урок "Новые ткани"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Волкова Татьяна Евгеньевна

конспект урока по материаловедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_novye_tkani_8_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Раздел «Элементы материаловедения»»

Тема. «Новые ткани и нетканые материалы»

Цели.

образовательная

  • Познакомить с видами новых тканей, трикотажных полотен и свойствами нетканых материалов
  • Систематизировать знания  учащихся о классификации тканей, кратко познакомить с их ассортиментом.
  • Проверить теоретическое и практическое усвоение элементов материаловедения по курсу в целом.

воспитательная

  • Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе
  • Прививать чувство меры, красоты

 развивающая

  • Развивать у учащихся творческое мышление
  • Развивать исследовательские навыки
  • Умение планировать, организовывать и выполнять работу

Оснащение:

1.Наглядные пособия: коллекции «Хлопок», «Лен», «Шерстяные ткани», «Шелк натуральный», «Искусственные и синтетические ткани»; работы учащихся; схема классификации  тканей по волокнистому составу ; альбом «Ассортимент тканей»;  сравнительные характеристики тканей и волокон.

2.Оборудование: раздаточный материал в  конвертах — для каждой. ученицы 5-6 образцов различных тканей: хлопчатобумажной, льняной (полульняная или с лавсаном), шерстяной (смешанная или чистошерстяная), искусственной (вискозная или ацетатная), синтетической (ткань или отделочный материал); лупы,  иглы, спиртовки (горелки), огнестойкая посуда для обгоревших спичек и нитей, спички, вода.

Методы проведения занятия:   беседа, инструктаж.

ХОД УРОКА

1.Организационная часть (2мин)

  • Контроль посещаемости
  • Проверка готовности к уроку

2.Сообщение теоретических сведений

Выбор ткани для пошива изделия

      Изделия верхней одежды шьют из различных тканей: хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных, синтетических, искусственных. При выборе ткани надо учитывать, какое изделие вы будете шить (платье, юбку и т. д.), какого фасона, для чего оно будет предназначено (повседневное, выходное и др.).

    При выборе ткани с рисунком надо помнить, что при раскрое ткани с направленным рисунком следует учитывать его направление и симметричность, так как от этого зависит способ раскладки выкройки на ткани.

      Не рекомендуется из ткани с крупным тематическим или сюжетным рисунком шить изделия с кокеткой, мелкими деталями и складками. Раскраивать детали нужно так, чтобы рисунок на них сохранялся и был украшением изделия.

Для изделий из тканей в клетку или полоску понадобится материала несколько больше, для того чтобы при раскрое подогнать рисунок по линиям швов.

Свойства тканей из смешанных волокон

Ткани и различные текстильные изделия, создаваемые в текстильной промышленности, можно классифицировать по различным признакам: волокну, которое идет на изготовление пряжи, переплетению нитей в ткани, назначению, способам отделки.

   Ткани могут быть однородными, если пряжа готовится из одинакового текстильного волокна (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные), и смешанными, если  пряжа состоит из разных  волокон (полушерстяные, полульняные, полушелковые).

       Кроме того, ткани бывают неоднородными, когда в процессе ткачества на основу и уток  используют различную по волокну пряжу.

        Смешанным и неоднородным тканям дают название волокна, которое представляет большую ценность или составляет большую долю. Ассортимент смешанных и неоднородных тканей очень разнообразен.

       В настоящее время широко распространено смешение волокон, что дает неограниченные возможности для получения  богатейшего ассортимента пряжи, а затем и тканей.

      Смешивают между собой натуральные волокна (хлопок и  шерсть, хлопок и натуральный шелк, хлопок и лен) или натуральные с искусственными и синтетическими (хлопок и вискозу, лен и капрон, шерсть и нейлон).

       Полушерстяные и полушелковые ткани получают не только путём смешения волокон, но и в процессе ткачества, когда в качестве нитей основы используется пряжа из одних волокон, а нити утка из других.

