Урок конференция на тему "Экологические проблемы и природоохранные технологии"
методическая разработка по технологии (11 класс) по теме

Рафикова Мавлида Габбасовна

Урок  в 11 классе, посвященный году экологии в Республики Татарстан. На урок пригласили Главу сельского поселения с.Старые Уруссу Марданова И.К. Он говорил о экологических проблемах села. К уроку прикладывается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.89 КБ
Файл urok_-_konferenciya.pptx806.61 КБ
Файл kartochki_k_uroku.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – конференция

на тему:

«Экологические проблемы и природоохранные технологии»

Учитель высшей категории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Старо-Уруссинская СОШ»

Рафикова Мавлида Габбасовна

Предмет технология 10-11 классы

Февраль 2013 год

Слайд 1
Тема урока «Экологические проблемы и природоохранительные технологии»

 Раздел «Производство и окружающая среда»
 
 Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
1. Образовательная:
Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.
2. Развивающая:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания по теме. Расширение экологического кругозора. Развитие экологической культуры обучающихся.
3. Воспитательная: 

Воспитание ответственного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
 
Методическое оснащение урока:


1. Материально-техническая база:
кабинет технологии ;
мультимедийная техника: ПК, проектор.


2. Дидактическое обеспечение:
Учебник Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень: 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко- М.: Вентана-Граф, 2010.

 3.   Презентация по теме: «Природоохранные технологии».

4. Карточки для установки на партах .

5. Рисунки – плакаты, отражающие экологические проблемы.

6. Плакат  - 2013 год -  год экологической  культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан


Тип урока: урок - конференция.           
 
Методы обучения:  слайд-лекция, вопросы, решение ситуационных задач, мастер класс: «Вторя жизнь ненужных вещей».


Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная,
групповая, индивидуальная.

Приглашенные представители:

- Глава сельского поселения Старые Уруссу Иарданов Ильшат Камиловия;

- Учитель биологии Хамитова Ильгиза масхатовна.

Ход урок:

I.  Организационный момент:

  1. приветствие;
  2. проверка явки учащихся;
  3. заполнение учителем классного журнала;
  4. проверка готовности учащихся к уроку;
  5. настрой учащихся на работу;
  6. доведение до учащихся темы и плана урока.

Слайд №1
Мы продолжаем изучение раздела  «Производство и окружающая среда»

Тема урока:

«Экологические проблемы и природоохранительные технологии»

Учитель: 2013 год -  год экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан


II. Актуализация знаний учащихся:

Цель
: определить степень подготовки к уроку и уровень знаний по данной теме для восприятия нового материала.
Задача: провести опрос обучающихся по заданному домашнему заданию.
Метод: устный опрос.
-   Какие виды промышленного производства находятся на территории нашего района?
-   Какой вред наносит промышленное производство на экологию поселка и в целом района?
- Считаете ли вы, что необходим контроль общества за развитием природоохранных технологий?
 
III. Изучение нового материала.
 
Цель:  изучить способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, применение экологически чистых и безотходных технологий. 
Задачи:
              1.   Дать понятие об экологическом мониторинге и его структуре.
              2. Решение ситуационных задач с целью мотивирования (стимулирования) активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.
             3.   Познакомить обучающихся с природоохранными технологиями.
Методы: лекция, слайд-презентация, решение ситуационных задач, работа в группах, работа с учебником.

Слайд №2
Конституция Российской Федерации гарантирует:
-  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;
- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относится к природным богатствам.
За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер! Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.
Загрязнение окружающей среды вызвано производственной деятельностью человека,
связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое может влиять на здоровье и самочувствие человека.

Слайд №3
Наиболее серьёзными проблемами нашего времени  являются:

  1. Загрязнение окружающей природной среды отходами;
  1. Загрязнение мирового океана;
  1. Загрязнение атмосферы.

Особое значение в современных условиях приобретает использование научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Требуется надежная оценка состояния окружающей среды.


Ученики - Запись темы урока.

