Программа элективного курса по черчению
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Программа элективного курса для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1429

имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва

«Рекомендовано к реализации»                                                                                                                                                          «Утверждаю»

Методическим советом                                                                                                                                    ____________ /Л.В. Смышляева/        

                                                                        

Рабочая программа элективного курса

по  черчению

9 класс

2015/2016 учебный год

Разработана Васильевым А.В.,

         учителем технологии первой категории

Москва

2015 год

Пояснительная записка

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Рабочая программа элективного курса «Черчение»  составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс  разработанной под руководством и редакцией А.А.Павловой, Е. И. Корзиновой. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

2. Изучение черчения в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

Традиционно значимыми целями изучения курса графики и черчения являются овладение школьниками графической грамотностью, приобретение политехнического кругозора, подготовка учащихся к практической деятельности и труду.

Графика, которая включает в себя черчение, проектную, техническую, архитектурно-строительную, компьютерную и дизайн-графику, является важнейшим и самым наглядным невербальным языком человечества.

В отличие от вербального, язык графики нагляден, прост, интернационален. Он понятен каждому инженеру, архитектору, художнику, дизайнеру; он доступен любому грамотному человеку — независимо от его национальности и профессиональной деятельности.

Язык графики составляет мощный пласт современной визуальной культуры, пришедший в нее из глубин древности. Решение проблем визуализации процессов, явлений, событий в науке, технике, творческой деятельности — залог успешного развития современного общества.

Курс графики и черчения рассматривается  как самостоятельный учебный предмет со своим содержанием, логикой, структурой, понятийным и прикладным аппаратом. В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне  развивать самостоятельность и творчество учащихся.

 В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне  развивать самостоятельность и творчество учащихся.

Для эффективной работы внедряю современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, проектная деятельность, информационные, здоровьесберегающие технологии.

В связи с этими фактами комплекс целей и задач современного учебного курса графики и черчения значительно расширяется. В него входят, помимо названных выше:

  • формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека;
  • формирование творческого отношения к процессу труда;
  • формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда;
  • формирование этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;
  • развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения;
  • развитие логического, образного и пространственного мышления;
  • развитие проектного мышления;
  • формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся;
  • развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса школьников;
  • формирование дизайн-грамотности (включающей вопросы геометрической эргономики; экологии материалов в изделиях; взаимосвязи формообразования, технологии, функции и т.д.) школьников;
  • развитие и формирование графической культуры учащихся.

Программа рассчитана на один год обучения.

3. Структура дисциплины.

Данная программа включает разделы

1. Пояснительная записка.

2.Содержание тем учебного курса.

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

4.Календарно-тематический план.

5.Перечень учебно-методического обеспечения.

6.Список литературы для педагога и ученика (основной и дополнительной).

В курс Черчения входят следующие темы:

1.Графика и человек

2.Базовые технологии графических работ.

3.Графический дизайн. Композиция. Шрифт.

4.Формообразование. Правила оформления чертежей.

5.Метод проецирования. Виды. Чертежи и эскизы предметов.

6.Развёртки поверхностей предметов.

7.Наглядные изображения.

8.Пересечение геометрических образов.

9.Сечения

10.Разрезы. Изображения. Чертежи.

11.Стандартизация и проектная графика.

12.Стандартные детали. Чертежи соединений.

13.Чертежи общего вида и сборочные.

14.Архитектурно-строительная графика.

15.Схемы (прикладная графика).

16.Графика и диаграммы (прикладная графика).

4. Основные образовательные технологии

При изучении предмета используются активные методы обучения:

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, учебная дискуссия, диспут) - способствуют формированию теоретических и фактических знаний учащихся;

Наглядные (иллюстрации и демонстрации) – развивают наблюдательность учащихся, позволяют достичь большого воспитательного и образовательного эффекта, создают благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников, способствуют повышению их внимания к изучаемым вопросам;

Практические (опыты, наблюдения, тренировочные упражнения, практические работы) - развивают практические умения и навыки учащихся, позволяют применять на практике полученные теоретические знания.

Проблемно-поисковые методы – развивают навыки творческой учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Методы самостоятельной работы – развивают самостоятельность в учебной  деятельности, формируют навыки учебного труда: умение рационально планировать свою  работу, чётко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные,  выбирать рациональные способы их решения, осуществлять контроль за выполнением заданий, вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать итоги работы.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности  (познавательные игры, соревнования, эмоциональное воздействие и т.д.) - формируют  познавательный интерес учащихся, развивают чувства долга и ответственности у учащихся.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся должны знать и уметь:

*Выполнять графические чертежи по всем правилам Государственного стандарта ЕСКД.

*Уметь читать чертежи

*Уметь выполнять сечения и разрезы.

*Работать над эскизами предметов.

*Соединять виды и разрезы

*Работать со сборочными чертежами.

*Усвоить правила оформления строительных чертежей.

6. Общая трудоемкость дисциплины

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю и на 1год обучения, в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 1429  им. Героя Советского Союза Н. А. Боброва, города Москвы.

7. Виды контроля.

Графические работы, практические задания, самостоятельные работы, тестирование.

Тематическое планирование.

Элективный курс «Черчение»          9 класс              Количество часов за год -34 ч.               в неделю – 1 час

Общая тема

(количество

часов)

Название урока

Основные

вопросы, понятия,

темы

Домашнее

задание

Учебно-методический

материал

Число

1.  Графика и  

    человек

     (1 час)

  1.  Краткая история  

    графического

    общения  человека.

