Урок мужества «Ф.Ф.Ушаков – великий флотоводец России.!?»
план-конспект урока по истории

Кудрявцева Светлана Юрьевна

Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_na_konkurs.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

городской округ Саранск Республика Мордовия

Республиканский конкурс

детского и молодежного творчества

«Ушаков. Россия. Флот»,

посвященный 270-летию со дня рождения

святого адмирала Ф.Ф.Ушакова

номинация «Сценарий»

Урок мужества 

«Ф.Ф.Ушаков – великий  флотоводец России.!?»

                                                                              Автор: учитель истории

 МОУ «Средняя школа №2»

                                                                  Кудрявцева С.Ю.

Саранск

Тема урока: Ф.Ф.Ушаков - великий флотоводец России.?!

Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

- воспитание у обучающихся  чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

- формирование глубокого осознания гражданского и воинского долга перед своим Отечеством;

- сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;

- знакомство с жизнью и деятельностью великого русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова.

Оборудование: карта «Российская империя в XVIII веке», портрет и изображение иконы адмирала Ф.Ф Ушакова,   видеофильм «Адмирал Ф.Ф.Ушаков», творческие работы учащихся, презентация.

             

Ход урока.

  1. Прослушивание Государственного гимна РФ

  1. Приветствие, сообщение темы, задач урока.

           Вопрос учащимся: Имя адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова хорошо известно представителям старшего поколения, а вот что знаете о нём вы, молодые россияне? Сформулируйте кратко свои ответы.

               

      Учитель обобщает ответы учащихся и обращает внимание на три пунктуационных знака в конце темы урока. Он предлагает  внимательно выслушать информацию о Ф.Ф.Ушакове, осмыслить ее и определить для себя интонацию, с которой нужно прочитать предложение, составляющее  тему урока (вопрос, восхищение, повествование).

  1. Вступительное слово учителя:

        Наша встреча посвящена  Дню воинской славы России: 11 сентября – День победы русских моряков под командованием Фёдора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).

        Дни воинской славы и памятные даты России, установлены федеральным законом от 21 июля 2005 года № 98-Ф3.   Таких дней в современном календаре всего 15. Пятнадцать славных дат, отмеченных  ратным трудом и подвигами наших предков. Каждый гражданин России, а тем более будущий защитник Отечества, должен знать об этих священных для нашего народа датах. Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение – это битвы, в которых решалась судьба нашего народа, судьба Русского государства. И это самые славные наши победы.          

         

           И в одном ряду с ними историки поставили ещё одну победу: 11 сентября – День победы русских моряков под командованием Фёдора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).

       И эта победа, и жизнь самого Фёдора Ушакова – удивительные явления русского духа. Что в них удивительного? Об этом пойдет разговор сегодня. 

  1. Биография Ф.Ф.Ушакова

        Слово учителя: Начать разговор хочется словами из присяги, которую дал Ф.Ф.Ушаков:

"Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ моей всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!"

Вся последующая жизнь Федора Федоровича стала подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной им присяге.

        Итак, давайте познакомимся с биографией прославленного адмирала Ф.Ф.Ушакова. Сначала мы выслушаем небольшие сообщения учащихся. По ходу выступлений вам будут предложены вопросы для обсуждения, поэтому будьте внимательны. 

4.1.Выступления учащихся (опережающие задания)

 Докладчик  №1. 

      Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 в сельце Бурнаково (сейчас Рыбинский район Ярославской области), в небогатой дворянской семье. Отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710—1781), сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, дядя — старец Феодор Санаксарский. Окончил Морской кадетский корпус (1766), служил на Балтийском флоте.

       С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 годов.

        В 1780 году направлен в Рыбинск для доставки в С-Петербург каравана с корабельным лесом, после чего назначен командиром императорской яхты, но вскоре добился перевода на линейный корабль. В 1780—1782 командир линейного корабля «Виктор», который участвовал в реализации политики «вооружённого нейтралитета» в составе эскадры на Средиземном море.

 Вопрос для обсуждения: Где начал свою морскую службу Ф.Ф.Ушаков?

