Литературная композиция "Сыны полков"
классный час (5, 6 класс)

Как становились сынами полков в годы Великой Отечественной войны. Воспоминания, стихи и отрывки из художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syny_polkov.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

СЫНЫ  ПОЛКОВ

Беседа с учащимися 4-7 классов.

Оформление:   Портреты сыновей полков. Эпиграф – стихотворение С. Кочурова.

Действующие лица – ведущий, чтецы (1) – (5).

ВЕДУЩИЙ:        О войне мы с вами, если честно, знаем не так много, хотя написаны и книги, стихи, воспоминания. С каждым годом мы находим новые интересные факты, истории, рассказанные участниками войны. Поэтому чем больше будет информации о этой ужасной войне, тем дольше люди будут помнить эту страшную войну и героев, отстоявших нашу свободу, жизнь.

Вспомним сегодня, хотя бы немного, -

Давние грозные дни страны,

Вспомним мы с вами, дети и внуки,

Не перенесшие той войны!                        С Кочуров

        ЧТЕЦ (1):

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

        Цветок, в росинках весь, к

                                Цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немца, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!                С. Щипачев. 22 июня 1941 года

        ВЕДУЩИЙ:         Что происходило в стране, когда фашистские войска напали на Советский Союз? Что вы об этом знаете?                        (Ребята отвечают)

        Все силы были направлены на то, чтобы отстоять свободу Родины: люди бились на фронтах, сражались в партизанских отрядах, работали на заводах, выращивали хлеб. Как бы ни было тяжело детям, лишенным детства, они всеми силами старались помочь взрослым. Чем могли помочь взрослым дети?                      (Ребята отвечают)

        Чтец (2):        А. Твардовский. Рассказ танкиста.

Был трудный бой. Все нынче,

                        Как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

        Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках

                                прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

                Шел бой за улицу. Огонь врага

 был  страшен,

        Мы прорывались к площади вперед.

        А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

        И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал

                        парнишка:

- Товарищ командир,

                        товарищ командир!

        Я знаю. Где их пушка. Я разведал…

        Я подползал, они вон там, в саду…

        - Да где же, где?... – А дайте я поеду

        На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

        Подъехали. – Вот здесь –

                        И с разворота

        Заходим в тыл, и полный газ даем.

        И эту пушку, заодно с расчетом,

        Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:

- Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

        Был трудный бой. Все нынче

                                        как спросонку,

        И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

        Но как зовут, забыл его спросить.

ВЕДУЩИЙ:        И почти каждый мальчишка в то тяжелое время мучтал попасть на фронт. Послушайте воспоминания этих ребят.

ЧТЕЦ (3):        «…Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – я уже комсомолец» (Костя Илькевич, 10 лет)

ЧТЕЦ (4):        «Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны я успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт…» (Валя Дончик, 10 лет).

ВЕДУЩИЙ:        А когда они оказывались на фронте, командиры не знали, что с ними делать.

«Что мне делать с тобой, парень? Ты же меньше винтовки», - сказал командир Пете Филоненко, одиннадцатилетнему сыну полка.

        Но это потом они становились сыновьями полков… А сначала это были маленькие беспризорники. Дети, которых война лишила детства, которых оставила без родителей.

        Вспомните, каким впервые увидели разведчики Ваню Солнцева, героя повести Валентина Петровича Катаева «Сын полка».

        Читать отрывок из повести со слов «Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна».

        ВЕДУЩИЙ:        Эти голодные, измученные мальчишки отчаянно рвались воевать, они хотели защищать Родину, мстить врагу.

Везет

На фронт

Мальчишка

Товарищ военный врач…

Мама моя,

Мамочка,

Не гладь меня,

Не плачь!

На мне военная форма, -

Не гладь меня при других!

На мне военная форма,

На мне

Твои сапоги.

Не плачь!

Мне уже двенадцать,

Я взрослый

Почти…

Двоятся,

Двоятся,

Двоятся

Рельсовые пути…

В кармане моем документы, -

Печать войсковая строга.

