Музыкально-литературный час "Музыка зимы"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) по теме

Полыгалова Галина Валентиновна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие


«Музыка зимы»

39Myxa23

Авторы методической разработки:

Полыгалова Г.В. - учитель музыки и пения,

Бузоверова Н.А. – учитель чтения и ОПК

2014 год

Цель: через синтез искусств (музыка, поэзия, изо- и фотоискусство) прививать детям любовь к русской природе.

Задачи:

-обучающие: учить детей слушать поэзию и музыку, анализировать ее (высказывать свое отношение), обогащать словарный запас детей;

-коррекционно-развивающие: развивать воображение, память, творческие способности;

-воспитательные: воспитывать музыкальный и художественный вкус, интерес к русской поэзии и музыке, любовь к родной природе.

Оформление: белый занавес, гирлянды, елочки, березки, стенд с детскими рисунками, презентация.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

I. Вводная беседа. (Слайд 1)

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «На тройке» из цикла “Времена года”).

Ведущий 1:

В любые дни календаря

Под лучезарным небосводом

Стоять и наслаждаться я

Могу в любое время года.

Мне улыбается заря,

Меня приветствует природа.

Наверно, потому что я

Люблю любое время года.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Ведущий 2: Здравствуйте! Нас окружает природа, которую мы с вами должны научиться видеть и любить, которая богата и красива в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту.  Сегодня мы с вами собрались…(стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал?

(Входит почтальон Печкин с письмом для ребят).

Почтальон Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только я не знаю, отдавать ли его вам. На нём не написан обратный адрес. А написан какой-то стишок (читает):

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Почтальон Печкин: Видите, ничего не понятно!

Ведущий 2: А, по-моему, всё понятно. Послушайте подсказку (читает стихотворение С.Я. Маршака):

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля она.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым – бело!

Дети: (хором) Это же Зима!

Ведущий 2: Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…

Почтальон Печкин: А я что говорю? Так и есть – Зима.

Ведущий 2: Ну что, Печкин, отдашь ты нам письмо?

Почтальон Печкин: Отдам, но с одним условием: можно и я послушаю, что вам Зима написала? Много лет работаю почтальоном, а от Зимы писем видеть не доводилось.

Ведущий 2: Хорошо, послушай! (открывает письмо и читает его вслух.):

“Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в мой зимний лес. А  попадёте вы туда, если отгадаете имена моих сыновей”.

Почтальон Печкин: Дайте-ка, я прочитаю загадки (берет письмо и читает):

Старший сын год кончает, зиму начинает.

Интересно, кто это?

Дети (хором): Декабрь.

Почтальон Печкин (читает дальше):

- Средний сын – году начало, зиме середина.

Дети (хором): Январь.

Почтальон Печкин (читает дальше):

- Вьюги да метели с его приходом налетели.

Дети (хором): Февраль.

Ведущий 2: Молодцы! Обратите внимание на стенд! Наши школьники подготовили рисунки на зимнюю тему. В этих рисунках они выразили свое отношение к зиме: заметно, что дети любят это время года за красоту природы, за зимние игры.

Почтальон Печкин: Не зря в школе учатся!

Ведущий 1: (Слайд 2) Мы отгадали загадки зимы и теперь сможем попасть в зимний лес и провести там концерт, на котором будет звучать музыка  русских композиторов на зимнюю тему, наши школьники будут стараться выразительно исполнять стихи и песни о зиме. Их выступления будут сопровождаться зимними картинками и фотографиями. Давайте обратимся к символу зимы – елочке и посмотрим, что мы должны сделать на нашем празднике. Итак:

- мы вспомним стихи и песни о зиме;

- узнаем, как в музыке и поэзии изображена зима;

- научимся анализировать поэзию и музыку (высказывать свое мнение).

-Приглашаем и тебя, Печкин, на наш концерт!

Почтальон Печкин: Спасибо за приглашение! Я человек не очень образованный, а так хочется повысить свою культуру! С удовольствием посмотрю ваш концерт.

Ведущий 1: Ребята, а теперь представьте, что мы с вами оказались  в  зимнем лесу. (Слайд) Лес наполнен таинственными звуками и сказочными персонажами.

Под ногами скрипит пушистый снег, покажите, как? (Дети шуршат бумагой)

Трещит от мороза кора деревьев. Как мы можем передать этот звук? (Дети щелкают пальцами)  Начинает дуть ветер… вот он  все сильнее, а теперь затихает. (Дети под руководством педагога произносят звук «у» то громче, то тише).

-Встречайте, дети, к нам  сама идет волшебница-зима! (Слайд)

(Под продолжительную музыку  в танце выходит Зима).

Ученик:

– Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

Есть раздолье у нас

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша юная кровь

на морозе горит.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

Зима:

 – На концерт меня вы звали?

Вот и я сама,

С вьюгой, снегом, холодами –

русская зима!

Я покрыла поле снегом,

снег на ветки лёг,

Пруд и речку заковала

я под крепкий лёд.

– Вы меня не испугались?

К тёплой печке не прижались?

