Конспект открытого занятия по теме: "Ручной шов"козлик"".
методическая разработка по технологии по теме

Сковородова Татьяна Владимировна

Дается подробный конспект занятия для детей второго года обучения (8-9 лет) школы-студии "ДИВО".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           МОУ ДОД Б-Болдинский

                                                            Детско-юношеский центр

Конспект открытого занятия

по теме: «Ручной шов «козлик»»

(Раздел № 4  «Ателье куклы», тема № 4.2 «Ручные швы»)

Школа-студия «ДИВО  плюс»

           руководитель Сковородова Т.В.

2007год

Тема занятия: Ручной шов  «козлик»»

Цель: Изучить новый вид шва». Оформить рамочку  изученным швом на ранее выполненной поделке. Закрепить материал, пройденный на предыдущих занятиях (фурнитура, швы «иголка вперед», «иголка назад», «петельный»)

Задачи:

        -обучающий аспект: научить приемам выполнения шва «козлик»;

-развивающий аспект: развивать творческую фантазию и воображение, чувство  прекрасного, дизайнерские способности, самостоятельность, логическое мышление;

-воспитательный аспект: воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение к старшим, друг к другу, аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели.

Возраст детей: 3 класс (9 лет), второй год обучения.

Место проведения: кабинет объединения

Время проведения: 27 ноября 2007 года, 13 часов

Оборудование:  альбомы детей для работы; игра «Шов-лото»; таблица сочетания цветов; таблица с образцами выполнения шва «козлик», его разновидностями;  «шовный стан» для отработки приема выполнения шва «козлик»;  работы, выполненные при изучении темы «Фурнитура» с использованием пуговиц; дидактический материал по теме «Фурнитура»; магнитофон; заголовок для выставки выполненных работ; этикетки для каждой работы.

Материалы и инструменты: нити х/б №40 разных цветов для  отработки приемов выполнения шва «козлик»; нити шерстяные толстые для выполнения петли на готовой поделке; нити шерстяные средней толщины для оформления рамочки на ранее выполненной поделке; заготовки кусочков ткани с продернутыми нитями разной ширины для выполнения образца шва «козлик», заготовки ткани с нарисованным листочком (дополнительное задание для тех, кто справился  с первым заданием раньше других); большие пуговицы на ножке для закрепления петли на готовой поделке; иголки; игольницы; ножницы; коробочки для мусора.

План проведения занятия

Организационный этап:

      приветствие, проверка готовности детей к занятию.

Подготовительный этап:

      обозначение темы, постановка цели, задач.

Проверочный этап:

     повторение швов «иголка вперед», «иголка назад», «петельный».

Основной этап:

     изучение техники выполнения шва «козлик» (теория и практика).

Контрольный этап:

     опрос по теме;

    закрепление полученных знаний.

Итоговый этап:

     подведение итогов занятия;

     выставка готовых работ.

Информационный этап:

     задание на дом;

     тема следующего занятия

Ход занятия

Организационный этап

Педагог: Добрый день, дети. Добрый день, уважаемые педагоги. Занятие сегодня  проходит во второй группе детей второго года обучения. Мне бы хотелось немного подбодрить юных мастериц, чтобы они не волновались, все у нас получится. Все материалы, необходимые для работы, у вас на столах. Осталось определить дежурного на сегодняшний день.

Подготовительный этап

 Педагог: Мы изучаем большой раздел «Ателье куклы», на него отведено 46 часов; прошли темы этого раздела:

               - «Общие сведения о классификации одежды»,

               - «Ткань»,

              - «Фурнитура»,

Сегодня мы переходим к теме «Ручные швы». Некоторые виды швов мы проходили в первый год обучения.

 Цель сегодняшнего занятия - повторить их, а также изучить новый шов- «козлик». Предстоит нам так же закрепить знания по теме «Фурнитура». Надеюсь, что вы проявите всю свою фантазию, дизайнерские способности. Не забывайте главное наше правило: «Жить и работать надо дружно».

Проверочный этап

Педагог: Давайте вспомним, какие ручные швы вы изучали в прошлом году. Поиграем в игру «Шов  лото». Я вам раздаю карточки с видами швов, посмотрите на них внимательно, какие из них вам знакомы ( дети находят в карточке графические обозначения знакомых швов, называют номер клеточки, в которой расположен тот или иной шов).

Педагог: Хорошо, итак, это шов «вперед иголка». 

Вопрос: Каким образом он выполняется, и для чего используется? (выполняется справа налево, стежками одинакового размера, используется в вышивании, при шитье для сметывания деталей). Кто подзабыл, может обратиться к своему альбому, или к таблице «Виды швов». Разновидность этого шва: «шов иголка вперед с перевивом.

   Шов «назад иголка». 

Вопрос: Как, и для чего выполняется этот шов?  (Выполняется шов слева направо, иголка выходит из ткани на некотором расстоянии от выхода нити, затем возвращается назад, заполняя пропущенное пространство.  Используется для сшивания деталей изделия.)

 Шов «петельный»

. Вопрос:  Что вы можете сказать об этом шве?  ( Стежки выполняются слева направо, располагаются они перпендикулярно ткани.  Шов используется для обработки края изделия).

Педагог: Молодцы, ну а теперь перейдем к изучению нового вида шва- «козлика».

Основной этап

Первая часть

Педагог: Давайте сначала посмотрим образцы выполнения этого шва ( используются таблицы с выполненными образцами шва «козлик»).  А сейчас мы приступим к выполнению этого шва. Сначала мы отработаем приемы работы на  «шовном стане».