В кармане моем документы,

По которым

Я – сын полка.

Прославленного,

Гвардейского,

Проверенного в огне…

Я еду на фронт,

Я надеюсь,

Что браунинг выдадут мне.

Что я в атаке

Не струшу,

Что время мое пришло…

Завидев меня,

Старухи

Охают тяжело:

«Сыночек…

Солдатик маленький…

Вот ведь

Настали дни…»

Мама моя, мамочка!

Скорей им все объясни!

Скажи,

Чего это ради

Они надо мной ревут?

Зачем

Они меня гладят?

Зачем сыночком

Зовут?

И что-то шепчут невнятно

И теплый суют калач.

Россия моя,

Не надо!

Не гладь меня!

И не плачь!

Не гладь меня!

Я просто

Будущий сын полка.

И никакого геройства

Я не свершил

Пока!

И даже тебе неясно,

Что у меня впереди…

Двоятся,

Двоятся,

Двоятся

Рельсовые пути…                   Р.Рождественский «Везет на фронт…»

ВЕДУЩИЙ:        Ребята, скажите, а кого называли сынами полка?       (Ребята отвечают)

Как, по-вашему, становились детьми полков? (Детьми, потому что детей не только усыновляли бойцы, но и удочеряли. Ведь на фронте оказывались и девочки).

        (Ребята отвечают)

Детей подбирали солдаты. И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя. Вы даже не представляете, как много было таких детей!

        Так, в 63-й гвардейской  танковой бригаде было 9 воспитанников. Ее командир – дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке Михаил Георгиевич Фомичев – говорил так: «Всех ребятишек мы подбирали на дорогах войны. Ну ведь не бросишь их, не оставишь в лесу…»

        А вот как вспоминает о начале своей службы сын полка Вася Сигалев-Князев…

ЧТЕЦ (2):        «Пришли наши. Я увидел офицеров в погонах.  Мне это очень понравилось. Я взял и сделал себе погоны из березовой коры, углем нарисовал лычки. Прикрепил на свой деревенский армяк, который мне пошила тетя, в лаптях, - и так пришел и доложил капитану Иванкину )от тети узнал его фамилию), что такой-то Вася Сигалев, хочет бить немцев с вами вместе.

Они сначала пошутили, посмеялись. Потом спросили у тети, где мои родители. Когда узнали, что я сирота, за ночь солдаты сшили мне сапожки из плащ-палатки, укоротили шинель, подвернули шапку, подвернули наполовину погоны. Кто-то даже соорудил офицерскую портупею. Так я стал сыном двести третьего отдельного отряда разминирования.

Зачислили меня на должность связного. Старался я очень, но ни писать, ни читать не умел. Когда еще мама была жива, мой дядя попросил меня: «Сходи к железнодорожному мосту и сосчитай, сколько там немцев». Как я сосчитаю? Насыпал он мне жменьку жита в карман, и я по одному зернышку перекладывал с правого кармана в левый. А для уже эти зернышки считал.

- Война войной, а читать и писать тебе надо учиться, - сказал парторг Шапошников.

Солдаты раздобыли бумагу, он сам сделал мне самодельную тетрадку и написал на ней таблицу умножения, написал алфавит. Я учил и отвечал ему. Принесет пустой ящик от снарядов, разлинует и говорит: «Пиши».

Служили дети полков в разных войсках: и в разведке, и в танковых войсках, и в авиации, и на флоте».

ВЕДУЩИЙ:        Дети служили не только в армии, но и в госпиталях. Конечно, их не называли детьми полка, но они тоже служили. Это были воспитанники госпиталей. И служба их была нелегка.

Послушайте рассказ Володи Чистоклетова, он начал свою службу в 10 лет.

ЧТЕЦ (3):

«Война застала меня в санатории на Черном море. Утром пошли в лес, услышали гул самолетов и начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет настоящая война.

