Литературно-музыкальный монтаж "Колокола Памяти"
классный час (10 класс) на тему

Навоева Анжелла Валерьевна

Внеурочное мероприятие ко Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokola_pamyati.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Театрализованная постановка «Колокола памяти»

Фон: вечный огонь и проявление текста

Весь под ногами шар земной. 
 Живу. Дышу. Пою. 
 Но в памяти всегда со мной 
 Погибшие в бою. 
 Пусть всех имен не назову, 
 Нет кровнее  родни. 
 Не потому ли я живу, 
 Что умерли они?

Звук метронома

Вед 1. Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается. 
Вед 2. Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается! 
Вед 1. Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы чтили…

Песня «О героях былых времен»

Звучит музыка, на сцене появляются ведущие, слова ведущих звучат на фоне музыки

1 ведущий: Дорогие наши ветераны Великой Отечественной войны, воевавшие и завещавшие нам жизнь, к вам обращаемся мы, рискнувшие постичь суть вашего поколения победителей. 
2 ведущий: Напомнить ныне живущим о том, что дорого и свято. 
1 ведущий: Воздать должное участникам той страшной войны, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет ваших душ, за мудрость и доброту. 
2 ведущий: Мы расскажем сегодня о наших ровесниках, которым в 1941 году исполнилось семнадцать. О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады. 
1 ведущий: Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов. Месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег. 
2 ведущий: Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто дошёл до конца этой страшной дороги войны и тех, кто пал смертью храбрых, защищая каждый сантиметр родной земли…
 Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался. 

 Фонограмма колокола.
1-й : Что это? Ты слышишь? 
2-й : Это колокола. Колокола памяти...  (выходит «память» в черном  )
1-й : Памяти? А разве такие бывают? 
2-й : Бывают, если совесть не дает нам забыть… (выходит «совесть» в белом…)

История:  22 июня…Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году…  (восход солнца)
Совесть: 
 Июнь …клонился к вечеру закат. 
 И белой ночи разливалось море. 
 И раздавался звонкий смех ребят, 
 Не знающих, не ведающих горя. 

Память: 
 Та ночь была полна июньской прелести, 
 Для них она не пожалела света. 
 Грядущим аттестатом зрелости 
 Их озаряло это лето… 
История: 
 Завтра рощ испугаются птицы, 
 Завтра птиц не признают леса… 
 Это всё только завтра случится, 
 Через 24 часа…

 Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, тихо звучит мелодия … (из фильма «Весна на Заречной улице»)

Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. 
Юноша 1:  Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. 
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность… 
Девушка 2:  Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов. 
Девушка 3:  Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика! 
Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает! 
Юноша 3: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит? 
Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой? 
Девушка 2: Ты, правда собираешься уехать в тайгу? 
Юноша 3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной! 
Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду! 
Юноша 1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!

Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования

Юноша 2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. Наш 10 «А»! (кадр 1)

История: 
 В тот день они ещё смеялись, 
 Любили зелень и огни. 
 Ни голос скрипок, ни рояли 
 Им не пророчили войны. 
Память: 
 Такою всё дышало тишиной, 
 Что вся земля ещё спала, казалось. 
 Кто знал, что между миром и войной 
 Всего каких-то пять минут осталось! (на фоне рассвета проявление огня и дыма)

Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война», выпускники уходят к постаменту, надевают гимнастёрки

  ««Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд) 
 - Первый! 
 - Первый! 
 - Первый! 
 - Первый! 
 История: 
 22 июня… начало войны!

Звучит фонограмма песни «До свидания мальчики»

Совесть: 
 В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость, 
 Над страною дыханье грозы пронеслось. 
 Слушай, Родина! В грозные годы войны 
 Присягают на верность твои боевые сыны. («Родина мать зовет!»)

Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов, лязг гусениц.

Звучит фонограмма песни А. Новикова «Дороги» по нарастающей на фоне боя.

