Музыкально-литературная композиция "Грани творчества Владимира Высоцкого" (разработка )
методическая разработка (9 класс)

Лидия Петровна Жаркова

Музыкально-литературная композиция "Грани творчества Владимира Высоцкого" (разработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_literaturnaya_kompozitsiya.docx38.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Литературно – музыкальная композиция  

«Грани творчества Владимира Высоцкого».

   Авторы сценария:  Жаркова Лидия Петровна

         Хрестина Елена Леонидовна

   Место проведения: актовый зал МБОУ ЕСОШ№1

Участники: обучающиеся 10 – 11 классов, ученицы 4б класса, учитель Беленко Виктория Владиславовна.

Зрители: участники РМО учителей русского языка и литературы, специалисты центральной районной библиотеки, администрация школы, обучающиеся 10 – 11 классов.

Оформление актового зала:  на сцене   стол, на столе   свеча, портрет В.Высоцкого,   проигрыватель, пластинки, сборник стихов «Нерв»; рядом стул,  на стуле гитара.

Технические средства: экран, компьютер.

В зал шумно входит группа старшеклассников (3-5 человек) в наушниках.  Разговаривают между собой   и двигаются в такт музыке.

 Ведущий с микрофоном подходит к  подросткам.

Юра: Отдыхаем, ребята?

Подросток: Ну да. 

Юра: А почему так шумно? Кого слушаем?

Подростки: Басту, конечно! 

                    - Это  сегодня кумир молодёжи!

                    - Популярный рэп-исполнитель Василий Вакуленко!

                    - Баста – это его сценический псевдоним.

                   - Я недавно, в  октябре 2018, была на  его концерте,

                    который проходил на стадионе Ростов-арена! Было

                    круто!

Юра: Хорошо, что вас интересует творчество современных исполнителей. А  вы  слышали когда-нибудь о    Владимире Высоцком?

Все:  Нет… 

       - Слышал что-то…

       - По-моему, он тоже хорошо пел…

Юра: Тогда мы приглашаем вас на литературно – музыкальную композицию «Грани творчества Владимира Высоцкого». Проходите, пожалуйста, в зал.

Настя: Владимир Высоцкий… Интереснейшая фигура в отечественной культуре 20 века… Талантливый поэт, автор – исполнитель песен, яркий актёр…  Он и при жизни был легендой.  После смерти  же  его именем называют улицы, площади, бульвары, театры. В 1982 году  издан сборник стихов «Нерв».  А в международном каталоге планет под номером 2374 значится планета, названная в 1986 году именем Владимира Высоцкого. 
Жизнь его, короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умея жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ.     Ведь поэты, по словам Игоря Талькова, «не рождаются случайно».


 (Клименко Екатерина. Песня « Поэты не рождаются случайно…» 2 куплета.)  

 Ариана: Есть поэты   лучше Высоцкого, есть актеры лучше Высоцкого, но нет равного ему человека, в котором бы эти разные таланты слились воедино. Не
опубликованные при жизни, его стихи распространялись в магнитофонных записях. Секрет его популярности   в том, что он всегда говорил правду и был абсолютно искренен. Одно из самых известных стихотворений Владимира Высоцкого «Я не люблю», в нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это
стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал никогда.

  (Песня в исполнении Высоцкого. Пластинка.)  

 Юра: Высоцкий жил, как и пел, с таким напором, с такой отдачей, и так шёл навстречу своей судьбе, что не надо гадать, какое у него было сердце. Он осуществлял мечту каждого человека – выразиться полностью, всем существом сразу.


Саша:   Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам...
Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре.
И микрофону я не по нутру -
Да, голос мой любому опостылит,-
Уверен, если где-то я совру -
Он ложь мою безжалостно усилит.


Настя:    Высоцкий прожил ровно 42 с половиной года. Очень мало отпустила ему судьба. Но как много вместило отведённое ему время! Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное... Жизнь, прерванная на взлёте...


Юра:  Наше сегодняшнее мероприятие - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в своём творчестве боль и совесть прошлого и настоящего. Памяти  Владимира Высоцкого посвящается...


Ариана:  Сегодня ему исполнился бы  81 год, но до этого дня Владимиру Семеновичу не суждено было дожить.   Но, прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века. О себе он сказал так: «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

                     Мне есть, чем оправдаться перед ним…»

Саша: Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.
Настя:
 Его песнями заслушивались, его хриплый голос летел из каждого окошка... Конечно, сейчас Высоцкого слушают гораздо меньше - меняются времена, появляются новые исполнители. Но Высоцкий - над временем. И в то же время - всегда со временем идёт в ногу, потому что то, о чём он говорил, пел - и сейчас значит очень многое.

 
Юра: Имя и судьба Владимира Высоцкого стали легендарными ещё при жизни. На его долю выпало немало стихий - театр, кино, поэзия, музыка, песни...


