Музыкально-литературный час "Здравствуй, лето!"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Полыгалова Галина Валентиновна

Сценарий мероприятия составлен совместно с учителем чтения и ОПК Бузоверовой Н.А.

Цель: через синтез искусств (музыка и поэзия) прививать детям любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zdravstvuy_leto.docx58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат»

Музыкально-литературный час

 i.jpg

Авторы методической разработки:

Полыгалова Г.В. - учитель музыки и пения,

Бузоверова Н.А. – учитель чтения и ОПК

2017 год

 Цель: через синтез искусств (музыка и поэзия) прививать детям любовь к русской природе.

Задачи:

-обучающие: учить детей слушать поэзию и музыку, анализировать ее (высказывать свое отношение), обогащать словарный запас детей;

-коррекционно-развивающие: развивать внимание, воображение, память, мышление, творческие способности;

-воспитательные: воспитывать музыкальный и художественный вкус, интерес к русской поэзии и музыке, любовь к родной природе.

Оформление: ширма, цветы, березка, презентация.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

  1. Вводная беседа.

 (Слайд)

(Звучит “Лето” Вивальди).

(Слайд)

Ведущий 1.Здравствуйте, дети и взрослые!

Ведущий 2. Добрый день!

Ведущий 1. Повторяйте за мной!

-Добрый день, солнце! (все поднимают руки вверх).

-Добрый день, небо! (аналогичное движение вперед).

-Добрый день, трава! (руки вниз)

-Добрый день  всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Ведущий 2. 

Полна чудес могучая природа,

И хороша она в любое время года.

Сегодня мы заканчиваем цикл музыкально-литературных встреч «Времена года».

Ведущий 1. Каждое время года прекрасно, загадочно, неповторимо. Но есть пора в году, когда природа радует нас теплом и светом.  А какое это время года, вы узнаете, закончив строки стихотворения:

(Слайд )

Кто, какое время года

Больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа:

Лучше всех, конечно, ... (лето)!

Ведущий 2. Да, сегодня мы поговорим о лете. Наш праздник называется «Здравствуй, лето!»

(Слайд )

Как всегда, мы ждем вашей оценки:

(Слайд )

-если наше мероприятие вам понравится – вы подарите нам свои аплодисменты;

-если не понравится – посидите молча.

Ведущий 1. Лету мы   очень рады, поэтому сегодня мы с удовольствием пролистаем летний календарь, в котором:

(Слайд )

-вспомним стихи и песни о лете, исполнение которых будет сопровождаться летними картинками и фотографиями;

-узнаем  о летних праздниках;

-научимся анализировать поэзию и музыку (высказывать свое мнение).

  1. Основная часть.

Ведущий 2. Поможет нам пролистать страницы календаря лето. Давайте мы его пригласим!

(Слайд )

 (Выходит лето).

Лето. Я жаркое Лето, богатое лето,

В душистый венок из цветов я одето.

Поздравить ребят я сегодня пришло,

С собою чудесных друзей привело.

Три братца, три месяца летних,

Со мною на праздник пришли.

-Кто придет первым, вы узнаете, отгадав загадку:

Пух тополиный лето начинает,
В садах бушует зелень…Тишь, покой.
На грядках земляника созревает.
Узнал ли месяц? Назови, какой? (Июнь)

(Слайд )

(Выходит Июнь).

Лето. В гости к нам июнь пришёл

С пеньем птиц, с гуденьем пчёл.

Здравствуй, здравствуй, месяц наш!

Что ты нам в подарок дашь?

Ведущий 1. Прозвенел Июнь в ответ…

Июнь.  У меня секретов нет,

В день рождения дарю

Я вам яркую зарю,

Поле, речку, летний зной

И в цветах весь край родной.

Ведущий 2. Многие поэты и композиторы  воспевали это прекрасное время года. Стихи и песни о лете оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. 

-Давайте посмотрим видеофильм, послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Июнь. Баркаролла» и определим настроение музыки.

