Материаловедение. Строение ткани
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_tkani.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЛОК – МОДУЛЬ

Материаловедение

5 КЛАСС

М-1  КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.

               ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

         Лабораторная работа:

         определение направления долевой нити в ткани.

М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

          ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.

                  Триединая дидактическая цель:

Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,

дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,

ознакомить с видами отделки ткани.

Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.

Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом,  блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.

Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.

Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.

Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.

В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать: 

- классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,

- процесс получения пряжи, ткани,

- строение ткани, свойства нитей основы и утка,

- способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.

 Уметь: 

- определять ширину ткани, способ отделки ткани,

- находить лицевую сторону ткани,

- находить направление долевой нити в ткани,

-оформлять лабораторную работу, делать выводы,

- работать по целевому учебному плану.

М-1  КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.

               ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани.

          НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник “Трудовое обучение для девочек” 4 кл.
  2. Коллекция “Текстильные волокна”
  3. Образцы тканей полотняного переплетения.
  4. Детский ткацкий станок.
  5. Образец оформления лабораторной работы
  6. Лоскутки тканей (с кромкой и без)
  7. Целевой учебный план деятельности учащихся.

На доске девиз: “Пряла и ткала – весь дом одевала”

УЭ-0

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

- подготовка дежурными рабочих мест (наглядные пособия, учебники, лоскутки ткани)

- проверка готовности учащихся к работе на уроке (рабочая тетрадь, ручка, клей)

УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

3. В результате работы ученики должны

    Знать: процесс получения пряжи, нитей, ткани; классификацию текстильных

               волокон; ткацкие переплетения, приёмы определения направления долевой нити

               в ткани, национальные особенности ткачества Белоруссии.

    Уметь: работать с учебником, сопоставлять и обобщать свойства материалов,

                 делать выводы, находить направление долевой нити в образце ткани.

Учиться пользоваться книгой, целевым учебным планом, осуществлять самоконтроль.

4. Учащиеся записывают тему и девиз урока в рабочую тетрадь.

УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

2. фронтальная беседа.

3. Слово учителя. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Вспомните, где в жизни, литературе или кино вы встречались с такими понятиями, как ткачество, прядение? Попробуйте описать словами эти процессы.

4. Ученики отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о текстильных волокнах.

2. учебник, лоскуток ткани

3. Возьмите лоскуток ткани и рассмотрите его, из чего он состоит? Ответ: из нитей. От лоскутка ткани отделите несколько нитей. Если раскрутить эти нити видно, что они состоят из отдельных частичек – волокон. Они бывают разной длины, формы, толщины (демонстрируется коллекция волокон). Первоначально они представляют собой волокнистую массу.

Сырьём для получения всех тканей служат волокна. Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные коротенькие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошие и прочные волокна. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называются текстильными.

    Работа с учебником.   Рассмотрите схему стр. 24 учебника. С древних времён и до конца XIXв. единственным сырьём для производства пряжи и ткани служили натуральные волокна. Это волокна, которые давала природа. Некоторые из них вы хорошо знаете? Какие волокна получают из растений? Ответ: хлопок, лен. Кроме этого из растений получают волокна крапивы (сказка о диких гусях), джут, кенаф, пенька, кендырь, из них делают циновки, канаты, мешковину. А какие животные дают волокна? Ответ: козы, овцы, верблюды, лама. А шёлковое волокно выделяет гусеница при образовании кокона (демонстрирую наглядное пособие). Очень интересное волокно – асбест, ткань из него не горит в огне. Был такой случай. Когда Пётр I посетил уральского заводчика Демидова, тот угостил его хорошим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус, гость отругал его за неловкость, жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам убрать приборы, скомкал скатерть и бросил её в огонь, чем заслужил ещё больший гнев царя. Тогда Демидов достал скатерть кочергой, расстелил её на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, т.к. соус сгорел. Пётр остался доволен приёмом, так как сам любил подобные шутки. Каково же происхождение асбеста? Ответ: минеральное.

