Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
материал по технологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loskutnoe_shite1.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Октябрьский лицей»

Калачевского района Волгоградской области

Принята на заседании                                                                    «Утверждаю»

научно-методического совета                                               Директор МОУ

МОУ «Октябрьский лицей»                                              «Октябрьский  лицей»      

Протокол №____                                                                 __________В.В.Зиновьев

от «___»____________2011 г.                                           «____»_________2011 г.

Образовательная программа

творческой мастерской

«Лоскутное шитье»

                                                                                       

                                                                       

 

Преподаватель: Ж.В.Зализко

2011-2012 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

Предлагаемая программа дополнительного образования составлена на основе авторской образовательной программы творческой мастерской «Лоскутное шитье» педагога дополнительного образования г.Архангельска, народного мастера РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования за 1998г И.В.Антипиной. Программа выпущена в печать в Приложении к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» Выпуск №2 (Детская школа народных ремесел. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.)

Лоскутное шитье - один из видов народного искусства, вобравший в себя все лучшие традиции крестьянского декоративно-прикладного творчества. Его предметы объединяют в себе три начала: пользу, красоту и добро. И хотя лоскутные одея ла, коврики-«кругляши», дорожки и панно широко представлены в музейных коллекциях, эти изделия по-прежнему продолжают ук рашать повседневный быт людей.

Особенность этого ремесла заключается в том, что его форми ровала окружающая природа и крестьянская среда. Лоскутное шитье начинается с потребности сделать нужную и полезную в бы ту вещь, но с учетом законов гармонии цвета, стремлением внести эту красоту в повседневную жизнь, а также с желания продолжить ремесло старых поколений мастериц. Дошедшие до наших дней традиции лоскутного орнамента кропотливо создавались на про тяжении XIX - начала XX вв. Свою лепту внесли мастерицы сере дины XX в. - А. Ф. Похмельных, Е. А. Зимина, Н. А. Крехалева и др., которые превратили лоскутное шитье в отдельный вид декоратив но-прикладного искусства.

Цель этой образовательной программы - изучить основы лоскутного шитья на основе древнейших традиций декоративно-прикладного искусства и развить творческий потенциал личности учащегося с помощью создания новых форм традиционного лос кутного шитья.

Образовательные задачи:

- получить и углубить знания по истории возникновения и развития лоскутного шитья;

- дать представление о различных видах лоскутного шитья;

- научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности материала и законы цветоведения;

- познакомить с основами рисунка и построения композиции.

- обучить умению пользоваться литературными источниками,  работать по старинным образцам;

- выполнять лоскутные изделия с применением творческого подхода к созданию новых форм в декоративно-прикладном искусстве;        Задачи:

-        применять полученные знания и навыки на практике.

Воспитательные задачи:        дании новых творческих работ;

воспитать у учащихся:        •  изучение законов цветоведения;

  1. чувство уважения и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров;
  2. нравственно-эстетические качества личности;
  3. бережное отношение к экологии;
  4. уважение к труду;
  5. гражданственность и любовь к Родине.        

развить у учащихся:        системы лоскутного шитья.

  1. чувство цвета при работе с материалами;
  2. творческие способности личности при выполнении изделий;        
  3. осознанную потребность в здоровом образе жизни;
  4. образное мышление при работе с цветовой композицией и эстетический вкус;
  5. интеллектуальный потенциал личности.

Данная программа предназначена для учащихся 11-17 лет. Творческая мастерская, в основном, ориентирована на девочек. В одной группе занимаются по 8-9 человек, при этом обучение проходит с каждым учащимся индивидкуально, с учетом его способностей и возможностей.

Учебный курс включает в себя три этапа обучения.

В работе творческой мастерской используются принципы народной педагогики: «от учителя к ученику» и «от старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста.

Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному».

Цель I этапа обучения: создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка и выявить его способности.

