Разработка урока "Соленое тесто" для 5-7 кл
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни. Во многих ее уголках продолжают жить интереснейшие ремесла. В изделиях народных мастеров - в дереве, камне, глине, на ткани, в тесте –оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд народного эпоса и сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solenoe_testo.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Соленое тесто, история и современное развитие.

Раздел : Кулинария

Цели урока :

1 . Систематизировать знания и закрепить умения, полученные учащимися по теме в целом. Дополнить представление о видах теста и способах изготовления изделий из них.

2 . Способствовать формированию и развитию познавательного интереса

учащихся к предмету.

3 . Способствовать развитию нравственных , эстетических качеств личности, трудолюбия.

Методическое оснащение урока:

1.Материалы и инструменты:

  1. Инструменты для работы с тестом
  2. противень
  3. Фольга
  4. Продукты для теста

2.Дидактическое обеспечение:

  1. Дополнительная литература
  2. Инструкционные карты
  3. Образцы объектов труда                                                                          
  4. Карточки-задания
  5. слайды

Методы обучения: беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, опрос, практическая работа.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята и гости. Я рада вас видеть на нашем уроке, посвященном культуре нашего народа.

Мы с вами побываем на ярмарке, узнаем историю игрушки и народных праздников. Вы сами сможете выполнить изделия из соленого теста.

2.Актуализация знаний учащихся.

Эпиграф:

В детстве близким кажется свет звезды далекой

Возле самых окон стая облаков.

И с порога Отчего все берет дорогу,

Как большие реки-с чистых родников.

Учитель:

Страна наша богата талантами ,глубоки ее исторические и культурные корни. Во многих ее уголках продолжают жить интереснейшие ремесла. В изделиях народных мастеров- в дереве, камне, глине, на ткани, в тесте –оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд народного эпоса и сказок. Каждое изделие народного искусства это своеобразный памятник духовной жизни народа, это корни ,которым питается современная культура.

Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя мир вещей, вглядимся в страницы

истории.

Что-то в кабинете изменилось – мы попали на ярмарку. Пройдем по рядам- чем удивят

Нас продавцы? Тут и изделия из соленого теста и фигурки людей и животных. Вижу я

и вкусные блины ,печенье.

3.Изложение материала.

Учителю помогают учащиеся.

1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, люди честные,

Гости наши дорогие!

2ученик:

Внимание! Внимание!

Заходи сюда, народ,

И слева,  и справа-

Начинаем ярмарку

Шуткой и забавой.

Подходит к столу с вылепленными игрушками.

Учитель: Любые из этих изделий будут отличными подарками для ваших близких.

Интересно, как связан наш урок и все эти вещи?

1 ученик: Рассказ о возникновении игрушки.

Античные государства- Древнюю Грецию и Древний Рим называют детством человечества. Появились там и многие игрушки: скакалки, мячи, куклы. Игрушки сопровождали греков с рождения и до смерти в виде амулетов. У эллинов был обычай встречать весну с деревянной ласточкой . Эта игрушка-птичка приветствовала возвращение на землю из подземного царства Аида прекрасной Персефоны. Кстати,

У предков славян был также обычай встречать весну выпеченными из теста ласточка-

ми. Фигурки женщин, птиц, коней- это сюжеты игрушек и древних греков, и китайцев, поляков, узбеков, немцев.

Правда, многие народные игрушки сначала были не для игры. Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов, той же цели служили погремушки. Узоры рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки , гремящие шары, суровые богини превратились в веселые свистуль-

ки, утешительные погремушки и нарядных куколок, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.

Посмотрите (показывает игрушки и работы из глины и соленого теста)-вот основные герои мастеров: женщина, конь, птица.

Учитель: Спасибо . Делали игрушки и из теста.

2 ученик: Разбирайте печенье! Кому петушка, кому уточку?

Пряники и лепные фигурки из теста игрушками в буквальном смысле не назовешь.

Их давали детям или , размочив в воде , вскармливали скоту. Нашим предкам казалось

Что если они окропят землю водой- пойдет дождь, а если напекут целое стадо животных

Из теста – увеличиться поголовье скота, будет больше дичи в лесах. Выпекались хлебные фигурки к древнему ритуальному празднику «коледа» (виноградье) , имевший смысл заклинанья хорошего урожая в предстоящем году. В дни Нового года собирались девушки и парни, рядились, ходили группами по домам, пели поздравительные песни-

«колядки» и желали «столько снопов на поле- сколько звезд на небе, столько овец во дворе- сколько капель падает во время дождя» и взамен требовали угощения-

ритуального печенья в виде коровки , конька, уточки.

