«Методическая разработка урока по технологии «Варианты отделки фартука» с использованием ИКТ»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-statya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 13

г.о. Тольятти

«Методическая  разработка урока по технологии «Варианты отделки фартука»

 с использованием ИКТ»

Козырева  Надежда  Алексеевна

Учитель технологии

МБУ СОШ № 13

г.о. Тольятти.

2013 г.

                 Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point.  Использование  данной  технологии  позволяет:

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
  • сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Актуальность: развитие творческих способностей на уроках технологии по теме « Варианты отделки фартука» обусловлена тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе все же начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно ориентированного подхода в образовании.

Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.

Концепция: современный учитель предлагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей. Школьный урок – это место воплощения педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

Тема: “Варианты  отделки  фартука”  “урок – презентация”- сопровождает лекцию учителя видеорядом который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На таких уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили урок, могут ознакомиться с темой пропущенного урока самостоятельно.

Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. В обучении технологии используется  операционно – предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Результативность таких уроков:

  • положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с вариантами  отделки  фартука с помощью презентации,     выполненной в Power Point;
  • Обучить некоторым приёмам отделки фартука.

Задачи урока:

  • Развивающая: развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
  • Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
  • Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, набор тканей, игл, лент, презентация темы.
  • Дидактическое обеспечение: технологические карты, образцы вышивок выполненные учащимися, журналы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Правила техники безопасности в кабинете технологии.
  2. Объявление темы урока. (На доске написана тема урока).
  3. Изложение целей урока.
  4. Проверка готовности учащихся к уроку.

Объяснение

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать общее представление об отделке фартука.
  • Познакомить  учащихся  с  вариантами  отделки  фартука с помощью презентации,     выполненной в Power Point;
  • Обучить некоторым приёмам отделки фартука.

Воспитывающие:

  • воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.

Развивающие:

  • Развивать трудовые умения и навыки.

Оборудование: Отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; образцы вариантов отделки фартука; швейные цветные нитки 50, 60; игла; пуговицы; копировальная бумага; карандаши; мел; альбомный лист с контуром фартука; компьютер, проектор, экран, презентация «Варианты отделки фартука» (Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты)

Учитель:

Фартук готов, но кажется, что-то ему не достаёт.
Что красоту, привлекательность переднику придаёт?
Отделка — вот вкуса хорошего проявление.
Какое по этому поводу ваше мнение?
Фартук можно отделать тесьмой –
Пёстрою или одноцветною полосой.
Можно сутажом и шитьём вышивать,
Узоры на фартук из лент составлять.
Будем учиться со вкусом отделку подбирать,
Начнём, пожалуй, наш урок –
Звонок сигнал даёт нам в срок.

II. Повторение изученного материала (8 минут)

Вспомним материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии.

Вопрос 1: Когда появились фартуки? (слайды 5–6)

Ответ: В виде одежды у древних греков и римлян.

Вопрос 2: Для чего, и из чего изготавливали фартуки и передники? (слайды 8–13)

Ответ: Для красоты оформления платья. Изготавливали фартуки из различных тканей (кружево, шелк, гипюр) по принадлежности и знатности рода. А так же, как свадебное украшение.

Вопрос 3: Для чего изготавливают фартуки в наше время? (слайд 7)

Ответ: Для защиты от грязи пользуются люди различных профессий.

Вопрос 4: Что такое конструирование изделия?

Ответ: Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.

Вопрос 5: Что такое моделирование?

Ответ: Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Вопрос 6: Что такое модель?

Ответ: Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.

III. Изучение нового материала (20 минут)

Вернёмся к слайду 7. Это фартук рабочего – кузнеца.

Вопрос: Что вы можете сказать об этом фартуке?

Ответ: Выполнен он из тёмной плотной клеёночной ткани, не имеет карманов, украшений, но он защищает от грязи.

Вопрос: Можно ли рабочий фартук (слайд 7) использовать хозяйкам в домашних условиях, на кухне?

Ответ: Нет, он не красивый.

Правильно, поэтому современные фартуки выполняются из цветных домашних тканей, а праздничные – из гладкокрашеных однотонных тканей, украшенных вышивкой, аппликацией и другими видами отделки фартука. (слайд 15)

Вопрос: Для чего служит отделка?

Ответ: Отделка служит для украшения внешнего вида фартука.

Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Для отделки фартука используют различную технику и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивку, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьму, сутаж, аппликацию, батик (слайд 16)

  • Вышивка – нанесение рисунка на ткань стежками цветными нитками (слайды 17–18).
  • Гипюр – тонкая ткань с выпуклым узорным рисунком, похожая на кружева (слайд 19). Гипюровым фартуком украшали и свадебные платья в начале 18 века (слайд 20).
  • Шитьё – это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах (слайд 21).
  • Кружево – узорное сетчатое плетение из нитей (слайд 22). Отделка кружевом придаёт изделию нарядный вид.
  • Аппликация – выполнение рисунка из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Её можно настрочить на любую деталь фартука – карманах, нагруднике, нижней части фартука (слайд 23).

Воланы, оборка, драпировка (слайд 24).

  • Волан – неширокая оборка, выкраивается по косой или поперечной нити в виде полукруга.
  • Оборка – косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками или заложенная складками.

И в нашем регионе есть предприятие, которое выпускает красивые фартуки с вышивкой. Это Городецкая строчевышивальная фабрика (слайд 25).

На следующем слайде 26 представлена отделка фартука лентами – полосками ткани небольшой ширины по краю фартука.

