Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
методическая разработка (8 класс)

Шувалова Наталья Эдуардовна

Литературно-музыкальная композиция,  посвященная памяти узников  фашистских концлагерей  «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_i_ne_zabudetsya_voveki.docx32.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

муниципального образования – городской округ город Касимов

Литературно-музыкальная композиция,

 посвященная памяти узников

 фашистских концлагерей

«И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»

                               Выполнила

педагог-организатор

Шувалова Н.Э.

Касимов

2022 год

Цели:

1. Напомнить  школьникам о страшных последствиях Второй мировой войны.

2. Вызвать у них сострадание к погибшим и зверски замученным узникам концлагерей.

3. Предупредить  об опасности возникновения новых войн.

4. Вызвать стойкое отрицание неонацизма в современном мире.

Задачи:  

1. Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;

2. Формировать у учащихся интерес к истории страны

3. Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание, гордость за свою Родину.

 4. Способствовать пониманию учащимися проблем геноцида.
5. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

 6. Воспитывать ответственность за свои поступки.

Оборудование: аудиозаписи песен, мультимедиа, презентация.

Уходящее поколение - последнее поколение, которое видело фашизм воочию и испытало его на себе в полной мере, просит вас: Помните прошлое! Берегите настоящие! Думайте о будущем! Думайте о прекрасном слове - жизнь! А чтобы не повторились ужасы концлагерей, люди всегда должны помнить, какой ценою завоевано наше счастье и к чему может привести разгул фашизма.

Люди! Будьте бдительными!

1 ведущий:  Вечная память всем, кто непокорённый погиб в жестокой схватке с фашизмом!.. Никакие годы не зарубцуют ран миллионов человеческих сердец... Этого нельзя забыть. И этого нельзя простить!

1 Чтец: Колючая проволока в три ряда,
Колючий до боли снег.
Мы разными судьбами шли сюда
И разве поверить могли тогда

Что будет на всех одна судьба?

2 чтец: Здесь каждый из нас был, как старый гном,
Лишь мама могла б узнать
И Бог, помогающий нам в одном -
Упасть и забыться тяжелым сном,
Чтоб больше уже не встать.

3 чтец: Концлагерь помянет под лай собак -
И в жилах застынет кровь.
А к вечеру снова сгустится мрак,
Да так, что ни друг не поймет, ни враг,
Где ненависть, где любовь.

4 чтец: И все же мы встали в жестокой мгле,
И выжили, свет узнав…
Проходим мы памятью по земле
О тех, кто остался на той войне,
Смертию смерть поправ.

1 Ведущий:    Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза.

 2 Ведущий: Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Люди работали и днём, и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. В процессе работы людей жестоко избивали.

1Ведущий: Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории. Немало в лагерях было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам.

2 Ведущий: Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов.

1 ученик:  Дахау. Первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена.  Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тыс. человек из 24 стран. Около 70 тысяч были зверски замучены или убиты. 140 тыс. перевезены в другие лагеря, 30 тыс. дожили до освобождения.

2 ученик:  В Дахау отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками, в том числе и медицинские эксперименты над заключенными под руководством глав врача Зигмунда Рашера.

 

1 ученик:  Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов». Головной болью Гитлера и

одной из наиболее значимых его проблем была проблема в непрерывном выявлении

как можно более изощренных способов убийств.

3 ученик:  Бухенвальд. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. Со всех сторон лагерь был окружён каменной стеной в 3 метра высотой и 1 метр шириной и опутан колючей проволокой, по которой проходил ток в 550 вольт. По углам стен стояли вышки с пулемётным расчётом. С 14 июля 1937 г. по 31 марта 1945 г. через ворота концентрационного лагеря Бухенвальд, с надписью «JedemdasSeine» - «Каждому свое» прошло около 250 тыс. человек. Около 10 тыс. человек были ликвидированы, в том числе 8,5 тыс.– советских военнопленных. Всего 56 тыс. заключенных замучено в Бухенвальде.

4 ученик: Труд узников использовался в шахтах и на промышленных предприятиях. Отработка трудовой повинности их длилась до 14 и более часов. Очень скоро от тяжёлой работы и постоянного голода многие заключённые едва держались на ногах. Если люди падали, их безжалостно пристреливали.

