золотые слова – 2 раза.

                 Хлеб всему голова – 4 раза.

2 куплет:

Сын пошел, пошагал, по отцовскому следу,

Но война началась – вой огня и свинца.

В годы бед и потерь, добывая победу,

Нес боец молодой завещанье отца.  Припев тот же.

3 куплет:

Но случилась беда на земле незнакомой,

Был он ранен в бою на холодной земле.

Свой солдатский паек передал он другому,

А домой написал в треугольном письме. Припев тот же.

4 куплет:

На весенней заре воздух свежий и синий

На страде посевной гул моторов и шум,

Говорил неспеша, сын погибшего сына,

Говорил чуть дыша своему малышу. Припев тот же.

 1 ученик. Хлеб всему голова.

Как только не называют его люди: и хлебушко и кормилец.

2 ученик. Хлеб – первая и главная еда человека.

 Так было тысячелетия назад, так останется и впредь.

1 ученик. Без хлеба мы не садимся за стол. Без него нет ни завтрака, ни обеда. Без хлеба самая вкусная еда теряет свою прелесть, становится неаппетитной.

2 ученик. А каким он был первый хлеб? Когда человек начал возделывать хлебные растения? Об этом нам расскажет ИСТОРИК.

Историк выходит к доске, рассказывает по карте.

Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. По историческим документам известно, что финикийцы занимались хлебопашеством и вывозили зерно в другие страны. Особенно процветало хлебопашество в Древнем Египте, оттуда оно перешло к древним грекам. В Европу хлебное зерно (показывает гербарии ржи, овса, ячменя, пшеницы) привезли из Азии. Хлеб человек возделывает более 10 тысяч лет.  В одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому .. 6 тысяч лет. Ученые нашли его на дне озера. Когда – то очень давно он попал в слой густого ила, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб  батюшку.

1 ученик. И столько же лет выращивают его ласковые руки хлебороба. Нелегок его труд. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто хлебное поле. Нужно было вовремя убрать урожай, чтобы дожди не уложили хлеба, чтобы не осыпался колос раньше времени…

2 ученик. Святое дело – вырастить хлеб. Нет на земле профессии более важной и нужной, чем профессия хлебороба.  Каждый год в летнюю пору выходит он в поле посмотреть, как волнуется рожь, как наливаются золотые колосья, как они тянутся к солнышку…

Исполняется танцевальная композиция «Колосья».

1 ученик.

Слава миру на земле!  Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил. Не жалел труда и сил!

Вот он хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал. Пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка.

Хлеб шел к тебе издалека.

2 ученик. Но не сразу стали зерна –хлебом, тем, что на столе!

Путь от зернышка до каравая труден и нелегок. Об этом теперь знают герои  русской народной сказки «Колосок» Круть и Верть.

Кукольный театр «Колосок».

Ведущий. Жили-были два мышонка. Можете на них взглянуть (показывает).

Одного из них звать Вертем, У другого кличка - Круть.

С ними жил и петушок,  Золотистый гребешок.              /

Мыши целый день играли,   Пели песни и плясали.

Круть и Верть (хором).  Как прекрасно мы живем,  Мы живем, мы живем.

Дружно пляшем и поем,  И поем, и поем.  

Ведущий.  А прилежный петушок.  Золотистый гребешок

Рано утром просыпался,  За работу принимался.

Петух (слова сопровождаются действиями). Надо мне в избе убрать,  Застелить свою кровать.  После веник принести,  Чисто дворик подмести.

Ведущий.  Подметал двор петушок  И нашел там колосок.

 Петух. Круть и Верть, сюда бегите,  Что нашел я, поглядите! (Показывает.) Это мне за труд награда.

Круть  и  Верть (хором)  Обмолотить его бы надо.  

Петух. Конечно! Только колосок     Кто обмолотит нам?

   Круть. Не я! Верть. И чур не я!

Петух.  Тогда обмолочу я сам. (Уходит с колоском.)

Ведущий.  Петушок молотит колосок,  А мышата бегают; прыг, скок.

Круть  и  Верть (хором).Как прекрасно мы живем, Мы живем, мы живем.

Дружно пляшем и поем, И поем, и поем.

Петух (возвращается с мешком в руках).

Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть, Не хотите ли в мешок мой заглянуть?

Я работал долго, сколько было сил. Гляньте, сколько я зерна намолотил!

Круть   и   Верть (хором). Чтоб состряпать пироги, Надо намолоть муки.

Петух. Кто ж на мельницу пойдет? Муки намелет, принесет?

Круть. Чур не я!  Верть. И чур не я!

Петух.  Снова очередь моя! (Уходит молоть.)

Ведущий. Взвалил на плечи он мешок, На мельницу сам поволок.

А мышата бегают, резвятся,  Топают ногами, веселятся.

Круть  и  Верть (хором). Как прекрасно мы живем, Мы живем, мы живем.

Дружно пляшем и поем, И поем, и поем.

Петух (возвращается с мешком муки).

Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть. Не хотите ли в мешок мой заглянуть?

Я работал долго, сколько только мог. И муки нам намолол большой мешок.

Круть   и   Верть (хором). А теперь из смолотой муки Надо бы испечь нам пироги.

Петух.Я хочу, мышата, вас спросить: Кто же тесто будет нам месить?

Круть. Чур не я! Верть. И чур не я!

Петух.  Снова очередь  моя!   (Начинает месить тесто.)

Ведущий. Замесил петушок тесто,  Огонек в печи разжег,

Все дрова сложил на место И пирог в печи испек.

 За стол уселся петушок, А Круть и Верть уж тут как тут.

.Круть. Поесть нам было б хорошо! Верть. Сейчас пирог нам подадут!