     Вторая группа волокон, которые научился вырабатывать человек тем или иным способом, называются как? Ответ: химические волокна. Какими они бывают? Ответ: искусственные и синтетические. Например, на заводе искусственного волокна им. Куйбышева выпускают искусственное вискозное волокно, на объединении “Химволокно” выпускают синтетические волокна – лавсан, мелан, полиэфирное. Кроме этого всем известны синтетические волокна – капрон, нитрон, акрил.

4. Учащиеся активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, записывают основные понятия и схему в рабочую тетрадь, изучают коллекцию волокон.

УЭ-4

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о процессе прядение.

2. рассказ учителя, тренировочное упражнение.

3. Слово учителя. Полученное тем или иным способом волокно, используют для получения пряжи. Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Прядение – это процесс получения равномерной по толщине пряжи. На протяжении многих сотен лет пряжу получали вручную, вытягивая пальцами из массы волокон тонкую пасму и скручивая её (демонстрирую на ватке) Попробуйте сами проделать эту операцию из пучка ваты. Как видите это нелёгкая работа. В народе говорили: “Бабий счёт времени по пряже” или “Пряла и ткала, весь дом одевала” Пока мать была на работе, за прялкой сидела малолетняя дочка. Теперь на фабриках работают современные станки. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

 Основные операции процесса прядения: рыхление и трепание волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей; чесание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна. Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту. Выравнивание – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; и вытягивание ленты - лента постепенно утоняется, а волокна всё более упорядочиваются. Предпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница. Собственно прядение включает окончательное вытягивание ровницы, скручивание её в пряжу и намотку пряжи.

Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё получают ткань.

УЭ-5

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о строении ткани, процессе ткачество.

2. рассказ учителя, тренировочное упражнение.

3. Слово учителя. Как показывают археологические находки, производство тканей возникло в глубокой древности. При раскопках древнегреческих пирамид, построенных за 5 тыс. лет до н.э, археологи нашли в гробницах кусочки льняных тканей. Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путём переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

 Принцип получения ткани рассмотрим на детском ткацком станке. Вначале натягивают первые – основные нити. Нити основы должны быть прочными, длинными. Затем их переплетают нитками, намотанными на челнок, которые называются уточными или уток. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними. Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой рисунок в виде «шахматки», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

 Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца)

4. Учащиеся слушают объяснения, выполняют тренировочное упражнение, записывают основные понятия в тетрадь.

УЭ-6

Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений

2. вводный инструктаж к лабораторной работе.

3. Слово учителя. Чтобы изделие, пошитое из ткани, имело качественный внешний вид, очень важно знать направление нитей основы в ткани. Как правило, нить основы ткани в готовом изделии направлена сверху вниз. Т.е. вдоль ткани, фигуры человека, поэтому её иногда называют долевой нитью. Существует несколько способов определения направления нитей основы в ткани (долевой нити):

- по кромке (если есть). Из процесса ткачества мы знаем, что нити основы по краям ткани располагаются более плотно, образуя кромку, значит, нити основы в образце ткани будут направлены параллельно кромке.

- по растяжению. Нити основы при ткачестве сильно натянуты на станке, следовательно, они не имеют возможность растяжения, а вот поперечные (уточные), нити огибают нити основы, значит, их можно растянуть в линию.

- по звуку. Так как нити основы в ткани натянуты сильно (как на барабане), то и звук при хлопке в данном направлении резче, звонче, чем в уточном направлении.

Объяснения сопровождаются демонстрацией.

Сообщаются порядок выполнения лабораторной работы, знакомлю с правилами оформления работы, демонстрирую образец оформления.

4. Учащиеся внимательно слушают рекомендации учителя, анализируют предлагаемые демонстрационные приёмы, делают аналитические выводы.

УЭ-7

Цель: формирование целостной системы знаний о строении ткани.

2. лабораторно-практическая работа «определение направления нити основы в ткани»

3. Текущий инструктаж – целевые обходы

 – контроль правильных приёмов работы

- предупреждение неверных выводов.

4. Учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, осуществляют действия в соответствии с последовательностью работы, делают выводы, оформляют работу.

УЭ-8

Цель: анализ и оценка итогов урока.

2. рефлексия

3. учитель анализирует урок, даёт необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, ориентация на домашнее задание,

 учащимся задаются вопросы: при выполнении практической работы, кто помогал другим? Что вызвало наибольшую трудность? объявляю оценки за урок.

4. учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, записывают домашнее задание.

         


Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-1  КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ,      ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани.

УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

ИДЦ:

знать: классификацию волокон; процесс получения пряжи, ниток, ткани; строение ткани, признаки определения нити основы в ткани.

уметь: определять происхождение волокон, определять направление нити основы в куске ткани.

Цель: понять сущность классификации волокон.

1. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. Ответьте на вопросы:

- какие волокна получают от растений?

- какие животные дают волокна?

- каково происхождение волокна асбест?

- какими бывают химические волокна?

Цель: познакомиться с процессом прядения.

  1. выслушайте объяснения учителя.
  2. прочитайте текст информационного блока «Прядение»
  3. ответьте на вопросы:

- что называется пряжей?

- какая цель процесса прядение?

- какие промежуточные продукты получаются в процессе прядения?

  1. запишите в тетрадь основные определения

Цель: познакомиться с процессом ткачества.

  1. выслушайте объяснения учителя.
  2. прочитайте текст информационного блока «Ткачество»
  3. ответьте на вопросы:

- какие операции предшествуют непосредственно ткачеству?

- для чего выполняют операцию шлихтование?

- как называются нити идущие вдоль ткани?

- как называются нити идущие поперёк ткани?

- как образуется ткацкий зев?

- с помощью, какой детали прокладывается уточная нить?

- что образуется по боковым сторонам ткани?

- как образуется полотняное переплетение?

- дайте определение ткани.

Цель: изучить строение ткани.

  1. выслушайте объяснение учителя.
  2. прочитайте текст информационного блока «Ткачество»
  3. ответьте на вопросы:

- как называются нити идущие вдоль ткани?

- как называются нити идущие поперёк ткани?

- что называется шириной ткани?

- каково назначение кромки в ткани?

- почему нити основы должны быть прочными?

- от чего зависит прочность нитей?

- какими свойствами обладают нити утка?

4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани.

Цель: научиться определять направление нити основы в ткани.

  1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
  2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение нити основы в ткани»
  3. оформите лабораторную работу
  4. проверьте правильность выполнения работы
  5. сделайте вывод по результатам выполненной лабораторной работы.

Цель: подведение итогов урока, его оценка.

  1. обратите внимание на записанную в начале урока цель
  2. сравните полученные знания с заданной целью
  3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

   до 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

   до 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

   до 15  баллов требуется дополнительное занятие,

   выставьте оценку за урок.

  1. сделайте общую оценку урока: справились ли с заданиями? остались ли неясные вопросы по изученной теме? Нужны ли дополнительные занятия по теме?
  2. уборка рабочих мест        

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Зарисуйте схему классификации волокон в рабочую тетрадь.

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком.

Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Основные понятия выделены шрифтом.

Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам.

Ответьте на вопросы письменно.

* проверь себя, выполнив задание теста

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Будьте объективны при самооценке.

Сводная таблица оценок

УЭ-2

УЭ-4

УЭ-5

Сумма баллов

Итоговая оценка


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О   ВОЛОКНАХ

Волокнами называются гибкие, тонкие и прочные тела, у кото рых длина во много раз превосходит их поперечные размеры.

Текстильными называются волокна, которые используются для изготовления пряжи, ниток, тканей, нетканых материалов и др.

Одиночные волокна, которые без разрушения не делятся на бо лее мелкие, называются элементарными (хлопок, шерсть). Волокна, которые состоят из элементарных волокон, склеенных между собой пектиновыми веществами, называются техниче скими (лен, пенька, джут и др.).

