Экскурсия по образовательной области «Технология»
учебно-методический материал по технологии на тему

Сидорова Валентина Владимировна

Приоритетная роль ОО «Технология» заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, а так же  адаптации к новым социально-экономическим условиям.

В условиях сельских малокомплектных школ, где обострена проблема кадрового и материально-технического обеспечения остро встает вопрос о необходимости реализации интегрированных образовательных программ ОО «Технология» для неделимых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_k_seminaru.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по  образовательной области «Технология»

В соответствии с ФГОС второго поколения сегодня обучение направлено не на минимум базовых знаний, а на развитие личности на основе деятельности, т.е. на твёрдые знания и умения, которые учащийся должен суметь применить в последующей учебной практической деятельности, на развитие самостоятельного технологического мышления.

 Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их  к жизни   в высокотехнологичном конкурентном мире.

Приоритетная роль ОО «Технология» заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, а так же  адаптации к новым социально-экономическим условиям.

В условиях сельских малокомплектных школ, где обострена проблема кадрового и материально-технического обеспечения остро встает вопрос о необходимости реализации интегрированных образовательных программ ОО «Технология» для неделимых классов.

Программы разрабатываются на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Они позволяют учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, отражают распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуют последовательность их изучения с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Базовыми для интегрированной программы в неделимых классах являются блоки: «Дизайн пришкольного участка», «Технология обработки пищевых продуктов», «Культура дома», «Художественная обработка материалов», «Ремонтные работы в быту», «Технология обработки конструкционных материалов», «Домашняя экономика», Проектная деятельность, «Профессиональное самоопределение».

Такая программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

Уважаемые коллеги и гости! Приглашаю вас совершить «экскурсию» по некоторым разделам ОО «Технология» в стенах  школьного музейно – выставочного комплекса.

Перед вами - экспозиции обучающихся 5 – 8 классов, а так же выпускников недавних лет.

Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка, но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов.

На знакомство и работу на участке отводится осеннее – весенний период (сентябрь – октябрь, апрель – май). На фото  ребята проводят уборку школьной территории, опыты, наблюдения, осуществляют уход за растениями, собирают семена. Вот так выглядел школьный участок летом 2014 года. Каждый год мы с ребятами собираем флористические букеты, как напоминание о ярком цветущем лете. Они перед вами.

Блок «Технология обработки пищевых продуктов» в рамках школьных уроков рассматривается на уровне теоретического ознакомления. Так как процесс приготовления пищи ежедневный, задача учителя довести до сведения обучающихся, что  они обязаны знать правила ТБ, приготовления пищи, сервировки стола, этикета и  т.д. Уроки модуля «Кулинария» строятся следующим образом: дети получают теоретические сведения, а домашнее задание выполняют под присмотром или совместно с родителями – готовят блюда и приносят на следующий урок для совместной дигустации. Чтобы узнать технологию приготовления того или иного блюда,  проводятся уроки по теме «К нам гости пришли», «День рождения», и т.д., на которых происходит изучение следующих тем: сервировка стола, обучение правилам этикета, умение дарить подарки,  презентовать блюдо. Совместное обучение мальчишек и девчонок на таких уроках даёт положительный результат в плане общения, привития общетрудовых навыков, знания правил этикета и поведения.  

Блок «Культура дома» состоит из следующих модулей: «Интерьер жилого дома», «Растения и их роль в интерьере», «Освещение жилища», «Научная организация труда и гигиена жилища» и др. За годы работы накоплен материал по проведению интегрированных уроков. Связь с рисованием, черчением, литературой, историей, ботаникой позволяет закреплять и применять знания на практике.  Большая, неоценимая роль принадлежит родителям, которые, принимают посильное  участие в выполнении  детьми домашнего задания. Такие совместные виды деятельности сближают детей и взрослых, вызывают интерес у детей к семейным традициям.  Просмотр рисунков, сочинений, очерков.

  Руководствуясь принципами ФГОС,  побуждаю детей к творческому поиску: посредством Интернета находить необходимую информацию и преподносить на обсуждение одноклассникам в виде докладов, рефератов, сообщений. Нужные сведения записываем в рабочие тетради, которые заводятся с 5 класса и ведутся на протяжении всего курса обучения. Обзор  рабочих тетрадей  обучающихся.

        Блок  «Художественная обработка материалов» предусматривает изготовление изделий из  бумаги, картона, дерева, проволоки, тканей, ниток, пуговиц и т.д.  Изучая особенности и свойства  материалов,  у детей накапливаются ЗУН, которые в дальнейшем будут базовыми при изготовлении и использовании  изделий.

