Предметная неделя изобразительного искусства, музыки, технологии, ОБЖ и физической культуры
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Каменева Наталья Альбертовна

План-конспект предметной тематической недели приуроченной к празднованию Масленичной недели. 

Работа посвящена русской народной тематике: декоративно-прикладное искусство, русское народное творчество и др.

Работа включает в себя три плана-конспекта для проведения тематический занятий по Изобразительному искусству для 5, 6 и 7 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Охочевская СОШ»

Предметная неделя Изобразительного искусства, музыки, технологии, ОБЖ и физической культуры

План-конспект мероприятий и уроков

Учитель ИЗО и Технологии

Каменева Н.А.

Щигровский р-он

Курская область

2015

Содержание

I. График проведения предметной недели

стр. 3

II. Коллективное мероприятие «Добрым людям на загляденье»

стр. 4

III. Урок Искусства в 5 классе. Связь времен в русском народном творчестве.

стр. 12

IV. Урок Искусства в 6 классе. Народный русский костюм. Женский образ в искусстве.

стр. 16

V. Урок Искусства в 7 классе. Народные праздничные обряды и традиции. Праздник-карнавал в изобразительном искусстве.

стр. 22

VI. Ярмарка «Масленица, прощай!»

стр. 27


I. График проведения мероприятий предметной недели

9 февраля, понедельник

1. Начало предметных недель.

2. Викторина для 6 класса по изо «Все грани искусства».

3. Презентация «Народные обряды и искусства» 10-11 классы.

4. «Веселые старты», 2-4 классы.

10 февраля, вторник

1. Выставка рисунков «Юный художник» (игра-конкурс),    5 класс.

2. Экскурсия в г. Щигры, 9-10 класс.

3. «Что? Где? Когда?», интеллектуальная игра по теме    «Да здравствуют мастерицы и умельцы!»

В дисциплине «Технология», 6 класс.

4. Пионербол, 5-7 класс.

11 февраля, среда

1. «Своя игра» по теме «Знаете ли вы искусство?», 7 класс.

2. «Связующая нить», беседа по изобразительному искусству, презентация, 8-9 класс.

3. Пионербол, 5-7 класс.

12 февраля, четверг

1. Подведение итогов конкурса политического плаката  «Право выбора за нами!».

2. Спортивные игры, 8-11 класс.

13 февраля, пятница

1. Смак (викторина), 8 класс.

2. Спортивные игры, 8-9 класс.

14 февраля, суббота

1. Домашний помощник (игра-конкурс), 5 класс.

16 февраля, понедельник

1. Календарь Масленицы: «Масленица — поворот на весну!».

2. «Музыкальные инструменты. Звучание картины», открытый  урок в 3-м классе.

17 февраля, вторник

1. Выставка поделок детского творчества «Мы сами мастера»,  для учеников всей школы.

18 февраля, среда

1. Ярмарка «Масленица, прощай!», для учеников всей школы и их родителей.

2. Безопасность и культура трудовой деятельности. Тест, ситуативные задачи.

19 февраля, четверг

20 февраля, пятница

1. «А ну-ка, парни!», конкурс для мальчиков школы.

Все учебные занятия проводятся в рамках действующего рабочего расписания.


II. Коллективное мероприятие «Добрым людям на загляденье»

1. Общая тема мероприятия.

Истоки народного творчества, народных промыслов и их многообразие.

2. Цели мероприятия.

Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученному материалу в яркой, праздничной форме. Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества. Научить принимать правильное цветовое решение, сформировать понятие о гармонии красок и формы.

3. Наглядное оформление зала.

На обозрение выставляются игрушки деревянные, глиняные, предметы декоративно–прикладного искусства (ложки, платок, поднос).

Стенды оформляются детскими рисунками по теме мероприятия, стенгазетой «Добрым людям на загляденье».

4. Литературное и музыкальное сопровождения урока.

Дети подготавливают к декламации стихи из народных песен, стихи–потешки, загадки. Так же во время урока должны звучать народные напевы и наигрыши.

Музыкальное сопровождение осуществляется с помощью аудиосистемы и баяна.

3. Ход мероприятия.

(Играет музыка с записями народных песен.)

Красивое нужно сохранить

взять его как образец,

исходить из него, даже

если оно "старое".

Ведущий 1: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того чтобы любить, нужно все это видеть знать. Мы не ценим и не бережем того, чего не знаем.

Ведущий 2: Народное искусство, в котором большое место занимают художественные промыслы России, являются огромным духовным богатством. Оно поэтизирует нашу жизнь, доносит до культуры прошлых поколений.

Народные художественные промыслы — исторически сложившиеся традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приемами изготовления вещей.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в край русской старины. Мы отправимся в путешествие во времени и пространстве, потому что народные промыслы уходят своими корнями в далекое прошлое, а мастера народного творчества жили и живут по всей России.

Ведущий 1: Любовь к обильному и яркому узорочью, стремление к нарядной "украшенности" предметов домашнего обихода издавна свойственны русскому народу. В разбросанных далеко друг от друга, отделенных реками и глухими лесами, деревнях и селах крестьяне осваивали мастерство создания красивой бытовой вещи, вносившие в простое жилище радость. Удивительные люди — народные мастера.

Итак, заглянем на огонек.

(Русская изба, интерьер — рушники с вышивкой, прялка, лучина, народный костюм; на лавке девочки в нарядных костюмах прядут, вяжут и).

Чтец:

Занемело солнце,

Свет лучин в оконце.

Только нитка вьется

— Грустная струна.

Помнишь, в дни былые,

В темные, глухие,

Ты была, Россия,

К прялке склонена,

Робко и несмело

Девушка глядела

На узор умелый,

Вьющийся узор:

Там на прялке алой

Счастьем небывалым

Свадьба уплывала

В снеговой простор.

