Урок русского языка в 7классе
план-конспект занятия (7 класс)

Дружинина Марина Борисовна

«Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с      умом. Вас ждет великая награда, и та награда – в нем самом».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotr_znaniy_po_russkomu_yazyku.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Смотр знаний по русскому языку

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе)

Оформление: плакат «Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с      умом. Вас ждет великая награда, и та награда – в нем самом».

Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это часть языка. Так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. То есть без языка наша жизнь была бы совсем-совсем иной. Поэтому, ребята, изучайте свой родной язык. Учите русский…

Не здороваясь, вбегает Зеленая скука.

Ведущий: Кто это, ребята?

Ответы детей.

Скука: И здесь меня не узнают (зевает, вынимает зеркальце, прихорашивается). Так узнали меня или нет? (поворачивается, на спине у нее листок с надписью «Зеленая скука»). А что это вы тут делаете?

Дети: Изучаем язык.

Скука: Как это, интересно, вы язык изучаете? (Рассматривает свой язык в зеркальце).

Дети: Изучаем орфограммы.

Скука: Какие такие арфагряммы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите буква к букве, вот слово и получится, а то арфагрямма… (зевает). Скука ужасная.

Ведущий: А ты, Зеленая скука, буквы-то знаешь?

Скука: Конечно, я ведь современно-образованная скука, правда, немного зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что самое главное – знать буквы. Вот я вам напишу словосочетание «русский язык» (пишет его на доске с ошибками).

Ведущий: Ой-ой! Вот это ты написала. Ребята, исправьте ошибки.

Скука: Подумаешь, и так все было понятно. Скучные все ваши правила (зевает). Смотрю я на вас, и так мне вас жалко. Какие-то вы все не такие, и сидите вы все не так и не сяк, и настроение у вас ни то, ни се. А чтобы было все хорошо, закройте глазки правой рукой, а левой – левое ушко. Что-то у вас не то получилось, другое ухо осталось открытым. Теперь сделаем наоборот. Левой рукой-глазки, а правой-ушки. Ну-ка, быстрее меняем руки, хлопаем перед сменой рук. Эй, я хотела, чтобы вы глазки закрыли, ушки заткнули, чтобы ничего не видели и ничего не слышали, чтобы вам скучно стало, а вы развеселились. Это очень нехорошо!

Ведущий: Ребята, вы что же, подружились с Зеленой скукой? И теперь будете во всем ее слушать?

Дети: Нет.

Ведущий: Давайте докажем ей, что изучать русский язык очень интересно и увлекательно.  Я предлагаю устроить конкурс. Согласны? Тогда давайте составим команды (составляются команды). Для того  чтобы оценивать вашу работу, мы выбрали жюри. В него входят… Начинаем наш смотр знаний, в котором принимают участие группа ребят из 5 класса. Поприветствуем их.

      (Разбивка детей на команды производится следующим образом. На столы ставятся названия сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Потом предлагаю ребятам выбрать с подноса одну из карточек.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: яблочко, зеркальце, месяц ясный, ветер, королевич Елисей, красно солнышко;

«Сказка о рыбаке и рыбке»: корыто, столбовая дворянка, синее море, простофиля, владычица морская, вольная царица).

         Начинаем наш конкурс. Я читаю различные жизненные ситуации, а вы подумайте, какие пословицы вы бы к ним применили.

Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и , наконец, получила «2». «Это случайно!» - оправдывалась она.  Что посеешь, то пожнешь.

Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их починить. Позвали помочь и Валеру, который больше всех качался на них. «Вот еще - сказал Валерий, - буду я возиться!»

Любишь кататься – люби и саночки возить.

       Составить из имеющихся в данном слове букв «НАБОРЩИК» наибольшее количество слов (существительных в именительном падеже).

Ведущий: Пока команды готовятся, мы поиграем с болельщиками.

Вопросы-шутки.

  1. Какое слово все люди на земле пишут неправильно? (слово «неправильно»)
  2. О чем идет речь в стихотворении:

                     Я – фигурка небольшая,

                     Точка подо мной большая.

                     Коль спросить что соберешься,

                     Без меня не обойдешься.            (вопросительный знак)

  1. В каком слове сорок гласных?           (сорока)
  2. Что стоит в середине земли?          (буква М)
  3. Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой?         (твое имя)
  4. Как превратить большой дом в маленький?         (нужно добавить суффикс – ик-)

Ведущий: А теперь предоставим слово командам.

                    А сейчас мы проведем конкурс «Письмо от бабушки-загадушки». Вы должны отгадать загадки и сказать, сколько букв и звуков в отгадке.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немного,

Захочет – ляжет на бочок.

Юла – 3 буквы, 4 звука

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Заяц – 4 буквы, 5 звуков.

Льется речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим.

