Литературный проект "Заветы русской классики и уроки истории"
презентация к уроку (11 класс)

Литературный текст, состоящий из заветов русских классиков. Презентация. Аудиозапись. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Слайд №1

Тема проекта:

«Заветы русской классики и уроки русской истории»

Слайд №2

Литература занимает важное место в духовном развитии и нравственном совершенствовании человека.

«Второй властью» называл литературу Александр Иванович

Герцен.

Слайд №3

 «Учебником жизни»-Николай Гаврилович Чернышевский.

Слайд№4

Известный немецкий писатель первой половины 19 века, лауреат Нобелевской премии, Томас Манн назвал русскую классическую литературу «святой».

Слайд №5

«… ни одна из литератур христианской Европы, несмотря на их неоспоримое богатство, не поднималась на такую духовно- нравственную высоту, какая стала доступна литературе русской»,- писал Томас Манн.

Слайд №6

«Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье.

Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым.

Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными, кто из героев Достоевского стремился к этому? – Никто. Ни один».

     Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека, жгучая совестливость оказались в центре внимания нашей классической литературы.

И за этим стояла высота православно-христианских идеалов, которые нашу классику питали: любовь, милосердие, прощение.

В центре внимания русской литературы важные духовно- нравственные и социальные вопросы: о смысле жизни, о добре и зле, о душе, Боге и совести.

Русская классическая литература

-настоящий кладезь духовных ценностей и великого гуманизма.

Слайд №7

Денис Иванович Фонвизин, автор известной сатирической комедии «Недоросль», провозгласил истину на все времена:

 «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Слайд №8

Великий русский поэт А. С. Пушкин утверждал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».

Слайд№9

Все помнят произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где повествование предваряется эпиграфом «Береги честь смолоду».

Вопросы чести, совести добра и справедливости, гуманности и любви будут постоянно звучать в каждом из его произведений.

Слайд №10

Николай Васильевич Гоголь призывает юное поколение сохранить в душе всё самое лучшее и чистое, самые светлые порывы:

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских

 лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом». («Мёртвые души»).

Слайд№11

«Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка»,- утверждал великий гуманист Ф.М .Достоевский.

Слайд №12

Каждый из нас имеет право на участие и понимание. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ведь надобно, чтобы всякому человеку, хоть куда-нибудь можно было пойти»,- с глубокой болью в сердце устами Мармеладова убеждает нас Достоевский. (Роман «Преступление и наказание»).

Слайд №13

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». 

Эту непреложную истину провозгласил в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.

Слайд №14

«Печальник русской земли» Н.А. Некрасов уверен, что  

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Слайд №15

Антон Павлович Чехов считает, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 

Слайд №16

Призывает неустанно творить добро и предостерегает от равнодушия:

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». (Рассказ «Крыжовник»).

Слайд№17

Возвышенные слова о человеке произносит герой М. Горького, обитатель ночлежки Сатин (Пьеса «На дне»)

«Всё в человеке, всё для человека! Человек - это великолепно! Это звучит гордо!»

Слайд№18

Русские писатели 20-го столетия явились достойными наследниками своих великих предшественников и продолжили лучшие традиции классиков 19-го века.

Идея Дома, Семьи, Земли как основа человеческой жизни проходит через всю русскую литературу второй половины XX века.

«Жить не по лжи» призывает   Александр Исаевич Солженицын и отмечает:

Слайд №19

«У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». (Рассказ «Матрёнин двор»).

«Лучше совсем не жить, чем жить без совести». К такому жизненному итогу приходит ещё совсем юная героиня тетралогии Фёдора Абрамова Лиза Пряслина.

Слайд №20

«Совестью нашего века» называют писателя Валентина Распутина (1936-2015г.г.), с чьим именем в нашу жизнь вошло понятие «экология души».

 «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй; работа, люди, с кем правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая- весь свет в наклон». (Повесть «Пожар»).

С тревогой и болью писатель замечает, что, приобретая блага материальные, отрываясь от родных корней, люди порой утрачивают лучшие духовные качества. 

«Живи и помни», заклинает писатель. Помни о том, что ты венец природы и на тебе лежит ответственность за то, что происходит с твоей землёй и людьми, на ней живущими.

Слайд №21

 Вечный вопрос о красоте задаёт поэт Н.А. Заболоцкий:

Что есть красота  

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Ответ поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способна сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

Хочется верить, что большинство из нас сделает выбор в пользу светоча духовной красоты, который зажигают в нас великие классики, инженеры и «целители уставших наших

душ».

Слайд №22

Заканчиваем литературную часть нашего проекта стихами Сергея Есенина:

Как прекрасна Земля

И на ней человек.

Слайд № 23

Литература была есть и будет «единственным средоточием всех высших интересов».  Так в 19 веке сказал литературный критик Аполлон Григорьев.

Невозможно отделить русскую литературу от русской культуры и русской истории.

Слайд № 24

Голос поэта «Звучал как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных».

(М. Ю. Лермонтов)

Слайд № 25

Стихотворение «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Все мы помним строки этого знаменитого стихотворения, посвящённого исторической битве русской армии с французами под селом Бородином.

Слайд №26

«Великолепный век!»- так в нашей памяти обозначился такой далёкий и славный  в истории России- век  девятнадцатый.

Уроки истории, посвященные войне 1812 года, незабываемые страницы романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», романс Андрея Петрова на стихотворение М. Цветаевой «Генералам 1812 года».

Слайды №27-37.

Звучит романс «Генералам 1812 года»

Всё это соединяется в нашем сознании и высвечивает ушедший героический век так ярко, что чувство гордости, восхищения и поклонения заставляет наше сердце вздрогнуть и замереть.