(Исполняется песня девушками за прялкой).

Чтец: Окрестности Городца — родина расписных прялок.

Долгие часы проводили в старину женщины за прялкой. Воет за стеной пурга, потрескивают дрова в печи, на окнах морозные узоры, а на прялке: летние цветы, солнце, красивый возок мчат по дороге кони-птицы. Прялку в доме любили особенно. Прялка в доме — все равно, что лошадь в поле. Славились по всей Волге расписные прялки из славного города Городца. Что только не рисовали на прялках: диковинных птиц, зверей, чаепитие, катание на санках. К прялке относились с почтением, украшали ее тщательно и любовно, прялку берегли. Да и как не беречь. Веками жила она в семье, переходила от прабабушек к бабушке, от бабушки к матери, от матери к дочери ... И, кажется, сохранила тепло этих рук.

(Исполняется песня "Пряжа")

С прялками девушки ходили на посиделки — веселые вечеринки. Там девочки усаживались на лавки, пряли и затягивали песни. Вскоре появлялись и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с играми, песнями, плясками. (Игра "Ручеек").

Присказка:

Алешенька, парень хорошенький,

Голова учесана, да помадой намазана,

Да лентой перевязана.

Около той ленточки

Кудри вилися

На то девки зарилися…

Русские женщины не только пряли, но и ткали, вышивали, плели кружево, шили и украшали одежду. И как украшали! Для украшения ткани использовалось с незапамятных времен узорное ткачество на ручных станках.

(Рушники — декоративные, ритуальные)

С особой теплотой и чувством уважения к предкам хранит у себя изделие ручной работы.

(выставка вышивок, кружев).

Ведущий 1: Оставим этот веселый и гостеприимный дом. И отправимся дальше.

Чтец:

Удивляя, прорастая

Как-то празднично жива

Молодая, непростая

Черно-красная трава

Листья реют не редея

От дыхания зимы

Входим в царство Берендея

В мир волшебной хохломы.

Ведущий 2: Мы с вами отправимся к живописным берегам Волги. В глухих заволжских лесах раскинулось село Семеново. Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями питает вечно живыми соками народное искусство хохломы, родившееся в XVIII веке как украшение деревянной резной посуды. Немудреный травный орнамент был понятен всем.

Чтец: Ложка — загляденье. Из дерева — легкая, золотисто-огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно-зубчатой листвой и ягодами алыми рябины. Возьмешь в руку и видишь, что мастер вырезал ложку из липы. Мастер любит и знает лесную сторону, здесь калине, черемухе, всяким плодам, цветам раздолье.

(Песня "Золотая хохлома")

Чтец: Искусство хохломских мастеров не оставило равнодушным никого, кто хотя бы раз увидел это чудо. Поэтому традиции хохломской росписи шагнули далеко за пределы Нижегородской области и прижились в наших краях. Такую же красоту делают и у нас в Курске на комбинате художественной росписи "Курская хохлома". Изделия этого комбината пользуются не меньшей популярностью у нас и за рубежом.

(выставка предметов быта с хохломской росписью)

Ведущий 1: А теперь отправимся в окрестности Москвы. Подмосковье очень богато художественными промыслами.

(Песня "Жостовские кисти")

А это мы приближаемся к селу Жостово.

Чтец: Увидел как-то художник цветы, плывущие по воде, нарисовал их на подносе. Расписные железные подносы, радующие глаз игрой ярких красок, благородным блеском лаковой поверхности, живой выразительностью свободной кистевой росписи по праву относятся к числу интереснейших произведений русского декоративного прикладного искусства. Талант народных мастеров превращает скромные предметы в нарядные украшения.

В первой половине XIX века, когда формировалось искусство росписи подносов, был широко развит цветочный орнамент. Роспись подносов явилась отражением этого интересного и своеобразного цветочного стиля. Жостовским букетам присуща яркость красок, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Обычно в центре располагаются крупные садовые цветы, более мелкие полевые цветы оттеняют крупные, постепенно растворяясь на фоне. Край подноса украшается золотой каймой. Каждая вещь неповторима (обращается к выставке подносов).

Ведущий 2: Сейчас мы держим путь в край фарфорового чуда.

Чтец:

Говорят, что эта Гжель

Не за тридевять земель,

Край фарфорового чуда,

А кругом него - леса.

Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светятся оттуда,

Как родные небеса.

Чтец: Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит на мир с белого фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травки — усики, синие птицы поют песни кобальтовому цветку. Большой мак, лесной колокольчик, гордая роза - все они пришли на белую гладь керамики. Никто не узнает, кто был первым, положившим широкий мазок кобальтовой краски на белый сосуд. Но с давних пор изделия с кобальтовой росписью вызывают чувство взволнованности от общения с живой красотой.

Гжельской керамике около 180 лет, а вот кобальтовая роспись появилась в прошлом веке. Не затерялись в прошлом традиции, не утратилось старое мастерство. Оно продолжает жить в творчестве художника современной Гжели.

Ведущий 1: Все в детстве любят играть в игрушки. А вот не все знают, что существует такой музей, музей народной игрушки. Да, есть такой музей в городе Сергиев - Посад, что недалеко от Москвы.

Как животворная родниковая вода питает землю, так и народная игрушка обогащает национальную культуру и искусство. Мир ее удивительно многообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиция и современность, быт, нравы, окружающая природа, обычаи народа. Неслучайно игрушку называли "зеркалом жизни". Долгое время сохранялись в народной игрушке следы ее древнего, культового назначения. Погремушки и свистульки отгоняли от ребенка злых духов, куклы были залогом семейного счастья, птица "отпирала" весну, козел покровительствовал урожаю. "Столицей" народной игрушки издавна считался Сергиев-Пасад.

Чтец: А это самая известная игрушка, попробуйте угадать.

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Совершенно верно, это знаменитая русская матрешка. Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем: и взрослым, и детям. Матрешка родилась в конце прошлого столетия в городе Сергиев–Посад. А было это так.

Как-то в художественную мастерскую привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка - Фукуруму. Кукла раскрывалась. В ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок, изображала девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. Лаконичный образ деревянной матрешки воплотил в себя и спокойную плавность линий женской фигуры, и элемент традиционного народного костюма. А уж как одна на одну похожа: губы у каждой бантиком, щечки розовые, а сарафаны — луг цветной, платок, фартук. Так и живут на свете дружные сестрицы.

Как две радуги брови.

Губы – маки,

Пунцовый наряд,

И румянцем свежей моркови

Глянцевитые щеки горят.

Вытачивают эти игрушки люди добрые, веселые. Да по-другому и быть не может, игрушка-то какая радостная!

Дымковская игрушка.

Чтец: Свистунья — так именовался старинный народный праздник в городе Вятке. Собирался народ на большой площади. У всех лица веселые, смеющиеся. Каждый бережно держит глиняную небольшую игрушку, изображающую зверя или барана с золотыми рогами или пятнами на боках. Но игрушки эти особые. Они единовременно и свистульки. Поэтому стоит свист на площади. Вот так праздник! А игрушки для свиста делали в Дымковской Слободе.

В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастерицы. Благодаря им прославилась Слобода во всем мире. Любят здесь за работой сказки сказывать. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками расписывают - а сами сказки сказывают. Поэтому такими веселыми получаются у них игрушки.

Филимоновская игрушка

Чтец: А это Филимоновекая игрушка, что делают в селе Филимоново, расположенном в живописном уголке Тульской области. Главное, что поражает в этих игрушках — их цветовое великолепие, звучная, смелая роспись.

Характерное отличие от других игрушек — это птицы и животные всегда раскрашиваются по определенной схеме. Поперек туловища и шеи идут чередуясь разноцветные полосы, и только голова окрашена одним цветом. Своей нереальностью Филимоновская игрушка учит по-новому смотреть на реальность. Учит видеть красоту там, где мы ее прежде не замечали.

Кожлянская игрушка.

Чтец: Недалеко от города Курска расположилось село Кожля. Курская игрушка сразу обратила на себя внимание на выставке фантастичностью образцов, орнаментальным и колористическим строем росписи. Здесь и журавли, и петушки, и индюки, и кони, и птицы, похожие на знаменитых курских соловьев. Серый фон незакрашенной глины еще более усиливает это сходство. Как видите, и глиняными "свистульками-соловьями" славится Курская земля.

Ведущий 2: Наше путешествие потихоньку подходит к концу, но нельзя не заглянуть в Павлов-Посад.

Чтец: Это место знаменито тем, что здесь делают русские цветные шали. Головной платок и шаль давно уже стали неотъемлемой частью народного костюма. И сейчас, нет-нет, да и увидишь модницу в яркой расписной шали. Это местечко находится между Москвой и Владимиром.

Творчество многих мастеров ручной набойки поддерживают замечательную самобытную народную традицию Павловских мастеров. Главное достоинство Павловских платков - в их народных узорах, сродни жостовским подносам, русского фарфора, многоцветных, но не грубых, а гармоничных в своем радостном ярком уборе. Алые розы в букетах или гирляндах на черном или цветном фоне, рядом дополняют их полевые цветы и травы, придавая декоративную завершенность каждой вещи. Это искусство вобрало в себя свободу русских росписей по дереву и раздольную напевность народных мелодий, оно выражает любовь к родной природе, в нем ощущается веселая удаль русских плясок.

Ведущий 1: Ну вот и закончилось наше путешествие в край русской старины. Но это только малая часть нашей народной культуры. Россия богата мастерами, руками которых делается чудо.

Ведущий 2: За давностью времен русские женщины не все утратили умение создавать прекрасные вещи своими руками. В доказательство вы видите эту выставку.

Говоря о народных промыслах, обычаях, фольклоре нельзя не сказать о русском гостеприимстве. Дорогие гости, приглашаем вас к чаю с русскими блинами и калачами.


III. Урок Искусства в 5 классе.

Связь времен в русском народном творчестве.

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • действие смыслообразования — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив — организация выставки декоративно-прикладного искусства, проведение ярмарки поделок; цель — изображение цветочного орнамента);
  • действие нравственно-эстетической ориентации — умения выделять нравственные аспекты поведения и соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, образцом;
  • внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
  • выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

  • общеучебные действия — преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик.
  • овладение навыками осознанного и произвольного выражения своей мысли;
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • овладение навыками анализа и структурирования знаний;
  • поиск и выделение основной идеи.
  • логические действия — развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей.
  • постановка и решение проблем — формирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

  • формирование социальная компетентность;
  • учет позиции одноклассников и учителя;
  • развитие умения слушать и вступать в диалог;
  • участие в обсуждениях;
  • интеграция в группу сверстников;
  • продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Материалы к уроку

Учитель:

Образцы декоративно-прикладного искусства, музыка в русском народном стиле (славянские этнические мотивы), репродукции декоративно-прикладного искусства.

Ученики:

Деревянные заготовки для росписи, краски, палитра, кисти

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя для создания определенного эмоционального настроя.

— Вам знакомы предметы декоративно-прикладного искусства? Где вы могли с ними встречаться? Какие центры художественных промыслов вам известны?

Ответы учеников: «Гжель», «Жостово», «Хохлома», «Дымка» и др.

II. Изучение нового материала

Народное искусство — это, прежде всего, история. Художественные центры — это исторически сложившиеся центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приемами изготовления предметов.