Коньки – 6 букв, 5 звуков

Ее в лесу всегда найдем –

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Ель – 3 буквы, 3 звука или

 елка – 4 буквы, 5 звуков.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: А теперь следующий конкурс. Как вы думаете, на каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать. Какое выражение получилось? Кто готов, пусть поднимет руку.

С             О             Л

М            В              Е

Е             С              П

К             Я              О

А            К              М

Л            О              О

К            М             Ж

А            Д               Е

В             Е              Т        (Смекалка во всяком деле поможет)

Ведущий: А теперь вы выступите в роли разведчиков. Перед вами зашифрованная фраза. Попробуйте разобрать, что здесь написано. Запишите получившееся предложение.

       Рыбу не скотина крыше съел.      (Рыбу нес кот и на крыше съел)

Ведущий: А пока жюри подводит итоги, проверим знания болельщиков. Отвечая на мои вопросы, вы разгадаете кроссворд (показываю на рисунок) и сможете прочитать ключевое слово по вертикали.

  1. Вспомните фонетический разбор слова. Из каких небольших частей состоит слово.
  2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
  3. Член предложения, отвечает на вопросы кто или что? и обозначает предмет.
  4. Из этого состоит текст.
  5. Из них состоит предложение.
  6. Эта морфема стоит перед корнем.
  7. С помощью них мы записываем слова.
  8. Какая морфема находится между корнем и окончанием.
  9. Что обозначает имя существительное.
  10. Бывает устная, а бывает письменная.
  11. Часть речи, обозначающая действие.
  12. Общая часть всех однокоренных слов.
  13. С помощью этой морфемы изменяется слово.
  14. Часть речи, которая пишется раздельно со словами.
  15.  Член предложения, служит для обозначения действия.

                                     

Ведущий: Молодцы! Хорошо знаете основные понятия русского языка. А какое же ключевое слово кроссворда? (существительное). А что же такое существительное? А теперь слово жюри.

       Продолжим наше состязание. Запишите слова, которые я вам продиктую, и обозначьте в них орфограмму.

           Сосна, небесный, возить, кормить, тяжелый, стрела, гнездо, солнце, дуб, низкий, косьба, ходьба.

Ведущий: Передайте свои листочки жюри. А мы продолжаем. Скажите, чтобы диктанты писать на «4» и «5», что нужно знать?

Дети: Правила.

Ведущий: Посмотрим, как вы учили правила. Я буду читать вам стихи-загадки, а вы должны найти в слове-ответе орфограмму и объяснить ее.

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся .

дождь

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня?

Снегирь

Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек?

часы

Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки.

По обеим сторонам

Маленькие горы.

лыжи

Горит столб, а дыму нет.

свеча

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

пчела

Ведущий: Предоставим слово жюри. Следующий конкурс называется «Прилагательные и словосочетания». Сначала послушайте сказку.

         Однажды на светлой солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка и Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых они никак не могут отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово «прямая», - чуть не плакала Дорога.

- А я всегда интересная, - безнадежно говорила Сказка.

- А я только звонкая, - сказала Песня.

- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе. – Может быть, ребята нам помогут?

На что обиделись Небо, Дорога, Сказка, Песня?

Ведущий: Запишите эти словосочетания. После листы с выполненными заданиями передайте жюри.

(голубое и безоблачное небо, прямая дорога, интересная сказка, звонкая песня)

Ведущий: А у нас следующий конкурс «Отгадай слово». Вспомните, пожалуйста, из каких морфем состоит слово.

                             (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Ведущий: Вам нужно будет назвать слово, в котором будет приставка из слова подсмотреть, корень из слова снежинка, суффикс из слова лесник и окончание из слова ученики.                                    (подснежники)

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Последний наш конкурс «Блиц-турнир». За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Сколько звуков в слове «лью»? (3 звука)

- Назовите слово с удвоенной Н. (постоянный)

- Антоним к слову большой. (маленький)

- Часть слова без окончания (основа)

- Назовите слова с приставкой ПРИ.

- Есть ли удвоенная согласная в слове ИСКУССТВО? (да)

- Какое числительное приказывает? (три)

- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

- Какой предлог является нотой? (да)

Ведущий: Наше жюри подводит окончательные итоги, им слово.

                   Вот и закончился наш турнир. И как ни грустно, но пора расставаться. Нам остается поблагодарить всех за дружное участие в нашем празднике и предоставить просмотру шуточную пьесу «Вирус в Королевстве грамматики».

Шуточная пьеса «Вирус в Королевстве грамматики».

Сцена оформлена как тронный зал, стоит трон и банкетка для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола.

Вступление.

        Уже много лет в королевстве вдовствующей королевы Грамматики все спокойно, выполняются все правила и законы. Давным-давно закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Королева неустанно обучает свою дочь, принцессу Морфологию, и всех придворных.