(Шовный стан ( по аналогии с нотным станом)- картонная карточка с двумя линиями, на которых схематично изображен шов, а так же выход нити с изнанки, начало работы на лицевой стороне).

        Взяли все в руки иголочки, находим начало работы на стане, прослушаем мое объяснение. Шов «козлик» выполняется по следу двух линий, выполняется он слева направо. Иголка выходит из ткани в начале  верхней линии слева, затем делается наклонный стежок вправо на нижнюю линию, иголка при этом смотрит назад и ложится параллельно линии, захватывая при этом 3.4 нити материала, затем иголка делает наклонный стежок на верхнюю линию, иголка при этом также ложится острием назад и параллельно линии. Два непременных условия красивого шва- иголка всегда смотрит назад и ложится параллельно нити и, второе-расстояние между проколами иголкой должно быть одинаковым. (Проводится тренировка правильного расположения иголки на стане).

Педагог: А теперь попробуем выполнить шов на материале. Вставляем нить в иголку в одно сложение. Вспоминаем при этом правила, которые мы изучали с вами в прошлом году ( как правильно отмерить ниточку, отрезать, вставить, завязать узелок, закончить работу, а так же правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами.) 

Проводится отработка приемов выполнения шва на материале. Педагог периодически объясняет, как это нужно делать, работает с каждым ребенком индивидуально.

Педагог: Хорошо, молодцы. Еще раз посмотрите на свои работы. Такой шов используется для оформления подгиба в изделии, а также для отделки, как украшение.

(подол платья у куклы Кристины). Шов «козлик» используют так же в вышивании, им можно вышивать листочки, сердцевины цветов. А еще можно использовать ровные полоски шва как дополнение к другим вышивкам. Вот этим нам сейчас и предстоит заняться. Но сначала все идем на перемену, отдыхаем 10 минут.

Основной этап

Вторая часть

Педагог: Берем наши работы, которые мы с вами делали при изучении темы «Фурнитура». Мы начали  обрамлять работу в рамочку, проложили две линии.

Вопрос: Каким швом? Правильно, швом «иголка вперед». Между двумя этими линиями сейчас вы должны проложить дорожку швом «козлик».

Берем шерстяные нити средней толщины, цвет подбирайте так, чтобы он  сочетался с цветами, которые присутствуют в вашей работе, можете при этом использовать «Таблицу сочетания цветов». Оформляем рамку в ваших работах до конца.

Звучит тихая музыка для создания творческой атмосферы.

( Пока дети работают, педагогам можно предложить для ознакомления  дидактическое пособие «Фурнитура», альбомы для работы детей)

Педагог: Все справились, молодцы. А сейчас, чтобы глазки отдохнули, сделаем для них зарядку «Заборчик».

         Вопрос: Подумаем, чего не хватает в ваших работах, чтобы считать их законченными?  Как можно использовать ваши поделки ( как салфеточки, как панно).

 Лучше их, конечно, повесить на стену. В таком случае, что мы еще должны сделать?

Педагог: Правильно, петельку. Но прежде,  чем это сделать, нужно вверху в середине пришить большую пуговицу на ножке.

      Вопрос: Давайте вспомним пуговица- это что такое?  (фурнитура). А что еще относится к фурнитуре? ( кнопки, липучки, крючки, молнии, клепки).

Педагог: Пришиваем пуговицу на ножке, берем для этого х/б нить в два сложения. Затем делаем петельку. Для этого берем толстую шерстяную нить, подбирая ее по цвету, отрезаем определенной длины и привязываем к пуговице. Подумаем, что еще можно сделать, чтобы ваши работы стали более привлекательными? (сделать по краям бахрому). Вот теперь наша поделка окончательно готова.

   Давайте подумаем о ее практическом применении, где бы вы могли ее использовать? (ответы детей).

Контрольный этап

Педагог: Наше занятие близится к завершению. Давайте вспомним, что же нового вы сегодня узнали.

   Вопросы: - как называется шов, который мы изучили («козлик»),

                -Как он выполняется ( слева направо),

                -Что нужно для его выполнения ( две параллельные линии),

                -Где он применяется ( для подгибки низа изделия, для отделки изделия, для выполнения  мелких листочков, сердцевины цветов, как дополнение к другим вышивкам).

   

( Педагог дополняет ответы детей)

Заключительный этап

Педагог: Молодцы, девочки, вы сегодня хорошо поработали, давайте возьмем ваши работы в руки, покажем их друг другу, оценим. ( дети по очереди оценивают работы друг друга, педагог дополняет, отмечая достоинства, недостатки каждой работы дизайнерские способности.)

    После занятия мы оформим наши работы на выставке в актовом зале. А сейчас давайте приведем свои рабочие места в порядок, дежурный потом уберет все на место.

Информационный этап

Педагог: Дома попробуйте выполнить этот шов самостоятельно. Еще раз мы вернемся к этому шву при изучении раздела «Стежок за стежком», изучим его разновидности. На следующем занятии мы приступим к изучению темы «Технология пошива», а раздел остается все тот же –«Ателье куклы».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: "Ручной шов"козлик"".

Дается подробный конспект занятия для детей второго года обучения (8-9 лет) школы-студии "ДИВО"....

Конспект открытого занятия в театральном объединении "Кукольный театр"Арлекин". Театрализация песни "Смелый козлик". 2 класс.

Конспект составлен с учётом требований ФГОС на основе песен-потешек, этюдов, инсценировки. Большое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию детей....

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

План-конспект проведения урока по теме: «Ручная роспись тканей. Технология холодного батика».

Цель:  создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи:    - ...