Богата, красива, неповторима Россия своими традициями и культурой. Россия — страна дремучих лесов, бескрайних полей, цветущих лугов и широких рек. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна воспевали её красоту в своих песнях, картинах и предметах быта.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в страну Городецкой росписи.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, который существовал с начала XIX века. Промысел появился в Нижегородской губернии близ селения Городец. Сначала этой росписью украшали только прялки (состоят из «гребня» и «донца»). В тот момент роспись была сдержанной и по цвету и по характеру рисунка, но с течением времени искусство развивалось, приобретая новый, неповторимый колорит.

Со временем, Городецкий стиль, отличительной чертой которого была содержательность рисунка, получил своё ответвление, названное Павловской росписью, которой украшали практически все деревянные поверхности в быту: прялки, сундуки, детскую мебель, дуги, сани и пр.

Для городецкой росписи характерны наличия различных сюжетных сцен, которые были достаточно условны, декоративны по форме и зачастую несли юмористический смысл. В основном, сюжеты сцен затрагивали быт крестьян и купечества. Огромное значение имеют цветочные мотивы — великолепные «розаны» и «гирлянды» из цветов. В росписи применяются довольно яркие краски, которые уравновешиваются черными и белыми красками. Такой прием называется «оживкой».

Порядок выполнения росписи.

1. Городецкая роспись выполняется на деревянной основе, загрунтованной в желтый, красный или черный цвет.

2. На доске для росписи намечаются наиболее яркие пятна — цветы, которые представляют собой композицию. Крупные детали композиции связывают между собой. Более мелкие детали (лепестки, веточки) добавляют композиционно.

3. Широкой кистью в «узлах» композиции наносят яркие пятна правильной формы. Это основа цветка (розана).

4. На светлые пятная наносят тонкие мазки вторым, более темным тоном того же оттенка. Контур обводки соответствует контурам лепестков цветка. Далее крупными элементами изображают листья (2-3 мазка кистью).

5. На заключительном этапе при помощи тонкой кисти наносят штрихи и точки черной и белой краской («оживка»). Данный приём дает законченный вид.

6. После полного высыхания слоя красок, изделие покрывается бесцветным лаком.

Мотивы городецкой росписи:

  • цветы («розаны», «купавы» и др.);
  • «Дерево жизни» — традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обе стороны от дерева часто изображают птиц или коней

Сюжеты схожи с сюжетами ткачества, предложить детям сравнить на фото.

Композиция.

В городецкой росписи различают три вида композиции: цветочная, сюжетная, цветочная с включениями «конь» и «птица». Деление достаточно условное.

Цветочная роспись (приложить фотографии с различными видами орнаментов) используется чаще всего и считается более простой в исполнении. В цветочном орнаменте выделят несколько основных типов:

  • «Букет» — симметричная композиция;
  • «Гирлянда» — цветы могут быть вписаны в круг, ромб, полосу;
  • «Венок» — замкнутая цветочная полоса.

Цветочная композиция с включениями мотивов «конь» и «птица» — формирование симметричных орнаментов и изображений вокруг дерева, либо внутри гирлянды или венка.

Сюжетная роспись — ярусная композиция с условным сюжетным наполнением. Все ярусы разделялись цветочной композицией «полоса». Сюжетной росписью украшали панно, сундуки и дверцы буфетов (демонстрация фотографий с изделиями).

III. Практическая работа.

Творческое задание.

1. На деревянной заготовке простым карандашом наметить главные детали композиции.

— Какую композицию мы будем рисовать, полосу или гирлянду?

2. Яркими красками «водим мазок», намечаем будущие цветы «розаны» и «купавы», дополняем листочками.

3. Наносим более темным тоном тонкие мазки.

4. Тонкой кистью наносим штрихи и точки белой и черной краской. Придаем работе законченный вид. Покрывать лаком мы не будем (у нас специальные краски для дерева).

IV. Подведение итогов.

Рассматриваем, оцениваем работы.

IV. Урок Искусства в 6 классе.

Народный русский костюм. Женский образ в искусстве.

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Древние корни народного искусства», а так же познакомить учеников с русским фольклором.
  2. Расширить знания школьников о разнообразии и красоте национальных традиций.
  3. Создать эскиз женского портрета в национальном костюме «Русская красавица».
  4. Познакомить учеников с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений для него.

Оборудование и материалы: фото-презентации различных видов русского народного костюма, гуашь, кисти, альбом.

Задачи:

  • Ознакомить учеников с жанром портрета — творчеством М. Васнецова, А. Венецианова, В. Маковского, И. Аргунова.
  • Показать красоту и самобытность русского женского костюма, его символизм.
  • Показать роль искусства в понимании красоты русской женщины.
  • Научить определять выразительные средства.
  • Закрепить знание пропорций лица в портрете.
  • Развить воображение, творчество, графические навыки.
  • Воспитать любовь к истории Отечества, культуре, многовековым традициям.
  • Научить видеть черты национального своеобразия в облике людей, одежде, украшениях.
  • Осуществлять межпердметные связи (литература, история, музыка, технология).
  • Развивать способность к взаимопониманию, интерес к творчеству других народов, к искусству своих товарищей.

Ход урока

Занятие начать с приветствия и проверки готовности учеников к уроку

I. Организационный момент.

— Какие добры молодцы да красны девицы пожаловали на урок: лицом белы, брови соболиные, уста алые, чело высокое. А парни-то: косая сажень в плечах, статные да ростом высокие.

— Вас удивило моё обращение? О чем, как вы думаете, пойдет речь на уроке?

(выслушать ответы детей).

— Дерево без корня не растет, а человек без прошлого лишён мудрости предков. «Иваны, родства не помнящие». Как думаете, может это про нас?

— Что скажете об этих словах на доске, что их объединяет? (на доске должны быть написаны слова: повойник, шушун, душегрея, сорока, кика, понёва).

II. Изучение новой темы

— Мы продолжаем изучать тему портрета. Тема этого урока «Женский образ в искусстве».

— У каждого народа своё понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда и воинства. В русской крестьянской культуре это образ пахаря, готового в любой момент взять в руки оружие. А каким представляется женский образ?

(выслушать ответы детей).

— В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её считали заступницей, хозяйкой, ценили достоинство, душевность и теплоту.

Горожане и крестьяне!

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах,

И такие франты были:

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль по улицам мели.

А зимой, в мороз, в Москве

Надевали шубу – две.

А барыня, бывало,

По три шубы надевала.

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелье, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли…

Наталья Кончаловская

— И раз речь зашла о косах, приглашаю девочек с этой прической. Коса до пояса — девичья краса! Как же они заплетены? Сейчас модно плести сложные косы, а в старину способ плетенья имел своё значение. Вот две косы. Замужние укладывали их на голове и покрывали их «повойником» — платком, который повязывали вокруг шеи (выи). Как по-вашему, что могло значить выражение «опростоволоситься»? (остаться без головного убора при людях, что стыдно и неприлично).

(выслушать ответы детей).

— А какие ещё вы знаете головные уборы? Давайте посмотрим.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

— Смотрим фото-презентацию (головные уборы).

— Да, с таким украшением не побежишь сломя голову. С кем сравнивают? (Пава, лебёдушка).

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только из какой местности владелица, но и каков возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Девичьи уборы — обруч, венок, перевязка.

Коруна — праздничный девичий головной убор: твердый, прорезной, гибкий венец, украшавшийся золотыми и серебряными нитями, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, бисером. Лоб накрывала жемчужная поднизь.

Основные типы традиционных женских головных уборов:

  • кичка (кички рогатые, лопатообразные, котелкообразные, в виде овала и др.);
  • сорока (верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора);
  • позатыльник;
  • кокошник.

В те отдаленные времена мода отсутствовала, и ни одной женщине или девушке не пришла бы в голову мысль приодеться так, чтобы улица охнула. Тем не менее, головной убор так же должен был выделить женщину в обществе, так чтобы окружающие обращали на нее внимание.

Мы ознакомимся с тем периодом истории, когда костюм почти не менялся, и рассмотрим популярные элементы женского костюма. Одежда человека была своеобразной визитной карточкой: по ней судили о степени знатности или богатства, о профессии и месте проживания, о возрасте и семейном положении.

Страна наша огромная, и носили в каждой местности свой (своеобразный) костюм. Но различают два основных направления:

Поновный. Понёва — прабабушка юбки. Понёвы были распашные с затканными поликами и цельные. Подол понёвы обязательно украшался узорами, лентами, символизирующими землю и воду (волнистые линии, ромбы и квадраты). Понёву всегда делали из черной шерстяной ткани в клетку (клетки делали красной, желтой или зеленой нитью).

Сарафан. Подол сарафана всегда украшали узорами, символизирующими плодородие земли: ромбами и квадратами с точкой.

— А какой общий элемент для всех ансамблей? — Рубаха.

— Посмотрите, какая красота! Раньше руками ткали и шили, потому ткань берегли, вот и в раскрое почти не было отходов. Свободная, удобная. Да не одну рубаху надевали. Одежда была многослойной. Как украшалась рубаха?

(выслушать ответы учеников: вышивка по запястьям, горлу, рукавам и подолу рубахи).

— Рубаха — основа женского костюма. Она шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой по воротнику, оплечьям, на груди и подоле. Женихи судили по рубахам и передникам о способностях девицы и её трудолюбии: умеет ли она прясть, ткать, шить и плести кружева.

Украшению отдавалась особая роль. Рассмотрите вышивку, какие фигурки вы видите?

(выслушать ответы детей: солярные знаки, знаки земли и воды, женские фигуры, женские фигуры с руками-крыльями).

— Как в резьбе и росписи, так и в вышивке зашифровали предки пожелания и обериги.

— Одним из необходимых предметов был кушак-пояс. Язык русской народной вышивки — это «система письма», где чернила и бумагу заменяют нить и холст.

Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» — значило «вышивать строчкой».

На севере сарафан часто дополняли нагрудной расписной одеждой — епанечкой (душегреей).

— А вот еще старинные названия одежды:

Запона — холщёвая одежда, заменяла сегодняшний плащ или куртку.

Приволока — безрукавная накидка.

— Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.

  • Михаил Врубель изобразил Царевну-Лебедь в венце, украшенным речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с особой любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её колорит, близкий к оттенкам родной природы.
  • Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана» навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что было частью празднования Святок. Брюлов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом. Девушка очень красива и непосредственна.
  • Константин Маковский воспел в своих полотнах русскую старину. Его картины настолько точно воспроизводят обстановку того времени, что способны заменить десятки учебников.

— Ребята, вы рассмотрели репродукции картин и прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

(выслушать ответы учеников).

Физкультминутка.

А сейчас немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Вставала ранёшенько,

Умывалась белешенько,

Дров наносила,

Опару замесила,

Корову подоила,

Детишек накормила.

В избе прибрала,

Полы подмела,

Воды принесла,

Только присела

— Опять за дело.

Пряла да ткала,

К вечеру устала,

Ночью крепко спала,

А с утра сначала.

III. Творческое задание.

— Изобразите вашу прабабушку в молодости, одетую в русский народный костюм. Что вы должны показать в своей работе?

(выслушать ответы учеников).

— С чего начать? Выполняем разметку на листе тонкими линиями. Рисуем кокошник, кичку или сорочку. Рубаху, расшитую по вороту, бусы и ожерелья. Приступайте к работе.

Во время выполнения творческого задания звучат русские народные песни.

IV. Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

— Добились ли мы поставленных целей?

— Что вы узнали о русском народном национальном костюме?

(выслушать ответы учеников).

— Желаю вам, чтобы ваша внешняя красота не уступала красоте внутренней. Молодцы, все сегодня хорошо работали, все свободны.


V. Урок Искусства в 7 классе.

Народные праздничные обряды и традиции.

Праздник-карнавал в изобразительном искусстве.

Цели:

  1. Рассказать учащимся о сюжете праздника в бытовом жанре, привести конкретные примеры произведений искусства.
  2. Развить творческие способности учеников.
  3. Обобщить знания учащихся по теме «Древние корни народного искусства».
  4. Познакомить учеников с русским фольклором.

Оборудование и материалы: Иллюстрации о русских народных обрядах, репродукции картин известных русских художников (В.Е. Маковский «Молебен на Пасху», С.Л. Кожин «Иван Купала, гадание на венках», Б.И. Кустодиев «Масленица»). Русская фольклорная музыка. Гуашь, акварель, кисти, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка учеников.

II. Изучение новой темы. Беседа.

Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздник — наиболее верное проявление народного духа и самопознания. Праздники служили своего рода передышкой от тяжелого ежедневного труда. Праздник соединял в себе музыку, танцы, игры, ритуалы и одежду.

Существовало множество обрядов и ритуалов. Каждый праздник отмечался по-своему. Не зря в разные времена были свои праздничные костюмы, обычаи и традиции. Праздник — это, прежде всего, яркое действо. Например, святочные обряды, которые проводили с Рождества по Крещение.

Масленичные гулянья — катания на лошадях, приготовление блинов. Надо понимать, что Лошадь – это кобыла удачи, а катание с горы означает «укатиться с горы-горя». Из соломы мастерили чучело, а затем сжигали — провожали зиму.

По-своему отмечалась и Пасха, после которой непременно праздновали «Зелёные Святки» — «Троицу». Девушки плели венки, водили хороводы. После жатвы крестьяне готовились к осенним праздникам. Пекли пироги, созывали родных.

Праздник был народным творчеством, которому придавали огромное значение. К праздникам специально шили костюмы, придумывали песни, игры.

Святочные обряды. На Святки Христославили. Этот обряд появился по случаю Рождества Иисуса Христа. В ночь под Рождество «славильщики» ходили по дворам и пели «колядки». Участниками чаще всего были дети и молодежь. Детей сопровождал и направлял пожилой мужчина. Изготавливали Вифлеемскую звезду (внутрь ставили свечу, которую зажигали во время шествия). Обряд состоял из песен-христославлений и поздравлений. Читали Рождественскую молитву.

«… Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила,

В яслях положила.

Звезда ясно сияла,

Трём царям путь показала —

Три царя приходили,

Богу дары приносили.

На колени припадали,

Христа величали.»

«Славите, славите,

Сами люди знаете:

Христос родился,

Ирод возмутился,

Иуда удавился,

Мир возвеселился».

Христаславильщиков принимали радушно. Одаривали пирогами, пряниками, специально испеченными «козулями» и деньгами. Певцы угощения и деньги делили поровну.

На Святки девицы гадали на суженого. Были разные гадания: на имя суженого, на время появления, и место, откуда он приедет. Гадали в бане (единственном месте. где не было окон, чтоб не оскорблять взор Христа). В темноте, при свете огарочка свечи перед зеркалом — могло почудиться все что угодно. Гадание близко к суеверию.

Троичный обряд.

Существовали на Руси и обычаи в честь Троицы, которую отмечали на седьмую неделю после Пасхи (иначе «Пятидесятница»). Эта неделя называлась «русальной» или «зелёной». У славян, по большей части, обычаи связаны с язычеством. Люди прощались с Весной и встречали Лето. Это время называли «грань-неделей» (границей между Весной и Летом). Один из самых важных обрядов называли «Хождение в Жито». В определенный день женщины и девушки отправлялись в поле смотреть посевы ржи, пшеницы и льна. После разводили костёр в лесу и ели припасы, принесённые с собой. Русальная неделя напоминала Святки. Именно в это время проводились различные ритуалы с целью защиты своего урожая от невзгод и опсностей.

Троичные праздники длились около трёх недель. Начинался праздник в субботу — «духов день» — поминальный день (встреча духов еще из древних, дохристианских поверий). В этот же день украшали свои дома зеленью (травой и ветками берёзы) снаружи и внутри. После высыхания, березовые прутья и ветки в качестве «оберигов» втыкались в солому крыш дома и сарая. Ветками берёзы обметали могилы предков. На Троицу девушки завивали ветви березы, делали арки из ее ветвей и попарно проходили под ними. Плели венки, которые символизировали девичью чистоту. Троица — девичий праздник. Отцы именно на троицу покупали приданое, которое не могли девушки сделать сами — мебель и украшения. На Троицу украшали и храмы. Считалось, что Троицкая зелень может защитить от болезней и невзгод. Её нередко использовали как лекарство. Этот праздник всегда и везде отмечался на природе. Сопровождался весёлыми плясками и гуляньями. Необыкновенно красивыми были песни, которые пели в праздник нарядные девушки.

Да венки завьем, да на все Святки,

На духовские, на петровские.

Ой, что дух — Троица — то избор девкам.

Аи, не радуйся, зелен дуб,

Не к тебе идем венки завивать,

Аи, обрадуйся, Берёзка бела,

Мы к тебе идём венки завивать.

В Петров день было принято угощать разными сладостями пастухов. Многие обычаи Троицких празднеств берут свои корни из дохристианской эпохи.

Масленица — один из любимых народных праздников, который сохранился из древнейших, языческих времён.

В масленичных обрядах хорошо просматривается культура древних славян. К примеру, встреча, или лучше сказать, зазывание Весны, и, в свою очередь, проводы Зимы. В первый день масленицы начинают возить чучело Масленицы — соломенную куклу. Её сажают на сани, славословят и восхваляют, одновременно выказывая некий небольшой страх. Возят Масленицу по деревне всю неделю, а в воскресенье сжигают на костре — прощай, Зима-старуха. В карман фартука, который надевали на Масленицу, складывали мелкие предметы, олицетворяющие бедствия и горести. Все они сгорают в костре вместе и чучелом. В Православной церкви этот обычай воплотился в Прощенном воскресенье.

Символичными увеселением на Масленицу, как и на Рождество, были катание на конях. Но на Масленицу катались не с холмов, а на санях запряженными тройками. Ведь Конь – это удача, а тройка лошадей – тройная удача!

Так же были популярны ледяные горки – деревянные конструкции, облитые на морозе водой. И пока все гуляли и веселились, неустанно трудились лишь одни люди – актеры цирков, балаганов и уличных театров. А после масленичной недели наступает Великий пост, все развлечения запрещаются, и даже большая часть лавок закрывалась, оставшиеся же торговали исключительно овощами.

III. Творческое задание.

Изобразите русский праздник — любой. Многофигурная композиция. Старайтесь наиболее детально отобразить людей, их наряды, атмосферу. В конце придайте своей работе цвет. Обратите внимание на репродукции Б. Кустодиева «Масленица». У этого художника особенно много картин на эту тему. Обратите внимание, при помощи каких красок создается ощущение праздника (контраст по цвету и тону).

IV. Подведение итогов.

Просмотр и оценка работ.

— Во все времена люди любили отдыхать, и делали это с душой. Я надеюсь, что в наш век старые добрые традиции проводить праздники не забудутся.


VI. Ярмарка «Масленица, прощай!»

1. Цели:

  1. Продолжение знакомства с культурными традициями народа.
  2. Формирование у молодого поколения уважения к наследию родной страны.
  3. Развитие навыков индивидуальной и коллективной работы.
  4. Усовершенствование коммуникативных навыков.
  5. Формирование креативных взглядов на решение поставленных задач.
  6. Воспитание доброжелательных отношений между сверстниками.

2. Оформление зала.

Столы накрыты скатертями и яркими лентами. На один из столов устанавливается самовар с сушками, чашки и блюдца
(допускается применение одноразовой посуды), сахарница и все прочее для чаепития.

Изготавливается и устанавливается «Масленица» — чучело из соломы, одетое в сарафан, платок и фартук с большим карманом, в который складываются записки с пожеланиями.

На авансцене устанавливается шест с длинными яркими лентами, символизирующий «карусель». Шест держит мальчик и медленно вращает. За ленты держатся девочки, поочередно выходя лицом к публике, говорят свои слова.

3. Музыка.

Акустические композиции исполняются на баяне.

По средствам аудиоаппаратуры включаются композиции фольклорных направлений. Окончательный выбор композиций остается за организатором мероприятия.

Таблица 1.Рекомендуемые музыкальные композиции.

Исполнитель

Наименование

Композиции коллектива «Иван Купала»

1

«Иван Купала»

Ах вы, пчелы мои пчелы

2

«Иван Купала»

Брови

3

«Иван Купала»

Коляда

4

«Иван Купала»

Кострома

5

«Иван Купала»

Масленица

Народные песни

6

Г. Заволокин и ансамбль «Частушка»

В этой деревне огни не погашены

7

-

Валенки

8

М. Мордасова

Ой блины, мои блины

Фолк (стилизация)

9

Разнотравие

Купала

10

Сколот

Масленица

11

Пелагея

Ой, да ни вечер

12

Сколот

Сон наяву

13

Пелагея

Степь

14

Мельница

Травушка

Эстрадные

15

Анна Герман

Вдоль по улице метелица метет

16

Л. Зыкина

Гляжу в озера синие

17

А. Архиповский

Человече

4. Ход мероприятия.

Звучит музыка (баян, народные мелодии)

(7 Девушек в сарафанах по очереди, держась одной рукой за ленту, выходят к зрителям, говоря по очереди свои слова (баян играет чуть тише))

Говорящий

Содержание речи

Участник 1. ____________

Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу ярмарку! Народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Участник 2. ____________

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Участник 3. ____________

«Как не мети метелица — всё одно весной повеет!»

«На масленицу Зима Весну встречает, заморозить хочет, да сама лишь потеет!»

Участник 4. ____________

«Всё ликуют на земле, радуются приближенью весны! Закликаем Солнце да печем блины. Слава тебе, Масленица-барыня, слава!»

Участник 5. ____________

«Не красна изба углами, а красна пирогами! Не будем время терять, пора праздник начинать. Сегодня Масленица приглашает в гости!»

Участник 6. ____________

— Что за праздник без веселья? Да без ярмарки? Приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем!

Участник 7. ____________

Гости желанные, званые и незваные! Худые и тучные, веселые и скучные! Все скорей спешите к нам! Рады всяким мы гостям!

Участник 1. ____________

Участник 2. ____________

Народ собирается, ярмарка открывается!

Девочки бросают ленты, проходят вдоль столов указывая на товар

Участник 3. ____________

Есть на ярмарке игрушки, расписные погремушки!

Участник 4. ____________

Есть ватрушки, бублики,

Приготовьте рублики!

Участник 5. ____________

Баранки-коврижки.

Пироги да пышки!

Участник 6. ____________

Конфеты-леденцы,

Покупайте, молодцы!

Участник 7. ____________

Яблочки садовые,

Яблочки медовые,

Груни, ананас

— набирай про запас!

Участник 1. ____________

Ай да товар! И тот хорош – и другой хорош!

Выбирай, какой хошь!

Участник 2. ____________

У нас товар без обману!