Работа интересна, когда у детей в наличии имеются необходимые инструменты и приспособления, будь то набор крючков, ниток, проволока, прибор для выжигания, нож для резьбы по дереву. Одновременно могут работать и мальчики и девочки, воодушевлённые одной идеей. Вот где проявляется творчество, полёт мысли, самостоятельность, индивидуальность. Урок может носить соревновательный характер, быть чисто практическим, а закончиться вернисажем. Только когда дети видят результаты своего труда, у них появляется желание творить, и обязательно дорожить изделием, знать ему цену и место.  Перед вами эти работы.

        Начиная с 5 класса, большое внимание уделяется модулю «Вышивка». Перед вами работы выпускников прошлых лет. В те годы много времени уделялось вышивке гладью. Работа мелкой моторики рук «заставляет» активизировать мозговую деятельность ребёнка, что способствует лучшему усвоению учебного материала по другим предметам. Воспитание усидчивости, развитие внимания, глазомера, чего так не хватает мальчикам, даёт свои результаты. Обращаю ваше внимание на работы ребят 6 класса, которые они выполняли в прошлом учебном году.

Я неслучайно вначале экскурсии упомянула о работах выпускников прошлых лет. Знакомство с их работами,  «подталкивает» и нацеливает сегодняшних ребят на конечный результат. Результаты своих работ они  всегда видят на выставках, фотографиях, которые обновляются с периодичностью, кроме того  используют в качестве подарка своим близким.  

Мальчики отличаются чёткостью в работе, чистотой, аккуратностью.  

Ни один другой предмет не открывает учащимся такого простора для развития их творческой активности, самореализации их способностей, трудового становления как технология. Правильный  подход к осуществлению взаимосвязи наук и трудового обучения позволяет полнее раскрыть перед учащимися объективные законы природы и общества, дать обобщенные понятия закономерностей экономики, производства и социальной жизни общества. Всё это подводит к пониманию необходимости проведения интегрированных уроков. Взаимодействие с учителями  музыки, искусства, МХК, литературы, позволяет расширить, обогатить и дополнить знания обучающихся в той или иной предметной области.

Согласно ФГОС в современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности учителя и учеников. Учитель должен стать модератором, организатором деятельности учащихся, методистом, тьютором.

В 7 - 8 классах добавляются  блоки «Электротехнические, ремонтно – отделочные и санитарно – технические работы» Материал отбирается и объединяется в темы, которые в жизненных ситуациях будут  необходимы всем участникам образовательного процесса.

Блок «Технология обработки конструкционных материалов» предусматривает изготовление швейных изделий и изделий из древесины. Модули «Оборудование», «Материаловедение», «Конструирование и моделирование», «Технология» создают базу для ознакомления с будущими профессиями.

Блок «Домашняя экономика» для обучающихся 8 класса интересен  и разнообразен. Они  знакомятся с ведением домашнего хозяйства, решают задачи и делают экономические расчёты, тем самым узнают, как поступают доходы в семью и происходят расходы. Обычно такие уроки проходят в форме «мозгового штурма», дискуссий и т.д.

Проектная деятельность строится таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, обучающиеся имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще пользоваться материалами и инструментами, а так же  осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.

Блок «Профессиональное самоопределение» позволяет ребёнку на каждом этапе школьного курса обучения постепенно осознавать и пробовать себя в той или иной области деятельности. Такие уроки всегда проходят интересно, насыщенно.

Ежегодное посещение средних профессиональных учреждений города на День открытых дверей  способствует выбору будущей профессии. Наши выпускники выбирают профессии повара, портного, строителя, архитектора, бухгалтера, коммерсанта.

Вашему вниманию представлен стенд: «Они выбрали профессию – учитель», статья  в газете «Согласие» о преподавателе Моршанского многоотраслевого техникума, бывшей выпускнице школы. Это говорит о том, что посеянное в детские души «разумное, доброе, вечное» даёт свои результаты. В этом моё предназначение.

Этот раздел подводит итог  всему курсу обучения ОО «Технология».

 Взятая за основу блочно – модульная система и разработанная мной программа  в соответствии с условиями школы, подтверждает, что работа по учебникам «Технология» С.Д. Симоненко осуществима,  доступна и, что  выпускник основной школы, будет  обладать  универсальными учебными действиями, основанными на материале учебных основ наук. Так предусматривают  ФГОСы второго поколения.

«Портрет выпускника основной школы»:

     - ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение  профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".

Выступление на городском семинаре для окружных и районных методистов г. Москвы «Музейная педагогика в образовательной области «Технология»....

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Календарно - тематическое планирование по образовательной области "Технология" направлению "Индустриальные технологии" 5 класс ФГОС второго поколения.

В 2015-2016 учебном году школа переходит на ФГОС второго поколения утвержденном приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897. В соотв...

Методические рекомендации «Основы преподавания предметной области «Технология» модуля «Художественная обработка материала»» направление: «Технологии ведения дома»

Методические рекомендации «Основы преподавания  предметной области «Технология»  модуля «Художественная обработка материала»»  направление: «Технологии ведения дома»...

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...