(Слушание и просмотр видеофильма).

-Какое настроение музыки?

Ведущий 1. А теперь послушайте стихотворение Ивана Сурикова в исполнении Романовой Даши и подумайте, о чем оно:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло

И, куда не взглянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука,-

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

-О чем стихотворение?

Ведущий 1. Первый летний праздник, Международный день защиты детей, мы отмечаем 1 июня. В этот день все человечество Земли демонстрирует свое горячее стремление защитить детей от голода и болезней, от невежества, от страха и обиды, уберечь от ужасов войны.

Ведущий 2. Дети из ладошек
солнышко сложили, 
Чтобы непременно        
люди все дружили,
Чтобы это солнце
для людей сияло,
В каждое оконце
в гости забегало.
Ведущий 1. Чтобы было много
у детей игрушек,
Чтобы не стреляли
взрослые из пушек,
Чтобы прекратились
войны все на свете,
Чтобы улыбались,
а не гибли дети.

Так чего ж нам стоит –
переплавить пушки,
Прекратить все войны
и купить игрушки?
Солнце из ладошек –
лучше всех на свете !!!
Посмотрите, люди, –
это ж – НАШИ ДЕТИ !!!

Ведущий 2.Завершается учебный год, впереди нас ждут самые продолжительные школьные каникулы, время чудесных встреч и шумных игр. Дети любят каникулы. Об этом вам расскажут в частушках мальчики 5 класса.

(Слайд )

                         Частушки про лето
1. Мы весёлые ребята, вам частушки пропоём.

И про лето, и про солнце, и про то, как мы живём!
2. Вот приходит красно лето, в школьную стучится дверь,
Хватит нам уже учиться: хочешь – верь или не верь.
3. Вот и лето наступило прямо Вове на сапог,
От такого счастья Вова ничего сказать не мог.
4. Первоклассница Наташка на каникулы пошла,
Только что это такое до сих пор не поняла.
5. Завтра в школу не пойду я , - до обеда буду спать,
А потом после обеда в облаках ворон считать!
6. Спрячу я свои тетрадки, закопаю свой дневник!
Здравствуй, лето золотое, я уже не ученик!
7. Все частушки уж пропеты, можно хлопать начинать.
Даже можете цветами нас с любовью закидать.
Слайд )

Ведущий 1. «Не только с неба, из-под земли тепло идет» - говорили на Руси об июне. Первый месяц долгожданного лета был богат работой и  праздниками. Запасы заканчивались: «Июнь - в закрома дунь», «Поищи, нет ли где жито по углам забыто» - так  говорили об июне. Зеленые святки отмечали еще в давние времена. Святки отмечали как конец зимы и начало лета. Они совпали с празднованием Троицы.

Ведущий 2. На Троицу воспевают березку. Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку часто сравнивают с юной красавицей - невестой.

В этот день не работали, так как опасались, что синь неба упадёт на поля: «Не паши, не сей, а то родятся одни васильки». До начала сенокоса можно было отдохнуть. День Троицы знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет расцветающую землю.

Сейчас Калпинский Вова прочитает стихотворение о Троице:

(Колокольный звон)

Ах, Троица, ах, Троица,
Зелёная пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь
И голубыми волнами
Плывёт землёй теплынь.
И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идёшь к Нему.

Ведущий 1. Есть в июне еще один важный праздник. 12 июня мы отмечаем День России. Это праздник свободы, мира и согласия всех людей.

Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Ведущий 2. 

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Страну по-славянски назвали – Россия.

(Звучит песня «Где березоньки шумят»).

-О чем песня? (О России, о русской природе).

-Какие праздники отмечаем в июне? (День защиты детей, день России, Троицу).

Лето.  Вслед за радостным Июнем

Брат второй идёт. Какой? Отгадайте загадку:

Жаркий, знойный, душный день,
Все непременно ищут тень.
Началась косьба хлебов, время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль) 

(Выходит Июль).