Ариана: Так кем же он был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя? Однозначно не ответишь: ведь каждый и видит, и слышит «своего» Высоцкого.


Саша:
 Как бард Владимир Семенович впервые вышел на сцену в 1958 году. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ, и выступление Высоцкого имело большой успех. Среди многочисленных поэтов - бардов  Высоцкий до сих пор остаётся немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у  него пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет «Балладу о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.
Эти строки   рождались из серьёзных раздумий о жизни человека, из острых сюжетов, из клокотания души.

(Стих  «Баллада о Правде и Лжи». Григорова  Анастасия) 

Настя:  Одна из главных черт характера Высоцкого - умение   дружить. Дружить для него - это не значит каждый день друг другу звонить. Дружить - это   желание больше  делать   для друга,    это умение вовремя прийти на помощь, просто посидеть вместе, поиграть на гитаре. 

 

Юра: Владимир Высоцкий на своих концертах часто любил повторять: я никогда не думал, что буду выступать перед такими большими аудиториями, писал для друзей: Шукшина, Тарковского, Макарова, Качаряна, Туманова... Тем не менее, искусство владеть залом было присуще ему в полной мере не только как профессиональному артисту, но и просто как личности, как человеку. Это была его стихия.  


Ариана: Тема войны – одна из центральных у Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихов, песен. О войне он знал понаслышке, в дом приходили фронтовые друзья отца, вспоминали войну. Откуда им было знать тогда, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами,  потом    напишет о тех годах так, как будто сам был участником и очевидцем   страшных событий.  Военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой.


Юра:  На  его концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьёзны.  Его песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в 1938   году,  он в войне не участвовал, но «прожил» её в своих песнях и войну сделал понятной для всех. Проживаем всё это и мы, живущие в 21 веке, сидящие в этом зале.

 (Поёт Клименко Екатерина;  11а - инсценировка  песни Высоцкого  «Мы вас ждём».)

 Настя: Стихи Высоцкого о войне… Читая и слушая их, чувствуешь, как будто это он сам, как собственную смерть, переживает смерть друга, с которым прошёл через всю войну. 

(Стих   «Он не вернулся из боя».  Багнов Владислав).  

 Саша: Многие стихи Высоцкого стали песнями. Исполняя их, он мог быть грохочущим, штормовым и бушующим. Казалось, ещё секунда – и сам Высоцкий упадёт, задохнётся, умрёт прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать. Но он пел! Он дышал! Все свои концерты  он неизменно начинал с песни  «Братские могилы». Пел так, что у зрителей выступали слёзы на глазах. Боль других – его боль.

 (Песня «Братские могилы» в исполнении Высоцкого. Пластинка).


 Настя: Песни Высоцкого... Чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели для себя, но никто не мог исполнить их так, как он. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню.    Каждая песня   Высоцкого становилась горьким, глубоким раздумьем о жизни.

Саша: 1967 год.  В Москву  на 5 Московский международный кинофестиваль приехала известная французская актриса Марина Влади.  Много позже в книге воспоминаний «Владимир, или прерванный полёт» она так написала о знакомстве с Высоцким. 

 Алина Шкурник (в образе Марины Влади): «В театре на Таганке  я  впервые увидела Владимира Высоцкого в спектакле «Пугачев» в роли Хлопуши.   Как и весь зал,  я была  потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали ему стоя. Вечером  мы познакомились.  Нам обоим по тридцать,  у нас большой опыт жизни, профессиональные успехи и неудачи, взлёты и падения, слава.  А мы очарованы друг другом. Мы понимаем, что   мы вместе отныне и вовеки веков.  Впереди  у нас – целая жизнь. Я часто  думаю: как нам удалось за 12 лет не растерять чувства влюбленности? Наверное, в какой-то мере это объясняется тем, что мы не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть чувств и забыть мелочи житейских неурядиц. Хотя, с другой стороны, расставаясь даже на короткий срок, мы практически ни дня не обходились без телефонного разговора.  Он был больше, чем муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. Володя всегда старался показать мне то,  что он любил, что ему было дорого. И   мне первой он рассказывал о своих делах, планах, читал новые стихи, пел новые песни.  Одна из моих любимых -  «Я несла свою беду».

 (Поёт  под гитару Беленко Виктория Владиславовна, учитель физики).

Юра: Высоцкий актёр…  Талант его  раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где Высоцкий служил с 1964 года и до конца жизни. Как  ёмки и насыщены были эти годы! Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и каторжник Хлопуша, и Лопахин в «Вишневом саде», и Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание».  


Ариана: Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом! «Гамлет -   моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелёгким».

 (Видеофрагмент.)


 Юра: Параллельно с работой в театре он снимался в кино. Известны его актёрские работы в картинах «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Служили два товарища», «Интервенция», «Короткие встречи».

