Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Орехова Татьяна Константиновна

Элективный курс  по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Технический прогресс неразрывно связан с высокой графической культурой человека. Механизация и автоматизация производства коренным образом меняет не только характер трудовой деятельности, но и предполагает наличие определенных соответственных требований к  технической  подготовке  учащихся-выпускников. Техническое графическое образование учащихся связано с умениями и навыками свободного составления конструкторской документации и чтения чертежей. В свете требований современной науки и техники необходимо обратить внимание на улучшение графической подготовки учащихся, оканчивающих общеобразовательную школу. При сокращении учебных часов в средней школе по основной программе курса « Черчение», сохраняется возможность продолжить графическое образование в рамках элективного курса.

        В современном производстве к чертежу предъявляются большие требования. Знание их, умение понимать различные обозначения, принятые для выполнения чертежей, необходимы для широкого круга специалистов. Статистический обзор сведений о продолжении обучения выпускников школы №132 показывает, что в основном юноши поступают в технические училища и лицеи ( лицей метростроя, Невский политехнический лицей, лицей автосервиса, электромашиностроительный профессиональный лицей,

Профессиональные училища № 107, №43 и др.) Обучение в колледжах на машиностроительных специальностях также требует от учащихся пространственного представления и мышления в процессе выполнения различных курсовых графических работ.

       Согласно современным принципам обучения учащимся предлагается усвоить основной курс черчения за 1 год обучения ( 8 класс-34 часа). Однако, необходимо применить принцип систематического изучения предмета черчения в соответствии с его построением и внутренней логикой.          

Каждое звено знаний прочно усваивается только тогда, когда основывается на хорошо усвоенных предыдущих знаниях. Приобретение и усвоение учащимися системы знаний, умений и навыков обеспечивает последовательное развитие познавательной деятельности. Целесообразно изучение  элективного курса в течение второго года обучения ( 9 класс) , как дополнение и продолжение первого года обучения. Программа подчеркивает необходимость самостоятельности учащихся при выполнении графических работ, что способствует повышению качества знаний и совершенствованию навыков в области черчения.

          Предпосылкой для создания данной программы послужила необходимость  графического профильного образования учащихся для успешного обучения черчению в рамках освоения слесарных, токарных специальностей ( слесарь механосборочных работ и т.п.) машиностроительного направления. Программа составлена для второго года обучения ( 9 класс) и рассчитана на 22 часа. При составлении программы данного курса были использованы материалы элективного курса « Пространственное мышление», разработанного учителем черчения высшей категории  Тюшовой Е.В. школы № 635 Приморского района.

Цели:

  • Образовательная:

Развитие знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

  • Развивающая:

Приобщение учащихся к графической культуре.

  • Воспитательная:

Воспитание интереса к техническому творчеству при овладении техническими специальностями.

Задачи:

  • Формирование представлений о графических средствах отображения и создания информации.
  • Изучение и овладение методами, способами и средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности.
  • Развитие пространственного воображения и представления, а также пространственного абстрактного мышления.
  • Обучение чтению и выполнению чертежей (эскизов), аксонометрических проекций.
  • Ознакомление с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического конструирования.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

         Применяемые методы обучения соответствуют особенностям учащихся и уровню их развития.

От легкого к трудному:

  • Рассматривание и решение графических задач от легких к трудным по проекционному черчению.

От известного к неизвестному:

  • Изложение нового материала опирается на ранее изученную тему.

От простого к сложному:

Сначала усвоение простого материала, а затем более сложного, требующего глубокого раскрытия изучаемого вопроса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Разделы программы содержат не только изложение основного теоретического материала, но и подразумевают графическую и практическую деятельность учащихся.

Тема. Обобщение сведений о способах проецирования  (1 час)

Прямоугольное и косоугольное проецирование. Виды на чертеже. Проекционная связь. Нанесение размеров.

Тема. Сечения (3 часа)

Назначение сечений. Классификация и обозначение. Исключение из правил. Практическая графическая работа.

Тема. Разрезы ( 8 часов)

Назначение разрезов. Различие между сечением и разрезом.  Классификация и обозначения разрезов. Простые разрезы. Практическая  графическая  работа. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Соединение половины вида и половины разреза. Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Ломаный разрез. Особенности выполнения разрезов в аксонометрии. Удаление четвертой части. Направление штриховки. Выполнение чертежа детали с применением целесообразного  разреза. Практическая графическая работа.

Тема. Типовые соединения. Сборочные чертежи (8 часов)

Классификация соединений. Разъемные резьбовые соединения. Обозначение резьбы. Нерезьбовые соединения. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Особенности выполнения сборочных чертежей. Деталирование  сборочных чертежей. Практическая графическая работа.

Итоговый контроль (3 часа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          При изучении сложных разрезов и сечений основное внимание уделяется проекционным понятиям. Обучение чтению сборочных чертежей рекомендуется проводить в определенной последовательности считывания информации об изделии для формирования сведений о геометрической форме изделия, об его составных частях, способах соединения деталей. В заключительном этапе курса подразумевается  самооценка и самоконтроль знаний  и  умений  учащихся, рефлексирующих свою деятельность.

