Музыкально-литературный час "Краски осени"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) по теме

Полыгалова Галина Валентиновна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие


«Краски осени»

(музыкально-литературный час)

Авторы методической разработки:

Полыгалова Г.В. - учитель музыки и пения,

Бузоверова Н.А. – учитель чтения и ОПК

2014 год

Цель: через синтез искусств (музыка, поэзия, изо- и фотоискусство) прививать детям любовь к русской природе.

Задачи:

-обучающие: учить детей слушать поэзию и музыку, анализировать ее (высказывать свое отношение), обогащать словарный запас детей;

-коррекционно-развивающие: развивать внимание, воображение, память, мышление, творческие способности;

-воспитательные: воспитывать музыкальный и художественный вкус, интерес к русской поэзии и музыке, любовь к родной природе.

Оформление: ширма с изображением девушки-осени, плетень, снопики пшеницы, березки, стенд с детскими рисунками, презентация.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

I. Вводная беседа. (Слайд 1)

(Звучит “Осенняя сюита” в исполнении оркестра под управлением Поля Мариа).

Ведущий 1:

Родина нас окружила

Дивной своей красотой,

Родина нам подарила

Воздух степной и лесной,

Берег крутой с быстрой рекой,

Синее небо над головой.

Полна чудес могучая природа,

И хороша она в любое время года.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы продолжаем цикл музыкально-литературных часов «Времена года».

Ведущий 2: Здравствуйте! Каждое время года прекрасно, загадочно, неповторимо. Но есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. Вы, наверное, догадались, какое это время года?

Ведущий 1: Правильно, ребята, пришла к нам золотая осень. Очень красивое, но немного грустное время года.

(Слайд 2)

Рассмотрим репродукцию  картины «Золотая осень», которую написал знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан. Тонкие и стройные березки стали золотыми. Пожелтела трава. Мы словно прошли по берегу ручья, тронули плечом березку, и она осыпала нас золотыми листьями и каплями дождя. И облака не легкие-легкие, а пасмурные, тяжелые. Посмотрите на реку! Заметно, что вода в ней холодная, не зовет купаться. Осень вступает в свои права. Художник изображает все в «золоте» осенней листвы. Он любуется и восторгается картиной осени. Прекрасная, но немного печальная картина! Ее грустное настроение передается  и нам.

Ведущий 2:

Нет, грустить нам не годится,

Давайте будем веселиться!

На праздник Осень позовем,

Станцуем, весело споем,

Для Осени стихи расскажем

В концерте мы себя покажем!

Повторяйте все за мной — Осень, Осень, приходи, волшебство нам подари!

Дети. Осень, Осень, приходи, волшебство нам подари!

Ведущая 1:  

Ой, ребята, тише, тише.

Что-то странное я слышу

Гость какой – то к нам спешит.

И как  будто бы шуршит.

Кто б ты ни был, заходи…

Осень.

Меня вы звали? Вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Спешила к вам сюда, ребята.

Я видеть всех вас очень рада!

Ведущий 2: Мы тоже тебе очень рады! Обрати внимание на стенд! У наших школьников прошел конкурс рисунков на осеннюю тему. В этих рисунках ребята выразили свое отношение к осени: заметно, что дети любят это время года за красоту природы, за то, что за в школе учиться начали. И дети, и взрослые очень любят осень за то,  что в это время года мы собираем урожай. Дорогая Осень, ребята 4 класса хотят поприветствовать тебя в своем хороводе.

(Слайд 3)

                                                Хоровод-игра «Здравствуй, осень!»

Дети: Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки!

Дети: Значит,  будут пироги!

Осень: Принесла  вам гречки!

Дети:   Будет каша в печке!

Повторяется 1 куплет.

Осень: Принесла вам овощей!

Дети:    И для каши и для щей!

Осень: А уж яблоки, как мёд!

Дети:    На варенье и компот!

Дети: Ты и яблок, ты и хлеба

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, Осень, припасла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

(Дети разбегаются).