Задачи I этапа:

- адаптация учащихся;

- вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- закрепление интереса к выбранному ими ремеслу.

В ходе I этапа обучения предполагается изучение истории возникновения ремесла, символики и обрядового значения шитья из лоскута. Учащиеся овладевают знаниями по материаловедению и основам цветоведения; техникой шитья традиционных элементов: «квадрат», «треугольник», «трапеция».

Цель II этапа обучения: научиться копировать образцы подлинников декоративно-прикладного искусства.

Задачи II этапа:

- осуществление творческого подхода при копировании и создании новых творческих работ;

- изучение законов цветоведения;

- овладение приемами и навыками ручного и машинного шитья для качественного исполнения лоскутных работ.

В ходе II этапа обучения учащиеся самостоятельно разрабатывают отдельные элементы и технологическую последовательность их исполнения, учатся работать с первоисточниками, экспериментировать, соединять свои композиционные решения в рамках традиционной системы лоскутного шитья.

Цель III этапа обучения: развить творческий подход у учащегося при создании авторского проекта лоскутного изделия с элементами «личного почерка».

Задачи III этапа:

 - проектирование изделия в цвете;

- решение технологии исполнения изделия.

В ходе обучения воспитанники получают знания по истории возникновения и развития ремесла, знакомятся с центрами его бытования в различных районах Волгоградской области. При изготовлении лоскутных работ используются методы копирования, повтора и варьирования, последний из которых является следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. С целью развития профессионального интереса у учащихся запланированы посещение выставок, углубленное изучение ремесла. В программу также включено проведение выставок, конкурсов, детских научно-практических конференций, которые позволяют оценить профессиональный рост обучающихся.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Темы программы

Общее коли чество часов

В том числе

Примечания

теоретических

практических

1

Вводное занятие

1

1

-

-

2

История развития ремесла

1

1

-

-

3

Оборудование, инст рументы, приспособ ления. Правила техни ки безопасности и про тивопожарной защиты, санитарии и гигиены

3

3

-

Правила техники безопас ности и противопожарной защиты, санитарии и ги гиены осваиваются наряду с изучением каждой новой темы                                      

4

Краткие сведения по материаловедению

6

3

3

-

5

Основные законы цве-товедения

8

3

5

-

6

Организация рабочего места при выполне нии ручных работ

12

3

9

-

7

Организация рабоче го места при выпол нении машинных ра бот

13

3

10

-

8

Организация рабочего места при выполне нии влажно-тепловой обработки ткани

1

1

-

-

9

Технологические спо собы и приемы лоскутного шитья

38

3

35

-

10

Выполнение итоговых работ

46

3

43

-

11

Экскурсии, работа в фондах

2

1

1

В течение учебного года

12

Участие в выставках, конкурсах, ярмарках и фестивалях

2

2

-

По плану лицея

13

Итоговое занятие

3

3

-

Выставка изделий творче ской мастерской

ИТОГО

136

30

106

 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1.  Вводное занятие (1 ч)

Знакомство с учащимися. Рассказ о Школе и народных ремес лах, ознакомление с планом занятий, целями и задачами на учеб ный год. Требования к учащимся. Демонстрация лучших работ вос питанников, выполненных ими за прошлые годы обучения. Экс курсия по Школе, организационные вопросы.

Тема 2. История развития ремесла (1 ч)

Краткая история развития северного лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, получившее свое раз витие в клубах и творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей. Рассказ о народных мастерах, для которых лос кутное шитье было домашним рукоделием. Демонстрация фото графий с изделиями народных мастеров.

