Толерантность - путь к миру
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков. Данная разработка внеклассного мероприятия «Толерантность – путь к миру» предназначена для учащихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_-_put_k_miru.doc35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие «Толерантность – путь к миру»

Цель: Создание условий для усвоения школьниками понятия «толерантность», расширить его содержание.

Задачи:

познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина;

формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников;

учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт;

развитие коммуникативных навыков.

Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие.

Вид деятельности: коммуникативный.

Технология: игровая, личностно-ориентированная.

Методы: словесный.

Место проведения: классная комната.

Оформление зала: афоризмы, фотографии людей.

Оборудование: компьютер.

Афоризмы

  • Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими. Ягодзиньский Х.
  • Люди в своем большинстве готовы с риском для жизни защищать ваше право высказывать свои убеждения, но не готовы выслушать вас. Браулт Р.
  • Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать. Вольтер Ф.

Подготовка к внеклассному мероприятию.

Фрагмент видеоролика песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна». (Композитор Давид Тухманов. Стихи Роберта Рождественского)

Жетоны с различными формами приветствия.

Термины толерантной и интолерантной личности.

Понимание толерантности в разных языках, костюмы француза, англичанина, русского, испанца, китайца, азербайджанца.

Сценка «Две дороги».

Фрагмент из фильма «Чучело».

Стихотворение «Цветок добра».

Игра «Поднимите руку, у кого...», “Кто есть, кто?”.

Упражнение «Аплодисменты».

Видеоролик «Толерантность»

Стихотворение «Доброта и толерантность спасёт мир»

Пословицы, поговорки.

Притча «Ладная семья»

Ход мероприятия

1. Фрагмент видеоролика песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

(Композитор Давид Тухманов. Стихи Роберта Рождественского)

2. Выходят ведущие.

Вместе: «Ты, вы, мы, я – вместе мы одна семья.

1 ведущий - Здравствуй друг, который слева!

  •        - Здравствуй друг, который справа!

                    - Вместе мы одна семья,

  •        - Вместе нам скучать нельзя!

2 ведущий - Улыбнись соседу слева,

  •        - Улыбнись соседу справа.

                    - Вместе мы одна семья,

                    - Вместе нам скучать нельзя!

1 ведущий - Подмигни соседу слева,

  •         - Подмигни соседу справа.

                     - Вместе мы одна семья,

  •         - Вместе нам скучать нельзя!

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я желаю вам доброго дня и хорошего настроения. А теперь давайте поздороваемся еще раз как люди из разных стран. Я хочу пригласить 4 человека. У меня на столе лежат таблички, на которых написаны страна и форма приветствия. Продемонстрируйте приветствие. (Красные жетоны – японцы (поклон, соединить ладони перед собой), голубые жетоны – европейцы (пожать руку), белые жетоны – эскимосы (трутся носами), зеленые жетоны – китайцы (спрашиваете: «Вы поели?» в ответ человек должен поклониться). В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.

Введение в тему мероприятия.

Учитель: а теперь мне нужны 6 помощников. Обратите внимание на шары: они не пустые, в них спрятаны записки с чертами личности, давайте хлопнем их и прочитаем (помощники хлопают шарики, зачитывают слова: «терпение», «чуткость», «снисходительность», «сопереживание», «доброжелательность», «доверие» и садятся на места).

Учитель: Скажите, каким словом можно объединить эти черты личности? (Ответы детей).

Учитель: Спасибо. Эту загадку поможет разгадать последний шар! (учитель хлопает шар и просит любого из детей прочитать слово на записке). Это слово «толерантность»! Наше мероприятие посвящено понятию толерантность.

История происхождения понятия толерантность 

1 ведущий: - Откуда появилось такое понятие «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

2 ведущий: Сегодня 16 ноября. В этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

1 ведущий: - Что означает слово толерантность?

2 ведущий: - Понимание толерантности у разных народов неоднозначно. Спросим об этом жителей других стран. 

Выход на сцену учеников в костюмах француза, англичанина, русского, испанца, китайца, азербайджанца.

Француз: tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

Англичанин: tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;

Русский: терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким.

Испанец: толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Китаец: быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

Азербайджанец: толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

Учитель: - На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый. А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

- Конечно, это слово терпимость. Мне кажется, что все определения объединяет одна мысль, что нужно быть терпимым, принимать людей такими, какие они есть. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

- Это мы сейчас узнаем.  «Поднимите руку, у кого...»

– русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

- карие глаза;

– любит мороженое;

- чья фамилия заканчивается на –ов;

- читал «Приключения Буратино»;

- любит мороженое;

- есть сестра или брат;

- кто любит танцевать;

Да все мы разные, но у нас много общего, и мы все - равны.

