Технологическая карта урока 5 класс " Параллели и меридианы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока 5 класс " Параллели и меридианы"

Вручение аттестатов 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вручение аттестатов. 9 класс.

- Здравствуйте, уважаемые педагоги, родители и ученики! Сегодня у учеников 9 класса знаменательное событие-вручение аттестатов.

Слово для поздравления и торжественного открытия нашего праздника предоставляется директору школы  

У.

- Между взрослостью и детством

  Нет мостов и сказок нет.

  Нам останется в наследство

  Только память этих лет.

-  Наша школа – храм науки,

  Дом учёбы, светлый огонёк,

  Добрые учительские руки,

  Дали первый и последний нам звонок!

-Дорогие учителя! Вы, строгие и добрые, мудрые и внимательные, вели нас сквозь годы детства, отрочества…

-…Вкладывали в каждого частицу своего сердца, дарили нам свою заботу и любовь.

-  Вы заботились о том, чтобы год от года мы становились умнее и лучше…

- Помогали нам искать своё место в жизни.

- Учили нас быть честными, надёжными.

 - Мы благодарим Вас и низко Вам кланяемся.

Их ...

Самых сильных, смелых, выносливых!

9 лет назад их забросили на необитаемый остров в океан Знаний.

9 лет они мужественно боролись…

С голодом и сном, со страхами и комплексами, с собственной ленью. Опасности подстерегали их на каждом шагу, но они ценой нечеловеческих усилий превозмогли всё!

Сегодняшний день станет для всех незабываемым событием. Он станет началом нового отсчёта, новых надежд. И сейчас, дорогие друзья, долгожданное вручение аттестатов. Для вручения аттестатов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________на сцену приглашается директор школы

Для вас прочтём мы эпиграммы,

А вы должны ответ нам дать,

Какой герой нашей программы

Здесь получает аттестат.

Итак, начнём!

  1. Они красивы и стройны,

Талантом не обделены,

в олимпиадах побеждают

 И золото для них сверкает!

На сцену для вручения аттестатов о  неполном среднем образовании специального образца приглашаются………………………………..

  1. Они на пятки наступают,

И не дают покоя Вам.

Я говорю про гордость класса

………………………………..

Поднимайтесь на сцену к нам!

Приглашаются учащиеся, закончившие 9 класс только на «хорошо» и «отлично».

  1. Они рисуют хорошо,

Задорные и… разные.

в любой компании – друзья.

для нас они – прекрасные!

Приглашаем на сцену активистов нашего класса: ………………………………….

  1.  Они красивы и стройны,

Спортсмены школы и страны!

Мы пожелаем им успехов,

Зовём на сцену Геркулесов.

Приветствуем ……………………………………………

  1. Чтобы выбрать в жизни путь

Им не надо мучиться.

Человеком лучшим будь –

Всё тогда получиться!

На сцену приглашаются ребята, как говорят «с твёрдой жизненной позицией»: ………………………………………………………

  1. Ваш темперамент так силён,

      Что многих удивляет он.

      Если постараетесь-

      На весь мир прославитесь!

Приглашаем на сцену наших самых эмоциональных и милых …………………………………………………….

  1. Надёжные друзья и тайн не выдаёте,

А если где беда – на помощь вы придёте.

Немножко ленитесь, но всё стараетесь исправить,

Позвольте же за это вас поздравить!

Приветствуем …………………………………..

Внимание!

А я объявляю последний школьный экзамен. Насколько вы уяснили самые простые истины.

Отвечайте громко, дружно!

Лучшая школа – это школа №….

Лучшие ученики – это ученики школы №….

Лучший город – это город…

А лучшая страна – это…

Молодцы! А сейчас по традиции хотелось бы передать слово тем, кто переживает

за вас больше всего.

И для них сегодняшний день не менее ответственен и значим. Это ваши родители .

На сцену приглашается ________________________________________________________

 

Ответное слово классного руководителя (первых учителей), награждение родителей благодарственными письмами.

Наш праздник мы посвящаем нашим учителям по всем школьным предметам…

Которые учили нас 9 лет всему, что знают сами, делились своим жизненным опытом, за что мы им сегодня говорим … спасибо!

Дорогие наши учителя!

Спасибо вам за ваше вдохновенье,

За ваш, порой неблагодарный труд!

И пусть прекрасные сии мгновенья

Вам силу жизни в будущем дают!

Пусть все ученики и ученицы

Вам будут благодарны без конца!

А нам ещё всю жизнь у вас учиться,

чтоб никогда не потерять лица.

Чтоб стать людьми с большой заглавной буквы,

Ещё уроков много предстоит.

И хоть уйдём из ваших тёплых рук мы,

 пусть ваш огонь в сердцах у нас горит!

Эта песня только для Вас!

А сейчас, для тех, кто уходит из нашей школы, уходит уже навсегда, прозвенит последний в их школьной жизни звонок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Лещева Ольга Валерьевна

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Параллели и меридианы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по  изучаемой теме.