Тема 3. Оборудование, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены (3 ч)

Правильная организация рабочего места при занятии лоскутным шитьем значительно облегчает труд и экономит время. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о Назначении и приме нении инструментов и приспособлений. Порядок их хранения. Бе седа о правилах техники безопасности и противопожарной защи ты. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

Тема 4.  Краткие сведения по материаловедению (6 ч)        

Теория (3 ч)        

Чтобы добиться цельности и художественной выразительности изделия,  необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями. Знакомство с тканями по виду волокон: хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, шелковыми и тканями из химических волокон. Цвет и рисунок ткани определяют узор лоскутков. В лоскутном творчестве используются гладкокрашеные (одноцветные) ткани и узорные. Рассказ о том, что рисунок на ткани может быть крупным и мелким, плотным и разреженным, растительным и геометрическим.  Ознакомление с тканями специального назначения.        

Практика (3 ч):

1. Просмотр и сравнение образцов разных тканей, а также определение лицевой и изнаночной стороны.

2. Определение долевой и уточной нити; так, в направлении долевой нити (ДН), идущей вдоль кромки (ткани), ткань растягивается меньше всего. В направлении поперечной нити (ПН), идущей под углом 90° к долевой (ДН), ткань растягивается сильнее. В направлении косой нити (КН), идущей под углом 45°, ткань тянется больше всего.        

Тема  5.  Основные законы  цветоведения  (8  ч)        

Теория (3 ч)

Традиционное и обрядовое значение цвета. Теория времен года. Весной, летом, осенью и зимой - в каждое из времен года природа является нам в различных красках. Они складываются в сочетания, создавая тем самым определенное цветовое настроение, характерное для того или иного сезона. Эта цветовая теория времен года исходит из того, что природное созвучие красок вполне уместно для создания лоскутных композиций. Рассказ о цветовом круге, который состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого,  голубого,  синего, фиолетового. Пользуясь цветовым кругом, можно получать разнообразные        -
гармоничные сочетания цветов. При выборе цвета для лоскутных композиций обязательно учитываются основные и дополнительные цвета, группы холодных и теплых тонов, закон контраста.

Практика (5 ч)

  1. Подбор цветовых сочетаний ткани по оттенкам цвета времен  года: лето, весна, осень, зима.
  2. Разработка узора в квадрате и прямоугольнике, учитывая  деление цвета на теплые и холодные тона. Выполнение задания в нескольких вариантах, меняя цвета рисунка.
  3. Выполнение аппликации из цветной бумаги с использованием сочетания оттенков двух соседних секторов цветового круга в пределах родственной группы.

Тема 6. Организация рабочего места при выполнении ручных работ (12ч)

Теория (3ч)

Знакомство с видами ручных стежков, их назначение и применение. Длина и ширина стежков. Специальные стежки.

Практика (9ч)

  1. Выполнение простых сметочных стежков (сметочный  прямой, сметочный  косой, ручной стачной).
  2. Выполнение ручных стежков постоянного назначения (потайной подшивочный, петельный).

Выполнение итоговой работы для закрепления навыков ручных стежков: сделать элемент рукодельной шкатулки – игольницу или деталь в виде цветка для оформления альбома образцов учащихся.

Тема 7. Организация рабочего места при выполнении машинных работ (13ч)

Теория (3ч)

Знакомство со швейной машиной: ее устройством, назначением и принципом работы. Заправка и уход за швейной машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки.

Практика (10ч)

  1. Заправка швейной машины. Выполнение прямой, овальной и зигзагообразной строчки.
  2. Выполнение образцов соединительных швов (двух видов стачных, расстрочного, настрочного, накладного, шва встык). Выполнение краевых швов (вподгибку с закрытым срезом, окантовочного с закрытым или открытым срезом). Оформление альбома образцов машинной строчки.

Тема 8. Организация рабочего места при выполнении влажно-тепловой обработки ткани (1ч)

Знакомство с утюгом (его устройством и принципом работы). Виды влажно-тепловой обработки. Обучение первоначальным приемам влажно-тепловой обработки (разутюживание и заутюживание швов). Правильный подбор соответствующего режима нагрева утю га для тканей (хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, ацетата и др.).

