"Здравствуйте, птицы"
учебно-методический материал (7 класс)

Ситникова Людмила Владимировна

Экологический праздник в 7 классах, посвящённый Дню Птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits_2023.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник "Здравствуйте, птицы"

Место занятия в структуре образовательного процесса: внеклассное занятие, проводимое в День птиц (АПРЕЛЬ).

Форма занятия: игра

Цель: повышение интереса учащихся к изучению биологии.

Задачи: Обобщить и расширить знания учащихся о птицах, продолжить развитие умений обобщать, сравнивать, анализировать, развивать медиа - коммуникативные способности учащихся средствами компьютера, активизировать творческую деятельность, воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к птицам, расширение кругозора учащихся.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиофайлы «Голоса птиц», карточки с заданиями.

Ведущий (1):

Весна идет! Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет! В наш край идет весна!

Весна идет! Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет! В наш край идет весна.

Ведущий (2):

То вдруг прольется ливнем бурным,

То хлынет золотом с высот,

То облаком почти скульптурным себя у окон пронесёт.

А то распустит хвост павлиний в нависшей капле дождевой,

Или доверчивый и синий, несёт по лужам яркий свет.

Над ним закат огни колышет, а он не в силах отойти -

Старается как можно выше весь этот пурпур вознести.

И всё же, мраку уступая, вдруг вспомнит, отходя ко сну,

Как, серебром пересыпая, творят пернатые весну.

Ведущий (3):

       Весна ...   Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи... Именно в это время проводится День птиц. Этот праздник отмечается в нашей стране с 1924 года 1 апреля.

В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полёвок.

Ведущий (1):

        Миллионы лет  назад появились первые пернатые и наш мир огласился птичьим пением. Поднимет человек голову вверх, посмотрит в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками! Аиста увидит человек, который свил гнездо как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щёлкает, тоже поёт, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

Ведущий (2):

        Поднимет  человек голову вверх – а там орёл парит, свободно и легко! «Вот бы и мне так» - подумал человек, соорудил крылья и бросился вниз с колокольни. Не единожды бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация. Быстрее звука летают самолёты, куда там птицам. Но по экономичности полёта пернатые недосягаемы. Синичка на одном грамме жира пролетает 100 км! Оканчивают военные училища молодые штурманы, которые самолёт в любую точку Земли привести смогут. Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, приземляются точнёхонько на ту полянку, с которой они стартовали        .

Ведущий (3):

        Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол»! они прекрасно слышат и поют! Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!

Сегодня мы продолжим говорить о птицах. Говорим им спасибо и устраиваем праздник в их честь! Показываем как мы их любим и знаем!

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (1): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (2): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (3): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (1): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (2): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (3): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля.

Учитель: А сейчас мы с вами проведем познавательную игру.

 Играют две команды: «___________» и «__________». Судить будет жюри в составе трёх человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет, проведем жеребьевку (Капитанам команд предлагается тянуть жребий.)

Итак, первый конкурс - «Приветствия команд».  Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).

(Жюри подводит итоги первого конкурса, объявляет результат.)

Учитель: Наш второй конкурс – «Блицтурнир».  Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы для блицтурнира:

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (
У пингвинов)
3. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (
Насекомыми)
4. Самая маленькая птичка нашей страны. (
Королек)
5. Какие перья расположены под контурными перьями на теле птицы?  (Пуховые перья)
6. Зачем птицы заглатывают камешки? (
С их помощью они перетирают твердую пищу)
7. Какие птицы заготавливают корм на зиму? (
Сойка)
8. Почему гусь выходит сухим из воды? (
Перья птицы смазаны жиром)
9. Какую птицу в народе называют воровкой? (
Сороку)
10. У какой птицы на ноге всего два пальца? (
Страус)

Вопросы для команды 2

1. Что общего у птицы и корабля? (Киль)
2. Какая птица может летать хвостом вперед? (
Колибри)
3. Самая большая птица в мире. (
Африканский страус)
4. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (
Нет)
5. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (
Скворец)
6. Что необычного в птичьих костях (
Заполнены воздухом)
7. Какие птицы роют норы для гнезда? (
Ласточки-береговушки, зимородок, буревестник)
8. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (
Скворечник)
9. Назовите птицу – символ России. (
Орел)