Докладчик №2.

            В 1775 году, при Императрице Екатерине II, было принято решение о создании на Черном море регулярного линейного флота. В 1778 году, в тридцати верстах выше устья Днепра, было устроено адмиралтейство, основаны порт и город Херсон. В августе 1783 года в Херсон прибыл и капитан второго ранга

Феодор Ушаков. С 1783 г. на Черноморском флоте, он наблюдал за постройкой кораблей в Херсоне, участвовал в строительстве главной базы в Севастополе.

В это же время в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне был установлен карантин. В то время считалось, что чума распространяется по воздуху. Для спасения от  морового поветрия на улицах разводили костры, окуривали жилища, но эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой.

Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Феодор Ушаков стал твердо устанавливать особый карантинный режим. Всю свою команду он разделил на артели. У каждой имелась своя палатка из камыша, по сторонам которой были

установлены козлы для проветривания белья. На значительном удалении располагалась больничная палатка. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Остальные артельщики переводились на карантин. Общение одной артели с другой было строго запрещено. Ушаков сам неустанно за всем этим следил.

        В результате энергичных действий Феодора Ушакова в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и, тем самым, спас их от смерти.

       За эти действия Ф.Ф.Ушаков был награжден первой наградой – орденом Святого Владимира 4 степени.

 

Вопрос для обсуждения: Какие качества проявил Ф.Ф.Ушаков во время борьбы с эпидемией чумы?

(Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь Феодора Ушакова к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения).

Докладчик №3.

Задание: по ходу рассказа отметить на контурной карте основные сражения русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова.

       

       Присоединение Крыма к России в 1783 году и усиление русского флота на Черном море привели к существенному обострению русско-турецких отношений. Подстрекаемая Англией и Францией Турция в августе 1787 года предъявила России ультиматум, но получив решительный отказ, объявила войну и   в  сентябре  начала  военные действия  на Черном море. По русскому плану

Черноморский флот должен был содействовать сухопутным войскам, оборонять побережье Крыма от возможного десанта и нарушать связи противника на море. 

       С именем  Ушакова связаны победы русского Черноморского флота над численно превосходившими силами турецкого флота в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., в начале которой он командовал линейным кораблём «Святой Павел». В сражении у о. Фидониси (1788 г.) решающую роль в победе над противником сыграл авангард русской эскадры под командованием Ушакова. С 1790 г. Ушаков – командующий Черноморским флотом, который одержал крупные победы над турецким флотом в Керченском морском сражении (1790 г.), в сражениях у о. Тендра (1790 г.) и у мыса Калиакрия (1791 г.). В 1793 г. Ушаков был произведен в вице-адмиралы.

      Чтобы закрепиться в Крыму, русской армии нужно было занять турецкие крепости, крупнейшими из которых были Очаков и Измаил. А флот должен был поддержать нашу армию с моря. В устье Дуная направилась русская гребная флотилия. Но турки сосредоточили там главные силы своего флота и не давали прохода русским кораблям. И тут на помощь подоспела севастопольская эскадра Ф. Ушакова. В бою у мыса Тендра она уничтожила турецкую эскадру. А день,

когда это произошло, стал Днём воинской славы России. Это была очень крупная победа.

         Русская эскадра нанесла поражение турецкой эскадре, вдвое превосходящей по численности. Турки потеряли три своих самых лучших корабля. Потери турецких экипажей в людях были огромны – более 2 тыс. человек. Победа была полной. Корабли русского Черноморского флота отделались лишь небольшими боевыми повреждениями. Потери в людях: всего 21 погибший и 25 раненых. Сражение у мыса Тендра открыло путь русской гребной флотилии в Дунай, сыграло важную роль в победе России в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основные сражения Русско-турецкой войны, которые вы отметили на карте.
  2. Почему сражение у м. Тендра  стало днем воинской славы России?

Докладчик №4.