Тема 9. Технологические способы и приемы лоскутного шитья (38 ч)

Теория (3 ч)

В лоскутном шитье существуют различные технологические спосо бы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Отдельные блоки могут иметь как форму квадратов, так и тре угольников, но вместе они составляют единый мозаичный узор. В лоскутном шитье большое внимание уделяется технической сторо не дела, как одной из составляющих мастерства в целом. Понятия «орнамент», «композиция», «блок», «элемент», «схема», «эскиз». Рас сказ об особенностях изготовления шаблонов для раскроя ткани.

Практика (35 ч)

Выполнение учебных образцов небольшого размера, которые рассматриваются как упражнения в технических приемах, подбо ре цветовых сочетаний и разработке орнаментальной композиции.

  1. Изготовление блока «колодец» (составные элементы: квадрат и полоски). Его варианты: «елочка», «пашня». Подбор ткани по цвету, изготовление шаблонов и раскрой ткани с учетом направления нити.
  2. Изготовление блока «трапеция» (составные элементы: квад рат, полоски, треугольники). Разработка схемы блока, цветовых ва риантов и последовательности его изготовления.
  3. Изготовление блока «шахматы» (составные элементы: квад раты). Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочную шахматную доску.

Разработка эскиза, подбор ткани для данного цветового узора, ее раскрой по шаблону и последовательность изготовления образца.

Тема  10.  Выполнение итоговых работ (46 ч)

Теория (3 ч)

Просмотр тематической литературы: книг и журналов по техни ке лоскутного шитья. Разработка своего эскиза и подбор ткани по цвету.

Практика (43 ч) 

Выполнение итоговой работы с целью закрепления полученных знаний и умений по различной технике лоскутного шитья. Выбор вида изделия для аттестации: салфетки, панно либо наволочки на подушку.

Тема 11. Экскурсии, работа в фондах музеев и библио теках (2 ч)

Для более глубокого изучения традиционных особенностей лос кутного шитья предусмотрены посещения выставок и музеев, встре чи с народными мастерами, а также работа со старинными образ цами.

Тема 12. Участие в выставках, конкурсах, ярмарках и фе стивалях (2 ч)

Проводится отбор лучших работ учащихся, которые принимают участие в выставках, конкурсах, ярмарках и фестивалях.

Тема  13.  Итоговое занятие (3 ч)

Подведение итогов за учебный год. Оформление выставки в творческой мастерской. За дания и рекомендации учащимся на время летних каникул.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Темы программы

Общее количество часов

В том числе

Примечания

теорети ческих

практических

1

Организационное занятие.

Правила техники безопасности и противопожарной

защиты, санитарии и гигиены

3

3

-

Правила техники безопасности и противопожарной

защиты, санитарии и гигиены осваиваются наряду с изучением каждой новой темы

2

Изготовление блоков из прямоугольных треугольников: «мельница», «звезда», «алмаз»

21

6

15

-

3

Изготовление панно в лоскутной технике «треугольники»

57

9

48

-

4

Изготовление тради ционного коврика-«кругляша»

43

9

34

-

5

Выполнение итоговых работ

71

6

65

-

6

Экскурсии, работа в фондах музеев и библиотеках

12

6

6

В течение учебного года

7

Участие в выставках, конкурсах, ярмарках и фестивалях

6

6

-

По плану лицея

8

Итоговое занятие

3

3

-

Выставка работ творческой мастерской

ИТОГО:

216

48

168

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

II ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Правила техники бе зопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигие ны (3 ч)

Ознакомление с планом работы на учебный год. Демонстрация творческих работ учащихся прошлых лет обуче ния. Организационные вопросы. Расписание занятий. Правила техни ки безопасности и противопожарной защиты, гигиены и санитарии.

