Девичьи посиделки "Швея швею по наперстку узнает"
учебно-методический материал по технологии (7 класс) на тему

Внеклассное мероприятие  девичьи посиделки "Швея швею по наперстку узнает" проведено в рамках предметной недели для учащихся  6-7-х классов.  Цель: ознакомить с историей отделки юбки -паневы, лоскутного шитья и вышивки - роспи си в России. Главная задача - стимулироваать интерес  к истории и традициям русского костюма и русской культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devichi_posidelki.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

«ШВЕЯ ШВЕЮ ПО НАПЕРСТКУ УЗНАЕТ»

( учащиеся 6-7 классов)

Учитель технологии Гажала О. А.

Цель:

- ознакомить с историей отделки юбки –поневы, лоскутного шитья и вышивки – росписи в России;

- изучить технологию настрачивания отделки;

- научить приемам наметывания и настрачивания тестмы, кружева в соответствии с техническими условиями;

- ознакомить с последовательностью технологических операций по изготовлению юбки на резинке;

-познакомить с техникой выполнения вышивки- росписи и лоскутного шитья;

- стимулировать интерес к истории и традициям русского костюма и русской культуре.

Ход посиделок

Ведущая. Мы собрались с вами на наши посиделки, чтобы поделиться друг с другом своим мастерством в области шитья, рассказать интересные истории о том, что представляет собой юбка – понева, как ее шили и  украшали наши бабушки и прабабушки, быть может, кто-нибудь поделится историей о вышивке росписи? лоскутном шитье?

Прежде всего, я хочу напомнить вам, что ни одна швея не обходится без определенного набора инструментов, о некоторых мы сейчас вспомним. (Берет шкатулку, в которой лежат иглы, ножницы, нитки, наперсток и т.д.). Это ножницы, у настоящей мастерицы всегда они под рукой.

Иголки- трудяги. С иголкой нужно обращаться умело, держать ее крепко и аккуратно. Для работы с иглой, чтобы не уколоться придумали наперсток. Он надевается на средний палец и защищает от повреждения, если ткань плохо прокалывается иглой.

  Вспомнили о наших друзьях –помощниках, а сейчас я предлагаю совершить экскурс в историю поневы на Руси.

 1 ученица. В глазах наших предков женщина была священным существом, в тело которого входит священный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духовную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов оберегов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой, плетенной ручным способом или на станке. Самые нарядные, украшенные богато и обильно поневы носили девушки и молодицы. Иногда к трем традиционным полотнам поневы добавляли четвертое полотно – «прошву». «Прошву вырезали из другой ткани и делали чуть короче, чтобы снизу надставить «подпольником» из основной ткани поневы. Внешне получалось что – то вроде поневы. « Прошву»  украшали вышивкой, вариациями из полос. Пожилые женщины ограничивались только украшением из полос по всему низу поневы. Различались по отделке поневы праздничные и повседневные. Будничные поневы отделывались по низу узкой домотканой полоской кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось « клапсе» - так называли отделки; многоцветные вышивки, позумент, мишурные кружева из золоченых и посеребрянных нитей, травчатые ленты, вьюнки, стеклярус.

    Ведущая. А кто может рассказать о современных видах отделок?

2-я ученица. Я расскажу вам о современных видах отделок, которыми вы можете украшать юбку сейчас. Тесьма – это полоски разной ширины. Тесьма бывает плетеная и вязаная. Плетеная тесьма может быть получена на машинах и ручным плетением. Наиболее известные виды тесьмы: « вьюнчик» , ажурная, отделочная.

  Ленты – это тканые полоски различной ширины, вырабатываются на лентоткацких станках простым , ворсовым, узорчатым переплетением. Для лент используется хлопчатобумажная, льняная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетическая пряжа. По окрасе ленты выпускают одноцветные и пестротканые.

  Кружево – это прозрачное, ажурное изделие, изготавливаемое плетением, вязанием, вышиванием. Кружево изготавливают в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы. Ручные кружева: плетеные, вязаные, и филейные.

   Шитье – это полоски тонкой отбеленной ткани с отверстиями, заключенными в вышивку. Выполняют на специальных машинах – автоматах с программным управлением. Выпускают  шитье в виде кроя и прошивок.

   Ведущая. А вот теперь мы можем приступать к выполнению практической работы.

 Практическая работа.

  1. Сложить детали лицевыми  сторонами внутрь и сметать швом шириной 1 см.
  2. Стачать детали по линиям шва, закрепить концы строчек.
  3. строчки.
  4. Обметать срезы швов.
  5. Шов приутюжить, затем разутюжить или заутюжить.