Слайд № 38

«В июне 1812 года силы двунадесяти языков ворвались в Россию»,- писал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.

Слайды № 39-40

Русские войска отступают. Французы стремительно несутся к Москве. По мере отступления в русском войске разгорается дух озлобления и под Бородиным достигает своего пика.

Слайд № 41

«Французы разорили мой дом и идут разорять Москву. …Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Так говорит князь Андрей Болконский Пьеру Безухову накануне Бородинского сражения. Он уверен, что «завтра, чтобы там ни было, мы выиграем сражение».

Слайд № 42

Накануне величайшего в истории сражения русский народ един – от простого солдата, ополченца до генерала и императора.

Все участники сражения склоняют головы перед иконой Божьей Матери, ополченцы надевают белые рубахи перед боем, готовятся к смерти.

Наполеоном, покорившим всю Европу, овладел ужас. Он никогда не встречал такого сильного духом противника.

 

Слайд № 43

Русские потеряли под Бородиным половину своего войска, но стояли насмерть.

На наполеоновскую Францию первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника. История не знала такого единения, такого порыва отстоять, защитить родную землю.

На время было забыто все: сословные различия, личные обиды. Все живут единой мыслью и целью – спасти Россию. Помещики снаряжают на собственные деньги ополченцев, организуются партизанские отряды.

На врага навалились всем миром: «…дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой… и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

«Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных, была старостиха Василиса».

О славных днях истории 1812 года напоминают нам   названия улиц, проездов, проспектов: Кутузовский проспект, улица Василисы Кожиной, Сеславинская улица, Багратионовский проезд, улица Барклая, улица Тучковская, Музей-панорама «Бородинская битва». Все это живая история.

Слайд № 44

Более ста лет назад Марина Цветаева написала замечательное стихотворение, посвященное генералам 1812 года.

Великий и мудрый полководец Кутузов, генерал Раевский, павшие на Бородинском поле молодые генералы Багратион, Кутайсов, братья Тучковы. Это о них написаны стихи Цветаевой, зазвучавшие в прекрасном романсе. С именем Александра Тучкова связана красивая история любви, мужества,  благородства и чести.

 Слайд № 45

Искренняя и светлая любовь связывала генерала Тучкова с женой Маргаритой Нарышкиной. Она сопровождала своего мужа во всех военных походах.

 Слайд № 46

1812 год приготовил им суровое испытание и разлуку. 35-летний Александр Тучков пал смертью храбрых. Отправившаяся на поиски тела любимого Маргарита не находит его. На месте гибели мужа Маргарита воздвигла храм Спаса Нерукотворного. Через шесть лет Маргариту ждал новый удар – у нее на раках умер 15-летний сын Николай, точная копия отца. Сын похоронен в склепе храма на месте гибели отца.

Слайд № 47

В 1838 году здесь был учрежден Спасо - Бородинский монастырь во главе с игуменьей Марией (в миру Маргаритой Тучковой). Маргарита пережила мужа на сорок лет и похоронена рядом с сыном и местом гибели любимого. Близкие люди снова были вместе…

 Судьба отмерила им не так много счастья, но эти люди прожили достойные, красивые, благородные жизни.

Мы, молодое поколение XXI века, гордимся славой героев Бородина и будем достойны памяти наших великих предков.

На том стояла, стоит и будет стоять Русская земля!

Слайд № 48

И как актуально звучат сегодня строки-завет Николая Рубцова

Россия, Русь!

Храни себя, храни!

Слайды № 49-53

«Звучит песня Отчего так в России берёзы шумят….»

Слайд № 54

Вывод: в нашей работе сделан акцент на нравственные проблемы в русской классической литературе: честь и совесть, добро и зло, милосердие, любовь к родной земле и людям, на ней живущим, что позволяет вызвать интерес к чтению русской классики.

Также мы попытались провести параллель между литературой и историей, найти связь между ключевыми моментами в отечественной истории и литературе, показать, как эти две науки выполняют единые задачи: хранят нашу историю, воспитывают у юного поколения чувство гордости за нашу историю и нашу литературу.

Слайд № 55

Спасибо за внимание.

Слайд № 56

Литература.

Ю. В. Лебедев статья «Заветы русской классики.
Л.С. Айзерман статья «Посев и жатва»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"

Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....

РУССКАЯ КЛАССИКА И УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». История создания.

РУССКАЯ КЛАССИКА И УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». История создания....

"Современные подходы к духовному освоению русской литературной классики на уроках и во внеурочное время" - статья

В русском языке насчитывается более 500 000 слов. Однако современный академический словарь дает цифру 120 тысяч. Ни один человек, конечно, таким количеством не пользуется. Хорошим считается словарный ...

Сценарий литературного вечера по произведениям русской классики

Действующие лица:Анна Павловна Шерер, слуга, литературные герои из произведений А.П.Чехова «Хирургия», «Толстый и тонкий»,  Д.И.Фонвизина «Недоросль».Герои одеты следующим образом: дамы — в...

Брейн – ринг для учащихся 6-7 классов: «Русская классика на уроках музыкальной литературы»

Цель конкурса: внедрение соревновательных методов и механизмов выявления, сопровождения и развития одаренных детей «Федоровской ДШИ»...

Феномен Великой русской революции: от уроков истории — к гражданскому диалогу (семинарское занятие)

Семинарское занятие "Феномен Великой русской революции: от уроков истории — к гражданскому диалогу" посвящено 100-летию Февральской Октябрьской революций. Авторы: учител...

«Русский град» (Интегрированный урок. История, математика).

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:сформировать навык решения задач по теме: «Нахождение части от числа и числа по его части, процентов»;ознакомление с особенностями жизни народа;закрепить знания по истории и м...