На сцену выходит строй солдат, изможденных, израненных, в пыльных сапогах, с перевязанными головами, руками.

История: Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери… 
Солдат:
 Был отступленья путь солдатский горек, 
 Как горек хлеба поданный кусок… 
 Людские души обжигало горе, 
 Плыл не в заре, а в зареве восток. 
 Рев траков над ячейкой одиночной 
 Других сводя, а нас не свел с ума. 
 Не каждому заглядывали в очи 
 Бессмертье и история сама. 


История: Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.

Солдат:
 Нет, 
 Не до седин. Не до славы 
 Я век свой хотел бы продлить, 
 Мне б только до той вон канавы 
 Полмига, полшага прожить; 
 Прижаться к земле 
 И в лазури 
 Июльского ясного дня 
 Увидеть оскал амбразуры 
 И острые вспышки огня. 
 Мне б только 
 Вот эту гранату, 
 Злорадно поставив на взвод 
 Всадить ее, 
 Врезать, как надо, 
 В четырежды проклятый дзот, 
 Чтоб стало в нем пусто и тихо, 
 Чтоб пылью осел он в траве! 
 Прожить бы мне эти полмига, 
 А там я — сто лет проживу! 
История: В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней… много смертей… 

Голоса умолкают. Издали, накатом звучат Колокола и  Фонограмма : Первый куплет песни "Тёмная ночь" из к/ф "Два бойца"  Н. Богословский, В. Агатов. Звучит команда «Привал!» (кадр 2)
 По окончании первого куплета песни, на сцене появляется мать солдата

Память: 
 В железной печурке угли догорают, 
 Подёрнуты пеплом седым. 
 Окончился ужин. Бойцы отдыхают. 
 Густеет махорочный дым. 
История: 
 На улице полночь, свеча догорает, 
 Высокие звёзды видны. 
 Ты пишешь письмо, мне моя дорогая, 
 В пылающий адрес войны. 


Мать, читает письмо сыну

Мать:  «Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков». 

Юноша 1: 
 Мама, тебе эти строки пишу я. 
 Тебе посылаю сыновний привет. 
 Тебя вспоминаю, такую родную, 
 Такую хорошую, слов даже нет! 
 За жизнь, за тебя, за родные края 
 Иду я навстречу свинцовому ветру, 
 И пусть между нами сейчас километры, 
 Ты здесь, ты со мною, родная моя! 
 Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла. 
 Вылетая в бой, мы кладём на колени наган. Собьют над территорией врага – шесть пуль в фашистов, седьмую – себе в сердце. Это не значит, что мы не любим жизнь. О, как мы её любим! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину. 
 Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце… Я обязательно вернусь мама, ты только жди.

Звучит голос записанный на фонограмму «Уважаемая, Мария Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим солдатом». Мать, закрыв руками глаза, замирает… (кадр 3)

История: Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел дождаться праздника на нашей улице. И ещё он хотел жить, очень хотел жить… 

В центр сцены под музыку выходит юноша, пишущий письмо. Фонограмма песни «Темная ночь»

Юноша 2: Таня! Ты уже, наверное, волнуешься, что от меня так долго нет писем…Я просто не знал, как тебе написать, что больше нет нашего Володьки… 
 Немцы бросили против нас карательный отряд, и Володька был смертельно ранен в этом бою… 
 Таня, я видел, как он умирал… Умирая он сказал: «Ты знаешь, как не хочется умирать? Ведь я так люблю жизнь, и мне всего 18 лет. 
 Таня, я признаюсь тебе, что после его смерти ночью, оставшись в землянке один, я плакал как маленький. Представляешь, я мужчина, плакал! 
 Утром писал письмо его маме. Если бы ты знала, как это тяжело. Но что делать? Война есть война. 
 Я не хотел писать тебе об этом. Но мы же договорились писать всегда правду, вот и написал. Даже не скрыл, что плакал. Береги себя, любящий тебя, твой одноклассник Сашка».

На сцене появляется девушка, пишущая письмо

Девушка 1: «Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ, лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война. Наши почти уже все на фронте, даже девчонки. 
 Я не знаю писали тебе или нет, Маша погибла. В это невозможно поверить, её повесили… 
 Пятерых наших ребят уже нет в живых, а войне ещё не видно конца. Как подумаю, что для Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится страшно. Никогда и ничего…Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш медсанбат сейчас располагается в лесу. Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы.. 
 Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя Таня.»

На сцене по музыку появляется юноша, пишущий письмо

Юноша 2: «Милая, Таня! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо. 
 Немцы скоро пойдут в атаку, а нас осталось только трое…Твой портрет лежит у меня на коленях, значит, ты со мной. Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит. Таня милая, прошу тебя, постарайся выжить в этой страшной войне. Выживи, и проживи эту жизнь за нас». 
 Вот и всё за светлый край озёрный, 
 Что в душе берёг, 
 За родное небо в звёздных зёрнах 
 Я навек тут лёг. 
 Вижу небо голубое, близкое 
 Я в последний раз. 
 Уменьшается, мерцает искрами, 
 Уходя из глаз. 
 Где-то птица плачет в отдалении… 
 Может, это мать? 
 Мама, наклонись хоть на мгновение, 
 Мне уже не встать. 
 Мне хотя бы капельку, родная, 
 Твоего тепла. 
 Глянь, твой сын героем умирает, 
 Чтоб земля цвела.

 Звучит фонограмма текста «пал смертью храбрых, защищая Родину» (Солдат уходит)
Звучит песня «Он не вернулся из боя»

Звучат: Колокола…Вой сирены.

Память: Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… «Дорога жизни». 

Выходят девушка и мальчик с нагруженными санками,  девушка уставшего малыша сажает на санки сама садится рядом, обняв его колени.
Мальчик
 Страшный путь! 
 На тридцатой, 
 Последней версте 
 Ничего не сулит хорошего?! 
 Под моими ногами 
 Устало хрустеть 
 Ледяное, 
 Ломкое 
 Крошево. 
 Страшный путь! 
 Ты в блокаду меня ведешь, 
 Только небо с тобой, 
 Над тобой высоко. 
 И нет на тебе никаких одежд 
 Гол 
 Как Сокол.

Девушка:

Страшный путь! 
Ты на пятой своей версте 
 Потерял для меня конец. 
 И ветер устал 
 Над тобой свистеть 
 И устал 
 Грохотать 
 Свинец… 
 Почему не проходит над Ладогой мост?! 
 Нам подошвы 
 Невмочь 
 Ото льда 
 Отрывать 
 Сумасшедшие мысли 
 Буравят 
 Мозг. 
 Почему на льду не растет трава?! 
 Самый страшный путь 
 Из моих путей! 
 На двадцатой версте 
 Как смогла я идти! (солдаты выходят навстречу, мальчика берет на руки девушку понимают)
Солдат: (с мальчиком на руках)

Шли навстречу из города 
 Сотни 
 Детей: 
 Замерзали в пути… 
 Одинокие дети 
 На взорванном льду — 
 Эту теплую смерть 
 Распознать не могли они сами 
 И смотрели на падающую звезду 
 Непонимающими глазами. 
 Мне в атаках не надобно слова «вперед», 
 Под каким бы нам 
 Ни бывать огнем — 
 У меня в зрачках 
 Черный 
 Ладожский 
 Лед, 
 Ленинградские дети 
 Лежат 
 На нем. 

Звучат: Колокола…Звучит песня  «Пропавшим без вести»
Солдат:
 Забыть нельзя разорванное небо, 
 Друзей своих могильные холмы, 
 И каравай простреленного хлеба 
 В хозяйственных ладонях старшины… 
 Забыть нельзя! Ужели мы забудем? 
 Уж слишком много испытали бед. 
 И неспроста в огне военных буден 
 Мы поседели в восемнадцать лет. 
Солдат:
 Нас не нужно жалеть, 
 Ведь и мы б никого не жалели. 
 Мы пред нашим комбатом, 
 Как пред господом богом чисты. 
 На живых порыжели от крови и глины шинели 
 На могилах у мертвых 
 Расцвели голубые цветы. 
 Пусть живые запомнят и пусть поколения знают 
 Эту взятую с боем 
 Суровую правду солдат. 
 И твои костыли, 
 И смертельная рана сквозная, 
 И могилы над Волгой, 
 Где тысячи юных лежат… 

Звучит песня "Родина".  

Тишина. Колокола. Поочередно.

Громко звучит песня «Журавли», на фоне которой все участники выходят вперёд

Солдат: Солнце кровавилось в дымчатой мгле. 
 Красным снарядом било. (пауза) Нас уже не было на земле, а оно было. 
Солдат: Волны неслись от скалы к скале, 
 Море гранит дробило! (пауза) Нас уже не было на земле, а оно было. 
Солдат: Дерево шло по сырой земле, 
 Землю корнями рыло! (пауза)

Девушка – блокадница. Их уже не было на земле, а оно было".

В этом году нам исполнилось бы 90 лет. Но почти все мы остались навечно молодыми. Из 35 человек нашего класса в живых осталась только одна я. В 41 нам было по 17 лет.

История: Вглядитесь в эти лица. Запомните их молодыми. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит! 
Память: Пал смертью храбрых в боях за Родину… Чтобы произнести эту короткую фразу двадцать миллионов раз, нам понадобилось бы беспрерывно повторять её днём и ночью в течение четырёх с половиной лет… Это дольше, чем длилась война…Помните это! 

Звучит песня «Колокола» (со сцены поочередно уходят участники)

История: И все-таки долгожданный день пришел.  (Звучат куранты Кремля. Голос Левитана «Внимание говорит Москва. 8 мая 1945 года в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции…. Германия полностью разгромлена. Вечная память героев погибших на полях сражениях. Да здравствует Советская армия и морской флот….». )(фон Парад Победы, Салют Победы)

Звуки победного марша. Выбегают Девушки вручают цветы солдатам. Военная пляска.

История: 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: Более 28 млн. людей – мужчин, женщин, детей – стоила нам эта победа.

Память и Совесть выходят в центр сцены и читают (фон могила неизвестного солдата)

 1. Никто не забыт и ничто не забыто, 
 Живые живут, погибшие – спят 
 Над нами солдаты стоят из гранита, 
 Сжимая в холодных руках автоматы. 
 2. Над ними в молчаньи склонились березы 
 И в небе курлычут в тоске журавли, 
 Росинки сверкают, как горькие слезы. 
 И грустные песни поют соловьи. 
 1. Их помнят леса, города и равнины 
 Дороги Смоленщины, горы Карпат, 
 Приволжские степи, деревни родные, 
 И в годы войны посидевшая мать. 
 2. Их помнят весенние воды Кубани, 
 Спасенная ими родная земля, 
 Днепровские кручи, пустые каштаны, 
 Их помнят и песни. Им и песня моя…

Песня «День победы на века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

Я точно знаю, что вернусь….(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).

Цели литературно - музыкальной композиции: 1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  певца и композитора И.Талькова. 2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Ро...

Литературно-музыкальная композиция «Колокол памяти»

Вечер, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для учащихся 9-11-х классов...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти М. И. Цветаевой «В молчаньи твоего ухода Упрёк невысказанный есть…»

Литературно-музыкальная композиция по творчеству М. И. Цветаевой. В практике проводилась как литературный вечер, или, при известной доработке, как вводный или итоговый урок по теме "М. И. Цветаева". П...

Литературно-музыкальная композиция "Книга Памяти"

Занятие посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Мы славим солдата, молодых ребят, воевавших в мирное время в горячих точках, выполнявших свой воинский долг перед Родиной. Память ...

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...