 

Свойства смешанных тканей

  Хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые ткани изменяют свои свойства, если они выработаны с добавлением синтетических волокон.

   Хлопчатобумажные ткани с добавлением волокон капрона  становятся более прочными в носке.

   Ткани из шерсти с добавлением капроновых волокон становятся более стойкими к истиранию. Шерстяные ткани с примесью волокон лавсана и нитрона лучше поддаются плиссировка. Ткани из шерсти с лавсаном почти не мнутся, имеют о высокую прочность, почти не дают усадки при замачивании.

     Но при  пошиве изделий из этих тканей встречаются некоторые трудности. Ткани из шерсти с лавсаном, как и капроновые, стягиваются по шву. Для уменьшения стягивания ткани в швах рекомендуется уменьшать при шитье скорость машины и слегка растягивать ткань вручную. Эти  ткани жесткие и плохо сутюживаются, поэтому форму изделию придают с помощью вытачек и складок. С поверхности тканей из шерсти с лавсаном трудно удаляются меловые линии, поэтому для обмеловки лучше применять хорошо высушенное мыло. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.

    Шерстяные ткани с волокнами нитрона отличаются прочностью, мнутся незначительно, хорошо сохраняют заглаженные складки. Недостатки таких тканей — значительная усадка при намачивании и осыпаемость.

    Многие шелковые ткани также вырабатывают с применением синтетических нитей, что увеличивает износостойкость тканей, улучшает их способность сохранять форму. К недостаткам этих тканей относится значительная осыпаемость и усадка при намачивании.

       Все изделия из синтетических тканей или из тканей с синтетическими волокнами электризуются при носке. Этим объясняется то, что ткань прилипает к телу, иногда наблюдается треск и искрение. Снять эти явления можно с помощью препаратов типа «Антистатик».

 

Производство трикотажных материалов

 Трикотаж — вязаное текстильное изделие, получаемое в результате взаимного переплетения петель, которые создают прочное полотно или различные изделия (носки, варежки, платки и др.).

     Основным элементом строения трикотажа является петля. Петли, расположенные в одном поперечном ряду, образуют петельный ряд, а петли, нанизанные одна на другую вдоль полотна трикотажа, — петельный столбик.

    По способу образования трикотаж подразделяется на поперечновязаный и основовязаный.
   
Поперечновязаным  называется такой трикотаж, в котором каждая нить последовательно образует все петли петельного ряда.

 Для образования ряда поперечновязаного трикотажа требуется всего одна нить.

      Основовязным называется такой трикотаж, в котором каждая нить образует в каждом петельном ряду только одну петлю , затем переходит в следующий петельный ряд, образует следующую петлю и т.д. В результате для образования одного ряда основовязаного трикотажа требуется столько нитей, сколько в нем петель.

    Эти полотна распускаются не по горизонтальному ряду при обрыве нитей, а вдоль петельного столбика в направлении, обратном вязанию, образуя при этом зигзагообразный рисунок.

  В зависимости от вида полотна и назначения трикотажные полотна вырабатываются разнообразными переплетениями (гладь, атлас, жаккардовое и др.). Они применяются для изготовления платьев, костюмов, спортивной одежды, головных уборов, игрушек, предметов быта.

     Ближе всего к швейным изделиям стоит бельевой и верхний трикотаж.

Производство трикотажа состоит из следующих технологических процессов: вязание трикотажного полотна, крашение и отделка трикотажа, раскрой трикотажного полотна и шитье изделий.

      Вязание осуществляется в вязальном цехе. Здесь получают полотна. Отделка трикотажных полотен сходна по целям и выполнению с одноимёнными процессами текстильного производства. Специфическими видами отделки являются процессы щирения, каландрирования, сдваивания, ворсования.

Ширение — это выравнивание полотен по ширине.

Каландрирование — глажение на каландрах (машина, состоящая из системы валов, между которыми пропускают материал).

Ворсование — получение начеса на ткани.

Свойства

Трикотаж обладает рядом специфических свойств:

-растягивается в любом направлении, обладает большой эластичностью;

-распускается (способность одних петель выскальзывать из других по направлению петельных рядов или столбиков), что возникает при обрыве одной из нитей.

  Края трикотажа осыпаются, поэтому их обязательно обметывают специальным швом. Кроме того, трикотаж обладает усадкой при стирке и замочке. Благодаря петельной структуре трикотаж обладает мягкостью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, не мнется.

Производство нетканых материалов

В отличие от тканей нетканые материалы вырабатывают непосредственно из волокон, которые скрепляют механическим, клеевым или комбинированным способом.

  Скреплению нетканого материала предшествует технологическая операция по формированию волокнистого холста из различных видов волокон на специальном оборудовании. Существует три основных вида скрепления волокнистого холста:

прошивание, иглопробивание и склеивание. 

    Если полученный волокнистый холст прошивают (провязывают) параллельными швами различных видов или скрепляют протаскиванием через них пучков волокон иглами с заусенцами, то такой способ называют механическим. Способ скрепления холста с помощью клеев называется клеевым ..

    Специфическим видом отделки нетканых материалов является покрытие пленками — дублирование. В качестве пленок применяют пенопласты, аппликации.

Ассортимент

Нетканые материалы широко применяются для изготовления одежды. Ассортимент их очень разнообразен: прошивные ватины, одежные прошивные материалы (для лечебного белья, халатов и платьев, спортивной одежды), прокладочные материалы (флизелин), материалы для одноразового пользования, искусственный мех.

Распознавание тканей по волокнистому составу

Без специальных знаний трудно определить состав смешанной ткани. Хорошо, когда в торговую сеть на новые ткани поступают памятки для продавцов (консультаций покупателей) с условными обозначениями режимов эксплуатации тканей. К готовым издёлиям (с изнаночной стороны) прикрепляют тесьму с условными знаками, указывающими режим по уходу за одеждой и другими текстильными изделиями.

Распознать ткани можно с помощью пробы на горение

При горении шерстяной ткани нити спекается. При горении или плавлении нити смешанной шерстяной ткани спекаются в меньшей мере, но будет ощущаться запах жженого пера и в остатке в большинстве случаев можно будет обнаружить частицы, характерные для сгоревшей шерсти (при растирании пачкает черным).

     Если ткань не шерстяная а только похожа на нее, то нить будет гореть или плавиться без запаха жженого пера

    Если волокна капрона  поднести к пламени, то оно начнет плавиться, а потом загорится слабым голубовато-желтым пламенем с выделением белого дыма.

   При остывании на конце образуется твердый темный шарик.

В пламени нити лавсана сначала плавятся, затем медленно горят желтоватым пламенем, выделяя черную копоть. После остывания образуется твердый черный шарик.

      Волокна нитрона горят вспышками, выделяя большое количество черной копоти. После остывания образуется наплыв, который можно раздавить пальцами.

3. Практическая работа

Инструктаж по работе , раздать инструкционные карты.

4. Подведение итогов занятия, домашнее задание.

Вопросы для повторения:

1. Как можно получить смешанные волокна?

2. Как изменяются свойства тканей из натуральных волокон при добавлении к ним синтетических волокон?

З.Какие особенности имеют ткани из шерсти с лавсаном?

4. Какие особенности имеют ткани из шерсти с нитроном?

5. Какие особенности имеют шелковые ткани с синтетическими волокнами?

6. Какие технологические свойства синтетических ткан надо учитывать при пошиве изделий из них?

Приложение 1

Инструкционная карта

Лабораторно-практическая работа. Распознание тканей по волокнистому составу и назначению

Оборудование: образцы тканей, ножницы, иглы, лупа, спички, вода, клей.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите образцы тканей. Органолептическим способом определите волокнистый состав тканей (по блеску,  прочности, характеру горения).
  2. Проверьте на сминаемость, усадку, гигроскопичность, прочность.
  3. Определите, для каких изделий можно порекомендовать эти образцы тканей.