При изучении темы Сечения

  • Необходимо показать целесообразность применения сечений  на примерах.
  • Выработать умение определять положение секущей плоскости для получения необходимого сечения , а также выбирать тот тип сечения, который необходим в каждом конкретном случае для определенных деталей.
  • Рассмотреть различные варианты расположения сечений и обозначений.
  • При анализе работ отметить заключение, что основное назначение сечений-показать на чертеже поперечную форму отдельных элементов деталей.

При изучении темы Разрезы:

  • При рассмотрении изображений соединения части вида и части разреза, а также половины вида и половины разреза, показать, какое из этих изображений наилучшим образом дает представление о внешней и внутренней форме предмета.
  • Подчеркнуть, что местный разрез выделяется на виде сплошной волнистой линией, которая не должна совпадать с какими-либо другими линиями на изображении, а также, что местный разрез всегда соединяется с видом и по нему можно судить о внутреннем устройстве предмета лишь в определенной его части.
  • При изучении особых случаев разрезов необходимо отметить о назначении тонких стенок типа ребер жесткости, обратить внимание учащихся на отдельные элементы колеса( обод, ступица, спица, диск). Показать особенности изображения этих элементов на разрезах ( при различном положении секущей плоскости).
  • При изучении сложных разрезов необходимо рассмотреть их назначение и случаи применения, каким образом выполняется ступенчатый и ломаный разрезы. Правила их оформления.

При изучении темы Сборочные чертежи:

  • При ознакомлении с различными видами соединений  обратить внимание на выполнение продольных разрезов на сборочных чертежах.
  • Рассмотреть сходство и различие между болтовым и шпилечным соединением.
  • Познакомить учащихся с условным изображением  зубчатых колес и винтовых пружин на чертеже.
  • При деталировании сборочных чертежей обратить внимание на размеры сопрягаемых деталей, а также на оформление рабочих чертежей.

ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ

         За устные ответы, графические работы и решение графических задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен  при подведении итогов сформированности знаний и умений. В конце изучения всего курса « Черчение» возможно проведение итоговой аттестации с целью проверки сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся. Сожержание  итоговой аттестации рекомендуется использовать согласно сборнику « Материалы для подготовки и проведения экзамена: Черчение 9 класс» В.В.Степакова; Министерство образования Российской Федерации, Москва, Просвещение, 2002 (Итоговая аттестация выпускников).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

      Итоговая работа должна выявить сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений. Таким образом, в результате изучения курса предполагается:

  • Развитие пространственных представлений при выполнении рабочих чертежей.
  • Умение читать сборочные чертежи.
  • Повышение уровня графического образования учащихся.
  • Более успешная адаптация выпускников школ к профильному техническому обучению.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Данная программа элективного курса реализуется в течение учебного года с ноября по май( 2; 3 и 4 четверти), либо с сентября по апрель (1; 2 и 3 четверти) в 9 классе в объеме 22 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учебное пособие для профессионального обучения рабочих на производстве- М; Высшая школа,1999.

2.  Ботвинников А.Д. Основные методы преподавания черчения -М; Просвещение,1996.

3.  Василенко Е.А.Методика обучения черчению: Учебное пособие для студентов и учащихся художественно-графических специальностей специальных учебных заведений-М; Просвещение,1990.

4.  Виноградов В.Н. Внеклассная работа по черчению в средней школе –М; Просвещение, 2004.

5.  Вышнепольский И.С. Методика преподавания в ПТО-М; ПРОФТЕХИЗДАТ,1996.

6.  Дембинский С.И. Моделирование в черчении-М; Просвещение,1987.

7.  Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся-М; издательство АПН РСФСР ,1979.

8.  Ройтман И.А.Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении-М; УЧПЕДГИЗ, 1981.

9.  Ройтман И.А. Основы машиностроения в черчении-М; Владос, 2000.

10. Степакова В.В. Материалы для подготовки и проведения экзамена. Черчение 9 класс-М; Просвещение, 2002.

11. Программа общеобразовательных учреждений.Черчение-М; Просвещение,2007.

12. Интернет-ресурс  http://cherchenie.ru.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

тема

количество часов

всего

теория

практика

1

Обобщение сведений о способах проецирования.

1

1

-

2

Сечения.                                    

3

2

1

3

 Разрезы.    

8

3

5

4

Соединения деталей

4

1

3

5

Сборочные чертежи

5

2

3

6

Подведение итогов

1

1

-

Итого

22

10

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

количество

часов

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

13

14

15

16

17

18-19

20-21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1

Обобщение сведений о способах проектирования.

Сечения. Классификация и обозначения.

Особенности выполнения сечений.

Сечения. Практическая графическая работа.

Разрезы. Назначение разрезов. Различие между сечением  и

разрезом. Классификация и обозначение разрезов.

Простые разрезы. Практическая графическая работа.

Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы. Правила   выполне-

ния разрезов. Практическая  графическая  работа.

Особые случаи разрезов ( соединение части вида и части

разреза, соединение половины вида и половины разреза). Нане-

сение размеров.

Разрезы в аксонометрии. Выполнение аксонометрии с вырезом

четверти  детали. Направление штриховки .

Сложные разрезы Ломаные разрезы. Ступенчатые разрезы.

Выполнение   чертежа детали с применением простого

разреза. Целесообразный разрез. Практическая  графическая работа.

Общие сведения о соединениях деталей. Классификация соединений

Резьбовые соединения. Виды резьбы, обозначение резьбы.

Нерезьбовые соединения. Обозначение .

Практическая графическая работа.

Неразъемные соединения. Условности при изображении .

Практическая графическая работа.

Общие  сведения о сборочных чертежах .Особенности выполнения.

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Деталирование. Выполнение курсовой графической работы.

Подведение итогов.

C:\Users\User1\Pictures\титульн.лист.jpg

Тема. Обобщение сведений о способах проецирования  (1 час)

Прямоугольное и косоугольное проецирование. Виды на чертеже. Проекционная связь. Нанесение размеров.

Тема. Сечения (8 часа)

Назначение сечений. Классификация и обозначение. Исключение из правил. Практическая графическая работа.

Тема. Разрезы (12часов)

Назначение разрезов. Различие между сечением и разрезом.  Классификация и обозначения разрезов. Простые разрезы. Практическая  графическая  работа. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Соединение половины вида и половины разреза. Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Ломаный разрез. Особенности выполнения разрезов в аксонометрии. Удаление четвертой части. Направление штриховки. Выполнение чертежа детали с применением целесообразного  разреза. Практическая графическая работа.

Тема. Типовые соединения. Сборочные чертежи (11 часов)

Классификация соединений. Разъемные резьбовые соединения. Обозначение резьбы. Нерезьбовые соединения. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Особенности выполнения сборочных чертежей. Деталирование  сборочных чертежей. Практическая графическая работа.

Итоговый контроль (2 часа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          При изучении сложных разрезов и сечений основное внимание уделяется проекционным понятиям. Обучение чтению сборочных чертежей рекомендуется проводить в определенной последовательности считывания информации об изделии для формирования сведений о геометрической форме изделия, об его составных частях, способах соединения деталей. В заключительном этапе курса подразумевается  самооценка и самоконтроль знаний  и  умений  учащихся, рефлексирующих свою деятельность.

При изучении темы Сечения

  • Необходимо показать целесообразность применения сечений  на примерах.
  • Выработать умение определять положение секущей плоскости для получения необходимого сечения , а также выбирать тот тип сечения, который необходим в каждом конкретном случае для определенных деталей.
  • Рассмотреть различные варианты расположения сечений и обозначений.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

тема

количество часов

всего

теория

практика

1

Обобщение сведений о способах проецирования.

1

1

-

2

Сечения.                                    

8

2

6

3

 Разрезы.    

12

4

8

4

Соединения деталей

5

1

4

5

Сборочные чертежи

6

2

4

6

Подведение итогов

1

1

-

Итого

34

12

22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

количество

часов

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

13

14

15

16

17

18-19

20-21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1

Обобщение сведений о способах проектирования.

Сечения. Классификация и обозначения.

Особенности выполнения сечений.

Сечения. Практическая графическая работа.

Разрезы. Назначение разрезов. Различие между сечением  и

разрезом. Классификация и обозначение разрезов.

Простые разрезы. Практическая графическая работа.

Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы. Правила   выполне-

ния разрезов. Практическая  графическая  работа.

Особые случаи разрезов ( соединение части вида и части

разреза, соединение половины вида и половины разреза). Нане-

сение размеров.

Разрезы в аксонометрии. Выполнение аксонометрии с вырезом

четверти  детали. Направление штриховки .

Сложные разрезы Ломаные разрезы. Ступенчатые разрезы.

Выполнение   чертежа детали с применением простого

разреза. Целесообразный разрез. Практическая  графическая работа.

Общие сведения о соединениях деталей. Классификация соединений

Резьбовые соединения. Виды резьбы, обозначение резьбы.

Нерезьбовые соединения. Обозначение .

Практическая графическая работа.

Неразъемные соединения. Условности при изображении .

Практическая графическая работа.

Общие  сведения о сборочных чертежах .Особенности выполнения.

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Деталирование. Выполнение курсовой графической работы.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"

Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся  в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Рабочая программа элективного курса по черчению

Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....

Рабочая программа элективного курса "Техническое черчение"

Рабочая программа элективного курса по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждени...

Программа элективного курса по черчению

Программа элективного курса для 9 класса....

рабочая программа элективного курса по черчении

основное внимание уделяется практической работе учащихся...

Рабочая программа элективного курса по черчению в 10 классе

Рабочая программа  элективного курса по черчению  разработана для учащихся 10 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В программе предусмотрены графические работы для учащихся, а так же п...