Самое разнообразное обрядовое печенье   готовилось к празднику встречи весны, который определялся по первым признакам окончания зимы (например, когда дороги почернеют) . До сих пор пекут жаворонков, куликов, скворцов. Птицы приносили весну. А чтобы они не задерживались, их встречали песнями- веснянками:

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну весну

Принесите!

Зиму холодну унесите!

Со временем  обряд зазывания весны и заклинания хорошего урожая утратил свое магическое значение и превратился в яркий, радостный праздник весны.

Учитель: Спасибо за рассказ .А что это за красивые пряники?

3 ученик :Также выпекали пряники. В старину их дарили в знак уважения, любви. С

Пряниками связывались многие старинные обычаи и поверья. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием,  а на обратной стороне вырезали начальные буквы имен архангелов. Но прежде всего пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили пряники дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной азбукой.

Коробейник:

Эй, молодицы,

Сестры, девицы,

Платки расписные,

Заколки , помада-

Все, что вам надо!

Кому пирожки?

Горячие пирожки,

С пылу, с жару.

Гривенник за пару!

Купцы мы московские.

Пряники ростовские,

Сахарные на меду,

Во все карманы накладу!

 Задает загадки:

У нашего молодца

Нет забавам конца:

Игрушки да смешки,

Шутки да потешки!

Загадаем вам загадки,

Кто отгадает-

Получит приз сладкий!

  1. Прилетела в лес ряженная

Цвет-птица приукрашенная

Где она витает-порхает

Все-то зеленеть начинает!

(весна)

2.В огороде грядка-

Всем вторая загадка!

На одном краю цветы расцветают,

На другом- листочки опадают,

На третьем плоды созревают,

На четвертом- все вымирает.

(времена года)

3Что на сковороду поливают

Да вчетверо сгибают?

(блин)

4.Девица круглолица

Всему свету светлица.

(солнце)

5.Слушаю, послушаю:

Вздох за вздохом,

А в шубе никого нет.

(дрожжевое тесто)

4.Масленица.

4 ученица рассказывает о празднике. На столе выпеченные блины.

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Пришла маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица,

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И…. блины- то все поели!

Масленица приходилась на период с конца февраля до начала марта. Каждый день масленицы имел свое значение. В понедельник встречали гостей. Вторник- заигрыши,

Начинались катания на санках. Среда- лакомка, стряпали блины. Четверг- разгул.

Пятница- «тещины вечерки», ходили к теще на блины. Суббота- «золовкины посиделки» ,в этот день навещали сестер мужа. Воскресенье-«прощенным днем» неделя

завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу с повиновением. Символом масленицы были блины.

Блины выполняются из пресного теста.

5.Закрепление знаний учащихся

Учитель: Давайте, немного передохнем, посидим и вспомним Раздел «Кулинария»

Ответить  на вопросы:     (  Раздать карточки)

  1. Какие виды теста вы знаете
  2. Какое тесто называется пресным
  3. Состав бисквитного теста
  4. Состав песочного теста
  5. Способы оформления готовых изделий
  6. Как правильно организовать рабочее место
  7. Названия блюд русской кухни (из теста)
  8. Вставить пропущенные слова в текст (см. в приложении)

.

 Мы вспомнили виды теста, узнали об использовании теста в народных праздниках. Еще один вид теста мы с вами рассмотрим. Это Соленое тесто. Соленое тесто  в основном используется как сырье для выполнения панно, изготовления игрушек- сувениров для украшения интерьера. Мы с вами немного занимались в 5 классе, и в 7. Напомните, пожалуйста:

  1. СОСТАВ СОЛЕНОГО ТЕСТА
  2. КАКИЕ ДОБАВКИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
  3. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ РАБОТЕ
  4. РАССКАЖИТЕ О МАЛЕНЬКИХ ХИТРОСТЯХ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Просмотр слайдов и материалов о соленом тесте

6..Практическая работа

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: Выполните из соленого теста фигуры для панно «Весна»

ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ. Вспомнить основные приемы работы.

Раздать инструкции по работе с соленым тестом. Учащиеся работают в группах.

7.Домашняя работа: Найдите описание праздников и традиционных блюд,

которые готовились к ним.

8. Подведение итогов  уроков учителем

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Оцените свою работу. Достигли ли мы поставленных целей?

Вы узнали сегодня много нового, сами выполнили блины, печенье, элементы панно. У вас

Все хорошо получилось. Оценку я ставлю «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....