Литературно-музыкальная композиция: «Память никогда не спит…»
классный час (9 класс) на тему

Гончарова Татьяна Владимировна

Разработка классного часа,посвященного 5 февраля - Дню Освобождения Старого Осколаот немецко-фашистских захватчиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка классного часа,

посвященного 5 февраля - Дню Освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков

учителя русского языка и литературы Гончаровой Т.В.

Литературно-музыкальная композиция: «Память никогда не спит…»

Цели:

         1. Раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в годы Великой  Отечественной войны                                                                                      

            2. Воссоздать картину жизни и быта жителей города Старый Оскол в условиях Военного времени;                                                                

           3. Воспитывать у ребят чувство патриотизма, гордости за свою страну, за воинов, одержавших победу огромной ценой.  

Оборудование: мультимедийный проектор

Ведущий 1:  (слайд 1,2)

Касаюсь мрамора могильных плит, как шрамы под рукой шершавы даты… 
Здесь спят в боях погибшие солдаты, но наша память никогда не спит.
Никто не заставлял они шли сами, хотя имели жизнь всего одну.
Но покидали мать, детей, жену, чтоб мы под мирным небом жили с вами.

Учитель  4 года шла война – это 1418 дней! Это около 27 миллионов погибших людей! Это разрушенные города и сожжённые деревни! Наш город не остался в стороне от бед войны. 12 тысяч старооскольцев погибло на фронтах войны. От Баренцева моря

на севере, до Черного моря на юге

чтец 1

Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
В подолах пол-Земли перенесли,
К сраженью подготовили Державу
И с воинами Родину спасли!

Над Старым Осколом опять тишина,

Лишь залпы ракетные ввысь...

Давным уж давно отгремела война,

Мы вспомнить о ней собрались...

Ведущий 1: (слайд 3)

С первых дней войны Старый Оскол, как и вся страна, перешел на военное положение. Жизнь в городе потекла по законам военного времени: 23 июня 1941 года началась всеобщая мобилизация. Сотни старооскольцев добровольцами ушли на фронт. Город опоясался системой окопов, дзотов, блиндажей. В оборонительную систему были включены и специально оборудованные каменные здания слобод, церковные колокольни, привокзальные здания и водонапорная башня.

Ведущий 2: (слайд 4)

Заняв город 3 июля 1942 года, оккупанты стали устанавливать «новый порядок» жизни – как хозяйственной, так и религиозной, руководствуясь циркулярами Главного управления имперской безопасности. Захватчики ввели для населения в возрасте от 18 до 45 лет жесткую трудовую повинность. 300 человек были повешены и расстреляны. А сколько подорвались на минах!

Ведущий 1: (слайд 5)

При этом рабочий день мог длиться по 14-16 часов в сутки. За отказ и уклонение от работы, невыполнение приказов, малейшее неповиновение, сопротивление грабежу и насилию, помощь партизанам, за членство в коммунистической партии и комсомоле и просто без причины следовали расстрелы, казни через повешение, избиения и пытки со смертельным исходом.

Ведущий 2:  (слайд 6,7)

Я познакомлю вас с отрывком из рассказа А.С.Васильева «Цветы на могиле бойца» Во время эвакуации жителей города боец Григорий Рязанов один на целые сутки задержал колонну немецких танков на Гуменской горе.

     «В ночь на 1 июля он (Григорий Рязанов) не отступил от своего пулемёта. Весь следующий день, когда танки двинулись на город, Рязанов, меняя позицию, то спускаясь к реке, то скрываясь за стоявшими здесь городскими банями, вёл то прицельный, а то и просто огонь по движущейся колонне танков. Один! Немецко-фашистские захватчики решили, что против них действует целая батарея, а то и две. И тогда они изменили маршрут движения… Остановились, двинулись назад и в обход Гумен на Соковое и прямым сообщением на Казацкую, на знаменитый Казацкий шлях. На повороты,

развороты они затратили целый день да ещё ночь… Вот кто дал возможность эвакуировать из города почти все предприятия, учреждения…»