  Ариана: Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя».  Действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный  герой. После показа фильма ещё долго шли письма по адресу: «Москва. МВД, капитану Жеглову».


 Юра: Владимиру Высоцкому не суждено было узнать, что  ему был присуждён   специальный приз 9 Всесоюзного фестиваля кинофильмов   за создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». А в 1987 году присуждена государственная премия СССР (посмертно).
 


Настя: Владимир Высоцкий любил людей. Глубоко знал жизнь.
«Он просто умер от любви, На взлете умер он, на верхней ноте,» - написал он в стихотворении «День без единой смерти», будто предчувствуя свою смерть. Наступил день прощания. Каким был он, этот день,   ему также неведомо узнать. 


Юра: 25 июля. 1980 год.  Москва ликует:  проходит Международная   олимпиада. И вдруг молниеносно разнеслась весть: умер Высоцкий.   В тот день на Таганской площади собралось около четырехсот тысяч человек – и это в закрытом на время Олимпиады городе! Пришли, приехали, прорвались в Москву, чтобы побыть рядом с ним в последний час, чтобы оплакать его. Площадь выла. Выла так, словно бы это была не площадь – словно бы в ту минуту Владимира Высоцкого оплакивала вся Россия. Редкостное братство сцементировало в тот день тысячи прежде незнакомых людей.

Ариана ( говорит на фоне тихой музыки «Кони привередливые»)  Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого - сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен. Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от   общего горестного выдоха, улетевшего куда-то ввысь.   Невольно вспоминаются строки из его песни (Пластинка. «Кони привередливые». Громко со слов   «чуть помедленнее, кони!)


Саша:
  И вот последний приют - Ваганьковское кладбище.  Смерть Высоцкого   заставили многих задуматься об истинных масштабах его дела, о его подлинном влиянии на массы, о художественной ценности его творчества. Задумаемся и мы, чем же так дорог и близок поэт миллионам людей?   

Настя: Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть… память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

  Ариана: Злой рок русской поэзии… За редким исключением, всё сколько-нибудь значительное погибает, едва успев расцвести. Этой трагической участи не избежал и Владимир Высоцкий - артист, поэт, композитор редкостного и неповторимого дарования. Но и не доиграв, не допев, не дописав, он оставил нам так много, что о нём  и сегодня  невозможно  сказать «был». Он – «есть». Он стал частью нашей жизни, частью нашей культуры, частью нашего огромного сегодняшнего дела.

Алина Шкурник (в образе Марины Влади). Зажигает свечу.

 Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите молча тонкую свечу!
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыка чуть- чуть.
Не надо слов, ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал.
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.


 Юра: У каждого поколения свои кумиры. Современной молодёжи нравится Баста, а кто- то, надеемся, теперь заинтересуется и творчеством Владимира Высоцкого.

Из зала выходит та группа ребят, которая в начале мероприятия говорила о Басте:

- Ребята, спасибо, что познакомили нас с творчеством  Высоцкого!

 - Да, Высоцкий – это здорово! Талантище!

- Высоцкий – это целый мир!

- Высоцкий -  это достояние России!

Юра: Да, Владимир Высоцкий – это достояние России!

Выходят все участники.

Ариана: Уважаемые  друзья, в заключении мы предлагаем вам стать участниками конкурса   «Мой Владимир Высоцкий». Используя  цифровой материал, отрывки стихотворений и песен поэта, вы можете в цифровом или печатном формате создать проект, представляющий ваше понимание личности Владимира Высоцкого – человека, актера, музыканта и поэта.  Проекты будут приниматься в кабинете №9 до 8.02.2019. Подведение итогов  состоится 12.02 2019 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – литературная композиция, посвященная творчеству Льва Ивановича Ошанина "Мне доверена песня"

Музыкально-литературная композиция  знакомит учащихся  с  творчеством Л.И. Ошанина. развивает  творческие способности  учащихся,  способствует развитию эмоциональной сфер...

Музыкально-литературная композиция, посвящённая творчеству Роберта Бёрнса. «Любовь, как роза красная…»

Музыкально-литературная композиция знакомит учащихся  с  творчеством  Р. Бёрнса, формирует художественную  читательскую  культуру  учащихся,  развивает навыки  ...

Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству А. Фатьянова "Если б я родился не в России"

Композиция знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта-песенника, нашего земляка Алексея Ивановича Фатьянова...

Сценарий музыкально-литературного салона, посвященного творчеству П.И. Чайковского

Представлен литературный сценарий с приложениями (текст ведущего, вопросы для конкурсов, дидактические материалы). Материал адресован педагогам-организатора, учителям МХК и музыки....

Музыкально-литературный вечер посвященный творчеству А.С.Пушкина.

Музыкально-литературный вечер посвященный творчеству А.С.Пушкина....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...