Во время Средиземноморского похода 1798–1800 гг. проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов. Русские экспедиционные силы под его командованием успешно решили сложные задачи по блокаде вражеского побережья, высадке морских десантов и атаке крепостей. Штурм крепости Корфу (1799 г.) под его руководством является ярким примером чётких совместных  действий кораблей и морских десантов. Ушаков умело организовал взаимодействие армии и флота при овладении Ионическими островами, освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. Он правильно оценивал роль экспедиционных сил России на Средиземном море в общем ходе войны. С выходом в апреле 1799 г. армии А.В. Суворова в Северную Италию экспедиционные силы, ведя активные боевые действия, нарушали морские сообщения противника и прикрывали с

моря русско-австрийские войска, действовавшие в Италии. Ушакова как флотоводца высоко оценивали прогрессивные деятели того времени.

Вопрос для обсуждения: Где еще, кроме русско-турецкой войны, проявил себя Ф.Ф.Ушаков?

Слово учителя.

      С именем Ф. Ушакова неразрывно связана история Севастополя, история Черноморского флота. Ф. Ушакова называли гением. Он умел побеждать, когда у противника было вдвое больше людей, кораблей, оружия. При этом противник нес огромные потери, а Ф. Ушаков терял лишь несколько матросов. Ни один матрос Ф. Ушакова не попал в плен. Ушаков вел очень строгую, почти монашескую жизнь. У него не было семьи, детей. Его домом, его семьей был флот, а его детьми были моряки. Они и называли его <<батюшка наш Федор Федорович>>. Моряки его обожали и боготворили. А офицеры брали с него пример и старались тоже быть защитниками и отцами для своих экипажей.

      Ушакова называли «Суворов на море». Суворов любил и уважал Ушакова, называл его своим другом. Между ними действительно было много общего. Они оба создали свою науку побеждать, только Суворов - на суше, а Ушаков - на море. Оба не проиграли не одного сражения. Оба уважительно относились к солдатам, ценили смекалку, инициативу. И оба были настоящими патриотами и думали не о своей личной славе, а о славе Отечества. За  взятие крепости Корфу  император  Павел Первый произвел его в адмиралы. Много поздравлений прозвучало в адрес адмирала Ушакова, но самые живые, самые искренние слова прозвучали из уст великого полководца Александра Васильевича Суворова: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: «Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом?».

        Во время Великой Отечественной войны в 1944 году были учреждены орден двух степеней  и медаль Ф.Ушакова. Эти награды вручались морякам за мужество и храбрость в бою с противником, превосходящим в силе. Считалось огромной честью для моряка получить такую награду.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Как оценивали действия флотоводца его современники и потомки?
  2. Почему  имя Ушакова всегда вызывает уважение, и символизирует храбрость, честь, мужество, преданность?

Докладчик №5.

      С 1802 года Ушаков командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретенной им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.

          В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.  Флотоводец умер 2 (14) октября

1817 в своём имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темников.

Вопрос для обсуждения: Как имя Ф.Ф.Ушакова связано с мордовским краем?

  1. Канонизация

Учитель показывает светское изображение Ф.Ушакова и изображение иконы.

Вопрос  ученикам:

      - Обратите внимание на эти два портрета флотоводца. В чем их существенное различие?  Объясните.

      Учитель зачитывает фрагмент из «деяний»:

       <Благодаря Богу>, как неизменно любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но не потерял при этом ни единого

корабля, и ни один из его служителей в плен вражеский взят не был. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в

боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель.   

         

Слово учителя:

      Федор Федорович Ушаков – это выдающийся адмирал. Человек удивительной судьбы. Всего в своей жизни он добился сам, своим трудом, своим старанием и волей. Он стал выдающимся флотоводцем, которым гордится Россия. А Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, поставив его имя рядом с такими именами, как Александр Невский и Дмитрий Донской.

       В 2001 году состоялось прославление святого Русской Православной церкви адмирала Феодора  Ушакова. Большинство людей встретило эту новость с радостью, но некоторые были удивлены и с непониманием вопрошали: «В чём святость адмирала?»

          Действительно, канонизация - причисление к лику святых - процесс неспешный, требующий серьёзных оснований с позиции Православной церкви: чудотворения, принятие мучений за веру, всенародное почитание.

          Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение, пишется «житие», ему служат молебны, прося заступничества перед Богом.

           Впервые в Русской православной церкви встал вопрос о канонизации воина-моряка. Комиссия по канонизации несколько раз приступала к рассмотрению дела о прославлении Ушакова, пока,  наконец,  не пришла к заключению, что адмирал не просто наиболее почитаемый русский флотоводец, снискавший себе всенародное признание, но и святой русский воин. 4 августа 2001 года в Санаксарском монастыре около Темникова  при стечении множества священнослужителей, представителей Морского флота России и множества простых верующих произошла торжественная канонизация Федора Федоровича, ставшего святым покровителем русских моряков. Фёдор Ушаков почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил.

       

      День памяти святого праведного воина Феодора Ушакова дважды в год: в день его прославления – 5 августа и в день его кончины – 15 октября.

Вопрос для обсуждения: Почему флотоводца Ф.Ф.Ушакова называют святым?

  1. Просмотр видеофильма «Адмирал Ф.Ф.Ушаков»

Задание: выделить основные этапы жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова

7.Викторина «Морской бой»

 За правильный ответ ученики получают изображение Андреевского флага.

  1. Сколько дней воинской славы было установлено законом России? (15)
  2. Как прозвали Ушакова турки? (Ушак-паша.)
  3. Где была главная военно-морская  база России на Черном море? (В Севастополе.)
  4. В бою у Тендры турецкие корабли на всех парусах убегали от русских и смогли оторваться. А утром оказалось, что русская эскадра буквально у них под носом. Почему это произошло? (Турки, оторвавшись от русских, бросили якоря,  а корабли Ушакова дрейфовали, и ветром их отнесло к турецкой эскадре.) 
  5. Сколько русских моряков погибло в бою у Тендры? (21.) 
  6. Сколько потеряли турки в этом бою? (2 тыс.)
  7. Сколько крепостных душ имел отец Ушакова? (19)
  8. Каким флотом руководил Ушаков? (Черноморским флотом).
  9. Сколько моряков Ушакова попали в плен? (Ни одного.)
  10. Название трех святых воинов России. (Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.)
  11. Сколько сражений проиграл Ушаков? (Ни одного.)
  12. Как называли моряки адмирала Ушакова? («Батюшка Федор Федорович».)
  13. За что награждали Ушакова во время Великой Отечественной войны? (За мужество и храбрость, проявленные в бою с численной превосходящим противников.)
  14. Почему в православных церквях можно увидеть икону с изображением Федора Ушакова? (Потому что он причислен к лику святых.)
  15. Где находится мыс Тендра? (В Крыму.) 
  16. Что является символом государства на корабле? (Флаг) 

Ребята, многие получили жетон с изображением флага.

Вопросы для обсуждения:

1.Что это за флаг? Почему он назван Андреевским?

       (Это морской флаг Российского флота. Называется он Андреевский стяг. Андреевским флагом он назван в честь Андрея Первозванного. Андрей Первозванный – первый апостол Иисуса Христа, который проповедовал христианство в Крыму, а потом в России.)

2.Почему крест на флаге имеет такую форму? (Андрей Первозванный был распят на таком кресте.)

3.Почему наши  моряки носят тельняшки?

     (Тельняшки  - прообраз Андреевского флага. Полоса белая и полоса синяя являются защитой моряка в бою. И если моряк  погибает, то он уже находится под покровительством апостола Андрея Первозванного.)

8.Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения:

1.С какой интонацией вы прочитаете тему нашего урока мужества?  Почему?

2. Докажите, что Ф.Ф.Ушаков – великий флотоводец России.

Заключительное слово учителя.

      Действительно,   Ушаков Ф.Ф. - ВЕЛИКИЙ русский флотоводец, человек любящий свою Родину, проявивший лучшие человеческие качества.  Этот человек – пример для подражания современному поколению. Я горжусь, что живу в стране, которую прославляли такие полководцы, как Федор Федорович Ушаков.

9. Звучит Гимн Республики Мордовия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»

На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...