 

Отчёт о проделанной работе

Заполните таблицу:

Образец

Название основного волокна

Свойства ткани, её характеристики

Назначение ткани (материала)

   

Домашнее задание: Составьте коллекцию образцов тканей различного назначения.

Ответьте на вопросы:

  1. Из каких тканей шьют летние платья?
  2. Какими свойствами должны обладать ткани для платьев?

Приложение 2

 

Прочитай!

Профессии - продавец тканей и товаровед

Продавец тканей подготавливает ткани к продаже, обслуживает покупателей в магазине. Он предлагает, показывает и помогает выбрать ткань; информирует покупателя о назначении, свойствах, качестве товаров, ценах, моде текущего сезона; выписывает чеки и выдает по оплаченным чекам ткань; составляет подарочные наборы. Должен знать: ассортимент, характеристику, качество продаваемых тканей; приемы промера, отреза ткани; основы технологии получения тканей; направления моды; правила упаковки ткани; принципы оформления витрин.

Товаровед определяет качество тканей, устанавливает их соответствие ГОСТам и ТУ, прейскурантам цен; определяет последовательность реализации тканей; следит за соблюдением правил торговли, организацией рабочего места продавцов, оформлением витрин; принимает товар. должен знать: ассортимент тканей, их свойства; правила приемки и хранения тканей, сроки их реализации; прогрессивные формы организации труда; торговое оборудование, инвентарь и торговую рекламу; экономику торговли; правила техники безопасности; правила ведения документации.

Приложение 3

КАРТОЧКА

«Получение пряжи из волокна»

Заполните таблицу- поставьте буквы в графу, соответствующие правильным ответам.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1.Какие волокна(натуральные или химические) идут на производство ситца?

2. Для каких волокон сырьём является шерсть животных?

3. Из каких волокон (натуральных или химических) изготавливают капрон?

4. Какие волокна (натуральные или химические) используют для производства льняного полотна?

Варианты ответов: А- химические, В - натуральные

КАРТОЧКА

«Получение пряжи из волокна»

Заполните таблицу- поставьте буквы в графу, соответствующие правильным ответам.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1.Какие волокна(натуральные или химические) идут на производство ситца?

2. Для каких волокон сырьём является шерсть животных?

3. Из каких волокон (натуральных или химических) изготавливают капрон?

4. Какие волокна (натуральные или химические) используют для производства льняного полотна?

Варианты ответов: А- химические, В - натуральные

КАРТОЧКА

«Получение пряжи из волокна»

Заполните таблицу- поставьте буквы в графу, соответствующие правильным ответам.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1.Какие волокна(натуральные или химические) идут на производство ситца?

2. Для каких волокон сырьём является шерсть животных?

3. Из каких волокон (натуральных или химических) изготавливают капрон?

4. Какие волокна (натуральные или химические) используют для производства льняного полотна?

Варианты ответов: А- химические, В - натуральные

Приложение 4

Классификация текстильных волокон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Ткани всякие нужны, ткани всякие важны..."

Занятие включает в себя несколько видов и форм проведения : это и посещение предполагаемого салона-магазина с консультациями педагога по выбору ткани для конкретного изделия, интересная информация из...

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

«Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Урок из раздела материаловедение. На занятии систематизируем знания о текстильных волокнах и их свойствах, знакомимся с технологией получения химических волокон и их свойствами. В качестве практическо...

Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"

Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"...

Ткани животных: мышечная ткань. 6 класс

Урок биологии в 6 классе. ВиЭксМ 2011. Проектирование современного урока биологии по УМК Сонина Н.И. в условиях реализации ФГОС второго поколения.Это третья тема в разделе «Ткани», после изучения соед...

Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани."

Урок  технологии по ФГОС 2 поколения по теме: " Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука." Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность....

Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс.

Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс. Изучение нового материала. 1.Рассказ учителя. Из истории возникновения шёлка. В Китае ш...