3 –я ученица. Пока мы выполняем практическую работу я расскажу вам забавную историю…

  Как – то поглядел чертенок  на работу портного. И показалось чертенку, что тот уж очень долго возится со своим шитьем. Слишком часто в иголку нитку вставляет. Пока оторвет нитку, пока в иголку вставит, а время – то уходит. И подумал чертенок: « Я бы проворней управился с шитьем». Подумал и окликнул портного:

 - Эй, портной, давай поспорим, что я быстрее сделаю твою работу.

   Портной удивился словам чертенка, задумался на минутку и согласился на предложение. Взяли они по куску ткани, нитки и иголки и принялись за работу. Чертенок, не будь простаком, отмотал нитку длинную, с версту, вдел в иголку и стал ею орудовать. Проткнет ткань иглой и бежит в другой угол избы, нитку за собой тянет, потом обратно бежит к столу, а сам путается в нитке, ругается. А портной сидит себе на месте, знай отрывает нитку длиной со свою руку –от пальцев до локтя. Это самая удобная длина нитки – и путаться не будет, и быстрее работа идет.

   Ведущая. Из рассказа стало понятно. Какая длина нитки должна быть при выполнении ручных работ. А какое самое главное правило в искусстве шитья? Знаете? Семь раз отмерь – один раз отрежь!

  А я хочу поделиться с вами, каким образом нужно настрачивать отделку или кружево.

  1.  Наметать тесьму ( кружево) вдоль размеченной линии стежками 1 см.
  2. Настрочить тесьму на изделие:

а) тесьму «вьюнчик» - посередине;

б)тесьму узорную – двумя строчками на 0,1см от края;

в)кружево – одной строчкой сверху на 0,1 см от края;

3. Удалить временные строчки.

4. Приутюжить изделие.

 А теперь ответим на вопросы.

  1. Каким швом сшита юбка?
  2. Почему ты выбрала такой шов для соединения полотен по боковым сторонам7
  3. Каким швом ты обрабатывала низ юбки и почему?
  4. Зарисуй схему стачного шва вразутюжку и стачного шва взаутюжку?.
  5. Какие операции ты выполняла при обработке низа юбки?
  6. Как ты понимаешь слова «сметать», «застрочить», «заметать», «стачать»?

6-7 я ученицы. А мы расскажем вам о лоскутном шитье.

6 –я ученица. Послушайте историю развития лоскутного шитья.

     Искусство лоскутного шитья давно известно многим народам мира. До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем «переселенцы» занесли этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие, обретя со временем статус национального искусства. Однако можно предложить, что лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады из кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

   В России шитье стало активно развиваться с середины 21века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства.

   Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской семье. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики – кругляши, дорожки, сотканные из полос ткани , так же как расписные прялки, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

   Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время считались признаком бедности. И лишь в семидесятые годы  20 столетия, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор интерес к этому виду декоративно – прикладного искусства неуклонно растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом.

      7 – я ученица. А теперь о традиционном лоскутном шитье.

     Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России.

    Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в 19 веке, когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло было принято дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

   Богатейший опыт народных мастериц – русских крестьянок – лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков.

  Традиционные изделия из лоскутов отличаются разнообразием фактур и способов изготовления.

   Наиболее оригинальный прием в лоскутном шитье –нашивание на основу мелко нарезанных лоскутков.  Необработанные цветные лоскутки располагают очень плотно друг к другу и прикрепляют к основе  в середине лоскута вручную или машинной строчкой. Этот прием позволяет достичь объемности, фактурности полотна.

    В рисунке лоскутной мозаики традиционных изделий. Как правило, присутствуют детали в форме полоски . квадрата, треугольника, то есть тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма. К общим признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание можорного колорита, динамичность композиции. Характерен для русского лоскутного шитья орнамент полотна, собранного из отдельных фрагментов, близких по рисунку и размеру, но разнообразных по цвету.

     Наиболее употребимы в лоскутном творчестве ткани с мелким растительным рисунком, занимающим все поле. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Знания закономерностей цветовых сочетаний, построений орнаментальных композиций помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов. Гармония и колорит занимают в художественном лоскутном шитье важное место. Гармония в цвете – это согласованность цвета, равновесие цветовых пятен. В подборе цветовых сочетаний существенную роль играет тональное подчинение цветов, или колорит.Колорит, в зависимости от преобладания определенных тонов, может быть светлым или темным, ярким или мрачным, бодрым, сдержанным, холодным или теплым.

