Урок по технологии "Цветоводство и декоративное садоводство"
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Открытый урок по технологии "Цветоводство и декоративное садоводство" по теме:"Однолетние цветковые растения. Бархатцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок цветоводства и декоратовного садоводства

в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII

вида ст-цы Березанской Краснодарского края

(учитель трудового обучения Пасенова Эмма Семеновна)

Тема: «Однолетние цветковые растения. Бархатцы»

Цель: 1. Обобщить знания, полученные по теме «Однолетние цветковые растения»;

        2. Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему миру;

        3. Прививать трудовые навыки и умения, корригировать речь

Оборудование: физическая карта мира, энциклопедия по цветоводству, планшеты, карточки, мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас открытый урок, поэтому на нашем уроке присутствуют учителя трудового обучения нашей школы.

Я уверена, что вы отнесетесь к уроку со всей ответственностью, главное не волноваться, быть внимательными, давать полные и точные ответы.

Отчет дежурного

В группе 7 человек, отсутствующих нет, класс к уроку готов.

  1. Повторение пройденного материала

Какую тему мы изучаем?

Мы изучаем тему «Однолетние цветковые растения».

Правильно, мы заканчиваем изучение темы «Однолетние цветковые растения», со следующего урока мы будем проводить практические работы по сбору семян бархатцев, поэтому мы, сегодня поговорим о бархатцах, то есть сегодняшний наш урок, обобщающий по данной теме.

На уроке мы поговорим о видах, характеристиках бархатцев, об их использовании, как в цветоводстве, так и в других отраслях.

Вопросы: 1. На какие виды делятся цветковые растения?

        2.Какие растения называются однолетними?

        3.В какое время года растут и развиваются однолетние цветковые растения?

4.Чем отличаются однолетние цветковые растения от многолетних?

5.Чем размножаются однолетние цветковые растения?

6.Приведите примеры однолетних цветковых растений

7. Чем отличаются однолетние цветковые растения от двулетних?

Ответы: 1.Цветковые растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние.

        2.Однолетними называются растения, у которых цикл роста и развития составляет 1 год.

        3.Весной их высевают, семена дают всходы, летом растут и развиваются, зацветают, а осенью дают плоды (семена) и отмирают.

        4.Однолетние цветковые растения отличаются от многолетних тем, что осенью у однолетников отмирает как наземная, так и подземная части, а у многолетников отмирает только наземная часть.

        5. Однолетние цветковые растения размножаются семенами.

        6.Бархатцы, астра, сальвия, настурция, цинния, целлозия, петуния, календула и др.

        7. Однолетние цветковые растения отличаются от двулетников тем, что однолетники цветут ежегодно, а двулетники первый год растут и развиваются, а зацветают лишь во второй год, например маргаритки, гвоздика.

  1. Проверка домашнего задания

Что задано на дом?

На дом задано найти в различных источниках (книгах, журналах, в интернете) информацию о бархатцах следующего характера: где используются бархатцы помимо цветоводства?

Правильно, дано задание подготовить дополнительную информацию, помимо той, которую вы получали на предыдущих уроках, а учащимся 3 группы Олейнику Борису и Прокопчуку Илье было дано задание собрать семена низкорослых бархатцев и ставить на просушку.

(Проверка домашнего задания учащихся 3 группы).

 Ученик: «Я работал по атласу «Цветы садов и парков» под редакцией цветовода Н. Козлова и выписал следующую информацию. Бархатцы получили свое название не случайно. Их плотные, скученные соцветия разной окраски в потоках солнечного света выглядят как миниатюрные бархатные шапочки. Наиболее распространенными сортами являются бархатцы с крупными махровыми соцветиями – это Оранжевый принц Июльское солнце.

Среди мелкоцветковых сортов, имеющих соцветия от желтого до коричневого цвета, большое распространение получил сорт Огненный шар».

 Ученик: «У меня есть телефон, через который имею выход в интернет. Я нашел очень интересную информацию о бархатцах из соцветий бархатцев получают пищевую краску желто - коричневого цвета, которую используют для добавок в различные кондитерские изделия».

 Ученик: «В энциклопедии цветовода под редакцией Ю.А. Вовченко и М. С. Орехова я прочитал, что родиной бархатцев является Центральная и Южная Америка. Род включает 30 видов, но широко используются 3 основных вида: африканские, французские и мексиканские. На латыни бархатцы означают – шапочки- тагетес»

Ребята, если вы встретите это слово, то будете иметь в виду, что речь идет о бархатцах.