Не пожаловались маме?

Можно жить мне будет с вами?

Ну-ка, слушайте меня,

отвечайте, ребятня!

Зима:

 – Я зима студёная, вьюжная,

с ледяными ветрами дружная!

Ученики:

 – А мы выйдем с санками погулять,

с удалыми по двору погулять!

 Зима:

 – Уж как я вас в комнаты загоню,

В светлые да в тёплые загоню!

Ученики:

– Как же ты загонишь нас, Зимушка,

со двора да в комнаты, лютая!

 Зима:

 – Разбушуюсь вьюгою-порошею,

Заведу метель я хорошую!

Ученики:

– А мы выйдем в шубах да валенках,

В меховых ушанках да в варежках!

 Зима:

 – Все дорожки снегом засыплю я,

Все дорожки белым засыплю я!

Ученики:

– А мы снег лопатами разгребём,

А мы белый мётлами разметём!

 Зима:

 – А я ветер северный подниму,

Озорным морозищем вас дойму!

Ученики:

– А мы все в ладоши захлопаем,

Вдоль да по дорожкам затопаем!

Зима:

Вас ничем не испугаешь

Очень смелый вы народ!

Вас, сибирских ребятишек,

Даже холод не берёт!

Ведущий 1: Зимушка-зима, мы рады встрече с тобой. Мы с ребятами подготовили концерт, который проведем в твоем лесу. Ты согласна?

Зима: Конечно, я с удовольствием посмотрю выступления ребят. (Слайд 3)

II. Концерт.

Ведущий 2: Наша зима в стихах и в музыке – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Красоту зимней природы глубоко чувствуют поэты и композиторы.

Шум ветра, цвет воздуха, узор снежинки – всё это отражено в их творчестве. Они учат нас видеть природу как живое существо.

Послушайте внимательно стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» в исполнении Белогубец Насти и определите, как называет зиму А.С. Пушкин? (Слайд 4)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама,

Идёт волшебница-зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз…

И рады мы

Проказам матушки-зимы! 

-Как называет поэт зиму в этом стихотворении? (Волшебница, матушка).

-А другой поэт, Пётр Андреевич Вяземский, обращается к зиме иначе. Послушайте его стихотворение «Масленица на чужой стороне» в исполнении Зеленой Жени (Слайд 5):

 

Здравствуй, в белом сарафане,

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима! 

-Как Вяземский обращается к зиме? (Русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебёдка).

-А вот какой видит зиму Фёдор Иванович Тютчев в стихотворении «Чародейкою зимой», вам расскажет Флейшгауэр Эльвира (Слайд 6):

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет

и заблещет

Ослепительной красой.

-Какой видит зиму поэт? (Чародейкою, колдуньей).

Ведущий 1:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней-

Не спугнуть бы нам его.

-Русские композиторы, как и поэты,  свои чувства к зиме отражают в музыке по-разному. Сейчас вы услышите произведение П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года». (Слайд 7)

- Как вы думаете, что делают девушки в Святки? (Гадают).

-Представьте себе, как девушки гадают, слушая красивый зимний вальс! А чтобы вы лучше восприняли это произведение, Дмитриева Даша с помощью танцевальных движений покажет, как она чувствует музыку Чайковского.

(Слушание пьесы Чайковского «Святки»).

- Какой характер музыки? (Медленный, задумчивый, немножко грустный).

-Но не всегда зима нас радует хорошей погодой. Бывают зимой вьюги да метели. В такую погоду не позавидуешь путнику, который сбился с дороги. Послушайте произведение Георгия Васильевича Свиридова «Тройка» из кинофильма «Метель». Представьте, что люди отправились в путь на тройке лошадей, началась метель, люди затерялись в большом чистом поле…(Слайд 8)

(Слушание пьесы Свиридова «Тройка»).

- Какой характер музыки? (Тревожный, взволнованный).

-И дети, и взрослые очень любят зиму за то,  что в это время года мы отмечаем  много  народных  праздников. Назовите зимние народные и православные праздники… (Новый год, Старый Новый год, Рождество, Святки, Крещение, Масленица).

-А сейчас посмотрите фрагмент музыкальной сказки Римского-Корсакова «Снегурочка», в котором русский народ празднует Масленицу, и определите его настроение (Слайд 9)!

(Показ фрагмента из мультфильма «Снегурочка»).

-Какое настроение в музыке? (Радостное).

Ведущий 1: Дорогая Зима! Наши дети устали, проведи, пожалуйста, с ними физминутку!

(Слайд 10)

(Зима проводит физминутку).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(присели, руки опустили на пол)

И под утро снегом

(встали, покружились на месте)

        

Поле забелело,

(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)

Точно пеленою

Всё его одело.                                                                 (присели, руки опустили на пол)

Ведущий 2: В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Послушайте стихотворение Пушкина «Зимнее утро» в исполнении Балацкой Татьяны и определите его настроение (Слайд 11):

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. 

Какой видит зиму поэт? (То мрачной и сердитой, то светлой и доброй). 

-Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Послушайте стихотворение Александра Александровича Блока «Ветхая избушка» в исполнении Деминой Анастасии и подумайте, какие чувства оно у вас вызывает (Слайд 12):

Ветхая избушка,

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка,

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам,

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрый санок бег…!

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…

В снежном доме будет

Резвая игра…

Пальчики застудят –

По домам пора!

-Какие чувства вызывает стихотворение? (Радость, веселье).

-Русский поэт Сергей Александрович Есенин в стихотворении «Пороша» рисует зиму по-своему. Послушайте стихотворение в исполнении Васькина Александра и определите его настроение (Слайд 13):

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

 -Как звучат строки? (Спокойно и печально). 

Ведущий 1: А вы обращали внимание, что день зимой разный! Утро – тихое, неслышное, а вечер – задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов.

Послушайте песню «Зимняя сказка» в исполнении Созоновой Даши (Слайд 14):

1.Тихо-тихо сказку напевая, 
Проплывает в сумерках зима,
 
Теплым одеялом укрывая
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
 
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
 
Дремлет в тишине дремучий лес.

2.Спят на елках золотые совы, 
В сказочном сиянии луны.
 
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
 
Все меняет форму и окраску,
 
Гасят окна сонные дома,
 
И зима, рассказывая сказку,
 
Засыпает медленно сама.

-Какие чувства передает песня? (Нежность, легкая грусть).

-Русский народ любит зиму и воспевает ее в песнях и хороводах. Посмотрите хоровод «Вот какая зимушка» в исполнении девочек 3-4 классов и подумайте, какие чувства выражают исполнители (Слайд 15)?

1.Закружило вьюгою зимний хоровод.

За собою Зимушка всех друзей зовет

Кружится метелица, в серебре дома.

Вот какая Зимушка, Зимушка-Зима!

2.Санки с горки катятся, лыжи мчатся вслед

Шубой белоснежною лес стоит одет.

Кружится метелица, в серебре дома.

Вот какая Зимушка, Зимушка-Зима!

3.Мы о русской Зимушке песенку поем

Радостно и весело нам с тобой вдвоем.

Кружится метелица, в серебре дома.

Вот какая Зимушка, Зимушка-Зима!

-Какие чувства к зиме выражают исполнители хоровода? (Любовь, восхищение).

-Следующим номером нашего концерта будет песня. О чем, вы поймете, если внимательно послушаете стихотворение:

Их  зимою дружно носят -
Спрос приличный у народа…
И продать на рынке просят,
Говорят – вернулась мода!
Ничего  в них не боимся,
Разве  что проталинки.
От души зимой резвимся,
Ведь на ножках
валенки!

-Итак, русская народная песня «Валенки» звучит в исполнении Максимейко Виктории! 

(Слайд 16)

(Исполнение песни).

1.Мой дружочек меня ждёт

 каждый вечер у ворот.

 Но в такие холода

 Мне без валенок беда.

 Чтобы к милому пойти,

 Надо валенки найти.

 О-ооо! Надо валенки найти.

Припев:

 Валенки, валенки

 Прячет моя маменька.

 Всё равно я их найду,

 На свидание пойду.

 2.Говорят, любить зимой -

 Значит дома быть одной.

 На морозе стынет кровь.

 Не согреет и любовь.

 Но не буду я страдать,

 Только б валенки достать.

 О-ооо! Только б валенки достать.

Припев.

 3.Разговоров не боюсь.

 С милым в валенках пройдусь.

 Пусть морозец горячей,

 Сердцу только веселей.

 Буду в валенках ходить,

 Буду милого любить.

 О-ооо... Буду милого любить.

Припев.

-Какое настроение у песни? (Смелое, решительное, жизнерадостное).

III. Заключительная часть

Ведущий 2: Вот и закончился наш концерт, на котором прозвучали стихи и музыкальные произведения о зиме. Вспомните, какие человеческие чувства вызвали у нас стихи и музыка?

-Ребята, стихи каких русских поэтов прозвучали на нашем концерте? (Слайд 17)

-Музыка каких композиторов прозвучала? (Слайд 18)

-Давайте вернемся к нашей елочке и посмотрим, удалось ли нам с пользой провести время (Слайд 19):

- мы вспомнили стихи и песни о зиме?

-узнали ли вы, слушая концерт, как в музыке и поэзии изображена зима?

-научились анализировать поэзию и музыку (высказывать свое мнение)?

Ведущий 1: -Кто побывал у нас в гостях?

-Зимушка и Печкин, вам понравился наш концерт?

-А вам, ребята? Если концерт вам понравился, похлопайте в ладоши!

-До свидания! До новых встреч!!! (Слайд 20) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Музыкально-литературная гостиная "Зима в творчестве классиков"

Музыкально-литературная гостиная - одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников, позволяющая решать большое количество задач, в зависимости от посталенной педагогом цели. Прежде всего, ...

Музыкально-литературная гостиная "Зимушка-зима"

Музыкально-литературная сценарий для проведения досуга детей дошкольного возраста...