На слайде 27 представлены некоторые работы учащихся нашей школы.

IV. Работа по учебнику (10 минут)

§15, страница 79–82

Кроме рассмотренных нами отделок существуют отделки лентами, образцы которых приведены на рис. 39 стр.79. Рассмотрим их и ответим на вопросы:

– Что представляет собой лента?

– Где отделывают фартук лентой?

– Расскажите, как выполнить цветок из ленты.

Ответы дети находят в учебнике на странице 79–80

Рассмотрим следующий вид отделки. Это отделка тесьмой (рис. 42 стр. 80).

Вопросы:

– Что представляет собой тесьма?

– Как можно отделать фартук тесьмой?

Ответы дети находят в учебнике на странице 80.

Следующий вид отделки – сутаж. Это тонкий отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетённых вискозными нитями (рис. 43 стр.81).

Вопросы:

– Чем удобен сутаж?

– Почему лучше отделывать фартук сутажом ?

Ответы дети находят в учебнике на странице 81.

V. Практическая работа (30 минут)

Мы с вами рассмотрели несколько видов отделок фартука. Вы самостоятельно выбираете материал для отделки фартука, придумываете узор, и способы отделки, которые приемлемы для вашей модели фартука. Эскиз фартука с отделкой зарисуйте на альбомный лист, затем приступаем к выполнению работы, предварительно вспомним «Правила Техники Безопасности при работе с иглой и ножницами».

VI. Итоги урока (7 минут)

(Выставка готовых работ и уборка рабочего места.)

– Ответить на вопросы:

  1. С какими видами отделки мы сегодня познакомились?
  2. Какие виды отделки присутствуют в вашей одежде?
  3. Что получилось из задуманного? Что не получилось? Почему?

– Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями.

VII. Домашнее задание (3 минуты)

  • Учебник §15, страница 79–82
  • Ответить на вопросы (стр. 82)
  • Подготовить защиту своей творческой работы по отделке фартука.

Используемые ресурсы:

  1. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009.
  2. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009
  3. Яндекс. Картинки.


Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О  Козырева  Надежда  Алексеевна

2. Раздел программы, класс  Технология изготовления швейных изделий. 5 класс

3. Тема   урока. ___ Варианты  отделки  фартука.

  4. Цель урока: Познакомить  учащихся  с  вариантами  отделки  фартука  с    помощью  презентации,  выполненной        

   Power Point. Обучить  некоторым  приемам  отделки  фартука.

         5.Задачи урока:

                         Обучающие:

     Дать общее представление об отделке фартука.

     Познакомиться с вариантами отделки фартука.

     Обучить некоторым приёмам отделки фартука.

          Воспитывающие:

      воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.

          Развивающие:

         Развивать трудовые умения и навыки.

Структура  учебного  урока:

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Методы,

формы,

приемы

Формируемые

УУД

1.

Организационная часть

Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Стихотворе-

ние

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2.

Повторение  материала

Вспоминают  материал  предыдущих  уроков  из  истории  появления  фартука  и  терминологии

Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках

Фронтальный  опрос

Коммуникативные: 

Умение  вступать  в  диалог,  отстаивать  свою  точку  зрения,  умение  сотрудничать  с  учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

3.

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Участвуют в беседе с учителем и сверстниками.

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5.

Работа над новым материалом

Изложение  нового  материала:

Исторические  сведения,

показ  презентации

«Виды  отделки  фартука» (вышивка,

гипюр, ленты.

шитье,  тесьма

 кружево, аппликация)

Освоение  технологиче-ских  знаний

Объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные  методы  обучения,  показ  презентации.

Предметные.

Учащиеся должны быть знакомы с видами  обработки  фартука

Метапредметные

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

6.

Практическая  работа

Вводный инструктаж: объяснение хода работы (на доске), с записью в тетрадь.

Обход рабочих мест, выявление затруднений в работе учащихся, предупреждение брака.

Самостояте-

льно

выбирают  материал  для  отделки  фартука

Практическая работа, текущий инструктаж, межоперационный контроль

Метапредметные

У учащихся должны быть сформированы навыки по отделке  фартука Личночтные

Ученик  научится  работать  творчески,

самостоятельно

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Просмотр  отделочных  работ  на  готовых  изделиях  и  обмен  впечатлениями

Что  получилось  из  задуманного  что  не  получилось,

почему  ?

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники и в  тетради задание.

Личностные: Формирование интереса  к  кулинарии

Учиться  работать  самостоятельно

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии "Виды отделки швейных изделий"

Конспект урока по технологии.ТЕМА:   ВИДЫ ОТДЕЛКИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ...

Варианты отделки фартука

Разработка урока  6 класса на тему "Варианты отделки фартука"...

интегрированный урок ИЗО + технология "Декоративная отделка изделия"

Тема урока: Технология обработки древесины. Декоративная отделка разделочной доски. Урок  комбинированный с использованием ИКТ....

Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс

Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс...

Технологическая карта урока технологии "Варианты отделки фартука", 5 класс

Технологическая карта урока "Варианты отделки фартука"  по предмету технология ведения дома для обучающихся 5 класса.Тип урока:  повторительно-обобщающий урок, закрепление изученно...

Конспект урока по технологии 5класс "Конструирование фартука"

Работа представляет собой  подробный  проект урока по обозначенной теме «Построение чертежа швейного изделия (фартук и косынка) в М 1:4», где  изложены вс...