Крематорий - был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

1 ведущий: Из показаний военнопленного охранника концлагеря

3 чтец. После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

5 ученик: Маутхаузен. Создан в июле 1938 года в 4 км от города Маутхаузен(Австрия). В 1938-1945 голах в нем находилось 335 тыс.человек. Только по официальным документам в лагере уничтожено 122 тыс. Но, несмотря на адские муки и страх смерти, военнопленные не покорились врагу, большинство из них продолжали воевать и в плену. Во многих лагерях создавались подпольные комитеты, которые организовывали диверсии, уничтожали провокаторов, помогали людям выживать,

готовить побеги и вооружённые восстания.

6 ученик: В этом лагере в феврале 1945 года был замучен генерал Карбышев Д. М. Замерз, будучи облит водой на морозе… Погиб героически и мученически, так и не предав свою советскую Родину. Карбышев писал: «Плен - страшная штука, но ведь это тоже война, а, пока война идёт на Родине, мы должны бороться здесь. Последние слова генерала были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!».

7ученик: Освенцим. Это был комбинат смерти с газовыми камерами, крематориями,12 печами, 46 ретортами в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 15-20 мин. Узников превратили в подопытные существа; были созданы специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории под вывесками которых скрывались камеры пыток. Более 70 научных опытов было проведено нацистами. Более 7000 человек принудительно участвовали в экспериментах, нарушающих все принципы и нормы этики медицины. Примерно200 немецких врачей и медсестер участвовали в хладнокровной и бесчеловечной работе. В Освенциме погибло свыше 4 млн. граждан.

8 ученик: Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1млн 500 тыс. человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

4 чтец: Очевидцы о концлагерях:

Григорий Люшнин. Писатель, узник концлагеря: «В концлагере узникам давали суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожёвывая. Он хрустел на зубах – один песок. В «хлебе» концлагеря были отруби, опилки, кора желудей и выжимки гнилой брюквы. Резали его не ножом, а верёвочкой, чтобы ни крошки не упало со стола на пол, а если падала, то её искали все, находили и проглатывали.

1 чтец: Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель

даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки...  Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти.

8 Чтец: М.Джалиль «Чулочки»

Их расстреляли на рассвете

Когда еще белела мгла,

Там были женщины и дети

И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться,

Затем к обрыву стать спиной,

И вдруг раздался голос детский

Наивный, чистый и живой:

-Чулочки тоже снять мне, дядя?

Не упрекая, не браня,

Смотрели прямо в душу глядя

Трехлетней девочки глаза.

"Чулочки тоже..?"

И смятеньем эсэсовец объят.

Рука сама собой в волнении

Вдруг опускает автомат.

И снова скован взглядом детским,

И кажется, что в землю врос.

"Глаза, как у моей Утины" -

В смятенье смутном произнес,

Овеянный невольной дрожью.

Нет! Он убить ее не сможет,

Но дал он очередь спеша…

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, а если б дочка

Твоя вот здесь бы так легла,

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты ,человек, не просто немец,

Ты страшный зверь среди людей.

Шагал эсэсовец упрямо,

Шагал, не подымая глаз.

Впервые может эта дума

В сознании отравленном зажглась,

И снова взгляд светился детский,

И снова слышится опять,

И не забудется навеки

   "ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

 М. Джалиль «Варварство»

1 чтец: Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.

2 чтец: Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!

3 чтец: Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…

4 чтец: Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

5 чтец: Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

6 чтец:— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

7 чтец: Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…

6 чтец:— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

7 чтец: И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

8 чтец: — Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

9 чтец: И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

10 чтец: Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

1ведущий: Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, ад, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как "вороний мост". Там, за кирпичной стеной высотой в четыре с половиной метра с проволокой под напряжением шесть тысяч вольт, делали свое грязное дело "медицинские светила" третьего рейха прививали рак, газовую гангрену, рубили ноги, а у детей забирали всю кровь. Никто не мог убежать отсюда, чтобы рассказать, что же творилось за этими стенами. Через Равенсбрюк  прошло 132 тыс. женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы. Средняя продолжительность жизни в лагере составляла 9 месяцев. Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тыс. человек, в том числе много детей.

5 Чтец: Галина Плахова-Королёва

Сколько жить доведётся на свете

Бывшим узникам концлагерей -

Не забыть им ни фабрики смерти,

Ни фашистов, что злее зверей!

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-

Побывал, прямо скажем, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,

Не щадило зверьё и детей!

Пасть чудовищная - крематорий

Что ни день, пожирала людей.

В мире ужасов - пытки, издевки,

На кострах прямо заживо жгут...

-Лучше кожу помойте-ка, девки,

Из неё ведь перчатки пошьют!

