Проект "Вышиваю крестиком"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Садеева Лилия Амировна.

Дизайн папка "Вышиваю крестиком" + презентация проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Верхнеуслонский муниципальный район

МОУ «Матюшинская средняя общеобразовательная школа»

Творческий проект

по предмету: «Технология»

Раздел: Рукоделие

Тема: «Вышиваю крестиком»

Выполнила  ученица 8 класса

МОУ «Матюшинская средняя

                                                                          общеобразовательная школа»

                                                   Верхнеуслонского

                                                             муниципального района

                                                                                  Кабирова  Алия

                                                               

                                                          Руководитель проекта-

           учитель технологии

Садеева Лилия Амировна    

         

2009- 2010 учебный год

Содержание проекта

  1. Выбор и обоснование проблемы
  2. Немного из истории русской вышивки
  3. Сбор информации
  4. Анализ идей
  5. Технология выполнения образца
  6. Инструменты и приспособления для вышивки
  7. Рабочее место вышивальщицы, правила безопасности труда
  8. Схема выполнения вышивки
  9. Экономическое обоснование
  10. Экологическое обоснование
  11.  Анализ проекта
  12. Рекламный проспект проекта
  13. Список использованной литературы

2. Выбор и обоснование проблемы

… Едва ли есть высшее из наслаждений,

                                                   Как наслаждение творить.

                                                                               Гоголь Н.В.

Чтобы моя комната была уютной совсем необязательно покупать какие – нибудь вещи, которые могли бы украсить и придать ей домашний уют. Можно, конечно, приобрести в магазинах красивые картины, панно, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственные цветы, которые могли бы занимать в комнате любой угол, придать ей тем самым веселое, радостное настроение.

Но гораздо интереснее, когда сам сделаешь что – нибудь для своего дома. К примеру, подошли бы вышитые  картины к тому же   ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда – то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.

Кроме сказанного выше, моя мама, как и я очень любит небольшие вышитые изделия. Так почему бы не порадовать ее, украсив наш дом аккуратными и приятными на вид картины. Тем более, зная, что я сделаю приятно не только себе, но и близким людям, процесс вышивания картин будет еще интереснее для меня. А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с удовольствием.

МОЯ ЗАДАЧА

  1. Историческая справка

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками  в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле.  Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре  Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:

  • в центре, всадники или птицы по сторонам;
  • держащая ветки или светильники;
  • с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

  1. Сбор информации

Счётные швы.

Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской областей.

Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.

Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест.

Счётные  швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой.

Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.

Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.

Шов крест простой.

 Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние). Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление.

При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний -  во втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки.


  1. Анализ идей

   Картинка 1 из 31126          Картинка 1 из 31126

       

C:\Users\USER\Desktop\2009-11 (ноя)\сканирование0001.jpg

  1. Технология выполнения образца

                                                   

     

Шов «крест» состоит из двух перекрещивающихся стежков, расположенных друг к другу под прямым углом и находящихся внутри квадрата, поэтому расчет нитей для негр делается так же, как и для шва «роспись». Шов «крест» бывает двух видов — двусторонний и односторонний. Для выполнения одностороннего шва существуют несколько способов. Первый способ — вышивка выполняется слева направо. Вначале вышивается ряд косых стежков с наклоном вправо, при этом на изнаночной стороне образуется ряд вертикальных стежков. Вторым ходом выполняются перекрещивающие стежки в направлении «права налево (рис. 26 а, б). При выполнении орнаментов швом «крест» нужно внимательно следить за тем, чтобы все верхние стежки были параллельны друг другу. Порядок заполнения фрагментов вышивки показан на рисунках 27 а, б, в, г и 28 а, б, в, г, д, е. В некоторых случаях не удается сохранить правильное направление первого стежка. Тогда, чтобы не нарушать ритма рисунка, иголку
нужно провести под первым стежком (рис. 29 а, б, в, г, д). Переходя от горизонтального ряда крестиков на вертикальный, следите за тем, чтобы стежки на изнаночной стороне не изменили своего направления (рис. 30 а, б, в). Второй способ — вышивка выполняется справа налево и крестики вышиваются в один прием. При этом на изнаночной стороне бразуются два ряда горизонтальных стежков, верхний из которых состоит из коротких непрерывных стежков, а нижний — из более длинных, перекрывающих друг друга. При выполнении вышивки этим способом нужно следить за тем, чтобы верхние стежки были параллельны (рис. 31 а, б). Двусторонний «крест» выполняется в четыре приема. Вначале вышивается ряд косых стежков слева направо — так же, как и в шве «роспись». Затем, обратным ходом, делаем перекрещивающие
. 