(Слайд 4)

Ведущий 1: Осень, мы  подготовили концерт, на котором наши школьники будут стараться выразительно исполнять стихи и песни об осени (их выступления будут сопровождаться осенними картинками и фотографиями), мы узнаем, как в музыке и поэзии изображена осень, а наши зрители будут анализировать поэзию и музыку (высказывать свое мнение).

II. Концерт.

 (Слайд 5)

А начнет концерт наша гостья песней «Золотая осень»!

(Исполнение песни «Золотая осень»).

1.Лето промчалось, и осень пришла,

 Ветер прохладный с собой принесла,

 Ветви деревьев листвою шумят.

 Видно они опадать не хотят.

 Припев:  Осень! Золотая осень!

 Устланы тропинки желтою листвой.

 Осень! Золотая осень!

 Журавли курлычут в небе надо мной.

2. Так и зима подкрадется вот- вот,

Снова метели с собой принесет.

Ну, а пока вьюга к нам не пришла,

Радует всех золотая пора.

Припев: Осень, золотая осень.

Пожелтели травы, Отцвели цветы.

Осень, золотая осень,

Красками рисует золотые дни.

-Какие чувства передает песня? (Нежность, легкая грусть).

 (Слайд 6)

Ведущая 2: Для Александра Сергеевича Пушкина осень была самым любимым временем года. Так говорит он об этом в стихотворении «Осень»,  а прочитает его Павленко Дарья:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

-Какая осень в стихотворении? (Осень в стихотворении торжественно - печальна и величаво – красива).

(Слайд 7)

-А другой известный русский писатель и поэт Иван Бунин писал об осени по-своему. Послушайте стихотворение «Лес, словно терем расписной» в исполнении Мартыновой Евгении:

  Лес, словно терем расписной,

  Лиловый, золотой, багряный,

  Весёлой, пёстрою стеной

  Стоит над светлою поляной.

  Берёзы жёлтою резьбой

  Блестят в лазури голубой,

  Как вышки, ёлочки темнеют,

  А между клёнами синеют

  То там, то здесь в листве сквозной

  Просветы в небо, что оконца.

(Слушая стихотворение, вы как будто бы оказались в жёлтом осеннем лесу, пылающем как жаркий костёр, почувствовали себя листком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощутили, что осень несёт в себе тишину, молчанье и покой).

Ведущий 1: Композиторы, как и поэты,  свои чувства к осени отражают в музыке по-разному.

(Слайд 8)

Слушая пьесу итальянского композитора Антонио Вивальди, можно представить себе такую картинку: осень, начинается сезон охоты, яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

(Слушание пьесы Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»).

-Какое настроение в музыке Вивальди?

Ведущий 2: Представьте себя художниками. Какую картину вы бы нарисовали, прослушав стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении Назаровой Дарьи?

(Слайд 9)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

-Свежесть, природность, богатство эмоционального мира сопровождают поэзию Фета. Природа у него одушевлена. Вот стоит только прочитать стихотворение “Тополь” в исполнении Голунова Александра:

(Слайд 10)

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С поднятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг…

-Что в стихотворение получило воодушевление? (Сады стали живыми…)

Ведущий 1: Сейчас вы услышите произведение П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года».  А чтобы вы лучше восприняли это произведение, девочки 3-4 классов с помощью танцевальных движений покажут, как они чувствуют музыку Чайковского. 

(Слайд 11)

(Слушание пьесы Чайковского «Осенняя песня» и исполнение танца).

- Какой характер музыки? (Медленный, задумчивый, немножко грустный).

Ведущий 2: Прослушайте стихотворение Лермонтова в исполнении Новиковой Валерии:

(Слайд 12)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

-Скажите, какое настроение оно у вас вызывает? (Тема поздней осени Лермонтова отдаёт печалью, тоскою).

Ведущая 2. Русский писатель и поэт Константин Бальмонт писал об Осени так:

( чтение стихотворения К.Бальмонта “Осень”) Балацкая Татьяна:

(Слайд 13)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

-О чем рассказал  К. Бальмонт в своем стихотворении?