Участник 3. ____________

И наш без изъяну!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 4. ____________

За песни!

Участник 5. ____________

За шутки!

Участник 6. ____________

За игры!

Участник 7. ____________

За прибаутки!

Девочки сходятся в центре карусели.

У стола с самоваром остается девушка (Участник 1).

Участник 1. ____________

Милости просим к нам, гости дорогие! Отведать угощения с пылу, с жару, прямо у самовара.

А вот продаются калачи,

Калачи горячие, хоть в окошко мечи.

Медовые пряники сладкие, ароматные,

На вкус очень приятные!

Участник 2. ____________

Маслена — честная, весёлая, широкая — так называли неделю перед постом Великим!

Участник 3. ____________

Люди добрые! Вот и масленицу везут!

Под музыку «Барыня» (баян)

Девушка (участник 3) во время своих слов указывает в сторону, откуда везут на санках чучело из соломы, «Масленицу».

Участник 4. ____________

А мы свою «Масленицу» прокатили,

Дорогую свою потеряли,

Думали, будет она семь годков, а она погостила семь деньков.

Участник 5. ____________

Прощай, Масленица, прощай!

Ты прощай, прощай широкая,

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделю веселье!

Участник 6. ____________

Купцов здесь не мало!

И у нас полно товара!

Участник 7. ____________

 Хорошо когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся, и все веселятся!

Участник 1. ____________

Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и сабли в руках держать умели, но так же хорошо пели и плясали! Славянскому роду нет переводу, от того на песня на Руси никогда не смолкнет!

Звучит песня (фонограмма или  живое исполнение)

Девочки ещё раз берут ленты «карусели» и под музыку водят хоровод.

Под звучащую музыку уходят с авансцены. Начинается торговая часть ярмарки

Участник 1. ____________

Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу ярмарку! Народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Участник 1. ____________

Участник 2. ____________

Народ собирается, ярмарка открывается!

Участник 1. ____________

Ай да товар! И тот хорош – и другой хорош!

Выбирай, какой хошь!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 1. ____________

Милости просим к нам, гости дорогие! Отведать угощения с пылу, с жару, прямо у самовара.

А вот продаются калачи,

Калачи горячие, хоть в окошко мечи.

Медовые пряники сладкие, ароматные,

На вкус очень приятные!

Участник 1. ____________

Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и сабли в руках держать умели, но так же хорошо пели и плясали! Славянскому роду нет переводу, от того на песня на Руси никогда не смолкнет!

Участник 2. ____________

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Участник 1. ____________

Участник 2. ____________

Народ собирается, ярмарка открывается!

Участник 2. ____________

У нас товар без обману!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 2. ____________

Маслена — честная, весёлая, широкая — так называли неделю перед постом Великим!

Участник 3. ____________

«Как не мети метелица — всё одно весной повеет!»

«На масленицу Зима Весну встречает, заморозить хочет, да сама лишь потеет!»

Участник 3. ____________

Есть на ярмарке игрушки, расписные погремушки!

Участник 3. ____________

И наш без изъяну!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 3. ____________

Люди добрые! Вот и масленицу везут!

Участник 4. ____________

«Всё ликуют на земле, радуются приближенью весны! Закликаем Солнце да печем блины. Слава тебе, Масленица-барыня, слава!»

Участник 4. ____________

Есть ватрушки, бублики,

Приготовьте рублики!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 4. ____________

За песни!

Участник 4. ____________

А мы свою «Масленицу» прокатили,

Дорогую свою потеряли,

Думали, будет она семь годков, а она погостила семь деньков.

Участник 5. ____________

«Не красна изба углами, а красна пирогами! Не будем время терять, пора праздник начинать. Сегодня Масленица приглашает в гости!»

Участник 5. ____________

Баранки-коврижки.

Пироги да пышки!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 5. ____________

За шутки!

Участник 5. ____________

Прощай, Масленица, прощай!

Ты прощай, прощай широкая,

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделю веселье!

Участник 6. ____________

— Что за праздник без веселья? Да без ярмарки? Приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем!

Участник 6. ____________

Конфеты-леденцы,

Покупайте, молодцы!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 6. ____________

За игры!

Участник 6. ____________

Купцов здесь не мало!

И у нас полно товара!

Участник 7. ____________

Гости желанные, званые и незваные! Худые и тучные, веселые и скучные! Все скорей спешите к нам! Рады всяким мы гостям!

Участник 7. ____________

Яблочки садовые,

Яблочки медовые,

Груни, ананас

— набирай про запас!

Участники хором.

Всех зазываем,

Вас приглашаем,

Товары не продаем,

Считай, даром отдаем!

Участник 7. ____________

За прибаутки!

Участник 7. ____________

 Хорошо когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся, и все веселятся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по искусству (изобразительное искусство, музыка) "Музыкальная палитра"

Викторина один из несложных видов проведения внеурочной деятельности, в которой с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание, немного фантазии. Возраст учащихся: мероприятие рассчитано для ...

Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....

План работы методического объединения учителей технологии, искусства (изобразительное искусство, музыка) на 2018 – 2019 учебный год

     Тема работы методического объединения: "Повышение профессиональной компетентности учителей как условие совершенствования качества современного образования». ...

ПЛАН проведения предметной недели методического объединения музыка, изобразительное искусство, технология «Дни открытых дверей» с 29.01 по 03.02 2018г.

ПЛАНпроведения предметной недели МБОУ "СОШ №1"п Пуровск, Пуровского района методического объединениямузыка, изобразительное искусство, технология 2017-2018 учебный год...

Руководство городским методическим объединением предметной области "Искусство" учителей изобразительного искусства, музыки и МХК.

Учительское сообщество учителей изобразительное искусства, черчения, музыки и мировой художественной культуры занимает активную позицию по внедрению и реализации инновационных технологий, методо...