Волокна, длина которых составляет десятки и сотни метров, называются нитями (нити натурального шелка, искусственные и синтетические нити). Элементарная нить — это одно длинное волокно (мо новолокно). Комплексные нити (филаментные) состоят из нескольких продольно расположенных элементарных нитей, соеди ненных между собой.

Группировка, т. е. классификация волокон, производится в за висимости от их происхождения, получения и химического состава.

Все волокна делятся на две большие группы: натуральные (природные) и химические. Натуральными называются волокна, которые имеются в природе, химическими — волокна, получаемые в заводских условиях.

К натуральным волокнам относятся растительные (целлюлоз ные) — хлопок, лен, пенька, джут и др.; к животным (белковым) — шерсть, натуральный шелк; к минеральным — асбест.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетиче ские. Искусственные волокна могут быть получены из сырья ра стительного, животного и минерального происхождения, поэтому они так же, как и натуральные, делятся на целлюлозные — вискоз ное, ацетатное, триацетатное, медно-аммиачное и др.; белковые — казеиновое; минеральные — стеклянное и металлическое.

Синтетическими называются волокна, при получении которых производится синтез (соединение) молекул сравнительно простых веществ. К синтетическим волокнам относятся капрон, лавсан, ни трон, хлорин, винол, полиэтилен, полипропилен и др.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Прядение.

 Веретено, при помощи ко торого осуществляют прядение,— одно из древнейших орудий человеческой культуры. Учеными-археологами был найден рисунок на камне, высеченный в древнем государстве Вавилоне около 5000 лет назад. На этом рисунке изображена прядиль щица, в руке у которой веретено с навитой на него пряжей. Проходили тысячелетия, а прядение производилось вручную, веретена сохранились почти до XVIII в.

При Петре I распространи лось использование самопрялки. Это значительно облегчило труд прядильщиц, повысило производительность труда и по зволило увеличить производство тканей, спрос на которые непрерывно возрастал.

Приспособления для прядения:

прасница (а,б), веретено (в), калаурот (г).

Технический переворот в процесс прядения волокон внесло изобретение прядильных машин. В 1765 г. англичанин Джемс Харгривс, ткач и плотник по профессии, изобрел первую пря дильную машину, которая пряла сразу восемь нитей, а впослед ствии 16 и даже 24 нити. Производственные этапы изготовления ткани: волокно – прядение - нити (пряжа) – ткачество – суровая ткань – отделка – готовая ткань.

Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа,  называется прядением.

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Основные операции процесса прядения:                        

- рыхление волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей;

- трепание обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон, в результате получается рыхлая волокнистая масса – холст;

- чесание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна.

- тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту, лента неравномерна по толщине.

 - выравнивание и вытягивание ленты – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; лента постепенно утоняется, а волокна всё более параллелизуются.

- предпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница.

- собственно прядение включает окончательное вытягивание ровницы, скручивание её в пряжу и намотку пряжи.

Подготовка пряжи к ткацкому производству включает следующие операции:

Перемотка пряжи с мотков на бобины для устранения дефектов пряжи и увеличения длины нити.

Сновка – это перемотка пряжи с большого количества бобин на один сновальный валик (ткацкий навой) параллельно друг другу с одинаковым натяжением.

Шлихтование, т.е. проклейка основы, - это пропитка основы определённым составом  клеящего вещества (крахмал, мука) с целью повышения прочности, эластичности и гладкости нитей основы.

 Подготовка утка  - перемотка пряжи с мотков, бобин на специальные деревянные уточные шпули.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Ткачество.

Изготовление ткани на ткацком станке начинается с натягивания нитей основы.

Проборка основы – заправка основы в детали ткацкого станка (ремиз, бердо). Для образования простейшего переплетения одна ремизка поднимается, а вторая опускается, образуя пространство – ткацкий зев. Челнок с уточной шпулей под ударом пролетает в зев и прокладывает уточную нить. С помощью берда уточная нить прибивается к опушке ткани. Полученная ткань наматывается на торговый вал.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Она имеет грязновато – серый или желтоватый цвет и шероховатую поверхность, поэтому требует дальнейшей отделки.

Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца).

На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой «шахматку», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

Строение ткани.

Ткань – это текстильное изделие, образованное переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называются основной системой, или основой. Основа постоянно находится в натянутом состоянии, поэтому нити должны быть прочными, длинными. Прочность нитей зависит от качества и крутки пряжи. Нити основы – гладкие, тонкие и ровные.

Нити, идущие поперёк ткани, называется уточной системой, или утком. Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения, они, наоборот мягкие, гибкие, пушистые, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними.

Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. Расстояние между двумя кромками показывает ширину ткани.

Признаки определения нити основы в ткани.

Поскольку нити основы сильно крученые и натянутые, то при попытке резко растянуть ткань в долевом направлении и хлопке они не растягиваются и издают звонкий звук. При тех же действиях в поперечном направлении (по нити утка) ткань тянется хорошо, а звук будет глухой. Наглядно это можно увидеть на рисунке.

                   ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИТИ ОСНОВЫ В ТКАНИ

Материально-техническое обеспечение: лоскутки тканей с кромкой и без, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.

                                Порядок выполнения работы:

  1. зарисуйте в тетради таблицу

Название нитей в ткани

Признаки

 аправления

нитей

по кромке

Образец ткани

Признаки

направления

нитей по

 растяжению

Признаки

направления

нитей по

звуку

Образец ткани

Долевая (основа)

Вдоль

 кромки

Незначительное

Звонкий

 резкий

Поперечная (уток)

Поперёк

кромки

большое

Глухой

тихий

  1. из предложенных образцов тканей выберите образец ткани с кромкой.
  2. определите в образце ткани направление нити основы
  3. приклейте образец ткани, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
  4. выберите из предложенных лоскутков, образец ткани без кромки
  5. определите в образце ткани направление нити основы по растяжению (для этого проверьте растяжимость ткани в двух направлениях)
  6. приклейте образец ткани в последней колонке таблицы, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
  7. отделите от лоскутков ткани нити в двух направлениях, сравните их по внешнему виду, приклейте нити в первой колонке под соответствующей системой.
  8. сделайте вывод, ответив на вопросы:

-  в каких случаях можно использовать те или иные конкретные способы

   определения нитей основы?

- почему в лабораторной работе были использованы именно эти два способа  определения направления нитей основы в тканях.

- почему ткани в поперечном направлении имеют большую растяжимость?

- почему звук при хлопке в долевом направлении более звонкий и громкий?

- опишите  признаки нитей основы и утка: ровноту, тонину, крутку, прочность.    

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и листе, правильность выполнения задания.

ТЕСТ «Текстильные волокна. Прядение»

  1. Определите последовательность получения ткани:

А) волокно – нити - ткань;

Б) нити – волокно - ткань;

В) нити – пряжа - ткань.

  1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

А) швейными;

Б) текстильными;

В) прядильными.

  1. Укажите волокна животного происхождения:

А) лён и шерсть;

Б) шёлк и асбест;

В) шерсть и шёлк.

  1. Волокно, имеющее минеральное происхождение…

А) асбест;  

Б) вискоза;  

В) ацетат.

  1. К волокнам растительного происхождения относят:

А) шерсть и шёлк;

Б) шёлк и асбест;

В) хлопок и лён.

  1. Шёлк относится к волокнам…

А) натуральным растительного происхождения;

Б) натуральным животного происхождения;

В) искусственным животного происхождения.

  1. В Белоруссии вырабатывают волокна…

А) лавсан и лён;

Б) капрон и хлопок;

В) натуральный шёлк и лён.

  1. Вискозное волокно – это волокно …

А) натурального происхождения;

Б) искусственное происхождение;

В) синтетическое происхождение.