Тема 2. Изготовление блоков из прямоугольных тре угольников:  «мельница»,  «звезда»,  «алмаз» (21   ч)

Теория (6 ч)

Ознакомление с термином «орнамент». Виды орнаментов. В ши тье из треугольников особенно популярны узоры под названием «мельница», «звезда», «алмаз» (или «квадрат в квадрате»). Из треугольников можно создать любой геометрический орна мент, существует не один десяток вариаций. Знакомство учащихся с различными образцами, в орнаменте которых присутствуют тре угольники.

Практика (15 ч)

Выполнение эскизов в технике «треугольники» с учетом закона контраста и гармонии цвета. Выбор наиболее понравившегося узора для изготовления декоративного панно. Подбор ткани по цвету и ее раскрой по шаблонам. Изготовление блоков: «мельница», «звезда», «алмаз».

Тема 3. Изготовление панно в лоскутной технике «тре угольники»  (57 ч)

Теория (9 ч)

Шитье из прямоугольных треугольников - самый древний вид лоскутной техники. Треугольник относится к геометрическим фигу рам повтора, что позволяет создавать разнообразные орнамен тальные рисунки в лоскутном шитье. Технологические приемы вы полнения панно из треугольников.

Практика (48 ч)

Изготовление декоративного панно. Соединение (сшивание) де талей в блоки. Сборка блоков в целое полотно (лоскутный верх пан но). Решение и сборка каймы - элемента внешнего обрамления лос кутного орнамента. Соединение изнаночной стороны с основной ча стью изделия. Обработка края изделия. Ручная стежка панно. Окончательная влажно-тепловая обработка готового изделия.

Тема 4. Изготовление традиционного коврика-«кругляша»  (43 ч)

Теория (9 ч)

Информация об особенностях изготовления коврика-«кругляша» в технике «уголки».

Ее особенность заключается в том, что лос кутки не сшивают между собой, а настрачивают рядами на основу из плотной жесткой ткани. Существуют два варианта изготовления ковриков: уголками к центру и от него. Демонстрация ковриков-«кругляшей» (цвет, ритм узора).

Практика (34 ч)

Изготовление коврика-«кругляша». Подбор ткани по цвету, изготов ление уголков (раскрой, заутюживание с использованием шаблона), выполнение лицевой части коврика, выравнивание срезов изделия, соединение с подкладкой и окантовка края круга косой полоской.

Тема 5. Выполнение итоговых работ  (71   ч)

Теория (6 ч)

Выбор проекта лоскутного изделия: работа с фотоматериалом, каталогами, старинными образцами и журналами лоскутного ши тья. Выполнение эскиза.

Практика (65 ч)

Подготовка творческой работы  с целью закрепления полученных знаний и умений по вы полнению технических приемов, подбору цветовых сочетаний и соз данию орнаментальной композиции. Виды изделий для аттестации: коврик-«кругляш» или небольшое декоративное панно, состоящее из 6 либо 9 блоков размером: 25x25 см.

Тема 6. Экскурсии, работа в фондах музеев и библио теках (12 ч)

Теория (6 ч)

Для изучения особенностей лоскутного шитья и развития творческих способностей предусмотрены посещения выставок и музеев, встречи с народными мастерами, а также ра бота в библиотеке.

Практика (6 ч)

Выполнение эскизов элементов лоскутного шитья по старинным образцам и описание изделий.

Тема 7. Участие в выставках, конкурсах, ярмарках и фе стивалях (6 ч)

Участие лучших работ учащихся в выставках, конкурсах, ярмарках и фестивалях общешкольного, городского и областного значения.