Задачи урока:

  • Образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
  • Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Воспитательные (формирование личностных УУД) : развивать умение работать в коллективе, воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование: атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля»  А.А.Лобджанидзе, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап

Приветствие.А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Здравствуйте ребята.

Приветствуют учителя

Регулятивные: умение организовать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД:формировать умение слышать

2.Повторение изученного материала

Учитель:

Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?

1.На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны(Глобус)

Дайте определение понятиям:

1.Что такое глобус?

2.Что такое аэрофотоснимок?

3.Что называется планом местности?

4.Что такое географическая карта

Оцените  свои знания

Отвечают на вопросы

Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж,  небольшого участка  поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков

Ставят оценки в карту оценки знаний

РегулятивныеУУД:  умение строить высказывание

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы

3.Актуализация знаний

1.Посмотрите на  физический  глобус, о чем он нам может рассказать?

2. Откройте атлас на стр.6-7

3.О чем нам может рассказать карта полушарий?

4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? (не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

 Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

- Что вы не можете сделать?

( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Учитель: Какая же тема нашего урока.

Тема урока: Параллели и меридианы.

Слайд1.

На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?

Слайд.2

1.Что  такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на  глобусе и картах?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

О форме Земли, о материках,океанах,горах,течениях и т.д.

Открывают карту полушарий

О форме Земли, о материках,океанах,горах,течениях и т.д.

(не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Записывают тему урока в тетрадь:Параллели и меридианы

1.Что  такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах ?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока

Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать ее.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к изучению географии

4.Изучение нового материала

1.Что такое параллели? Слайд.3,5

Работа с текстом и  с глобусом

Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы  в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4

1 группа

– Что такое меридианы? Слайд 6.

– Как они выглядят?

- В какие стороны горизонта направлены

–Длина  меридианов.

-Как называется главный меридиан,на какие полушария он делит земной шар?

2 группа

– Что такое параллели?

–  Как они выглядят на глобусе

-Длина  параллелей.

-Самая длинная параллель, ее длина

-На какие полушария делит Землю экватор?

.-В какие стороны горизонта направлены

Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл.

Учитель дополняет, задает вопросы.Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам

Учитель:Что вы узнали о меридианах

Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.

Работа в группах

Заполнение таблицы(Прил.)

Работают с информацией представленной учителем

 Работа с текстом и с глобусом

 

 Учебник стр.48-49

Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли

Все меридианы представляют собой полуокружности

Север-юг

Одинаковая и равна 20005 км

 Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие

Линии,  проведенные параллельно экватору  

Это окружности…

Разная

Экватор,40076км

Северное и южное

Запад-восток

 Зачитывают данные таблицы

 

 Зачитывают данные таблицы

Познавательные УУД:

  • работа с информацией, работа с учебными моделями,
  • использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные УУД:

  • умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

  • межличностное и деловое сотрудничество,
  • слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 

5.Физминутка

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
 Реки, горы, океаны.
 Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

Показывают движения

6.Изучение нового материала

(продолжение)

Мои географические исследования

Стр.49 учебника

1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?

2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?

3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира

4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе.

5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России

Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях

Учитель:Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.

Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты

Работа ск- картами и картами атласа.

Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?

Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы.

Определение направлений по меридианам и параллелям.

Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии.

По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание 5.тр.стр.25.

Оцените свою работу

Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

А что такое координата?

Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?

Работа скартами атласа стр.6-7,10-11

На глобусе – дуги равной длины

На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия,на карте России форму лучей

Экватор на глобусе – окружность. А на карте полушарий  и мира - прямая линия

На глобусе параллели окружности, а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги

Электронное приложение к учебнику

Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь

К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11

Подписать на к-к  значение  параллелей и меридианов

 Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

Учащиеся: Параллели – запад, восток.

Меридианы – север, юг.

Выполняют задания в тетрадиЗаполнение карты оценки знаний

Стр.49 учебника читают

Положение точки на плоскости

Рис.2.30. Один меридиан и одну параллель

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: Умение работать совместно, слушать собеседника. Выражать свои мысли

Регулятивные УУД: умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Личностные УУД:Формирование навыков организации анализа своей деятельности

 

 

 

7. Применение полученных знаний при выполнении простейших заданий

Глобус весь пересекают, 
Сходятся на полюсах. 
Постепенно подвигают 
Стрелки на любых часах. 
Через сушу, океаны 
Пролегли(меридианы)

Старший среди них - экватор, 
И от севера до юга 
Эти линии, ребята, 
Параллельны все друг другу. 
Догадаться вы сумели, 
Что же это?..(параллели) 

Слабым ученикам географический диктант,сильным  тест из электронного приложения к учебнику

Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...
  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …
  3. Отсчет параллелей ведется от  …
  4. Отсчет меридианов ведется от …
  5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы

Выполняют задания диктанта и теста

Взаимопроверка

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы

Регулятивные УУД: Умение  контролировать и оценивать работу

8.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.

  1. Параграф 18
  2. К-к стр.4-5

Осознанно записывают домашнее задание

 

9.Подведение итогов урока

1.Какие цели мы ставили

2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?

 Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

10.Рефлексия

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил отметку в дневнике? За что?

 

 



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7 г. Ярцева

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Лещева О.В

                               

Протокол №

от «    »     202   г.

«Согласовано»

Заместитель директора      

 МБОУ СШ № 7 г. Ярцева                  

__________/Зубрилова Е.Ю

                             

«___» ___________202  г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ СШ № 7 г. Ярцева                  

__________/Кузнецова И.В.

                     

Приказ №

от«    »         202  г.

Рабочая программа

учебного курса по географии

 для 6 класса

«За страницами учебника географии»

Учитель: Лещева Ольга Валерьевна

Квалификационная категория: высшая

Класс:  6

Количество часов:   всего -  34 ч.,   в неделю -  1 ч.

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и составлена на основе:

программы: учебного курса «За страницами учебника географии»  для обучающихся 6 класса. Автор: Н.П.Даньшина, учитель географии МАОУ Гальчинская СОШ. - МО, д. Гальчино, 2014

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,  готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и, которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: 

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  •  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  •  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  •  отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  •  работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет: 

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  •  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  •  соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  •  выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  •  строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
  • объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  •  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

9.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  •  корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  •  критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  •  предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  •  использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;
  3. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  4. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  5. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Ученик  научится:        

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчеты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.      
  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Содержание учебного курса

Глава 1. Земля - планета солнечной системы – 5 часов

Теории происхождения Земли. Форма и размеры Земли. Виды изображение Земли. План местности. Масштаб плана. Ориентирование с помощью компаса и плана. Географическая карта. Определение координат географических объектов.

Глава 2. Загадочный мир литосферы - 7 часов

Строение литосферы. Движение литосферы. Географические последствия землетрясений.

Вулканы и гейзеры. Удивительные зодчие природы. Как возникли сокровища кладовых литосферы. Лик дна мирового океана.

Глава 3. Водная оболочка Земли – 10 часов

Что входит в понятие гидросферы. Исследования Мирового океана. Рекордная глубина океана. Сокровища океана. Ледяные скитальцы океана. Движение гидросферы- волны, течения, цунами. Голубые артерии Земли. Озера Земли. Наводнения. Причины их возникновения. Ледники Земли.

Глава 5. Воздушный океан планеты - 7 часов

Самая лёгкая оболочка Земли. Движения атмосферы. Ветры, приносящие беду. Гроза и её предвестники. Чудеса Атмосферы. Погода на земле. Влияние изменения температуры и атмосферного давления на самочувствие человека.

Глава 3.Живая оболочка Земли – 5 часов

Биосфера- живая оболочка Земли. Географическая оболочка. Роль живых организмов в географической оболочке. Разнообразие растительного и животного мира. В защиту окружающей природы.

Тематическое планирование учебного курса 6 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

Глава 1. Земля - планета солнечной системы – 5 часов

Введение. Теории происхождения Земли

1

2.

Форма и размеры Земли

1

3.

Виды изображение Земли. План местности. Масштаб плана

1

4.

Ориентирование с помощью компаса и плана

1

5.

Географическая карта. Определение координат географических объектов

1

Глава 2. Загадочный мир литосферы - 7 часов

6.

Строение литосферы

1

7.

Движение литосферы

1

8.

Географические последствия землетрясений.

1

9.

Вулканы и гейзеры

1

10.

Удивительные зодчие природы

1

11.

Как возникли сокровища кладовых литосферы

1

12.

Лик дна мирового океана

1

Глава 3. Водная оболочка Земли – 10 часов

13.

Что входит в понятие гидросферы

1

14.

Исследования Мирового океана

1

15.

Рекордная глубина океана

1

16.

Сокровища океана

1

17.

Ледяные скитальцы океана

1

18.

Движение гидросферы- волны, течения, цунами

1

19.

Голубые артерии Земли

1

20.

Озера Земли

1

21.

Наводнения. Причины их возникновения

1

22.

Ледники Земли

1

Глава 4. Воздушный океан планеты – 7 часов

23.

Самая лёгкая оболочка Земли

1

24.

Движения атмосферы

1

25.

Ветры, приносящие беду

1

26.

Гроза и её предвестники

1

27.

Чудеса Атмосферы

1

28.

Погода на земле

1

29.

Влияние изменения температуры и атмосферного давления на самочувствие человека

1

Глава 5.Живая оболочка Земли – 5 часов

30.

Биосфера- живая оболочка Земли

1

31.

Географическая оболочка. Роль живых организмов в географической оболочке

1

32.

Разнообразие растительного и животного мира

1

33.

В защиту окружающей природы

1

34.

Заключительное занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: "Глобус, параллели и меридианы"

Технологическая карта урока урока географии согласно требованиям ФГОС....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта урока по географии для 5-го класса по теме "Параллели и меридианы"

Материал посвящен уроку по географии для 5-го класса (тема "Параллели и меридианы"). Формулируются цель и задачи урока, планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, ли...