Программа по курсу "Художественная обработка материалов" для (5-6 классов )
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Киричинская Оксана Фёдоровна

Программа по декоративному вышиванию, нитяной графики, аппликации из соломки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «СОШ  № 9»

Программа  обучения   по  курсу

« Художественная обработка материалов»

Разработала  и оформила  

учитель технологии

Киричинская О.Ф.

Троицк  2011 год

Пояснительная  записка  

Эстетическое воспитание средствами искусства – это шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Подростковому возрасту характерен повышенный интерес к окружающему миру. Подросток, входящий в мир искусства, остро чувствует уродливое и безобразное, доброе и хорошее.

Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется в двух одинаково важных аспектах: художественном и технологическом. Есть основание говорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий, органично сочетающих в себе художественно – эстетические и технико-технологические аспекты, и о приобретении в результате обучения художественно – технологических умений.

Организация творческой декоративно – художественной деятельности детей - одно из условий успешности формирования их технологической культуры

Отличительной особенностью курса является изучение декоративно – прикладного творчества. Используемые разделы и темы позволят образно, эстетически воспринимать произведения искусства, окружающую действительность, будут способствовать развитию художественно – образного мышления и творческой деятельности.

Природа декоративно – прикладного искусства корнями связана с народным искусством, которая соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную, это вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно -эстетическими свойствами, но в тоже время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения. ДПИ – один из самых древних видов искусства, оно живет вокруг нас в одежде, тканях, в посуде, в архитектурных сооружениях.

Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях, продолжается в школе, как на уроках технологии, так и на занятиях декоративно - прикладного творчества.

На уроках учащиеся знакомятся с народно – художественными промыслами, учатся понимать язык искусства, видеть идейное, художественное совершенство, расширять свой кругозор, учатся применять полученные знания и умения на практике. Знакомятся с историей мирового декоративно – прикладного искусства, овладевают принципами проектирования изделий.

        Данная программа будет реализована в системе основного образования.

В содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов. Один из них «Художественная обработка материалов». С видами художественной  обработки материалов уч-ся начинают знакомство с 5 – го класса, и продолжают до 11 класса. Учебный план отводит на изучения данного раздела от 6 до 14 часов.

            Программа предлагает по сложности задания, ориентированные на подростковый возраст,  предусматривается теоретическая и практическая работа, в зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические; чаще всего они сочетаются. При планировании занятий учтены особенности детей, степень их подготовленности, уровень имеющихся знаний, умений и навыков, поэтому используются разноуровневые задания, применяется индивидуальный подход к обучению. Во всех случаях выполнение заданий способствует познавательной активности учащихся, усиливает их эстетическую восприимчивость, развивает их художественный вкус и творческие способности.

Программа предусматривает следующие разделы:

  • Декоративное вышивание
  • Нитяная графика
  • Аппликация из природных материалов

Цель программы:

Формирование у учащихся художественной культуры и интереса к традициям народного и декоративного творчества.

Задачи:

Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.

Формирование и совершенствование практических умений и навыков художественно – творческой деятельности

Воспитание художественного вкуса

                  Календарно – тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Декоративное вышивание

14ч

1

Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты.

2 ч

2

Выполнение образцов декоративных швов

2 ч

3

Подготовка схем эскизов, Подготовка материалов

2 ч

4

Вышивание декоративных панно

4 ч

5

Оформление изделий

2 ч

Раздел

Кол-во часов

Нитяная графика

14 ч

1

Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты. Заполнение угла

2 ч

2

Заполнение окружности

2

3

Выполнение фигурных элементов

2

4

Подготовка схем эскизов, Подготовка материалов

2

5

Выполнение композиций

4

6

Оформление изделий

2

Раздел

Кол-во часов

Аппликация из природного материала

14 ч

1

Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты. Выполнение образцов.

2

2

Подготовка эскизов, рисунков, материалов

2

3

Выполнение основных элементов

2

4

Выполнение второстепенных элементов

2

5

Подготовка фона. Сборка деталей на фоне.

2

6

Составление и оформление композиций

2

7

Оформление изделий

2

                           

Содержание программы

        Программа предусматривает изучение различных техник, совершенствование практических умений, навыков  в обработке различных материалов. Уч-ся изучают основы композиции, цветоведение, технологию художественной обработки материалов.