Ведущий 1 (слайд 8,9)

А вот, что рассказывает очевидец тех событий Константин Трофимов:

       «Я родился и вырос в Старом Осколе и накануне войны жил по улице Ленина, в доме, рядом с нынешним почтамтом. Когда началась война, мне было всего девять лет, но я хорошо помню, как отступала из города наша 40-я армия и как в город вошли немцы. Почти сразу после их прихода мы прятались в Ямской от постоянных бомбежек. Там мы и провели все месяцы оккупации. Непосредственно захватывали город и зверствовали именно немецкие войска, в оккупационных были, в основном, румыны и мадьяры. Помню как к нам в дом, через разбитые окна заскочил фашистский солдат. Он, угрожая винтовкой, начал рыться в наших вещах, якобы в поисках оружия. При этом запихал в свой рюкзак мамин воротник из лисы, много других ценных вещей. В то время мародерствующие солдаты отправляли домой в Германию целые эшелоны таких «трофеев». Когда же этот солдат увидел моего дедушку, то закричал - «Партизан! Партизан!». Мой дед был статным, стройным, с большой и густой бородой – он служил священником в Гуменской церкви. Решив, что перед ним партизан, солдат вывел моего дедушку из дома и повел к зданию, где сейчас находится театр – на расстрел. А я бежал вслед за ним и кричал: «Он поп, поп! Не партизан! Поп!». Немец остановился. Посмотрел на деда. И повел его обратно в дом. Дедушка одел рясу и подрясник и солдат его отпустил, не тронул. Так и проходил дед все месяцы оккупации в рясе – чтоб не расстреляли. Пострадал от действий фашистов и мой отец, музыкант. Оккупанты отправил его с обозом на фронт – помогать в доставке боеприпасов. Но по дороге отец смог незаметно вывалиться в сугроб, спрятаться там и поздно вечером, обмороженный пришел домой. Мы вырыли в подполе яму и прятали его там, пока не пришли русские войска. И уже после освобождения города он ушел воевать против фашистов на фронт, хотя зрение у него было плохое.

 

Учитель  (слайд 10,11)

В январе 1943 года началось освобождение нашего города. Освобождали Старый Оскол войска воронежского фронта 40-й и 21-й армии, вели наступление со всех сторон, вышибая фашистов из города. А 31 января 1943 года 17 молодых воинов-бронебойщиков совершили героический подвиг. Они не пропустили в город прорывавшуюся вражескую колонну, численностью в 500 немцев.

 

Ведущий 1  (слайд 12,13)

Из воспоминаний Маршала Советского Союза К.С.Москаленко:

                  «Это произошло 31 января 1943 года. Гарнизон противника в городе Старый Оскол, насчитывавший свыше двух полков 26-й немецкой пехотной дивизии, усиленных артиллерией, упорно оборонялся, стремясь сковыванием наших сил содействовать прорыву на запад окруженной восточное Горшечное группировки. С этой же целью вражеское командование послало гарнизону города крупное подкрепление, которое должно было прорваться в город со стороны железнодорожного разъезда Набокино.
Осуществление этого замысла привело бы к значительному усилению обороны противника, затяжке боев за Старый Оскол. Это понимали 15 бойцов и 2 командира из 409-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона, занимавших рубеж у разъезда Набокино. Решив сорвать замысел врага, они окопались у будки путевого обходчика Майсюка, позже названной Майсюковой будкой, и в смертельной схватке отстояли рубеж. Отряд противника численностью свыше 500 человек с пулеметами и минометами на санях не смог прорваться в город и вскоре был разгромлен подоспевшим подкреплением.

         В этом бою из семнадцати смельчаков остались в живых четверо - Т. П. Бабков, А. Бутбаев, В. И. Кукушкин и П. Е. Рябушкин. Т. П. Бабков и А. Бутбаев погибли в последующих боях, а Павел Егорович Рябушкин и Василий Иванович Кукушкин живы до сих пор.