Работа по карте. (учащийся на карте показывает Центральную и Южную Америку, Африку, Францию и Мексику).

Ребята я хочу дополнить рассказ ученика  тем, что в Европу были завезены среднерослые сорта во Францию, высокорослые – это африканские, а мексиканские - это низкорослые сорта, то есть карликовые.

 Ученик: В журнале «Школа и производство» я прочитал, что бархатцы сажают не только в рабатках, солитерах, клумбах, но и в огородах, радом с овощными культурами. Бархатцы имеют специфический запах, который отпугивает вредных насекомых.

Что такое рабатка?

Рабатка это узкая, длинная грядка.

А в школе у нас есть рабатки? сколько их?

В школе имеются 2 рабатки.

Что такое солитер?

Солитер – это цветник с одним видом растений, размещенным на газоне, между деревьями и кустарниками.

Что такое клумба?

Клумба- это цветник, определенной геометрической формы., бывает круглой, овальной, прямоугольной и т.д.

Да ребята, вы каждый день видите на территории школы-интерната клумбы, которые разбивали своими руками, за которыми вы ухаживаете. А теперь обратите внимание на различные формы клумб, которые будут продемонстрированы на экране (демонстрируются слайды с изображениями различных цветников).

 Ученик: «В Большой книге по цветоводству под редакцией Г.К..Тавлиновой я вычитал и записал в тетради, что у бархатцев есть одна особенность, они оздоравливают почву, отпугивая почвенных нематод, и предотвращая различные грибные заболевания,. поэтому их полезно сажать рядом с астрой, душистым горошком, а так же с морковью, душистым перцем или луком-пореем».

Распознавание цветковых растений.

Ребята, вам необходимо назвать цветковые растения, если это растение есть в моей корзине найти и покажите его (у учителя в руках корзина с различными цветковыми растениями). (Учащиеся называют однолетние цветковые растения и находят их в корзине).

Какое цветковое растение, находящиеся в корзине вы не назвали? (учениками не названа астра).

Почему вами не названа канна? (потому, что канна это многолетнее цветковое растение).

Работа по карточкам

Ребята, на ваших партах лежат конверты с карточками, на которых изображены различные цветковые растения. На обратной стороне карточки имеется небольшой конверт.

Учащиеся 3 группы должны из всех растений выбрать однолетники, на бумаге написать названия и вложить в конверт. Остальным необходимо выполнить ту же работу ,и дополнительно написать и вложить в конверты названия всех растений.

Работа по плакату

Посмотрите внимательно на этот плакат и расскажите о строении бархатцев?

Бархатцы это однолетнее травянистое растение.

Корневая система мочковатая, сильно разветвленная. Корень из почвы всасывает влагу и питательные вещества и передает по стеблю листьям и цветкам.

Стебель прочный, в данном случае прямостоячий, бывает и раскидистый, ребристый. Является опорой для бархатцев, через которую по капиллярам предаются вода и питательные вещества.

Листья – рассеченные с пильчатым краем, сложные, от светло до темно- зеленого цвета.

Цветок. Соцветие - одиночная корзинка, разнообразной формы и окраски, от желто-оранжевого до красно-коричневого цвета, бывают так же двухцветные.

Семена. Плод-семя сплюснутое, продолговатое, узкоклиновидное, черное с желтоватым концом.

 Чем размножаются бархатцы?

Бархатцы размножаются семенами.

Распознавание семян бархатцев.

(работа по планшеткам).

Учащиеся 3 группы на планшете среди всех семян распознают семена бархатцев  и записывают в « окошечки», остальные учащиеся записывают названия семян всех однолетних растений, которые имеются на планшетке.

На какие основные виды делятся бархатцы?

Прямостоячие, раскидистые, садовые.

Ребята вспомните основные характеристики трех видов бархатцев и запишите в тетрадях.

Основные параметры:

- вид бархатцев,

- высота растения,

- диаметр соцветия,

- окраска соцветия,

- место посадки.

Работа у доски

(учащийся на доске записывает вышеперечисленные параметры)

Вид бархатцев

Высота растения

Диаметр соцветия

Окраска соцветия

Место посадки

Прямостоячие

до 1метра

от 5 до 12см

от желтого до оранжевого

клумба, групповая посадка

Раскидистые

от 30 до 70 см

от 3 до 5 см

от желтого до коричнево-красного

клумба, рабатка, солитер, групповая посадка

Садовые (карликовые)

от 20 до 35 см

от 1 до 3 см

от желтого до коричневого (двухцветная)

бордюр, клумба, рабатка

Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какой вид бархатцев является высокорослым, среднерослым и низкорослым?