Тема 8.  Итоговое занятие (3 ч)

Подведение итогов за учебный год. Задания и рекомендации по работе в лет ние каникулы: сбор практического, этнографического материала (зарисовки, фотографии).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Темы программы

Общее коли чество часов

В том числе

Примечания

теорети ческих

практи ческих

1

Организационное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены

3

3

-

Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены осваи ваются наряду с изучением каждой новой темы                

2

Техника исполнения лоскутного шитья «шестиугольники»

21

3

18

3

Изготовление блоков с использованием ускоренной техники лоскутного шитья: «полоски», «треугольники», «квадраты»

18

3

15

4

Изготовление панно по ускоренной технике лоскутного шитья

54

6

48

5

Выполнение итоговых работ. Подготовка этюдов-сочинений

97

9

88

6

Посещение выставок, работа в фондах музеев и библиотеках

12

6

6

7

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, ярмарках и детских научно-практических конференциях

6

6

-

8

Итоговое занятие

3

3

-

ИТОГО:

216

39

177

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

III ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Правила техники бе зопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигие ны (3 ч)

Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, са нитарии и гигиены.

Тема 2. Техника исполнения лоскутного шитья «шести угольники»  (21ч)

Теория (3 ч)

Орнаменты, выполненные в этой старинной технике, похожи на пчелиные соты. Они изготовлены из семи равных по величине правильных шестиугольников. По традиции лоскутики соединяют между собой вручную.

Практика (18 ч)

1. Разработка эскиза декоративного панно в лоскутной технике «шестиугольники». Подбор ткани по цвету и раскрой по шаблонам.

2. Изготовление декоративного панно. Сшивание готовых ше стиугольников в блоки. Сборка блоков в целое полотно, которое будет представлять верх панно. Соединение изнаночной стороны с основной частью изделия. Окончательная влажно-тепловая об работка изделия.

Тема 3. Изготовление блоков с использованием уско ренной техники лоскутного шитья: «полоски», «треугольни ки»,  «квадраты» (18 ч)

Теория (3 ч)

Для большинства покрывал характерны квадратные блоки, со стоящие из двух равносторонних треугольников. Процесс выреза ния каждого треугольника в отдельности и сшивания их друг с другом отнимает много времени. Для его ускорения можно изго товить необходимое число элементов за одну операцию. Из отдель ных полос довольно быстро получается лоскутное полотно с раз нообразными узорами.

Практика (15 ч)

Изготовление учебных образцов с использованием ускоренной техники лоскутного шитья. Раскрой ткани по цвету и соединение деталей в блоки.

Тема 4. Изготовление панно с использованием ускорен ной техники лоскутного шитья  (54 ч)

Теория (6 ч)

Разбор, оценка и сравнительные характеристики учебных образцов. Работа над ошибками. Работа с цветовыми компози циями.

Практика (48 ч)

Изготовление декоративного панно с использованием ускорен ной техники лоскутного шитья. Самостоятельный поиск наиболее интересного решения эскиза изделия. Подбор ткани по цвету. Сшивание полос разной ширины. Разрезание и выкладывание узора по выбранному эскизу. Выполнение лицевой части панно и сборка каймы. Соединение изнаночной стороны с основной ча стью изделия. Обработка края изделия и его окончательная влаж но-тепловая обработка.

Тема 5. Выполнение итоговых работ. Подготовка этю дов-сочинений  (97 ч)

Теория (9 ч)

Выбор итоговой работы. Са мостоятельный подбор рисунка, фотографии, поиск композици онного решения. Определение ведущего цвета будущего изде лия и подбор остальных цветов и оттенков, гармонирующих с ним. Выполнение эскиза и схемы в масштабе 1:10, размеры блоков.

Практика (88 ч)

Выполнение самостоятельной итоговой работы (вид изделия обговаривается заранее и утверждается педагогом).

Тема 6. Посещение выставок, работа в фондах музеев и библиотеках (12ч)

Посещение выставок. Работа со специальной литературой в целях подготовки реферата по предмету «История народной ху дожественной культуры» и дальнейшей его защиты. Лекции и консультации искусствоведов и хранителей фон дов музеев.

Тема 7. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, яр марках и детских научно-практических конференциях (6 ч)

Для того  чтобы раскрыть творческие способности и применить полученные знания и умения на практике, необходимо принимать участие во всероссийских выставках, фестивалях, ярмарках, кон курсах и научно-практических конференциях.