  1. Определите последовательность получения пряжи…

А) волокно – лента – ровница – пряжа;

Б) волокно – ровница – пряжа – лента;

В) волокно – ровница – лента – пряжа.

  1. Первая машина для прядения называлась…

А) «веретено»;

Б) «помощница»;

В) «калауротка».

ТЕСТ «Ткачество. Строение ткани»

  1. Ткачество считалось ремеслом исключительно…

А) городским;

Б) сельским;

В) женским.

  1. Основными в ткани называются нити идущие …

А) поперёк ткани;

Б) под углом;

В) вдоль ткани.

  1. Нити утка в ткани …

А) более ровные, гладкие, пушистые;

Б) более мягкие, гибкие, пушистые;

В) более тонкие, крученые, ровные.

  1. Кромка в ткани образуется в результате…

А) частого расположения нитей основы по краям;

Б) частого расположения нитей утка по краям;

В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором.

  1. Расстояние от кромки до кромки называется…

А) длиной ткани;

Б) шириной ткани;

В) толщиной ткани.

  1. Долевая нить в ткани определяется по…

А) сминаемости;

Б) направлению;

В) растяжимости.

  1. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются…

А) через две;

Б) через одну;

В) через три.

  1. Назначение кромки в ткани…

А) предохраняет ткань от растяжения, осыпания;

Б) придаёт красивый внешний вид;

В) для предохранения ткани от осыпания и измерения длины.

  1. Старинный ткацкий станок называется….

А) «кросны»;

Б) «прядильник»;

В) «стан».

  1. Челнок – это приспособление для прокладывания …

А) нити утка;

Б) нити основы;

В) нитей кромки.

ТЕСТ «Прядение. Ткачество. Строение ткани»

  1. Определите последовательность получения ткани:

А) волокно – нити - ткань;

Б) нити – волокно - ткань;

В) нити – пряжа - ткань.

  1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

А) швейными;

Б) текстильными;

В) прядильными.

  1. Волокно, имеющее минеральное происхождение…

А) асбест;  

Б) вискоза;  

В) ацетат.

  1. Определите последовательность получения пряжи…

А) волокно – лента – ровница – пряжа;

Б) волокно – ровница – пряжа – лента;

В) волокно – ровница – лента – пряжа.

  1. Основными в ткани называются нити идущие …

А) поперёк ткани;

Б) под углом;

В) вдоль ткани.

  1. Нити утка в ткани …

А) более ровные, гладкие, пушистые;

Б) более мягкие, гибкие, пушистые;

В) более тонкие, крученые, ровные.

  1. Кромка в ткани образуется в результате…

А) частого расположения нитей основы по краям;

Б) частого расположения нитей утка по краям;

В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором.

  1. Расстояние от кромки до кромки называется…

А) длиной ткани;

Б) шириной ткани;

В) толщиной ткани.

  1. Долевая нить в ткани определяется по…

А) сминаемости;

Б) направлению;

В) растяжимости.

  1. Назначение кромки в ткани…

А) предохраняет ткань от растяжения, осыпания;

Б) придаёт красивый внешний вид;

В) для предохранения ткани от осыпания и измерения длины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение. Отделка ткани

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...

план-конспект к занятию по теме "Материаловедение. Хлопчатобумажные ткани"

Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо...

практическая работа "Строение тканей человека"

Презентацию можно использовать при проведении практической работы при изучении тканей организма человека либо при закреплении данной темы. Рисунки в презентации сжаты (150 пикс. на дюйм), чтобы файл н...

Таблица "Строение тканей организма человека"

Таблица "Строение тканей организма человека" используется для систематизации знаний  по теме, а также для подготовки к ОГЭ....

2014 Открытый урок "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения".

В октябре 2014 г. мною был проведён открытый урок по теме "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения". Дети узнали, что все ткани различны по внешнему виду и свойствам....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: "Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей"

Предложенный материал по учебнику Н.И. Сонина, содержит: конспект урока, приложение и презентацию....