Высокорослые – прямостоячие, африканские.

Среднерослые – раскидистые, французские.

Низкорослые – садовые, карликовые, мексиканские.

Сообщение новой информации.

Ребята, давайте вспомним об условиях посадки бархатцев в открытый грунт.

Делается бороздка на глубину до 5 см, поливается, и высеваются семена, всходы появляются через 2 недели.

А сейчас послушайте, каковы основные условия выращивания бархатцев в закрытом грунте.

Работа по учебнику

Бархатцы высаживают в защищенный грунт во второй половине марта. Всходы появляются на 4-6 день после посева. Сеянцы пикируют на расстоянии 5-6 см, так как культура отличается интенсивным ростом. Растения теплолюбивое, поэтому в открытый грунт рассаду высаживают в мае месяце, расстояние между растениями для высокорослых сортов 50 см, для низкорослых-20см.

Бархатцы теневыносливые, но лучше развиваются на хорошо освещенном месте и нетяжелых, достаточно увлажненных почвах.

Бархатцы крайне неприхотливые, засухоустойчивые, отзывчивы на уход. Рекомендуются подкормки комплексными удобрениями из расчета 1-2 гр. на 1 литр воды.

Закрепление материала

Вопросы: 1.В какое время нужно высаживать семена бархатцев в защищенный грунт?

2.На какой день появляются всходы после посева?

3.На каком расстоянии пикируют сеянцы?

4.Когда высаживают рассаду в открытый грунт?

5.На каком расстоянии нужно сажать бархатцы (высокорослы?, низкорослые?)

6.На каких почвах хорошо растут бархатцы?

7.Какая подкормка необходима для бархатцев?

8.Назовите необходимые условия нормального роста и развития бархатцев?

Ответы: 1.Бархатцы сажают в открытый грунт во второй половине марта.

2.Всходы появляются на 4-6 день после посева.

3.Сеянци пикируют на расстоянии 5-6 см.

4.Рассаду высаживают в открытый грунт в мае месяце.

5.Высокорослые бархатцы сажают на расстоянии 50 см, а низкорослы – 20см.

6. Бархатцы хорошо растут на увлажненных почвах.

7.Для бархатцев нужны комплексные удобрения, 1-2 гр на 1 литр воды.

8.Необходимвми условиями являются: тепло, свет, вода, питательные вещества и регулярное рыхление.

Словарная работа (тагетес, солитер, рабатка)

Подведение итога урока

Вопросы: 1. Какие растения называются однолетними?

2. Чем отличаются однолетние цветковые растения от многолетних?

3. Как еще называют бархатцы?

4. К каким растениям относятся бархатцы?

5. Назовите основные виды бархатцев.

Ребята, все что нас окружает  мы должны беречь. Не надо срывать цветы на лугах, клумбах..

Говорят: «Кто любит природу своего края, тот любит не только свою малую родину, но и свою Россию»

Художественное слово

(ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Цветок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку цветоводства и садово-декоративного садоводства.Семейство Лилейных.

Восточные гибриды или Ориентальные гибриды — это гибриды Лилий, используемые в цветоводстве. Также известны под названием Восточная лилия.Восточные гибриды составляют 10 % всего мирового ассортимента ...

Презентация к уроку цветоводства и садово-декоративного садоводства.Виды покупной земли для комнатных растений.

Несмотря на обширное разнообразие грунтов на полках магазинах, практически все они делятся на несколько групп.  В процессе производства к основе добавляются вещества, регулирующие кислотность, уд...

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе на тему "Парковые стили"

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе в коррекционной школе....

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству "Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)."

Цель урока: обобщить знания учащихся о цветковом растении – хризантема.Задачи урока: формирование умений применять хризантему, отличать однолетнюю от многолетней, крупноцветковую от мелкоцветков...

Открытый урок по Цветоводству и декоративному садоводству в 7б классе

Данный урок позваляет систематизировать и закрепить знания и навыки ухода за комнатными растениями...

Обобщение опыта работы творческого объединения: «Использование участка цветочно-декоративных культур как места реализации проектов обучающихся творческого объединения «Цветоводство с основами декоративного садоводства»

Роль учеьно-опытного участка образовательной организации при проведении теоретических и практических звнятий при изучении программ естественнонаучной направленности...

Методическая разработка урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе школы для детей с нарушением интеллекта "Правила и приёмы деления корнеклубней георгина"

Цель урока:  организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению правил и приемов деления корнеклубней георгина...