Тема 8.  Итоговое занятие (3 ч)

Подведение итогов проделанной работы за учебный год. Оформление выставки творческих работ учащихся.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ I—III ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

На  I  этапе обучения  учащийся должен:

•        знать:

  1. историю возникновения народных ремесел;
  2. правила техники безопасности и противопожарной защи ты, санитарии и гигиены;
  3. символику обрядового шитья из лоскута;
  4. краткие сведения по материаловедению;
  5. основы цветоведения;

•        владеть основными приемами и навыками:

  1. техники лоскутного шитья;
  2. влажно-тепловой обработки швейного изделия;

•        уметь выполнять:

  1. следующие виды элементов: блоки «колодец», «трапеция», «шахматы»;
  2. такие виды итоговой работы, как: салфетка, панно, наво лочка на подушку.

На  II  этапе обучения  учащийся должен:

•        знать:

  1. историю возникновения и развития женских ремесел;
  2. правила техники безопасности и противопожарной защи ты, санитарии и гигиены;
  1. виды орнамента;

•        владеть умениями и навыками:

  1. лоскутного шитья;
  2. создания цветовой композиции;

•        уметь:

  1. копировать образцы лоскутного шитья с учетом требова ний качества выполняемой работы;

•   выполнять:

  1. элементы из треугольников: «мельница», «звезда», «ал маз»;
  2. такие виды итоговой работы, как: коврик-«кругляш» и декоративное панно.

На III этапе обучения  уча щийся должен:

•        знать:

  1. особенности развития народной культуры и основы крестьянских промыслов;
  2. правила техники безопасности и противопожарной защи ты, санитарии и гигиены;
  3. основные технологические этапы и приемы изготовления изделия в технике лоскутного шитья;

•        владеть:

  1. умениями и навыками работы в фондах музеев, библио теках, с литературными источниками;
  2. в совершенстве техникой лоскутного шитья;

•        уметь:

самостоятельно:

  1. осуществлять подбор цвета для изделия;
  2. моделировать   и проектировать   эскиз   работы;
  3. выполнять работу по эскизу, учитывая традиции техни ки лоскутного шитья;

-        подготовить для защиты этюд-сочинение по истории на
родной культуры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Арнхейм Р.  Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.

Афонькин С.О., Афонькина Л. С. Орнамент народов мира. - СПб., 1998.

Баженов В. И.  Материалы для швейных изделий. - М., 1982.

Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1984.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент. - М., 1998.

Гримак Л. П. Общение с собой. - М., 1991.

Жегалова С. К.  Русская народная живопись. - М., 1984.

Костикова И. Ю.  Школа лоскутной техники. - М., 1997.

Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. - М., 1995.

Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дере ву. - М., 1981.

Леви В. И. Искусство быть собой. - М., 1990.

Леви В. И.  Нестандартный ребенок. - М.,  1988.

Лоскуток к лоскутку / Ред.-сост. О. Г. Жукова. - М., 1999.

Мазурик Т. А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. -СПб., 2004.

Максимова М., Кузьмина М. Лоскутки. - Тверь, 1997.

Муханова И. Лоскутное шитье. - М., 1998.

Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье. - М., 2000.

Пармой Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.,  1994.

Рождественская С. Б. Русская народная художественная тра диция в современном обществе. - М.,  1981.

Русское лоскутное шитье. Каталог выставки. - СПб.,  1997.

Талавира Н. А. Основы композиции орнамента: методическое пособие. - СПб., 2000.

Шпикалова Т. Я., Некрасова М. А., Поровская Н. Д. Возвраще ние к истокам: народное искусство и детское творчество. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Образовательная программа творческого объединения "Занимательная лингвистика"

Занятия позволяют показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятел...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Образовательная программа "Школа практического шитья"

Данный материал посвящён  созданию условий для формирования творческой личности посредством изучения различных прикладных технологий и основ изготовления швейных изделий. Публикуемая работа рассч...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...