Ведущий 2: (слайд 14)

После освобождения Старого Оскола от гитлеровцев, погибшие: заместитель командира роты, старший лейтенант В.А.Плотников, командир взвода, младший лейтенант В.Л.Бондаренко, солдаты В.А.Башев, П.И.Виноградов, М.Ф.Дроздов, А.Е.Золотарёв, Н.М.Литвинов, П.В.Николаев, Г.Е.Опарин, Т.А.Саввин, П.П.Толмачёв, У.Чажабаев, М.С.Яблоков – были похоронены с воинскими почестями на Советкой площади. Все семнадцать героев были отмечены высокой правительственной наградой. Одна из улиц нашего города названа именем 17-ти героев. Их братскую могилу и поныне свято чтут жители Старого Оскола.

Чтец 2(слайд 15,16)

Вот Плотников метнул гранату, и задымился страшный «тигр».

Фашисты не пошли в атаку, бой на мгновение затих.

И снова взрыв! И ярость боя по смельчакам свинцом хлестнул.

Пал командир, пал храбро, стоя, на веки вечные уснул.

Пора бы при замершем строе Набокино бы имя дать:

«Разъезд 17 героев» - его в дальнейшем называть…

Ты помнишь с гордостью и болью: неравный бой, свинец в лицо…

Земля моя, Староосколье, земля 17 бойцов!

Не затуманит подвиг годы, не позабудет город мой,

Противотанкового взвода, у Майсюковой будки бой!

17 было их…17 – громили яростью врага!

13 воинов бесстрашных сложили головы в снега…

Могила братская в уборе цветов и трав с родных полей –

Со взгорья Старого Оскола, склонилось зарево над ней.

Во славу светлую героем – героям павшим и живым,

Грохочет «Стойленский» рудою, гудит цементный вслед за ним!

Учитель  (слайд 17)

Старый Оскол был освобождён частями 107-й стрелковой дивизии полковника П.М.Бежко. Произошло это 5 февраля 1943 года, когда главные силы 40-й армии в составе Воронежского фронта осуществляли. Семь месяцев длилась оккупация Старого Оскола, которая началась в июле 1942 года.

Чтец 3

Утираясь маленькой ладошкой  Нияра Самкова                            
Утираясь маленькой ладошкой, 
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:
«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.
Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.
Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»
« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна —

Продолжала девочка, рыдая, —

Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась. 
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.
Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»
Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.
Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»
 

(просмотр видео «Дети войны»)

Ведущий 1: 5 февраля мы отмечаем 71 годовщину со Дня Освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков! (слайд 18)

Учитель: На этом уроке сегодня вы не только пассивные слушатели, но и активны участники. Весь класс сегодня готовил свои небольшие исследовательские работы по группам о памятниках нашего города, посвященных  Великой Отечественной войне. Давайте же послушаем. (слайд 19,20,21,22,23,24)

Выступление групп (1- Братскся могила №1, 2- памятник Скорбящей Матери, 3- Стелла, 4- «Скульптурная композиция «22 июня 1941 года», 5-Мемориал у Атаманского леса, 6-«После боя»)

Учитель: Результатом нашего уголка-памяти, я предлагаю сделать книга-путеводитель по памятникам (каждая группа оформляет свою старицу в книге)

Ведущий 1: (слайд 25)

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,  Родина?

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" Родина?

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но - поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Учитель: (слайд 26)

А нас урок хотелось бы закончить следующим стихотворением:

Помните! Через века, через года, - помните! ...

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная постановка "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"

Литературно-музыкальная постановка, предлагаемая для внеклассного мероприятия в старших классах, посвящённая 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия: развитие интереса к ис...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Литературно - музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу".

Литературно - музыкальная гостиная посвящена творчеству русского поэта С.А.Есенина. Задачи:-  формировать представление о жизни и литературной деятельности...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальный монтаж "Живая Память"

Посвящение войнам-интерннационалистам.Патриотическое воспитание молодежи на героическом прошлом российской армии....