  Язык проектной  

  графики

История возникновения графики

ГОСТ,  ЕСКД

Техническая графика

Знаки

Линии чертежа

П.1.1; 1.2; с.7-15

    1.3; с.15-18

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Сентябрь

2.  Базовые технологии графических работ   (4 часа)

  1. Инструменты, принадлежности.

   

Деление отрезков и построение углов заданной величины.

 П. 2.1-2.3; с.19-33

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Сентябрь

3.   Деление окружности.

Построение правильных многоугольников

П. 2.3 с.33-38

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Чертежные принадлежности

Сентябрь

4-5. Сопряжения

Циркульные кривые: овалы и завитки.

П. 2.4 с.38-49

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Сентябрь

Октябрь

3.  Общие правила оформления чертежей.

Формообразование

     (5часов)

6-7.  Шрифт.

Элементы букв.

Метрические параметры шрифта.

Шрифт чертёжный

П. 3.3 с.54-62

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Октябрь

8-9  Правила

     оформления

     чертежей.

Простановка размеров на чертеже.  Масштаб.

Форматы. Рамки. Основная надпись.

П. 4.4-4.6  с.71-84

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Октябрь

10.  Форма.

Формообразование. Конструирование форм.

П. 4-4.3  с.63-70

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Ноябрь

4.  Введение в графический дизайн

     (1 час)

11.  Введение в  графический дизайн

Сфера дизайн-графики.

Композиция

П.3.1-3.2  

с.50-54

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Ноябрь

5.  Проецирование

     (2 часа)

12.  Метод

      проецирования

Центральное проецирование

Параллельное, прямоугольное проецирование

П.5.1 с.85-94

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Чертежные принадлежности

Ноябрь

13.  Виды.

Последовательность выполнения чертежа предмета с натуры.

Эскизирование.

П.5.3-5.5 с.94-109

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Чертежные принадлежности

Декабрь

6.  Развёртки

     (1 час)

14.  Развертки   поверхностей предметов.

Развёртки поверхностей многогранников и тел вращения

П.6.16.3 с.110-118

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Декабрь

7.  Наглядные  

     изображения

     (5 часов)

15-16.   Аксонометрические проекции

Косоугольные фронтальные диметрические проекции.

П.7.1-7.2 с.119-121

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Декабрь

17-18.  Прямоугольная

      изометрическая  

      проекция

Плоские и пространственные фигуры.

П.7.3  с.126-133

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Январь

19. Технический

      рисунок

Плоские геометрические образы.

Объёмные геометрические фигуры.

П.7.5 с.141

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Январь

8.  Пересечение  

    геометрических

  образов

    (2 часа)

20-21. Пересечение

      геометрических    образов

Проекции сечений на чертеже.

Линии пересечения поверхностей.

П.7.6; 8.1-8.2

с.149-156

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Февраль

9.  Сечения и  

     разрезы

      (4 часа)

22-23. Сечения.

Типы сечений.

Обозначение сечений.

П.9.1-9.3  с.157-163

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Февраль

24-25. Разрезы.

Разрезы. Изображения. Чертежи.

П.10.1-10.6

с.164-177

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Март

10.  

   Стандартизация

      (3 часа)

26. Стандартизация и

      проектная графика

Резьба. Стандартные детали с резьбой

П.11.1  с.178-

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Март

27. Резьбовые

      соединения и их

      чертежи.

Практическая работа

П.12.5  с.209-212

Практическая работа №4

Апрель

28. Нерезьбовые соединения.

Шпоночные, штифтовые, шплинтовые, сварные, паяные, клеевые, сшивные соединения

П. 12.6-12.7

с.214-223

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

11.  Сборочные

      чертежи

      (1 час)

29. Чертежи общего

      вида и сборочные.

Общие сведения.

Деталирование.

П.13.1-13.3

  с.224-235

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

12.  

     Архитектурно-

     строительные

      (3 часа)

30. Архитектурно-

      строительные.

Общие понятия. Фасад, план, разрез здания. Особенности архитектурно-строительной графики.

П.14.1-14.5

с.235-241

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

31-32. Разработка

      интерьера (К)

Практическая работа

П.14.6 с.241-248

Практическая работа №6

Май

13.  Прикладная

       графика

       (2 часа)

33. Схемы (К)

Практическая работа

П.15.1-15.4

с.249-254

Практическая работа №7

Май

  1. Графики и

      диаграммы (К)

Практическая работа

П.16.1-16.2

 с.257-263

Практическая работа №8

Май

Программно-методическое обеспечение:

Павлова А.А, Е. И. Корзинова. Программно-методические материалы «Технология. Черчение и графика». 8-9 класс - М.: МНЕМОЗИНА, 2013.

Павлова А.А., Е. И. Корзинова Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Павлова, Е.И.Корзинова.-5-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"

Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся  в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Рабочая программа элективного курса по черчению

Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....

Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"

Элективный курс  по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....

Рабочая программа элективного курса "Техническое черчение"

Рабочая программа элективного курса по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждени...

рабочая программа элективного курса по черчении

основное внимание уделяется практической работе учащихся...

Рабочая программа элективного курса по черчению в 10 классе

Рабочая программа  элективного курса по черчению  разработана для учащихся 10 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В программе предусмотрены графические работы для учащихся, а так же п...