Июль.  Ожидай нас, летний лес, мы приедем скоро.

Сколько сказок и чудес у густого бора!

Поведу я всех ребят по лесной дорожке,

Жарко ягоды горят у меня в лукошке.

Ведущий 2. Июль – макушка лета. Золотой океан спелой пшеницы и ржи зовёт скорее делать запасы. Примолкают птицы: им уже не до песен. Во всех гнёздах птенчики. Они нуждаются в заботе родителей. В лесах полно ягод. Луга сменили своё золотое одуванчиковое платье на ромашковое: белый цвет лепестков отражает горячие солнечные лучи. Солнце в эту пору не шутит, печёт сильно. Поэтому рада природа летнему дождику…

-Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Июль» в исполнении:

 

В лес июльский загляни-ка -

Поспевает земляника.

Каждая полянка -

Скатерть-самобранка.

Попадаются в июле

Очень вкусные находки.

Это знают все кастрюли,

Банки, миски, сковородки.


-О чем стихотворение?

Июнь.  Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки, поделки.

Но нет ничего интересней,    

Чем наши чудесные сценки.

(Исполнение сценки « Штранная иштория»).

Автор. Встретил Жук в одном лесу

            Симпатичную Осу.

Жук.    Ах, какая модница!

             Пожвольте пожнакомиться.

Оса.     Увазаемый прохозый,

             Ну,  на сто з это похозэ?

             Вы не представляете,

             Как вы сепелявите.

Автор. И красавица Оса

             Улетела в небеса.

 Жук.   Штранная гражданка…

             Наверно, иноштранка!

Автор. Жук с досады кренделями

             По поляне носится:

Жук.    Это ш надо было так

             Опроштоволоситься! 

Ведущий 1. Всеми любимый летний народный праздник - Ивана Купалы - приходится на 7-ое июля.В ночь на Ивана Купалы в старину люди проводили много разнообразных обрядов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными свойствами. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь. Матери сжигали в кострах одежду, снятую с больных детей, для того, чтобы болезни не приставали к ребенку. Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы.

Ведущий 2. На Ивана, на Купалу песня девичья звучала...

-Послушайте песню «Веночек» в исполнении девочек 4 класса и подумайте, какие чувства выражают исполнители?

 (Дети исполняют песню «Веночек»).

-Какие чувства выражают дети в хороводе? (Радость, восхищение).

-Какой православный праздник отмечаем в июле? (Иван Купала).

Физминутка.


Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – водой умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Лето. Отгадайте загадку:

Листья клёна вдруг желтеют,

В страны юга улетели белокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи! (Август).
-Третий мой братец, - выходи!

(Выходит Август).

-Вот и третий месяц – Август

В наш выходит хоровод.

Август.

Хорошо я потрудился,

На полях снопы стоят 

Тот, кто в августе родился,

Будет хлебу верный брат!

Золотистым караваем

Урожай придёт к нам в дом.

Всем, ребята, пожелаю

От души дружить с трудом!

Ведущий 2. Август  называли щедрым месяцем или запасом лета. В августе луг последний раз меняет свой наряд: теперь он пёстрый, цветы по нему всё больше тёмно-синие, лиловые. Начинает слабеть солнце, надо собирать его прощальные лучи. Созревают в садах и огородах овощи и фрукты. Поспевают и поздние ягоды: брусника, клюква, рябина. Идет сбор грибов. Появились опёнки – кончилось лето.

Сейчас ребята-первоклассники исполнят «Летний хоровод». Посмотрите и подумайте, чему радуются дети в хороводе?

(Исполнение «Летнего хоровода»).

-Чему радуются дети? (Ягодам и грибам).


         Ведущий 1. В августе есть особенный день, Ильин день, который приходится на 2 августа. Веками в сознании православных христиан Илья-Пророк (или Громовик) — повелитель дождей, грома и молний — разъезжал на громыхающей колеснице и карал грешников. Однако, он же посылал на землю плодородие и помогал урожаю. Иногда Пророк спускался на землю, выходил из огненной колесницы и приходил в ту деревню, где его чествовали.