Учитель: 

- В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Казалось бы, набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Жизнь должна стать размеренной, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, расширяются зоны конфликтов. Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная, со множеством социальных прослоек общество, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества. В жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.  

Сценка “Две дороги”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, наверно ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь, что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель: Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Доброта и толерантность спасёт мир.


Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ1 веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!

Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?

Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает с презрением,
Но добро продолжат жить!!

Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите, люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Люди, доброта и толерантность спасут мир!”
И вы мне поверить должны!

Учитель: Порой о человеке мы судим по его внешнему виду учитывая социальные стереотипы. Сейчас я предлагаю вам с играть в игру “Кто есть, кто?”

(Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: “На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них – это закоренелые преступники, а другая часть – авторы детективных романов, есть среди них и люди иных профессий”. Затем педагог просит определить ребят: кто есть, кто?

После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, подростки довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: “…надменное лицо”, “…лживые глаза, спрятанные за очками”, “…мечтательный взгляд писателя”, “…классическое лицо мошенника”. Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть, кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: “что вы думаете об этом занятии?”, “легко ли было его выполнять?”, “почему никому не удалось точно определить, кто есть, кто?”, “насколько объективны ваши оценки других людей?”, “часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?”. Вывод: по внешнему виду нельзя судить о человеке. Можно ли проблему соотношения внешнего вида и внутренних качеств человека, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок. 

Видео о толерантности  

Учитель: Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках. Восстановите пропущенное слово в пословицах

Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.

Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.

Только сильные УМЕЮТ прощать.

Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ, чем прощение просить.

Сильнее всех ПОБЕД - прощение.

Доброе слово ЛЕЧИТ, злое калечит.

ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.

Где ЛАД, там и клад.

ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать.

Упражнение «Аплодисменты».

Учитель: Давайте немного отдохнем. Я прошу вставать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Остальные аплодируют тем, кто встал. Встаньте те, кто умеет:

Рисовать

Играть на гитаре

Танцевать

Плавать, играть в футбол

Кататься на скейте

Петь (список может быть изменен).

Учитель: Встаньте те, кто мечтает стать:

Учителем

Юристом

Полицейским

Визажистом

Прыгнуть с парашютом (список может быть изменен).

Учитель: Все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам, мечтам других! Скажите, а кто-нибудь завидовал, злился, что не может делать то, что могут товарищи? Ответы детей

Учитель: Давайте посмотрим отрывок из х/ф Р.Быкова «Чучело» (сцена прихода новенькой в класс)

Учитель: Как встретили новенькую? Почему именно так? (не такая, как все) Ответы детей

Учитель: Какие черты личности школьников вы можете выделить, посмотрев сюжет? Ответы детей

Учитель: Да. Это - злость, равнодушие, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, безразличие, высокомерие, раздражительность. Это качества, которые характеризуют интолерантную личность. Интолерантный человек – это человек, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Из предложенных качеств я предлагаю вам определить какими же чертами должен обладать толерантный человек?

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность

Толерантность

Толерантность - это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если дружбы в сердце нет!  

Учитель: Притча «Ладная семья»

- Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:»

- Как вы думаете какие три слова написал старик на листе?

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Какой вывод вы сделали для себя?

Вывод: относиться друг к другу с любовью не быть равнодушным, уметь прощать друг друга, и быть терпеливым.

1 ведущий: поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

2 ведущий: Будьте добрыми, любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

1 ведущий: Будьте надёжными, честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

2 ведущий: Будьте заботливыми, вежливыми, внимательными, любезными.

1 ведущий: Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

2 ведущий: - И всё это вам поможет жить в мире.

1 ведущий: Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Учитель: закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.

Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Спасибо всем за внимание!

Список используемых источников

  1. Абозина Г.А. Классный час для старшеклассников "Толерантность" / Г. А. Абозина// М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  2. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.

Интернет-ресурсы:

http://tolerantnost.narod.ru/practic.html

http://books.google.ru/

http://festival.1september.ru/articles/599399/

https://www.youtube.com/watch?v=YQahFCt9x-M

https://www.youtube.com/watch?v=s-H1xRrdM7g

https://www.culture.ru/movies/396/chuchelo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - путь к миру"

Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....

Толерантность - путь к миру.

Урок- диалог  обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию  у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развит...

Толерантность - путь к миру.

Классный час по теме: "Толерантность - путь к миру" можно использовать в 3-4 классах....

Классный час "Толерантность - путь к миру!"

Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...

Презентация "Толерантность - путь к миру."

Презентация к празднику "День толерантности"....

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Классный час знакомит учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....