Королева и принцесса входят в зал.

Королева: Пойдем, Марфуша, в тронный зал и продолжим наш урок.

Принцесса: Я прошлую тему очень хорошо запомнила. Мы проходили лексическое значение слова.

Королева: Правильно. И мы выяснили, что 10% нашего языка – это слова заимствованные. А ты выполнила самостоятельное задание?

Принцесса: Конечно, я выучила наизусть стихи Якова Козловского о заимствованных словах. Вот пожалуйста:

И среди своих законных

Слов, в Отечестве рожденных,

Есть под властью словаря

Много слов иноплеменных.

Королева: Много слов родили греки,

                   К нам от них в далеком веке…

Принцесса: Математика пришла,

                    С ней грамматика была.

Королева: А из Англии футбол

                  Прямо в бутсах к нам пришел.

Принцесса: Вслед за ним пришел хоккей,

                   А до этого жокей,

                    Теннис, яхта, бокс, рекорд,

                     Чемпион, тайм-аут, спорт.

Королева и принцесса начинают перематывать нитки в клубок.

 Входит Всезнайка.

Всезнайка: Ваше Грамматическое величество, к Вам с докладом министр Глагол.

Королева: Пусть войдет (обращается к принцессе). Убирай скорее рукоделие, давай займемся государственными делами.

Принцесса убирает все в сундучок и усаживается на банкетку.

Входит Глагол.

Глагол: Ваше Грамматическое величество, довожу до вашего сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.

Принцесса: Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому министру Глаголу вопрос?

Королева: Конечно, Марфуша.

Принцесса: А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как поживает моя кузина Орфограмма? Как ее здоровье? Говорят, что все население их королевства поразил вирус.

Глагол: Ваша светлость, только что прибыл посыльный от вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего сведения все события, происходящие в королевстве вашей любимой кузины.

Королева: Пригласите посыльного сюда.

Принцесса: Он нам расскажет все новости из королевства Орфограммы.

Входит по-современному одетый мальчик, руки в карманах.

 Он-то и есть Вирус.

Вирус: Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?

Принцесса: Мамочка, он что француз?

Королева: Да нет, слова, как будто русские, только не понятно о чем говорит.

Принцесса: Надо спросить у Всезнайки.

Королева: А вот именно. Господин Глагол, пригласите нашего Всезнайку.

Глагол приводит Всезнайку.

Королева: Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь этого юноши?

Всезнайка: Конечно, Ваше Грамматическое величество.

Вирус: Ты, чо, матуха, в таком прикольном прикиде и баклашнишь?

Всезнайка (переводит): Э-э-э… Ваше Величество в таком красивом наряде и так странно разговаривает.

Принцесса хлопает в ладоши, хохочет.

Вирус: Ты чо, бронявая? Быстро припухни!

Всезнайка: Ты что, девочка? Перестань смеяться.

Вирус: Слушай, баланда, давай стопудово мутить, будем по трубе бакланить, угорать над скелетами, цибарить и бухать.

Всезнайка: Слушай, девочка, давай обязательно дружить. Будем разговаривать по сотовому телефону, разыгрывать родителей, курить и потреблять спиртное.

Принцесса: Вот здорово! Уважаемый, скажи пожалуйста, как поживают дядюшка с тетушкой?

Вирус: Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.

Всезнайка: Их светлость в ужасном платье готовится к балу.

Вирус: А батон слушает гранж и рокерит с бакланами.

Всезнайка: Их светлость слушает тяжелый рок и катается на мотоциклах со своими приятелями.

Принцесса: Вот прикольно. А сестра Орфограмма?

Вирус: А Мармазявка – колбаситца, рамсит, понтуется и выхватывает.

Всезнайка: А сестра – веселится, несет всякую чушь, красуется и выманивает деньги у родителей.

Принцесса: А зачем ей баксы?

Всезнайка: Деньги…

Вирус: А она собирает у себя пати.

Всезнайка: Орфограмма собирает молодежную вечеринку.

Принцесса: Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати.

Королева: Так, достаточно. Теперь мне все понятно. Это и есть тот самый Вирус, который  называется «подростковый сленг». Наша дорогая кузина не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти слова, никуда его не отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем офигевать. Ой! (уходят за кулисы).

Всезнайка: Испытывать сильные положительные эмоции.

Словарь уводит Вируса.

Глагол: А зараза-то , оказывается, распространяется очень быстро. Побегу к Всезнайке, прослежу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех поколбасит…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 7класса

Календарно -тематическое планирование составлено с учётом программы  и учебника под редакцией Е.А.Быстровой. Количество часов в неделю -5....

Презентация к уроку русского языка в 7классе "Описание внешности"

Презентация к уроку развития речи в 7 классе "Описание внешности"...