-Стихотворение Константина Бальмонта «Август» прочитает Рассоха Рита:

Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.

В нем кажется ошибкой полдень знойный,-
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз, пред острием серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.

Отраден вид тяжелого снопа,
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет «прости» в места родные.

-О чем стихотворение? (Лето заканчивается).

-Какой православный праздник отмечаем в августе? (Ильин день).

Ведущий 2. Летом нас ждет много интересного и прекрасного везде – в лесу, у речки, на полянке... Но надо всегда помнить, что цветы и травы, птицы и животные – все нуждаются в нашей заботе и охране.  

Об этом нам расскажут Юрченко Даниил и Балябкин Дмитрий:


Мальчик.

Мотылёк, как же так?

Целый день  ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как живёшь?

Что ты ешь, что ты пьёшь?

Где твой мир, где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я не долго, не более дня,

Будь же добр ко мне и не трогай меня!


-О чем стих? (Мы в ответе за тех, кого приручили! – главные слова для нас всех – для людей).

Заключительная часть

Ведущий 1: Вот мы и перелистали страницы  летнего календаря. Давайте посмотрим, удалось ли нам с пользой провести время?

(Слайд)

- Мы вспомнили стихи и песни о лете?

-Узнали ли вы о летних праздниках?

-Учились анализировать поэзию и музыку (высказывать свое мнение)?

Стихи каких русских поэтов прозвучали сегодня? 

(Слайд) (Сурикова, Бальмонта и Берестова).

-Какая музыка прозвучала? 

(Слайд) (Музыка Вивальди, Чайковского, композиторские и народные песни).

-Какие праздники мы отмечаем в июне? В июле? В августе?

Ведущий 2:

Хорошо, что снова лето,

Снова солнце высоко,

Что вода в пруду нагрета,

Как парное молоко.

Хорошо, что снова много

Будет ягод и грибов

И что в дальнюю дорогу

С песней ты идти готов.

(Исполнение песни «Какого цвета лето?»)

-Дорогие гости, оцените наш праздник! Если перелистывание летнего календаря вам понравилось, похлопайте в ладоши! Если не понравилось – посидите молча.

(Слайд)
Ведущий 1. Пусть спокойно в нашей школе

Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка! Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денёк!
Все: До свиданья, школа! Здравствуй, лето!

Используемые ресурсы:

http://zoozel.ru/gallery/images/616613_den-ivana-kupaly-risunok.jpg иван Купала

http://i50.fastpic.ru/big/2013/0801/2b/4275d88e5ae6d8414a95217eb69cf32b.gif Ильин день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - литературная гостиная к 100 летию М.Фрадкина

Музыкально - литературная гостиная, посвященная 100 летию М.Фрадкина...

Музыкально-литературная гостиной к 100 - летию М.Фрадкина

Музыкально - литературная гостиная, посвященная 100-  летию М.Фрадкина....

Письма с фронта (Музыкально-литературная композиция к 70-летию Победы)

Сценарий посвящен 70-ю со Дня Победы. Предназначен он для детей средней школы и должен помочь окунуться в атмосферу 40-х годов прошлого века. Память о Великой Отечественной Войне должна быть сохранена...

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 175 летию П.И.Чайковского

7 мая 2015 года вся страна отмечает юбилей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. В Клину, где Чайковский провел последние годы своей жизни пройдет фестиваль, посвященный этой знамена...

Сценарий музыкально-литературной композиции «Праздничный концерт к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне». Методическая разработка.

Сценарий представляет собой стройную музыкально -литературную композицию, охватывающую основные события войны 1941-1945гг. и объединенную одной мыслью: от  горя войны к радости Победы. Содержит в...

Музыкально-литературная композиция «Музы не молчали», посвящённая 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы).

В материале представлен сценарий музыкально-литературной композиции "Музы не молчали", посвящённой 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы) в школе...