Слайд №4
Определение. Экологический мониторинг – информационная система наблюдения и анализа окружающей среды, в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.
Мониторинг: наблюдение, оценка состояния, прогноз состояния природной среды.

Слайд №5
     Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе человеческой деятельности. Огромные территории земли загрязнены отходами человеческой жизнедеятельности. В России на санкционированных и несанкционированных свалках скопилось около 86 млрд т. Твердых отходов производства, что составляет 600 т на каждого жителя страны.

Слайд №6
 «Мусорная цивилизация»
     В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора.
Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. На каждого жителя России в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Не случайно по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”.


Слайд №7
    А задавали ли вы себе вопрос, попадают ли отходы в реки, моря, океаны?
Оказывается 75 г. сухого веса в твердом виде на одного человека в день попадают в водные объекты, а в мире живёт более 6 миллиардов человек. Огромный остров из мусора образовался в Тихом океане благодаря безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Это самое крупное скопление пластикового мусора в Мировом океане. Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров.

Слайд №8  Мусор - угроза для человечества!


Работа в группах.

 
- Сколько бытового мусора Вы выбрасываете каждый день?
- Что вы выбрасываете в мусор?
- Как Вы относитесь к свалкам бытового мусора?
- Как влияют отходы на жизнь и здоровье человека?
(заслушивание ответов, анализ и обобщение ответов обучающихся)

Слайд №9
Выводы:

  1. Мусор гниёт, в атмосферу выделяются ядовитые вещества, отравляется воздух, воздухом мы дышим, дышат растения и животные.  Люди  болеют,  расстения и животные  погибают.
  1. Кроме этого отходы и химические вещества попадают в почву, почва загрязняется. Из почвы ядовитые вещества попадают в растения. Растениями питаются люди и животные.  Таким образом,  вред наносится всей живой  природе.
  1. Из почвы и из воздуха ядовитые вещества попадают в воду. А водой поливают растения, её пьют животные и люди. Опять наносится вред людям и всей живой природе.


Слайд №10
Мусор - угроза для человечества. Что же делать?
Весь мусор надо собрать,  рассортировать, переработать, получить полезные продукты.
Но кто же этим будет заниматься?

  1. Информация главы сельского поселения Марданова Ильшата Камиловича;

Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.
Администрация поселка обеспокоена увеличением количества свалок как официальных, так и не санкионированных. Вопрос об экологии района  решается на административном уровне.

  1. Выступление учителя биологии Хамитовой Ильгизы Масхатовны.
    О мусоре возле рек.


    Слайд №11.
     
    Практически весь мусор может найти вторую жизнь – достаточно лишь немного подумать. Например, что можно сделать со старыми покрышками?
     
    Что можно произвести из мусора?
    (Работа в парах. Ответы обучающихся)
    (заслушивание предложений обучающихся, анализ и обобщение ответов обучающихся)
    1 группа. Что можно произвести из пищевых отходов?  (компост, комбикорм для животных);
    2 группа. Что можно произвести из макулатуры?  (сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества);
    3 группа. Что можно произвести из стекла? (новое, хорошее стекло, стекловату);
    4 группа. Что можно произвести из  старого металлолома?  (автомобили, станки и другое);
    5 группа. Что можно произвести из отходов дерево – производства (кора, опилки)? 

После переработки отходов дерево-производства можно получить различные материалы: биотопливо,  древесностружечные плиты из них можно делать мебель и многое другое.
 
Слайд №12
Природоохранные технологии
1) Переработка бытового мусора и промышленных отходов
2) Рациональное использование лесов и пахотных земель
3) Рациональное использование минеральных ресурсов
4) Рациональное использование водных ресурсов
5) Оборотное водоснабжение
6) Ответственность за сохранение гидросферы
 
Что мы можем предложить для решения проблемы сохранения окружающей среды?
Слайд №13
Пути решения природоохранных проблем:

  1. Первый путь состоит в разработке и применении принципиально новой «чистой» технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.
  1. Второй путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.
  1. Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. 