Ведущий 1: Русский народ любит осень и воспевает ее в песнях и хороводах. Посмотрите хоровод «Сарафан надела осень» в исполнении ребят 2 класса и подумайте, какие чувства выражают исполнители?

(Слайд 14)

(Дети исполняют хоровод «Сарафан надела осень»).

Сарафан надела осень

Пестрый, расписной,

Листик жёлтый,

Листик алый,

Листик золотой.

То поднимет, то бросает

Ветер озорной

Листик жёлтый,

Листик алый,

Листик золотой.

Соберём букет на славу

Пышный и большой

Листик жёлтый,

Листик алый,

Листик золотой.

-Какие чувства к осени выражают дети в хороводе? (Любовь, восхищение).

Ведущий 2: Прослушайте еще одно стихотворение нашего омского поэта Александра  Распопина  в исполнении Краснокутского Максима и подумайте, почему поэт дал название стихотворению « В платьице зеленом»?

(Слайд 15)

Осень вмиг нашла управу

На деревья и на травы.

Перекрасила весь свет.

Глянул утром: лета нет.

Только ей к пушистой елке

Подобраться сложно.

Очень острые иголки,

Уколоться можно.

И не стала рисковать,

То ли дело - клены.

Будет елке зимовать

В платьице зеленом.

(Все деревья изменили окраску, а ель осталась зеленой).

Ведущий 1:

(Слайд 16)

-А сейчас мы немного отдохнем: послушаем прекрасную музыку польского композитора Фредерика Шопена и посмотрим осенние картинки.

(Релаксация «Осенний вальс»)

-А теперь Осень проведет с вами физминутку. (Физминутка)

(Слайд 17)

Ведущий 2: 14 октября мы отметили православный праздник Покров. Только название праздника - Покров – не от того произошло, что снег скоро землю покроет. В давние времена в этот день одному святому человеку было видение - будто стоит над миром Владычица Богородица и покрывает своим Покровом всю землю, защищая мир от бед и напастей. На Руси этот праздник широко отмечался в деревнях, собрав в себе обряды древнеславянских осенних гуляний отмечающих конец работ в поле. На Покров до обеда осень, после обеда - зима.

- Как вы это объясните?

Ведущий 1: Ребята приготовили для вас праздничную покровскую сказку « О Чудесной Жнее». Слышите, музыка заиграла, сама сказка к нам в гости пожаловала.

(Слайд 18)

(Инсценирование сказки «О Чудесной Жнее»).

Рассказчик: Жили-были отец с матушкой, а с ними детки малые: мал мала меньше. Пришло время пшеничку жать. Заторопился отец к кузнецу – серпы ковать.

Отец: Поеду я, жена, к кузнецу. Вот – вот жатва начнется. Надо нам торопиться новые серпы ковать. До кузнеца ехать долго. Целых три дня пути. Спешить надо, а то непогода, дожди осенние побьют колоски.

Мать: Поезжай отец, добрый путь! Да скорее возвращайся.

( Отец уезжает – уходит со сцены.)

 Рассказчик: День -  другой ждут – пождут домашние, а хозяина всё нет. Говорит старший сын матушке…

Сын: Стоит колос, вызрел – зерно на землю роняет. Пора жать.

Мать: Да без отца – то нам не управиться!

Сын: Глянь, матушка, на небо – тучи бродят, дожди осенние проливные несут, того и, гляди, зерно мокнут начнет! Нужно нам до дождя управиться!

Мать: Да как же! Не осилить нам!

Сын: Ничего, с Божьей помощью! А там и отец поспеет.

( Мать и сын начинают жать пшеничку в поле. Звучит музыка.)

Рассказчик: Вышли сын с матерью. Жнут – пожнут, головы не поднимая: успеть бы до ночи! Торопятся, да силы малые, всего – то с десяток снопов связали.

Остановились дух перевести. Глядь, - а вокруг них пшеницы в снопы повязано видимо – невидимо. Вот чудо!