Через несколько дней нас привезли в Ростов. На город уже падали первые бомбы. Взрослые рыли траншеи, строили баррикады, готовились к уличным боям. А мы, мальчишки, сторожили ящики, в которых были сложены бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара.

Все школы превратились в госпитали. В семидесятой школе размещался армейский госпиталь. Туда направили маму. Ей разрешили и меня взять с собой. Куда госпиталь туда и мы.

В ноябре сорок второго начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, е пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли найти целый месяц. Так я стал воспитанников госпиталя. ЧТО делал?

Одни бинты могли свести с ума. Их катастрофически не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать. Если вы думаете, что это просто, попробуйте скрутить: тысячу штук в день. А я наловчился делать это быстрее всех.

Когда разбомбили вагоны с солью и парафином, и то, и другое пошло в дело. Соль – поварам, парафин – мне. Пришлось овладеть специальность, не предусмотренной никакими воинскими списками, - делал свечки. Это похуже бинтов! Надо ведь, чтобы они еще и горели…

Мама плакала, а я все равно мечтал сбежать на фронт. В то, что меня могут учить, не верил.

Послали однажды за хлебом… Чуть проехали, начался артобстрел. Били из минометов. Сержанта убило, возницу убило, меня контузило. Долго не разговаривал, а когда вернулась речь, заикался.

А это в Польше… Среди раненых оказался чех – тромбонист Парижской оперы! Начальник госпиталя обрадовался ему и, когда тот пошел на поправку, попросил пройти по палатам, поискать музыкантов. Оркестр получился отличный. Меня научили играть на альте, на гитерате научился уже сам. Мы играли, а солдаты плакали… Может поэтому и стал после войны музыкантом.

В немецком поселке увидел – велосипед валяется, обрадовался. Сел и поехал. Хорошо так идет! Я за войну ни одной детской вещи не видел…»

ВЕДУЩИЙ:        Володя Чистоклетов вспоминал: «За войну ни одной детской вещи не видел…» Вдумайтесь, как это страшно!

Четыре долгих года дети сражались вместе со взрослыми. Бились они не только в России, но и за границей, выбивая фашистов с оккупированных территорий. Вместе со своими полками вступили они в Берлин.

ЧТЕЦ (4):

Еще стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступил в свои права.

Армейский «зуммер» пискнул слабо –

И улетел солдатский сон!

Связист из полкового штаба

Вскочил и бросил телефон.

И все!

Не звали сигналистов.

Никто не подавал команд.

Был грохот радости неистов.

Дробил чечетку лейтенант.

Стреляли танки и пехота.

И, раздирая криком рот,

Впервые за четыре года

Палил из «вальтера»  начпрод.

Над мутной торопливой Тисой

И стрекот выстрелов, и гул.

К жаре привыкший повар лысый

Зачем-то ворот расстегнул.

Не рокотали стайки «Яков»

Над запылавшею зарей.

И кто-то пел.

И кто-то плакал.

И кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сквозная,

и в полновластной тишине

спел соловей,

еще не зная,

что он поет не на войне.                И. Рядченко. В день окончания войны.

ВЕДУЩИЙ:        Закончилась война. Что же стало с бывшими детьми полков? Судьба их не баловала и после войны. Давайте еще раз обратимся к воспитаннику госпиталя и его воспоминаниям Васи Сигалева-Князева.

        ЧТЕЦ (5):        «Кончилась война, мне вручили три медали: «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией». Наша часть вернулась на родину, здесь мы разминировали поля. Случайно узнал, что мой старший брат жив и живет в Вилейке.

        С направлением в суворовское училище сбежал в Вилейку. Нашел брата, скоро к нам приехала сестра. У нас уже была семья. С жильем мы устроились на каком-то чердаке. А с питанием было туго, пока я не надел форму, три медали и не пошел в горисполком.