10. Птицы, вынашивающие яйца на лапах.  (Пингвины)

Вопросы для команды 3

1. Какие птицы образуют пары на всю жизнь? (Лебеди, гуси, галки)

2. Почему глухарь – глухой? (Во время токования птица ничего не слышит)

3. В какую страну улетает на зиму синица? (Она не улетает)

4. Почему у пингвина язык покрыт шипиками? (Для того чтобы удерживать рыбу)

5. Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушка)

6. Какая птица не садится ни на землю, ни на ветки, ни на воду и может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки? (Стриж)

7. У этих птиц птенцы появляются на свет в середине зимы. (Клёст)

8. Из чего состоит клюв птицы?  (Надклювье и подклювье)

9. Часть нижней конечности, характерная только для птиц.  (Цевка)

10. Этот орган чувств развит у птиц слабее всего. (Обоняние)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

Учитель: А сейчас  познавательная страничка. Презентация «Птицы-рекордсмены». 

1 апреля — это не только День дурака. В этот день отмечался Международный день птиц. Этот праздник приурочен ко времени начала возвращения птиц с мест зимовок.

По данным орнитологов, в мире существует более 9 800 видов птиц. Сегодня мы расскажем про птичьи рекорды.

Демонстрация видеофрагмента или презентации

Продолжаем игру.

Учитель: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг!  Уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

Учитель: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем четвертый конкурс, который называется «Четвёртый лишний». Каждая команда получит сейчас  карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка. За каждое правильное задание вы получаете по одному баллу.

Примеры карточек:

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, воробей, голубь, ласточка.)

2. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

3. Это птицы, относящиеся к дневным хищникам, но одна ведет иной образ жизни. (Орёл, ястреб, филин, коршун)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками. За правильные ответы вы будете получать карточки.

  1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)
  2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)
  3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)
  4. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)
  5. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)
  6. Кто селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье? (Аист.)
  7. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)
  8. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)
  9. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
  10. Какая птица по дереву может бегать вверх-вниз? (Поползень.)

Учитель: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».

Учитель: Пятый конкурс «Отыщи птицу»: В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. За каждую найденную птицу 1 балл.

«Восемь птиц»

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я предлагаю игру «Посадите птичку в слово» для болельщиков: отгадайте слова и названия тех птиц, которые из них «вылетели»

  1. _____ка  (прическа, сделанная с помощью ножниц)
  2. ____ель (сердце карандаша)
  3. Ри___ние  (занятие художника)
  4. Зажи____  (прибор для получения огня)
  5. Вело___пед  (спортивный транспорт)
  6. Ис___   (языческий божок, статуя, идол)

Жюри подводит итоги пятого конкурса, объявляет результат.

Учитель: А теперь подведем итоги нашего праздника.

  1. Слово предоставляется жюри.     Награждение.
  2. Посчитаем карточки и определим самого знающего болельщика.       Награждение.
  3. Самым лучшем строителем скворечников признан ….. .      Награждение.
  4. Подведем итоги конкурса рисунков. Слово жюри.   Награждение.

Учитель: Наш праздник подошел к концу.

Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок,
Звери, птицы и жуки, муравьи  и мотыльки...
Все, что рядышком со мною, – это все мое родное!
Как же мне в краю родном не заботиться о нем.

https://www.youtube.com/watch?v=s9fQr2DmH-c 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй , здравствуй , Камелик!

Презентация по краеведению...

Занятие "Здравствуй, здравствуй, новый год!"

Даная разрабоа поможет воспитателям детского дома и классным куководителям весело встретить овый год! Предназначенна для воспитанников 14-15 лет....

«Да здравствуют музы, да здравствует разум»

Беседа для обучающихся ДМШ, к 180-летию со дня рождения А.П.Бородина...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)

Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...

Сценарий внеклассного мероприятия "Здравствуйте, птицы!"

Повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся, привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса...

Беседа: «Здравствуйте, птицы!»

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым ма...

Технологическая карта урока развития речи "Здравствуйте,птицы"

Цель урока: закрепить представления детей о весне и ее признаках,  различать птиц по внешнему виду и голосу, закрепить знания обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнени...