Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Осипов Олег Анатольевич

Пояснительная записка.

 

   Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

    Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

 В 5 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов.

     Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

     Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

-        освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-        развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-        получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

•        приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

•        овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;

•        освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.

    В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.

    Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях исползования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-комуникативной компетенции учащихся.

  В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.

  В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.

  В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.

   Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

    Методы и формы организации учебного процесса

  Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.

  Формы и методы контроля

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.

Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.

   Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.

Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.

   В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разра­ботанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.

    В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_5_klass._tekhnologiya.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты –Мансийского автономного округа –Югры

«Специальная учебно –воспитательная школа №2»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2»

___________________/ О.Н. Караваева

                                             (Ф.И.О.)

«_____»___________________________2014г

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. Директора КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2»

_______________________/ В.Т. Гречаная

Приказ № ______от «___»______________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Технология

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(II ступень)

г. Сургут 2014 г.

Составитель: программы по технологии   Осипов О.А. ,

Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

В данной программе предложены разделы изучения технологии в 5 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.

Председатель методического совета_______________                В.Т. Гречаная

                                        (подпись)                                                                                            (Ф.И.О.)

Одобрена методическим объединением учителей,

протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.

Руководитель        ________________        ___________________________

                                  (подпись)                                                        (Ф.И.О.)

Пояснительная записка.

   Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

    Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

 В 5 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов.

     Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

     Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

-        освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-        развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-        получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

•        приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

•        овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;

•        освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.

    В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.

    Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях исползования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-комуникативной компетенции учащихся.

  В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.

  В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.

  В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.

   Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. 

    Методы и формы организации учебного процесса

  Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.

  Формы и методы контроля

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.

Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.

   Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.

Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.

   В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разра­ботанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.

    В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.


                                                                      Тематическое планирование по технологии 5 класса

№ п/п

Тема раздела (блока)

Кол-во часов

Краткое содержание

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1.

Введение

1

Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской.

УДЗ:

-сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской.

2.

Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.

22

Древесина как природный конструкционный материал.

Пиломатериалы. Древесные материалы.

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Графическое изображение изделий.

Последовательность изготовления деталей из древесины.

Разметка заготовок из древесины.

Пиление заготовок из древесины.

Строгание заготовок из древесины.

Сверление отверстий в деталях из древесины.

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупами. Соединение деталей из древесины клеем. Зачистка поверхности деталей из древесины.

 

УДЗ:

- виды древесных материалов, пиломатериалов;

- сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства;

- отличие изделия от детали; типы графических изображений;

- основные этапы технологического процесса; на значение технологической карты, её содержание; основные технологические операции.

- правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.

- инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой;

УДУ:

- организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту.

- определять последовательность изготовления детали по технологической карте.

- выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала.

- закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра

-выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем.

3.

Декоративно-прикладное творчество

6

Защитная и декоративная отделка изделий из

древесины.

Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву.

Работа над творческим проектом.

Понятие о машине и механизме.

УДЗ:

- различные приёмы

художественной обработки

древесины; инструменты для

такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной

работы.

УДУ:

-выполнять защитную и декоративную отделку

изделий с соблюдением правил безопасной работы.

4.

Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.

22

Понятие о машине и механизме.

Рабочее место для ручной обработки металла.

Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение деталей из металла. Технологический процесс изготовления изделий из металла.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.

Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Получение отверстий в металлических заготовках.

Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём.

УДЗ:

- основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла;

- устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда.

- различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей.

- назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки;

- правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки;

- назначение операций резания и зачистки;

- о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки.

 

УДУ:

- читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки;

- читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки;

-сопоставлять порядок слов в предложении;

 - выполнять резание заготовок;

- о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки;

- выполнять соединения деталей фальцевым швом и заклепочным соединением.

5.

Технологии ведения дома.

12

Гигиена жилого помещения.

Уход за одеждой, обувью, мебелью, книгами. Уборка помещения.

Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.

Культура поведения в семье.

Семейные праздники. Подарки. Переписка.

УДЗ:

- понятие интерьер, требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон.

- последовательность операций во время уборки помещений;

- основные требования к режиму дня школьника;

- понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми.

- правила приглашения и приёма гостей.

- понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи.

УДУ:

- анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики.

-  планировать свой день; рационально питаться;

- выполнять уборку помещений, ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами.

- использовать знания правил поведения на практике.

6.

Информационные технологии.

7

Информационные технологии. Графический редактор.

Текстовый редактор.

Калькулятор.

УДЗ:

-сущность понятия информация, информационная технология; виды редакторов; назначение графического редактора.

- назначение текстового редактора; содержание операций макетирование и форматирования текстовых документов.

- назначение калькуляторов, компьютерной программы «Калькулятор»; устройство и работу современного калькулятора.

УДУ:

- выполнять рисунки, эскизы с помощью графического редактора

- выбирать макет страницы; набирать текст; форматировать текстовый документ

-делать расчёты с использованием компьютерной

программы.

7.

Проектная деятельность.

6

Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта.

УДЗ:

- этапы творческого

проекта, их содержание; на-

правления проектных работ;

правила составления техно-

логической последовательности изготовления изделия.

УДУ:

- выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие;

обосновать свой выбор темы,

технологии изготовления изделия.

Учебно-методический комплекс

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический

материал

Дополнительная

литература

В. Д. Симоненко

/авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

Технология 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издание третье, переработанное.

Москва

Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

О.В. Павлова.

Развернутое тематическое планирование Технология 5 – 9 класс

(вариант для мальчиков), изд. Учитель, 2008 г. Последние издание 2011 г.

Ю.А. Жадаев, Поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д. Симоненко.

Рихвк Э., Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков. / Э.Рихвк. – М.: Просвещение, 1984.

Самородский, П.С. Технологии ведения дома в 5-8 классах: Технический труд: метод. пособие/ П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007

Наглядные пособия.

Тищенко, А.Т. Технология. Технический труд: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица,

 Н. А. Буглаева; под ред. В.Д. Симоненко.  – М.: Вентана-Граф , 2010.

К. Бешенков. Методика обучения технологии. 5-9 классы. Дрофа. 2003.

С. Н. Чистякова. Твоя профессиональная карьера. М.:Просвещение, 2000.

И. А. Сасова. Технология 5класс. Сборник проектов. М.:Вентана Граф, 2003.

Технология. Программно-методические материалы. 5-11кл. М.:Дрофа, 2001

Богатырёв А.Н. Коптелов А.В. Некрасова Г.Н.. Учителю технологии о современных информационных технологиях: Учебное

пособие. – Киров: Изд-во ВГПУ,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по технологии для девочек и мальчиков 5 класса.

Данная рабочая программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек (гендерный подход) на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по у...

Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -

Пояснительная записка.     Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» состав­лена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...