( Из-за кулис дети выносят на сцену еще несколько снопиков пшеницы.)

Рассказчик: Прислушались: Шурх! Шурх! Кто- то невидимый в стороне идёт, пшеницу жнёт, да в снопы повязывает! Подивились сын с матерью, Богу помолились, еще усердней за работу принялись. Уж темнеть стало – последний сноп довязали.

Все поле и убрано! Дивятся…

Мать: И что ж это за чудесный жнец нам помогал?

Рассказчик: Оглянулись вокруг…

(Слайд 19)

 (Звучит аудиозапись красивого песнопения. На экране проецируется слайд с изображением иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»). 

Рассказчик: Видят: идет по полю Сама Пречистая Дева Богородица, в руках серебряный серп держит. Огляделась вокруг – поле прибрано – будут с хлебом трудовые люди. Протянула руку с серпом к самому небу – и засверкал он ясным

месяцем. А небо покрылось золотыми звездами.

Бросились было  Сын с матерью Богородице в ноги поклониться, а Её нет, как не бывало! Только стоят стога на поле, месяц сияет, да звездный покров над землею распростер.

И стал с тех пор народ славить Богородицу!

(Исполнение песни « Богородица»).

Богородица, Богородица,

Матерь света, Любви и добра –

Ты надежда моя, Богородица,

И Руси возрожденья пора.

Богородица, Богородица,

Как люблю Тебя всею душой,

 Ты Звезда моя, ты Заря моя,

 Ты луч света в жизни земной.

 Ты Знамение, ты Споручница,

 Ты Помощница мне на пути,

 И Покров ты мой и Заступница,

 И Целитель, каких не найти.(2 раза)

(Слайд 20)

Ведущий 1: Осень – прекрасное время года. И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». И закончить концерт нам хотелось бы на веселой нотке. Послушайте песню «Осень очень хороша» в исполнении Антиповой Ани и Созоновой Любы.

1.Осень очень хороша,

 Хороша, хороша!

 Осень ходит не спеша,

 Ходит не спеша.

 Есть у осени наряд

 Золотой, золотой!

 Удивляет всех подряд

 Осень красотой.

Припев:

 Осень милая, шурши

 Листьями вокруг.

 Провожать не спеши

 Журавлей на юг!

 2.Осень долго не грустит,

 Не грустит, не грустит.

 Даже если снег летит,

 Снег с дождём летит.

 Мокрым стал её наряд,

 Стал он тоньше, чем был.

 Всё равно огнём горят

 Ягоды рябин!

Припев:

 Осень милая, шурши

 Листьями вокруг.

 Провожать не спеши

 Журавлей на юг

III. Заключительная часть

Ведущий 1: Вот и закончился наш концерт, на котором прозвучали стихи и музыкальные произведения об осени. Вспомните, какие человеческие чувства вызвали у нас стихи и музыка?

-Ребята, стихи каких русских поэтов прозвучали на нашем концерте? 

(Слайд 21) (Пушкин, Фет, Бунин, Тютчев, Бальмонт, Лермонтов)

-Музыка каких композиторов прозвучала? 

(Слайд 22) (Вивальди, Чайковский, Шопен, Мариа)

-Давайте посмотрим, удалось ли нам с пользой провести время?

(Слайд 23):

- Мы вспомнили стихи и песни об осени?

-Узнали ли вы, слушая концерт, как в музыке и поэзии изображена осень?

-Учились анализировать поэзию и музыку (высказывать свое мнение)?

Ведущий 2: -Кто побывал у нас в гостях? (Осень).

-Ребята, вам понравился наш концерт? Чье исполнение стихов и песен вам больше понравилось?

-Если концерт вам понравился, похлопайте в ладоши!

(Слайд 24)

Ведущий 1:

Уходит осень щедрая от нас,

Ее теплом мы были все согреты.

И пусть останется в сердцах у вас

Концерт, прошедший в зале этом!

Ведущий 2: До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально-литературная гостинная "Здравствуй,осень"!

Разработка внеклассного мероприятия "Здравствуй, осень!"...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...