"методы и приемы развития творческих способностей учащихся по технологии"
статья по технологии по теме

В статье расказывается о методах и приемах развития творческих способностей учащихся и активизации познавательной и творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Л.А.Мурашкина,

г.Юрга,  Кемеровская обл.

Требования  современной  школы в сложных экономических условиях заставляют и нас, учителей технологии, использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Одним из важнейших направлений решения этой  проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Предмет технология это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.   В своей работе использую следующие принципы обучения:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений;
  5. Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
  6. Скрытая педагогически целесообразная дифференциация по возможностям, интересам, склонностям, способностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результативного инструмента.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня его познавательной и творческой активности  которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий качество образования.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся:

  1. Освоение предметных знаний;
  2. Умение применять эти знаний на практике
  3. Овладение междисциплинарными, коммуникационными умениями, умениями работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблему и другие.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих повысить качество образовательного процесса, является метод проекта.

Используя метод проектов в своей практике уже несколько лет, я  с каждым годом все больше убеждаюсь в эффективности этого метода. Предпочитаю выполнять проекты с учащимися при изучении разделов «Художественная обработка материалов», «Культура дома». Считаю, что именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество. В кабинете технологии нашей школы, созданы все условия для работы над творческим проектом: имеется уголок проектов, в котором можно найти всю необходимую информацию: банк проектов, правила написания пояснительной записки,  лучшие проектные работы, которые участвовали в разных конкурсах и заняли призовые места, выставка проектных работ. Все это побуждает учащихся к выполнению проектов.

Вся проектная деятельность учащихся требует учета их возраста, интересов и возможностей. Это очень важно при выборе темы проекта и при организации  работы по его выполнению. Для младших школьников характерны стремления к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. В 5, 6  классах я рекомендую учащимся выбирать ту тему, которую они изучают по школьной программе: «Вышивка», «Сервировка стола», «Изготовление фартука», в 7, 8 классах учащиеся имеют представление о том, что такое проект, и более осознанно выбирают тему своей работы. Это такие темы как «Изготовление фенечки», «Изготовление изделия по выбору», «Рамка для фото», «Подарок для мамы», «Мягкая игрушка» и многие другие. В старших классах учащиеся выбирают много тем, связанных с исследовательской деятельностью: «Этикет и имидж деловой женщины», «Гигиена и косметика современной девушки», «Значение цвета в интерьере современной квартиры», «Здоровый образ жизни и здоровое питание», «Тату-салон».

Следующий прием развития  творческих способностей  учащихся - использование разнообразных форм уроков. Я в своей практике постоянно использую нестандартные формы уроков. Самыми удачными  можно считать следующие  уроки: урок – путешествие «Консервирование  овощей» в 6 классе, уроки КВНы,  которые я провожу по окончании изучения разных тем во всех классах, урок – салон «Защиты творческих проектов» в 10 – 11 классе,  урок – викторина и  многие другие.

В роли приема, входящего в методы развития творческих способностей учащихся,  выступают занимательные аналогии, кроссворды, шарады, которые я так же использую в своей работе.

Проведение внеклассных мероприятий  является одним из приемов развития творческих способностей учащихся. В нашей школе ежегодно  проводится   декада технологии, где  у нас проходят разные мероприятия: открытые уроки и конкурсы, мастер-классы, выставки творческих и проектных работ.

Участие учащихся в научно - практических конференциях, конкурсах, выставках  развивает не только познавательную и творческую активность ребят, но и воспитывает в них чувство  ответственности за выполненную работу, учит ораторскому искусству, умению ценить прекрасное.

Развитие творческих способностей  на уроках может достигаться приемами проблемного обучения. Проблемная ситуация создает атмосферу удивления. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.е. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это вызывает глубокие эмоциональные переживания у ребят. Психологи выделяют неизвестное как один из главных компонентов проблемной ситуации. Например,  при изучении  темы «Горячие напитки» использую новые сведения о чае, то есть, такие сведения, которые не знакомы учащимся, все это вызывает заинтересованность у ребят. А значит, повышает познавательную активность. Начинаю рассказывать детям легенду: Чань – буддисты должны уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными в течение долгих часов, при этом уснуть во время медитации считалось постыдным. Однако знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие  на землю  ресницы дали ростки чайного куста, из листьев которого готовят теперь бодрящий напиток. Поэтому чай считается бодрящим напитком.

При изучении темы «Макраме» в 7 классе  учащиеся с интересом узнают новые сведения о мистическом узле, или еще его называют гордиев узел. Кто его распутает, тот будет правителем.

Знакомимся с предметами искусства, например, при изучении тем по разделам «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»,  рассматриваем картины известных художников прошлого века. Учащимся очень нравятся наряды, они знакомятся с историческими сведениями, все это вызывает у них интерес.

Я в своей работе использую элементы регионального компонента. Что также является одним из приемов развития творческих способностей учащихся. Изучаем историю костюма, изготавливаем образцы костюмов самостоятельно. Для нашего фольклорного ансамбля были сшиты костюмы для выступлений.

В нашей школе оборудован  хороший кабинет технологии.  Весь дидактический материал собран и оформлен по разделам и темам программы. Для каждого класса разработано поурочное планирование, имеются инструкционные карты, практические работы, образцы, все это оформлено в картотеке.

 Чистота и уют в кабинете влияют на развитие познавательной и творческой активности, многие учащиеся говорят: «Как хорошо у вас в кабинете, мы здесь отдыхаем».

         Учащиеся считают технологию  интересным предметом, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным.

Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся  знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.  В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своими детьми, научить или передать им умения по ведению дома, по самому элементарному: пришить пуговицу, сварить борщ, убрать квартиру, да и многому другому, - этот предмет просто необходим.

             Бесталанных детей нет. Важно только вовремя учить их раскрыть свои возможности, поверить в себя. Многие мои ученицы продолжают заниматься рукоделием и после окончания школы, и я горжусь тем, что я  частичку своего опыта и души отдала этим детям.

Литература

1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок.  ТЦ  Учитель, 2003.

3.Павлова М.Б., Пит Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2003.

4.Светлова Е.Этикет и сервировка праздничного стола.- М.: ООО «Гамма Пресс 200», ООО «ИКТЦ «Лада», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.

Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению....

Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....

Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.

Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным....

Статья "Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные метод...

Методы и приемы развития творческих способностей

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использ...