 Петух. Подождите, подождите,   Вы сначала мне скажите:

 Кто с утра нам двор подмел?  Колосок кто там нашел?

 К р у т ь. Ты с утра нам двор подмел. Верть. Колосок ты там нашел.

 Петух. Кто его обмолотил? Кто на мельницу носил?

К р у ть. Ты его обмолотил.  В е р т ь. Ты на мельницу носил.

Петух. Кто же тесто нам месил?  Кто же нам дрова носил?

 К р у т ь. Ты нам тесто замесил.  Верть. И дрова нам ты носил.

 Петух. Кто в печи огонь разжег?  Кто пирог для нас испек?

К р у т ь. Ты в печи огонь разжег. Верть. И пирог в ней ты испек.

 Петух. Ну, а вы чем занимались? Вы помочь мне хоть старались?  

Что молчите? Да иль нет?

 Ведущий. Что мышам сказать в ответ?  Из-за столика со вздохом  Стали мыши вылезать.

Петух. Вы поступили очень плохо, Я вас не буду угощать!

Ведущий. Мораль этой сказки довольно ясна. Нельзя быть лентяем, внушает она.  Ведь если не будем мы честно трудиться, То хлеба никак нам тогда не добиться!

1 ученик.

Но порой мы забываем о том, каким трудом достается хлеб.

2 ученик: 

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И, на ребят, почти не глядя, к той булке руку протянул.

Потом, насупившись, сердито, он долго пыль с нее сдувал.

И вдруг спокойно и открыто, при всех ее поцеловал.

Вы, кто такой? - спросили дети, забыв на время про футбол.

Я – пекарь! – человек ответил и с улыбкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом, и той особой теплотой,

Которой налиты под небом моря пшеницы золотой.

1 ученик. Почему пекарь так бережно относился к хлебу?

 Он знал цену хлеба, знал, как порой тяжело хлеб достается людям.

Ученик 1.

Был хлеб всегда в почете на Руси –  Ее просторов главное богатство.

Его ты истинную цену хочешь знать? Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученик 2. И мы вновь обращаемся к историку.

Историк.  В музее истории города Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. (Показать на кусочке хлеба). Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города в первые годы Великой Отечественной войны.  250 грамм по карточкам рабочим, 125 грамм – всем остальным.  

125 грамм из муки никого качества, мякины, отрубей, жмыха. И все – таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил, но около одной всегда много людей. На этой могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба, а рядом записка: доченька, если бы я могла…» Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой потрясла весь мир. Умирающую от голода девочку вывезли на Большую землю. Но она  умерла.

1. Ученик

И в послевоенное, уже не голодное время жители Ленинграда трепетно относились к хлебу. Известен случай, когда на проезжую часть дороги кем – то, видимо слишком сытым,  был выброшен хлеб и старая женщина, буквально вырвала его из – под колес машин.  

2 ученик:

На Невском замерло движенье…не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье, фигура женщины видна.

Там. На дороге, как во сне седая женщина стояла,

В ее протянутых руках – горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок, обезображенный бездумьем.

Размятый множеством машин и все забывшим равнодушьем.

А женщина держала хлеб, и с дрожью в голосе шептала

Кусочек этот бы тогда, и сына я б не потеряла..

Кусочек этот бы тогда… Кусочек этот бы тогда…

1 ученик. Нельзя глумиться над хлебом, нужно бережно относиться к каждой его крошке. Подвиг ленинградцев, их святое отношение к хлебу учит нас беречь каждый ломтик хлеба, каждую  корочку.

2 ученик. Однажды экономисты подсчитали, во что обходится в масштабах страны всего лишь одна выброшенная корка хлеба весом в 100 грамм. Потеря хлеба выразилась в огромную шестизначную цифру. Чтобы восполнить этот выброшенный хлеб, необходимо примерно 2 миллиона тонн зерна. Так, давайте же, как и ленинградцы беречь каждую корочку хлеба.

Хор детей исполняет песню «Корочка хлеба».

Даже не верится, что когда – то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои – солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Припев:

Корочка хлеба,

Хлебная крошка,

Что это – много или немножко?

Корочка хлеба, хлебная крошка…

                Даже не верится, что на свете

                В какой – то очень далекой земле

                С черствой лепешкой голодные дети

                Порою встречаются только во сне.

Даже не верится нам с тобою,

Что кто – то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

 1 ученик. «При сытости помни голод» это завет -- предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Будем помнить эту народную мудрость.

2 ученик. А умеем ли мы беречь хлеб?  Сегодня в столовой мы провели Рейд бережливых. О том, как используется хлеб нашими учащимися, сообщит актив секции «Дисциплина и порядок». Бережно относится к хлебу священный долг каждого из нас!

1 ученик.

Вот и закончилась наша встреча с Чудом земли – хлебом.

Просим вас пополнить копилку наших знаний и назвать пословицы и приметы, связанные с хлебом. (проводится соревнование между классами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб".

Воспитание бережного к хлебу и к тем, кто его выращивает....

"Чудо земли-хлеб"

внеклассное мероприятие...

Чудо земли- хлеб

Цель: - расширить представление учащихся о значении  хлеба в нашей жизни; - дать знания учащимся об истории хлеба; - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к...

" 22 апреля - День Земли" Сценарий общешкольной линейки.

Фактический материал, подобранный для данного сценария, обращён к личности ребенка, к его нравственному выбору в ежедневном его поведении.Мероприятие по данному сценарию можно проводить для учащ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...

Сценарий общешкольной акции "Хлеб блокады-2020".

Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников.Задачи: напомнить о беспрецедентной для 20 века блокаде Ленинграда, направленнойна уничтожение голодом миллионов жителей; вызвать у учас...