Слайд №14

IV. Как сказал один мудрец «Мусор все то, что не догадались использовать»
Мастер класс «Вторая жизнь ненужных вещей»:  

  1. Демонстрация коврика из старых капроновых колготок.
  2. Демонстрация платья из бумаги «Бумажная королева»


                             
Слайд №15,16,17,!8,19,20,21
                                                                           
         V. Закрепление учебного материала
Цель: выявить степень позитивной деятельности обучающихся, направленной на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей среде.

Слайд №22


Правила для бережного отношения к природе.


Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но возможно, и вы сами! 

  1. Высаживая деревья, очищая родники, кормя птиц, ты помогаешь природе;
  2. Экономно относясь к продуктам, бережешь плодородие земли и труд людей;
  3. Починив подтекающий кран, бережешь чистую воду;
  4. Выключая свет, экономишь ресурсы и сберегаешь воздух от загрязнения;
  5. Сортируя мусор, даешь возможность снова делать полезные вещи;
  6. Отказавшись от курения, бережешь чистый воздух и здоровье свое и своих близких;
  7. Выкидывая мусор в урны и контейнеры, бережешь чистоту своего города от захламления, чужой труд.


Слайд №23

Вопросы для закрепления учебного материала
1. Что такое экологический мониторинг?
2. Приведите известные вам примеры безотходного производства.
3. Какие способы утилизации мусора вы знаете?
4. Какова роль гидросферы в жизнедеятельности человека?
5. Назовите факторы загрязнения водной среды
6. В чем заключается опасность загрязнения вод?
7. Назовите основные технологии защиты гидросферы.


 
VI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
Подумать  ответ на вопрос: Какой вид энергии станет, по вашему,  энергией будущего? Подготовить сообщение.
 
VII. Подведение итогов урока учителем:
Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
Сообщение  темы следующего урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические проблемы и природоохранные технологии

Слайд 2

Конституция Российской Федерации гарантирует - Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду ; - Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам .

Слайд 3

Наиболее серьёзными проблемами нашего времени являются: Загрязнение окружающей природной среды отходами; - Загрязнение мирового океана; - Загрязнение атмосферы.

Слайд 4

Экологический мониторинг – информационная система наблюдения и анализа окружающей среды, в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере . Мониторинг : наблюдение, оценка состояния, прогноз состояния природной среды.

Слайд 5

Главный источник загрязнения окружающей среды – отходы, образующиеся в процессе человеческой деятельности. В России на санкционированных и несанкционированных свалках скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства, что составляет 600 т на каждого жителя страны.

Слайд 6

«Мусорная цивилизация» Наиболее «грязными» отраслями являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность . На каждого жителя России в среднем в год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Не случайно по отношению к нашему времени иногда применяют термин “ мусорная цивилизация ”.

Слайд 7

А задавали ли вы себе вопрос, попадают ли отходы в реки, моря, океаны? Оказывается, 75 г. сухого веса в твердом виде на одного человека в день попадают в водные объекты, а в мире живёт более 6 миллиардов человек. Огромный остров из мусора образовался в Тихом океане благодаря безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Это самое крупное скопление пластикового мусора в Мировом океане. Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров

Слайд 8

Мусор - угроза для человечества! Работа в группах. - Сколько бытового мусора Вы выбрасываете каждый день ? - Что вы выбрасываете в мусор ? - Как Вы относитесь к свалкам бытового мусора ? - Как влияют отходы на жизнь и здоровье человека ?

Слайд 9

Выводы: - Мусор гниёт, в атмосферу выделяются ядовитые вещества, отравляется воздух: заболевают люди, растения и животные. - Кроме этого отходы и химические вещества загрязняют почву, попадают в растения. Растениями питаются люди и животные. Таким образом, вред наносится всей живой природе. - Из почвы и воздуха ядовитые вещества попадают в воду, употребляемую людьми и животными. Опять наносится вред человеку и всей живой природе

Слайд 10

Мусор - угроза для человечества. Что же делать? Весь мусор надо собрать, рассортировать, переработать, получить полезные продукты . Но кто же этим будет заниматься ? Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

