Толерантность - путь к миру.
классный час по теме

Классный час по теме: "Толерантность - путь к миру" можно использовать в 3-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: « Толерантность – путь к миру».

Цель: знакомство детей с понятием « толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

1.Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих.

2.Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

3. Развивать умения формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Оборудование: раздаточный материал ( карточка – след ), карточки разного цвета, магнитная доска.

Воспитатель: сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется « Ладная семья». Слушайте внимательно.

                Китайская притча « Ладная семья».

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи,  мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь;

Прощение;

Терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: -  И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Воспитатель: какие три слова стали законом в семье, где царил мир и согласие?

Дети: любовь, терпение и прощение.

Воспитатель: как  вы думаете, о чем будем  беседовать на занятии?

Дети: дружба, доброта, любовь, уважение, терпение, взаимопонимание…

Воспитатель:  все то, о чем вы сейчас говорили,  можно  объединить, назвать одним словом « толерантность». Вам понятно значение этого слова?

Знакомство с новым понятием.

Воспитатель: толерантность  -( это слово латинское – терпение ) – это способность терпеть что – то или кого – то.

Понятие « толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – « терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением .Дать определение толерантности довольно - таки трудно из – за того, что в разных языках оно трактуется по – разному. И сейчас мы в этом убедимся. У вас на партах лежат карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: « Что общего в определениях»?

На карточках:

- Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. ( Испанский ).

- Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным .Английский)

- Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. ( Китайский ).

- Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. ( Арабский ).

Воспитатель: что общего в этих определениях?

Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Воспитатель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Воспитатель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на вопрос. У вас на столах лежат карточки желтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

Дети зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.

Упражнения на закрепление понятия « толерантность».

  1. Соотнесение высказывания с заповедью:

 - « Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».

                                ( возлюби ближнего своего )

-Не делай другому того, от чего больно тебе».

                         ( золотое правило ).

- « Любовь к родителям – основа всех добродетелей».

                ( почитай отца своего и матерь свою ).

- « Ничто притворное не может быть продолжительным.

                                                ( не лги ).

- Воровство порождает лень и жадность.

                        ( не кради ).

Воспитатель: итак, быть толерантным, значит:

-уважать друг друга;

-любить ближнего своего;

- не злиться;

- быть добрым, терпимым;

- сострадать.

Воспитатель: Ребята, толерантность я изобразила в виде солнышка. Почему?

Воспитатель: солнце обогревает весь мир, так и толерантный человек , совершая добрые поступки становится лучше, добрее, светлее, чище. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья, царит счастье. Толерантный человек понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

2.Определение качеств толерантной личности.

 Воспитатель: сейчас мы вместе определим, какими качествами характера обладает толерантный человек .У вас на партах лежат карточки розового цвета, на них записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантного человека, а что не относится – зачеркните.

Качества:

- терпимость;

-бессердечность;

- конфликт;

- сострадание;

- прощение;

- вспыльчивость;

- желание что –либо   делать;

- милосердие;

- злорадство;

- ложь;

- сотрудничество;

- уважение прав других;

- раздражение;

- принятие другого таким, какой он есть;

- зависть.

Воспитатель: итак, толерантный человек обладает следующими качествами ( обобщает ответы детей ).

3.Решение проблемных ситуаций.

Воспитатель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся….

Воспитатель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из – за чего между вами возникают конфликты? Я предлагаю вам такую ситуацию, а вы покажите как можно ее решить

мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в  игру, а кто- то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

-Как поступить в этой ситуации?

-Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

-Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Воспитатель: я хочу предложить вам памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

                        Памятка.

-Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

-Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

-Имей терпение выслушать собеседника.

- Подумай из-за чего возник спор.

-Спокойно объясни свою точку зрения.

Другая ситуация.

-Вы  играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

-Как вы поступите в этой ситуации?

Обобщающая беседа.

Воспитатель:        бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?  Что вы чувствовали в тот момент?

А вы когда – нибудь говорили о ком-либо плохо? Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

Всегда очень приятно слышать, когда говорят добрые и хорошие слова. А что приятнее делать вам- говорить людям добрые слова или гадости?

Какое наставление вам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе.

Воспитатель:  можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

-Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

-Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

Дети: знание и соблюдение заповедей.

Итог. « В добрый путь».

Воспитатель:у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде  человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь».

                         Мои пожелания.

- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

-Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми.

-Будьте надежными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

-Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

-Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И все это вам поможет жить в мире.

  

-

                                

 

 

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - путь к миру"

Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....

Толерантность - путь к миру.

Урок- диалог  обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию  у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развит...

Классный час "Толерантность - путь к миру!"

Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...

Презентация "Толерантность - путь к миру."

Презентация к празднику "День толерантности"....

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Классный час знакомит учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....

Внеклассное мероприятие приуроченное к международному ко Дню толерантности "Толерантность - путь к миру"

Форма проведения – интерактивное занятие. Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравстве...