Сценарий праздника, посвящённого Дню народного единства для 5-11 классов
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Улановская Ольга Анатольевна

4 ноября. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Сценарий дает возможность в праздничной обстановке объяснить учащимся истоки и содержание праздника, а также закрепить новые знания в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_narodnogo_edinstva.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника, посвящённого

Дню народного единства для  5-11 классов

«В дружбе народов – единство России»

Сценарий подготовлен

учителем истории и обществознания

Улановской О.А.

Звучат фанфары. На сцену выходят ведущие.

1 ведущий: Добрый вечер! Мы приветствуем вас в этом зале.

2ведущий: Сегодня мы собрались в честь празднования Дня народного единства.

Чтец 1.

Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!

Чтец2.

В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!

Чтец 3

Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими...
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!
 

Песня о России видеоролик.

Учитель: Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

  1. ведущий: С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
  2. ведущий: Слово предоставляется директору школы Каневой Наталье Михайловне. …. Праздничное мероприятие, посвященное Дню народного единства объявляется открытым!

Звучит Гимн России

Учитель. 4 ноября. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Каждый год накануне этого праздника учителя истории и классные руководители проводят уроки и классные часы, посвящённые этому празднику, и каждый год учащиеся нашей школы не помнят, какому событию посвящёна эта знаменательная дата. В этом году мы с ребятами решили провести социологический опрос среди учащихся нашей школы и хотим представить его результаты.

  1. Ведущий. Нами  были подготовлены следующие вопросы.

-Как называется праздник, который мы отмечаем 4 ноября?

-каким событиям в истории России он посвящён?

-назовите фамилии выдающихся личностей, связанных с этими событиями;

-каким знаменательным событием в истории России окончилось это время?

2 ведущий. Итоги исследования были неутешительными.

Всего было опрошено___100______учащихся 5-11 классов.

1.Только____58____учеников смогли ответить на 1 вопрос. День народного единства.

2.На второй вопрос ответили ____5_____учащихся.(смутное время – 11 класс)

3.20 учащихся  назвали Минина и Пожарского.

4. На четвёртый не ответил никто.

1 ведущий

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”, писал художник Васнецов,

  1. ведущий.

Русский писатель Фёдор Абрамов сказал «Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Мы решили ещё раз напомнить вам о том, с какими событиями связан праздник День народного единства. Совершим экскурс в историю.

Показ видеоролика. Смутное время в России.

1 ведущий

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Слайд 3

2 ведущий

Начало XVII  века в истории нашего государства называют Смутным временем. Страна, как единое государство, распалась, прекратила свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления московской династии Рюриковичей.

Учитель. В 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; Через 3 года умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника.

Слайд 4

2 ведущий: В этом же году Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий – избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.

Слайд 5.

1 ведущий: Народным недовольством правления Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Учитель: Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги,  терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался.

1 ведущий. И народ поверил Самозванцу (Григорию Отрепьеву).  Лжедмитрий захватил царский престол. Бояре легко избавились от детей Бориса Годунова: Фёдор Годунов был убит, а Ксению заточили в монастырь.

  1. ведущий. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец вёл себя не как русский царь, перед едой не молился, шапку в церкви не снимал, насаждал в Москве католические порядки и традиции, за что и поплатился. Бояре убили его, тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он и пришёл.

Слайд 6

1 ведущий. Вскоре появился новый самозванец. Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец, Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

Слайд 7-8

Учитель:

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!»

Слайд 9 (карта)

2 ведущий. Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Отсюда мы и говорим о польских и литовских интервентах.

Учитель: Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

  1. ведущий Тогда и наступил конец терпению русского народа.

   2  ведущий

                 Если забыть о ничтожных обидах,

                 О разности взглядов на веру и жизнь,

                 Всем вместе сплотиться враги будут биты!

                 От мощи единства земля задрожит.

Слайд 10-11

1 ведущий

Прокопий Ляпунов (из города Рязань) собрал ополчение и двинулся на Москву. Его поддержал патриарх Гермоген. Он обратился к народу с призывом выступить против захватчиков.

2 ведущий. Первое ополчение было невелико и потерпело поражение. Его предводитель, Прокопий Ляпунов, погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Слайд 12

1 ведущий. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на формирование второго ополчения всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города.

Слайд 13-14

2 ведущий. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Слайд 15

Учитель: При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

1 ведущий.

                 И поднималась Русь с колен.

                 В руках с иконой перед битвой,

                 Благословенная молитвой.

                 Под звон грядущих перемен.

Слайд 16

Учитель. Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай – город - исторический район Москвы. 

Слайд 17

1 ведущий. Когда настали мирные времена, новый царь Михаил Фёдорович Романов щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Чтец читает стихотворение: 

«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской.
1. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».

 От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.

Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди.

Звучит песня __________в исполнении _______________________________

1 ведущий. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти.
2 ведущий.  Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Люди шли воевать за землю, и они победили.

1 ведущий. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

2 ведущий.Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было. 

Учитель. Это дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Ребята! Теперь вы знаете, какие события произошли 4 ноября 1612 года на русской земле. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы нашей викторины.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

  1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? Речь Посполитая  (Польское королевство и Великое княжество Литовское)
  2. Как звали русского царя, правление которого сложилось неудачно? О нём же написал стихотворение А.С. Пушкин. Борис Годунов

3. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов 

4. Какое историческое событие произошло 4 ноября 1612 года? Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай - город.

5. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?

Лжедмитрия II         

6. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова.

7. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства

1 ведущий. 

Как здорово понять, что мы — едины!

Что все мы вместе, оттого сильны!

И дружбой нашей мы непобедимы!

Ее крепить и множить мы должны!

2 ведущий

И праздник — День народного единства —

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

1 ведущий История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уж дом готов!

2 ведущий: Соединяет людей и народы - дружба. Вместе они живут счастливо. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Песня  Алёна Коломак «Россия»

1 ведущий. На этом наше праздничное мероприятие закончено.

2 ведущий.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Данный материал является разработкой классного часа для учащихся 5-6 классов...

Сценарий праздника ко Дню народного единства "Одной мы связаны судьбой"

Сценарий праздника ко Дню народного единства "Одной мы связаны судьбой"...

«Моя Россия, моя страна» (сценарий праздника на День народного Единства) (подготовительная группа)

Сценарий праздника  День народного Единства (подготовительная группа)...

Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшеклассников «Славься Русь — Отчизна моя!» 7-8 классы

4 Ноября, вся Россия  отмечает  День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, котор...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...