Слайд 11

Практически весь мусор может найти вторую жизнь – достаточно лишь немного подумать. Что можно произвести из пищевых отходов? компост , комбикорм для животных; Что можно произвести из макулатуры? бумагу , тетради, цветную бумагу; Что можно произвести из стекла ? новое , хорошее стекло, стекловату; Что можно произвести из старого металлолома ? автомобили , станки и другое; Что можно произвести из отходов деревопроизводства ? кора , опилки ; После переработки отходов деревопроизводства можно получить различные материалы : биотопливо , древесностружечные плиты, из которых делают мебель и многое другое.

Слайд 12

Природоохранные технологии 1) Переработка бытового мусора и промышленных отходов 2) Рациональное использование лесов и пахотных земель 3) Рациональное использование минеральных ресурсов 4) Рациональное использование водных ресурсов 5) Оборотное водоснабжение 6) Ответственность за сохранение гидросферы

Слайд 13

Пути решения природоохранных проблем - Переход к малоотходным и безотходным производственным процессам, что предупреждает загрязнение окружающей среды. - Создание очистных сооружений, применение малосернистого топлива, уничтожение и переработка мусора, рекультивация земель и др. - Рациональное размещение « грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

Слайд 14

Как сказал один мудрец «Мусор - это все то, что не догадались использовать» Мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей»

Слайд 15

Упаковки от чипсов.

Слайд 16

Упаковки от конфет и других сладостей.

Слайд 17

Винные пробки для доски объявлений.

Слайд 18

Поделки из газет и полиэтиленовых пакетов .

Слайд 19

Мода из мусора.

Слайд 21

Что можно сделать из старых джинсов.

Слайд 22

Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами ! - Высаживая деревья, очищая родники, кормя птиц, ты помогаешь природе - Экономно относясь к продуктам, бережешь плодородие земли и труд людей - Починив подтекающий кран, бережешь чистую воду - Выключая свет, экономишь ресурсы и сберегаешь воздух от загрязнения - Сортируя мусор, даешь возможность снова делать полезные вещи - Отказавшись от курения, бережешь чистый воздух и здоровье свое и своих близких - Выкидывая мусор в урны и контейнеры, бережешь чистоту своего города от захламления

Слайд 23

БЕРЕГИТЕ НАШУ ПРИРОДУ!



Предварительный просмотр:

- Сколько бытового мусора Вы выбрасываете каждый день?


- Что вы выбрасываете в мусор?


- Как Вы относитесь к свалкам бытового мусора?


- Как влияют отходы на жизнь и здоровье человека?

1 группа. Что можно произвести из пищевых отходов?  (компост, комбикорм для животных);


2 группа. Что можно произвести из макулатуры?  (сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества);


3 группа. Что можно произвести из стекла? (новое, хорошее стекло, стекловату);


4 группа. Что можно произвести из  старого металлолома?  (автомобили, станки и другое);


5 группа. Что можно произвести из отходов дерево – производства (кора, опилки)? 

После переработки отходов деревопроизводства можно получить различные материалы: (биотопливо,  древесностружечные плиты из них можно делать мебель и многое друго.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция по теме "ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ"

В течение  учебного года десятиклассники работают над  научно-исследовательским проектом под названием "Проблемы молодежи". Данная исследовательская работа выполняется в подгруппах по 4-6 че...

Урок-конференция « Спид. Глобальная проблема человечества»

Цели урока: формирование у учащихся представления о происхождении вируса иммунодефицита человека, о способах его передачи, течении болезни, способах защиты; выработка активной жизненной позиции по пре...

Урок-конференция "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс

Урок-конференция на тему "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс...

Урок-конференция "Алкоголизм, наркомания - проблемы нравственные и социальные"

Цели урока: 1.      Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимущества  для личности и общества.2....

урок-конференция Атомная энергетика: проблемы и перспективы

урок обобщения и систематизации знаний по теме "Физика атомного ядра"задачи урока:закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, оценить положительные и отрицательные стороны использования...