     Многие рисунки в лоскутной мозаике имеют названия, придуманные художниками, мастерами лоскутного шитья. В традиционном крестьянском шитье таких названий немного. На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном такие формы деталей рисунка , как полоска и треугольник. И называлось это «шить шпалами» и « уголками».

7-я ученица. Я хочу рассказать вам историю о вышивке. Императрица Екатерина 2 скучала. Перед императрицей сидела робкая, некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.

    Екатерина чуть скосили глаза. Она не торопилась разглядывать узор: пусть  мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор.Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды  -  большие и малые – тысяча звезд – образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубовато – золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной торжковской девушкой.

     Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы: « Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама и некрасивая. Я хочу наградить тебя». Она протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением. Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина 2 распорядилась: « Красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц? Надо их послать в Торжок». С разных концов России в Торжок направили красивых крестьянских девушек вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться не смели.

   Суть этой истории в том, что вышивку создают не только некрасивые девушки, но и красавицы могут быть рукодельницами. Недаром в пословице говорится: « С красивого лица воду не пить, а Достоевский говорил: « Красота спасет мир» .

8-я ученица. А теперь послушайте, в каких областях занимались росписью, в каком веке этот вид росписи появился и в чем  отличие этой вышивки от других.  Наибольшее распространение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой ткани. Шов « роспись» имел в 19 веке наибольшее распространение на севере. У него были разные названия: полукрест ,двусторонний шов, досюльный                (старинный шов). В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль играл ромб в разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период возникновения и развития земледелия и связанных с ними культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те времена знаком солнца, огня, плодородия и возрожденной жизни. По древним воззрениям славян, эти знаки – символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значимость.

    Кроме геометрических мотивов в народной вышивке 18 – 19 веков широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц и зверей.

     В вышивках выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они получались симметричными, строго линейных очертаний.

9 –я ученица. Немного о шве « роспись».

Шов « полукрест» или « роспись» может выполняться в виде небольшой узкой полоски.

  Этот шов двусторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторится и  на изнаночной стороне; он строится из прямых, вертикальных и диагональных стежков.

  Шов  «роспись» выполняют двукратным движением иглы с  рабочей ниткой по всему узору.

   Сначала швом « вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением иглы в обратном направлении заполнить пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура.

  Узор получится четким, если все прямые стежки будут одинаковой длины. А между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.

Ведущая. Как много интересного и познавательного мы сегодня услышали на наших посиделках! Мы познакомились с одним из видов счетной вышивки – швом «роспись», очень много узнали о лоскутном шитье, сшили юбку – поневу, научились правильно пришивать отделочную тесьму. Послушали истории и рассказы! А теперь я предлагаю немного поиграть! Игра « Пестрый котел». Записки с вопросами находятся в котле.  Каждая из вас берет записку, зачитывает вопрос и отвечает на него.

Вопросы.

- Для чего украшали поневу в старину?

- Как украшали поневу пожилые женщины?

- Как создавали тесьму россиянки до 20 века?

- Как украсить юбки можно сейчас?

- На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы?

- Сколько строчек надо делать, присоединяя «Вьюнчик»?

- Иглы для вышивания должны быть короткие с длинным ушком ? (Да)

- Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы7(Нет)

- Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации?

- Стол со всеми приспособлениями и  инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с правой стороны? ( Нет)

- Расстояние между глазами и работой должно быть 25-30 см?

- Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спинку?(Да)

- По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду? (Нет)

- При выполнении какого шва  используют   термин « сметать»? ( Стачной)

- При выполнении какого шва используют термин « разутюжить»? ( Стачной)

- При выполнении шва что мы делаем вначале и в конце строчки?( Закрепку)

- Какую  отделку  можно применить при шитье юбки?( Тесьму)

-  Какая бывает понева ? ( Глухая и распашная)

- Раньше вместо резинки использовали шнурок. Как он назывался?(Гашник)

- Чтобы боковые срезы у юбки не осыпались, что с ними делают? Обметывают)

- Зарисовать графическое изображение стачного шва в разутюжку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа Девичий переполох

Программа для проведения праздника 8 марта,в которой можно задействовать все возрастные категории....

Девичья гордость и мужское достоинство

Конспект урока этики можно использовать для проведения классного часа...

Девичья гордость и мужское достоинство

Презентация к уроку этики...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Открытое занятие "А ну-ка, швеи!"

Открытое занятие по швейному делу для 7-9 классов. Тема " А ну-ка, швеи!"...

Внеклассное мероприятие "Швея швею по наперстку узнает"

Цели: 1.     Систематизировать знания по предмету “Технология”2.     Повышение технологической культуры, расширение кругозора.Воспитание наблюдатель...