Прихожу,  на дверях табличка: «Председатель», я постучался. Зашел и доложил по всей форме:

_ Младший сержант Сигалев пришел ходатайствовать себе гособеспечение.

Председатель улыбнулся и поднялся:

_ А где живешь? – спросил.

Я сказал: - на чердаке, - и дал адрес.

Вечером нам привезли мешок капусты, через день – мешок картошки. Однажды председатель встретил меня на улице и дал адрес:

- Вечером зайди, там тебя ждут.

Встретила меня там женщина, это была его жена, звали ее Нина Максимовна, а его Алексей Михайлович. Меня накормили, я умылся, из солдатского уже вырос, мне дали пару рубашек.

Стал я к ним приходить, сначала редко, затем чаще, потом каждый день. Военный патруль встретит и спрашивает:  - Пацан, чьи медали нацепил? Где твой отец?

- У меня нет отца…\Приходилось носить с собой удостоверение».

ВЕДУЩИЙ:        Дальнейшая судьба Васи сложилась так: его усыновили Алексей Михайлович и Нина Максимовна. Поэтому у мальчика стала двойная фамилия – Сигалев-Князев. Вырос Василий и стал тренером.

Но судьба многих бывших сынов полка неизвестна. Сами они не считали себя героями, не рассказывали многого о себе, не оставили воспоминаний. Сейчас неравнодушные люди пытаются выяснить дальнейшие судьбы юных героев. Но мы с вами понимаем, как это теперь сложно сделать.

ЧТЕЦ (1):

Вот так новость: бабушка сказала,

Что она сражалась в партизанах!

Ты ж трусиха, милая бабуля…

У меня – пустяшная простуда,

У тебя – сейчас же с сердцем худо.

Если оцарапаюсь до крови,

Ты теряешь все свое здоровье.

А когда в кино палят из пушек,

Ты же сразу затыкаешь уши!

Бабушка в ответ сказала тихо:

- Верно! Я тогда была трусиха…

И тогда при виде чьей-то крови

Начисто теряла я здоровье,

А когда с пригорка пушка била,

Мне за всю деревню страшно было!

Только из себя я не боялась.

Так вот и в отряде оказалась.                М.Борисова. Бабушка-партизанка

ВЕДУЩИЙ:        Вот так бывает, что подвиги бабушке и дедушек оказываются неожиданностью для внуков, а уж для правнуков тем более. Но все-таки судьба некоторых сынов полка известны. Один из них стали военными, другие выбрали мирные профессии.

        А некоторые стали очень известными людьми. Оказывается, известнейшие наши киноактеры Георгий Юматов, Элина Быстрицкая были подростками на фронте. А еще – знаменитый писатель Валентин Пикуль, Сергей Баруздин, певец Борис Штоколов.

        Должны ли мы помнить о солдатах той, далекой теперь уже, войны?

        ЧТЕЦ (2):

Мы в девяностых рождены,

Войны не знали мы, и все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

Летела пуля, знала дело,

Летела много лет подряд,

Вот в этот дом, вот в это тело,

Вот в это солнце, в этот сад.

Я с дедом вместе выполз, выжил,

А то в каких бы жил мирах,

Когда бы снайпер деда выждал

В чехословацких клеверах?                Н.Дмитриев. «Мы в девяностых рождены»

ВЕДУЩИЙ:        Каждый из нас должен знать о Великой Отечественной войне, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами.

        ЧТЕЦ (3):

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

        Вам всем, кто вынес ту войну –

        В тылу иль на полях сражений,

        Принес победную весну –

        Поклон и память поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...

Проект "Язык «Слова о полку Игореве» и современный русский литературный язык"

Проект "Язык «Слова о полку Игореве» исовременный русский литературный язык" (паспорт проекта)...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Бессмертный полк», посвященной Дню Победы для 5-11 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции ориентирован на учащихся 5-11 классов. Ученики рассказывают истории о судьбах и подвигах своих прадедов - участниках Великой Отечественной войны. (Для напис...