И душа леденела от страха,

Ужас гетто вовек не избыть!

Сколько брошено жизней на плаху!

Разве ж можно такое забыть?!

1 ведущий:     Лагерь смерти Штуттгоф.  Там все было продумано фашистами. Имелись камера-душегубка, печи для сжигания трупов,  разные мастерские для переработки «сырья». На складах лежали тюки с человеческими волосами, причем раздельно – длинные и короткие. В образцовом порядке хранились тюки с детской обувью, отдельно  обувь взрослых, тюки с одеждой и бельем. Страшно и жутко было смотреть на все эти вещи…

6 Чтец. Детский ботинок       С. Михалков

Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге – три тысячи двести девятый,

Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплатой.

Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене?      

  Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый

Под порядковый номер три тысячи двести девятый?

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги

В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду убитых считали?..

Час расплаты пришел! Палачей и убийц на колени!

Суд народов идет по кровавым следам преступлений …

Среди тысяч улик – этот правый ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой…

 2 ведущий: Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

1 ведущий. Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

2 ведущий. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

1 ведущий:  Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Перед входом в лагерь бетонная стена длиной в сто метров и высотой в 12,5 метра символизирует границу жизни и смерти. Через нее в лагерь смерти вошли тысячи, на свободу вышли лишь десятки.

«За этими стенами стонет земля»,- гласит надпись на стене.

2 ведущий Да, земля Саласпилса напоена потом, слезами, кровью. За этой стеной существовала целая система устрашений и наказаний, направленная на то, чтобы «использовать заключенных до полного их истощения».

1 чтец:"В Саласпилсе детей истязали

Танец «Саласпилс» 1-2 куплета

9Чтец:    Елена Иманбаева Малолетним узникам концлагерей посвящается…

Шли потоком с войны эшелоны
Пахло мирной, свободной весной!
И мелькали, мелькали вагоны.
Возвращались солдаты домой.

В тесноте на дорогу смотрели,
Эх, победа! Она горяча!
С ними ехал подросток у двери,
В гимнастерке с чужого плеча.

Он ребёнок, а чуб с перламутром,
И глаза не по-детскому взрослые.
Стал каким-то особенно мудрым,
В лагерях поседевший подросток.

Развевалось победное знамя,
И шутили, смеялись в вагоне.
Да! Мы знали – победа за нами!
А он помнил – за ним крематорий.

Он уже никогда не сумеет,
Эту память стереть без возврата.
Шаг назад… И душа холодеет,
Под прицельным огнем автомата.

Эта память приклеена намертво,
На руке, словно дьявольский шифр,
Отпечатана метка концлагеря -
Семь кривых, фиолетовых цифр.

Там осталась сестрёнка красавица,
Семь годков ей вчера бы исполнилось.
Не сумела несчастная справиться.
А ему всё, что было, запомнилось.

Прах её он украдкою спрятал,
Под холодной сырой половицей.
Болью дрогнули веки солдата,
Над зажатой в ручонке тряпицей.

Да! Победа осталась за нами!
Но трагичнее прошлых историй,
Только страшное адово пламя,
И безжалостный зев крематорий.

Ученица - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти. Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.

Ученик:
Умирая, не умрёт герой,-
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своей борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
1Ведущий:Освобождение узникам принесли советские солдаты. И на месте многих концлагерей созданы мемориалы памяти, чтобы никто в мире не смел забывать ужасов второй мировой войны.

11 чтец: Падут под ударом врагов легионы,
Моя возродится страна.
Ребята! Тогда подведите итоги
Страданий и наших побед,
К безвестным героям не будьте так строги,-
Ведь многим пришлось умереть.
Вы память святую о них сохраните,
Запомните их имена
И в песне погибших борцов вспомяните,
Когда запоёт вся страна.

Видеоролик «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!»          Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Сценарий митинга и Литературно-музыкальной композиции, посвященных Дню Памяти и Скорби (22 июня).

Сценарий траурного митинга и литературно-музыкальной композиции "22 июня - День памяти и скорби." На этих мероприятиях присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженники тыла, "дети войны...

Литературно-музыкальная композиция "Мы этой памяти верны"

Основная идея литературно-музыкальной композиции «История той войны» – показать подвиг людей, погибших во время Великой Отечественной войны, показать их любовь к Жизни и их присутствие среди нас через...

Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан"

Цель:воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между миром и войной; воспитывать чувство любви и уважения к Родине, военной службе на основе ярких впечатлений...

Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "По волнам памяти"

Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "По волнам памяти"...