Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе
элективный курс по технологии (8 класс) на тему

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности,  в том числе занятия ручными ремеслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_hudozhestvennaya_obrabotka_materialov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса

«Художественная  обработка  материалов» в 8 классе

Модуль 1 «Лоскутная  пластика » - 9 часов

Модуль 2  «Вышивание» - 8

Пояснительная записка

Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.

Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию.

Настоящая программа составлена  на базе  материалов учебников «Технология» для учащихся 7-8 классов под редакцией В.Д.Симоненко,   «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4, 5-11 классы» подготовлена научным коллективом «Технология» Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, М.: Просвещение, 2007, Интернет - источников, «Технология. Рабочие программы, элективные курсы», Методическое пособие авторы Л.Н Бобровская, Е.А.Сапрыкина и др., М.: Глобус, 2008 год (Образовательный стандарт)  и предназначена для учащихся 8 класса.

Программа состоит из двух модулей: «Лоскутная  пластика» - 9 часов и «Вышивание» - 8 часов.

Цели курса:

- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;

- создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Основные задачи:

- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;

- формирование знаний и умений для выполнения практических работ;

- ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;

- раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;

- привитие любви к традиционным народным видам искусства;

- развитие художественных и творческих способностей у учащихся.

        Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

        В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов;

- основные правила композиционного построения декоративных элементов вышивки;

- основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-прикладного характера и соотношение с формой изделия;

- виды простейших приемов вышивки и лоскутной пластики;

- материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;

- правила организации рабочего места и требования безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

- определять вид переплетения ткани, ее качество и фактуру:

- определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;

- выполнять простейшие швы художественной вышивки;

- обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы в лоскутной технике.

В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачетные уроки. На  занятиях предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы, образцы изделий.

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используются текущий, периодический, итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов и карточек-заданий.

Основные компоненты содержания модуля

«Лоскутная  пластика»

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Образовательный продукт

всего

теория

практика

Модуль 1 «Лоскутная  пластика»

1

Охрана труда

1

1

Памятка по технике безопасности

2

Основы художественного проектирования изделий

1

1

Конспект

3

Цветоведение

2

1

1

Конспект. Алгоритм сочетания цветов.

4

Основы лоскутного шитья

5

1

4

Готовый элемент изделия

И т о г о

9

4

5

Содержание модуля  «Лоскутная  пластика»

  1. Охрана труда.

Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.

Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем  месте. Инструкция по технике безопасности.

  1. Основы художественного проектирования изделий.

Виды композиции. Понятие о композиции. Характер композиции. Ритм. Орнамент.

Основные законы и свойства композиции (целостность композиции, ограниченность, связанность, компактность, выразительность).

  1. Цветоведение.

Природа цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные тона. Цветовой круг.

Гармоническое сочетание цветов. Цветовое сочетание. Правила и законы цветового круга.

  1. Основы лоскутного шитья.

Материаловедение.

Классификация волокон. Основные свойства тканей, ткацкие переплетения. Фактура ткани. Клеевые и прокладочные материалы. Расход ткани. Предварительная обрботка и уход за лоскутными изделиями.

Проектирование узоров лоскутной пластики.

Определение формы узора и ее зависимость от вида и свойств материала. Изготовление шаблонов узора.

Раскрой узоров по шаблонам.

Инструменты для изготовления шаблонов. Предварительная обработка материалов. Расположение шаблонов на ткани. Обмеловка. Раскрой элементов узора.

Методы шитья. Технология лоскутной пластики.

Ручное и машинное шитье. Использование булавок при сметывании деталей узора. Последовательность сметывания.  Технология сметывания  и стачивания деталей узора. Влажно-тепловая обработка сшиваемого изделия. Окончательная отделка лоскутного изделия.

Основные компоненты содержания модуля

«Вышивание»

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Образовательный продукт

всего

теория

практика

Модуль 2 «Вышивание»

1

Охрана труда

1

1

Памятка по технике безопасности

5

Основы художественной вышивки

7

1

6

Готовый элемент вышивки

И т о г о

8

2

6

Содержание модуля  «Вышивание»

1.Охрана труда.

Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.

Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем  месте. Инструкция по технике безопасности.

  1. Основы художественной вышивки.

Традиционные виды вышивки. Мастера вышивки.

Виды вышивки, традиционно используемые материалы.

Инструменты и подготовка к вышивке.

Ручная и машинная вышивка. Образцы. Инструменты, приспособления и маар\териалы. Форма пялец, подготовка пялец к работе. Раскрой и обработка ткани. Поиск мотива.

Разметка рисунка.

Распределение вышивки на образце ткани. Начало работы.

Подготовка нитей и закрепление их на ткани.

Виды нитей. Размер нити. Заготовка нитей. Начало и конец работы. Способы закрепления нити.

Технология выполнения швов.

Технология выполнения работы при условии ее начала снизу, сверху или из середины

Литература

Лоскутное  шитье:

И.Ю.Муханова, «Лоскутное шитье в современном стиле», М., Олма-Пресс, 2003г.

Т.А.Мазурок, «Лоскутное шитье: от ремесла к искусству», С-П, Паритет, 2000г.

Ким Х.Риттер, «Стеганные лоскутики», М., Эксмо-Пресс, 2000г.

М.Максимова, «Лоскутики», М., Эксмо-Пресс, 2000г.

О.И.Нагель, «Художественное лоскутное шитье», М., Школа Пресс, 2000г.

Вышивание:

Максимова М. Вышивка: первые шаги. М.: Эксмо-Пресс, 2000г.

Иванова А. Ручное вышивание. Культура и традиции, М.: 2004г.

Андреева И.А. Энциклопедия: шитье и рукоделие. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г.

Джейн Гринофф. Вышивка крестиком.  М.: Эксмо, 2005г.

Энн Кокс. Вышивка шелковыми ленточками. М.: Кристина и К, 2002г.

Молотобарова О.С. Учите детей вышивать.  М.: Владос, 2003г.

Иванова А.А. Вышивка в интерьере, М.: Олма-Пресс, 2003г.

Власова А.А. Уроки рукоделия.  С-П.: Кристалл, 1992г.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса

«Художественная  обработка  материалов» в 8 классе

Модуль 1 «Лоскутная  пластика»

№ урока

Наименование раздела, урока

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Охрана труда

2

Основы художественного проектирования изделий

3

Цветоведение. Природа цвета.

4

Гармоническое сочетание цветов

5

Основы лоскутного шитья

Материаловедение.

6

Проектирование узоров лоскутной пластики.

7

Раскрой узоров

8

Методы шитья. Технология лоскутной пластики.

9

Методы шитья. Технология лоскутной пластики.

И т о г о

Модуль 2 «Вышивание»

№ п/п

Наименование раздела

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Охрана труда

2

Традиционные виды вышивки. Мастера вышивки.

3

Инструменты и подготовка к вышивке.

4

Распределение вышивки на образце ткани. Начало работы.

5

Вышивка крестиком по канве «Аида»

6

Вышивка крестиком по ровнотканому полотну.

7

Двусторонний, двойной и длинный крестики.

8

Окончательная обработка.

И т о г о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Программа элективного курса «Обработка графики»

Авторская программа В курсе информатики и ИКТ существуют разделы по созданию, редактированию графических файлов в Paint, MS Power Point, MS Word. Данный курс  позволит учащимся приобрести навыки...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...