На основе принципа обработки материалов складывается система построения формы. Как известно, в основе создания изделий лежит художественный образ. Органическая связь интерьера с украшениями, единство декоративной и утилитарной функции, ансамблевость изделий, чувство материала – обязательные условия для создания подлинно художественных произведений.

По каждому из разделов следует проводить художествено-содержательный анализ: как форма изделия, декор, техника исполнения согласуется с материалом и его назначением. На уроках уч-ся предлагается выполнение творческих работ, то есть по своему замыслу и по готовому образцу

Так, проектирование сюжетных композиций, должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что помогает развить у уч-ся чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора.

В процессе изготовления художественных изделий следует обращать внимание на то, чтобы  выполняемые изделия имели определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечали эстетическим  требованиям.  

Разработанный курс является составной частью образовательной программы по «Технологии», способствует развитию творческих способностей.

Раздел 1

Декоративное вышивание

История развития вышивки. Демонстрация образцов. Анализ готовых изделий. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Материалы и инструменты для вышивания. Виды  швов. Правила вышивания по контуру, по схеме. Применение и использование. Т.Б.

Практическая работа: выполнение образцов декоративных швов. Вышивание работ по схемам или по собственному проекту.

Уч – ся должны знать:

Виды декоративно – прикладного искусства.

Виды вышивания

Уч – ся должны уметь:

Подобрать материалы для вышивки

Выполнять декоративные швы

Эстетично оформлять изделия

Объекты труда:

Сувениры, салфетки, декоративные панно.

Творческие задания:

Разработка рисунков, схем по своему замыслу

 

                                           Раздел 2

Нитяная графика

История возникновения изонити. Основы техники Демонстрация образцов. Анализ готовых изделий. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Материалы и инструменты. Правила заполнения угла, окружности, художественных элементов. Применение и использование. Т.Б.

Практическая работа:

Изготовление композиций по готовому образцу или  по собственному проекту.

Уч – ся должны знать

Знать основные приемы выполнения изонити

Уч – ся должны уметь:

Выполнять элементы изучаемой техники

Составлять композиции.

Эстетично оформлять готовые изделия

Объекты труда:

Сувениры, декоративные панно

 Творческие задания:

Разработка рисунков, схем по своему замыслу

.

Раздел 3

Аппликация из природных материалов

Основные сведения о аппликации. Виды и применение  аппликации в оформлении интерьера помещения. Виды материалов, используемых для аппликации. Технологические  и физико-механические свойства бересты и соломки. Основные приемы аппликации. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Т.Б

Практическая работа:

Изготовление открыток, декоративных панно.

Уч – ся должны знать:

Основные приемы выполнения аппликации

Правила техники безопасности.

Уч – ся должны уметь:

Выполнять плоскую и объемную аппликацию

Составлять композиции в соответствии с правилами

Эстетично оформлять изделия

Объекты труда:

Сувениры, декоративные панно

 Творческие задания:

Разработка изделий  по своему замыслу

.

Используемая литература

Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. М., Просвещение 1998г

Белякова А.В. Игрушки из природного материала. М., АСТ – 2008г

Гусакова О.В. Аппликация. М., Просвещение 1992г  

Молотобарова  О.С. Художественная вышивка. М. «Просвещение», 19996г

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство М., Просвещение 1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особо...

Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"

Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...

Программа Художественная обработка древесины 5-9 классы

Содержание предлагаемой программы  по обучению учащихся 5–9 классов резьбе по дереву и изготовлению художественных изделий из древесины направлено: на воспитание художественной культур...

Рабочая программа дополнительного образования "кружка"Художественная обработка древесины "5-6 класса

Рабочая программа внеурочной деетельности составлена из расчета 2 часа в неделю ,для учащихся 5-6 классов .Для 6класса второй год обучения...

Рабочая программа дополнительного образования внеурочной деетельности "Художественная обработка древесины "5-6 класса

Образовательная  дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения,  носит как индивидуальный, так и груп...

Методическая разработка темы «Кодирование и обработка числовой информации» образовательной программы по информатике и ИКТ в 9 классе

В данной методической разработке освящены: актуальность темы, значимость темы в дальнейшем обучении школьников, системы форм контроля достижения учащихся, методы, формы и технологии обучения. Также пр...

Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...