Возможности интеграции среднего школьного, дополнительного и допрофессионального образования
методическая разработка по технологии на тему

Мишанова Вера Георгиевна

Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает: человек готовится не  к жизни  вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. Поэтому  мы можем говорить о развитии ребенка как о формировании в нем определенных качеств личности в процессе интеграции его в систему определенных социальных отношений в разные типы социальных общностей. Противоречия, возникающие чи в процессе образования ребенка, требуют от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность. Более того, сегодня, чтобы научиться решать различные задачи в различных сферах жизнедеятельности, ребенок выбирает не один общественный институт, а несколько. Полноценное общее образование становится возможным только при условии взаимодействия разных типов образовательных учреждений. Именно в таком сочетании создается уникальная, вариаивная по сути система образования детей, дающая педагогам реальную возможность проектировать реализовывать индивидуальные маршруты  обучающихся.

Активизация сотрудничества общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования и допрофессионального (УПК) позволяет создать условия наиболее благоприятные для развития воспитательной функции и усилия познавательной мотивации учащихся.

   В основу модели интеграции общего среднего,дополнительного и допрфесионального образования входят задачи следующего порядка.

1.     Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности для деятельности в новых  социально –экономических условиях.

2.     Формирование  у учащихся осознанного профессионального самоопределения в рамках деффиринцированного обучения к гуманному достижению жизненных целей.

3.     Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

4.     Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, милосердия, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

5.     Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Все перечисленные задачи я решаю на уроках технологии. Уроки технологии имеют особое значение для решения проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

  Проводя уроки, изучая различные виды декоративно-прикладного  искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти уроки не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народно-прикладного искусства, но и дают им необходимые технические знания , развивают трудовые умения и навыки, т.е осуществляют психологическую подготовку к труду и выбору профессии.

Умения и навыки, полученные на уроках технологии, продолжают свое дальнейшее развитие на кружках, в системе дополнительного и допрофессионального образование.

Например:

Зайцева Настя. Полюбила бисероплетение. Она выбрала в ЦДО этот же кружок и продолжала в нем обучение. Ее работы часто выставлялись на районные и городские выставки народно-прикладного искусства.

Капранова Екатерина. Любимим занятием на уроках на уроках технологии было вязание крючком и работа с тканью. В ЦДО  сейчас она занимается в кружке вязания, в УПК ходит на отделение швейного производства. Сдавала экзамен в УПК. Проект платья для выпускного вечера.

Азамова Наргия. В ЦДО ходит на кружок флористики и лозоплетения. Участвовала в конкурсе “Голос ребенка”.

Хахарева Света заняла первое место в УПК по кулинарии.

Бакаева Катя заняла первое место в УПК на олимпиаде за костюм “Бизнес леди”.

Усенко Оксана учится в техникуме дизайна одежды.

Многие дети выбирают экзамен в УПК по технологии.

Отдельно хочется сказать о школьном театре моды “Парадиз”. Театр посещают дети разного возраста. Они находятся в пространстве разновозрастного общения; здесь они могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Коллектив состоит из целеустремленных неповторимых личностей, каждая из которых дополняет друг друга и в то же время дает возможность полностью раскрыться, проявляя свои лидерские и деловые качества, тем самым коллектив развивается и генерирует творческое начало.

Посещая наш кружок, у детей выявляются способности к художественному дизайнерскому творчеству и вырабатываются навыки  в этой сфере. Не все девочки имеют хорошие навыки по рисунку и композиции. Учитывая то, что стандартная программа средней общеобразовательной школы содержит крайне ограниченный объем по рисунку и композиции, и я предлагаю им записаться в ЦДО в изостудию.

Например, Аня Корнеева не могла изобразить эскизы костюмов, рисовала примитивно, не соблюдая пропорции. Изостудия сделала из нее художницу. Она поступила в техникум дизайна одежды, закончила в этом году и поступила в Ивановскую академию.

Занимаясь на уроках технологии художественной обработки кожи и вязания крючком, девочки дополняют свои костюмы элементами и украшениями из кожи и вязаными деталями.

Последняя коллекция “Ода о стихиях” костюмы расписаны в стиле художественной росписи по тканям – батик.

Девочки сами рисовали и придумывали рисунок для костюма каждой стихии.

В этом году театр с этой коллекцией ,выступая на областном конкурсе детских театров моды в городском театре Колибри, получил диплом за неординарное использование материалов для костюма.

За то, что театр занял первое место в городе в школе 186, он получил книгу “Полная энциклопедия кройки и шитья” и меховую горжетку.

Хотелось бы отметить, что обучение в школе при помощи совместной деятельности ЦДО и допрофессиональной подготовки, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные нравственные средства ее достижения.

В.Г. Мишанова 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ СРЕДНЕ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА – НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА КУРЭШ

В современной практике подготовки юных спортсменов имеет место применение большого объема специальных тренировочных и соревновательных средств, что в конечном итоге не редко приводит к серьезным срыва...

Интеграция основного и дополнительного образования как механизм допрофессиональной подготовки школьников

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области н...

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...