                         Правила безопасного труда

при использовании ножниц, иголок и булавок:

7 ИНСТРУМЕНЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Для ручного вышивания необходимы: игла, наперсток нитки» пяльцы, ножницы, а также линейка с сантиметровыми делениями или сантиметровая лента (рис. 393).
Иглу необходимо подбирать в соответствии с толщиной нитки и ткани. Для вышивания употребляют хлопчатобумажные вышивальные нитки, заполочь и мулине. На плотных тканях можно вышивать нитками «ирис».
Пяльцы для ручного вышивания хорошо иметь с винтом, для прикрепления их к столу.
Размер пялец в диаметре 20 - 25 см, высота колец 2 ем, толщина 4 - 5 мм. Диаметр верхнего кольца на 1 мм больше внутреннего.
Ножницы желательно иметь двух видов с прямыми и изогнутыми острыми концами. Самая удобная длина ножниц 10 - 12 см, ширина 6 - 7 мм.
При вышивании без пялец не следует наматывать ткань на один указательный палец левой руки, а, натянув ее на три пальца, придерживать большим пальцем и мизинцем: тогда вышивка не будет стянутой.

http://kis.net-forum.ru/images/stories/img/r393.jpg

Нитку необходимо закреплять несколькими стежками на том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой. Причем длина рабочей нитки не должна превышать 50 - 60 см. Если толщина нитки позволяет вышивать в две нитки, то способ закрепления очень удобный и простой: нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иглы и делают первый стежок, не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают. Место закрепления нитки остается незаметным. Заканчивая вышивку, нитку закрепляют мелкими стежками под вышивкой. Иглу для вышивания подбирают средней длины и с большим ушком, чтобы нитка не перетиралась.
Во время шитья иголку нужно держать большим и указательным пальцами правой руки, причем ушко иголки должно упираться в наперсток, одетый на средний палец.
При вышивании следует сидеть так, чтобы выпрямленный корпус был лишь
 слегка наклонен вперед. Выполняемую работу следует держать на расстоянии 30—40 см от глаз.

8 Рабочее место вышивальщицы.

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.

Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.

9. Схема выполнения вышивки

  Приступая к работе, обметайте срезы ткани или промажьте их клеем ПВА. Темной ниткой разметьте ткань на квадраты размером 10 на 10 переплетений. Границы вышивки должны быть таковы, чтобы она располагалась в центре ткани, а все поля были одинаковы.

  При необходимости аккуратно постирайте ткань с готовой вышивкой в прохладном мыльном растворе с небольшим количеством уксуса. Подсушите и прогладьте вышивку с изнанки негорячим утюгом. Не забудьте о раме, она придаст вашей работе законченный вид.

  Технологическая карта «Вышивание крестиком»

№ п/п

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

4

Запялить ткань

Пяльцы

Работаем по набору для вышивания

Схема рисунка

5

Вышить листья

Схема прилагается

Игла, мулине

6

Вышить фон

Схема прилагается

Игла, мулине

7

Вышить периферическую часть цветков

Схема прилагается

Игла, мулине

8

Вышить лепестковую часть

Схема прилагается

Игла, мулине

9

Вышить центральную часть лепестков

Схема прилагается

Игла, мулине

10

Проутюжить вышивку

Утюг

13

Вставить работу в рамку

Данный проект можно выполнить как в условиях школы, дома, предприятия, так как не требуется специального оборудования и условий.

10. Экономическое обоснование

  Стоимость выполненных картин можно вычислить следующим образом:

  1.  Стоимость набора для вышивания «Букетик незабудок»  – 78 руб.

  1. Рамка(деревянная), размер10х15  – 67 руб.

С1=78 + 67 = 145 руб.

  1. Стоимость набора для вышивания «Попугаи» - 142 руб.
  2. Рамка(деревянная), размер18х24 – 169 руб.

С1= 142 + 169 =311 руб.

Итого: примерная себестоимость картин

«Букетик незабудок», «Попугаи», с  учетом оплаты труда составит.

С1= 145 + 50 = 195 руб.

С2 = 311 + 100= 411 руб.

11. Экологическое обоснование

 

Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани ,ниток  является растение хлопок, возделываемое человеком.

На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего проекта не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.


12. Анализ проекта

  1. При выполнении проекта используются материалы общедоступные.

         

  1. Технология изготовления посильна для любого ученика.

  1. При работе над вышивкой развивается усидчивость, внимательность, аккуратность и терпение.

  1. Стоимость изделия в 2-5 раз дешевле, чем при покупке.

  1. Картины переносные, их можно подарить, продать.

13. Рекламный проспект проекта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вышиваю крестиком» Кабирова Алия 8 класс МОУ «Матюшинская СОШ» Верхнеуслонский район Республика Татарстан 24 ноября 2009 г.

Слайд 2

Анализ идей

Слайд 3

Технология выполнения шва крестик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный ринг "Крестики - нолики".

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов для проведения методической недели. целью мероприятия является активизация лексических, грамматических навыков и навыков письма; тренировка...

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-х классов по физике "Крестики , нолики"

Представленная работа содержит материал по организации и проведению предметной недели естествознания. Принцип игры «Крестики, нолики». Играют две команды, они выполняют задания конкурсов, получа...

Игра "Крестики-нолики"

Лексико-грамматическая разминка на уроке иностранного языка....

Урок: Крестики и нолики

Уен -дәрес: “Крестлар һәм нольләр”.Максат:Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турында алган белемнәрен искә төшерү;  шагыйрьнең әдәбият һәм сәнгать өлкәсендә тоткан урынын билгеләү...

Математическая игра "Крестики - нолики".

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса....