Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки.
план-конспект урока по технологии на тему

Нелли Эдуардовна

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект проведения урока № 21 по теме:

«Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки».

ФГОС  II  поколения  7 класс(2 часа)

Учителя технологии: Лаптиевой Нелли Эдуардовны

 Дата:

Цель:  создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества. 

Задачи:

    -    расширить знания учащихся об инструментах и материалах для вышивания;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;

-    соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- расширить знания учащихся об инструментах и материалах для вышивания;

- закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий

 Метапредметные результаты:  (развивающие)

Регулятивные  УУД:

-научить  развивать образность, внимание, речь;

                 

Познавательные  УУД:

 -уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию  из предлагаемого  источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные   УУД:                                                          

-развить  навык  работы  в группах при выполнении  практических работ;

-находить способы  созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение  выражать в творческой работе своё  эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.  

Тип урока: урок-исследование.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/.  М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет.

 Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.

Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Организационный

10 мин.

 Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

Дети проверяют  наличие необходимых учебных принадлежностей

2.Изложение нового материала

теория 30 мин.

1.Актуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов  рукоделия вышивкой.

Вышивка — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выполняют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались «шитьё».

Материалы и оборудование для вышивки

Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно начинать учиться вышивать на тонком неотбелённом льне — игла прокалывает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном. Выбор иглы обусловлен толщиной нитки: игольное ушко должно быть достаточно большим, чтобы легко вдевать нитку в несколько сложений. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани.

Аккуратно выглядят пробные строчки на канве — ткани, которая имеет сетчатую структуру и применяется для вышивки крестом. В этом случае нужна игла с закруглённым кончиком, чтобы она не раскалывала нити канвы и легко проскальзывала в её отверстия.

Для вышивки применяют различные нитки: шёлковые, шерстяные, синтетические, но для начала лучше пользоваться хлопчатобумажным мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом.

Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не должен соскакивать с пальца при встряхивании.

Вышивальные ножницы применяют для обрезания ниток. Они должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы случайно не испортить ткань.

Подготовка к вышивке

Ткань для вышивки следует отутюжить, затем обработать края, чтобы предотвратить осыпание нитей по срезам. Для этого можно обметать их вручную, на швейной машине или промазать специальным клеем (можно использовать клей ПВА). Заправить ткань в пяльцы: поместить меньший обруч под ткань, положить сверху обруч большего диаметра, нажать на него, чтобы ткань оказалась зажатой; закрутить винт, натягивая ткань по долевой и поперечной нитям. Следует помнить, что после каждого сеанса вышивания пяльцы снимают, чтобы ткань не деформировалась. Если пяльцы велики и ткань не удаётся хорошо натянуть, следует притачать к ткани со всех сторон дополнительные лоскуты любой ткани, которые впоследствии будут удалены.

Отрезать от мотка ниток мулине пасму (пучок нитей, состоящий из шести тонких ниточек) длиной около 60 см. Отделить от неё нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко.

При вышивании узелки на нитках не делают. Каждую новую нитку закрепляют одним из следующих способов.

  1. Отделить от пасмы одну тонкую нитку. Сложить её пополам и обоими сложенными концами вдеть в иглу. Сделать маленький стежок в начале работы, потянуть нитку, пока не останется маленькая петелька. Пропустить иглу через петельку и затянуть
  2. Отделить от пасмы две нитки, заправить их в иглу. Вывести иглу на лицевую сторону так, чтобы кончик нитки длиной около 1 см остался с изнаночной стороны. Придерживая его пальцами, сделать первые стежки так, чтобы они закрепили нитку

Закончив шов, вывести нитку на изнаночную сторону, закрепить её коротким стежком на месте и провести иглу с ниткой под несколькими изнаночными стежками готовой вышивки. После этого обрезать нитку

Любая вышивка основывается на пяти видах ручных стежков: прямые, петлеобразные, петельные, косые и крестообразные. Ряд ручных стежков, проложенных на ткани, в вышивке называется швом. Названия швов могут различаться в изданиях по вышивке. В учебнике мы будем их называть так, как это принято в отечественной специальной литературе.

Проведение физминутки.
Говорят часы стоят,
Говорят часы спешат,
Говорят часы идут,
Говорят часы бегут,
И немного отстают.
Мы смотрели с мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
 

Учащиеся записывают в тетрадь конспект урока

Учащиеся выполняют движения вместе со словами.

3.Практическая работа  « Подготовка ткани к вышивке»

практика 30 мин

 1. Вводный инструктаж.

2.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Текущий инструктаж.

5.Заключительный инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся.

3.Рефлексия пройденного урока

5мин.

3. Рефлексия учебной деятельности.

Повторим  новые слова:   Вышивка, канва, пасма; ручные стежки: прямые, петлеобразные, петельные, косые и крестообразные; швы: «вперёд иголку», «назад иголку», стебельчатый, петельный, тамбурный, «козлик», бархатный, «петля с прикрепом».

Закрепление изученного материала.

  1. Какую ткань используют для вышивки?
  2. Зачем ткань натягивают в пяльцах?
  3. Назовите основные стежки и швы на их основе.
  4. Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса вышивания?

Учащиеся отвечают на вопросы

4.Домашнее задание

5мин.

Запомните словосочетание «лицевое шитьё». Узнайте, что это означало в эпоху Древней Руси.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вышивка 900igr.net

Слайд 2

Вышивка гладью. Материалы для вышивки. Ткань. Для вышивки подойдут однотонные льняные, шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые и смешанные ткани. Нитки. Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом(одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на пять минут). Чаще всего для вышивки применяют хлопчатобумажное мулине, шерсть, объемные синтетические нитки.

Слайд 3

Инструменты и приспособления Иглы бывают разной длины и толщины – от №1 до №12. Для вышивальных работ нужно иметь набор игл для вышивки. Очень тонкие иглы №1 необходимо для вышивания на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение, средние №2-5- на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком №6-12 – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками. Ножницы нужны маленькие с закругленными концами(для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия, разрезания ткани и мотков ниток).

Слайд 4

Пяльцы лучше иметь деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. Калька применяется для переведения рисунков с оригинала. Копировальная бумага для переведения рисунков с кальки на ткань лучше зеленого или красного цвета, для темной ткани – желтого. Карандаши простые, острозаточенные, мягкие «М» - для кальки, твердый «Т» - для перевода рисунка на ткань. Сантиметровая лента нужна для разметки рисунка на ткани, определение размеров изделия. Наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Подбирают его по размеру среднего пальца правой руки так, чтобы не соскакивал, но и не сдавливал палец.

Слайд 5

Подготовка к вышивке. - Ткань стирают, сняв крахмал, и просушивают, завернув на несколько минут в махровое полотенце. - Хорошо отутюживают слегка влажную ткань. - Переводят рисунок на кальку, применяя остро отточенные простой карандаш «М». - Переводят рисунок на ткань с помощью одного из следующих способов: через копировальную бумагу: на ровную ткань накладывают сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонкоотточенным простым твердым карандашом «Т» или пустым стержнем шариковой ручки.

Слайд 6

Закрепление рабочей нити. Нитку в одно сложение закрепляют мелкими прямыми стежками «вперед иголку» Делают прокол на лицевую сторону ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нити, и, крепко его придерживая, выполняют маленький петлеобразный стежок «назад иголку»

Слайд 7

После первого прокола оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки длиной 5 см и закрепляют его после того, как нить закончилась, вложив в иглу и пропустив ее под вышивкой. Нитку в два сложения продергивают концами в иглу, делают маленький стежок в начале работы, тянуть нитку, пока не останется кончик в виде маленькой петли, в которую продевают иглу и затягивают нить. Заканчивая вышивание, нитку закрепляют на изнанке несколькими стежками «за иглу» и уводят конец нити под вышивку.

Слайд 8

Виды швов. Стебельчатый шов. Стебельчатый шов назван так потому, что обычно им вышивают стебельки цветов. Направление движение шва – слева направо или снизу вверх. Стежки делают, отступая назад. При этом каждый новый стежок выходит вперед на половину предыдущего. Вколов иглу в ткань, набирают на нее 2-4 нити и протаскивают нитку. Отступая, снова вкалывают иглу и набирают на нее количество нитей, равное первому стежку. Иголку со вторым стежком выводят у середины предыдущего стежка с левой стороны. Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. И так далее – при каждом последующем стежке игла выводится в середине предыдущего стежка. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны от шва – справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя.

Слайд 9

Шов «вперед иголку». Выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов выполняют по счету нитей ткани или рисованному контуру. Такой шов применяют для украшения одежды и как основу выполнения некоторых швов (например, шва «шнурок»).

Слайд 10

Шов «шнурок». Выполняют в два приема. Сначала по прямой линии или по контуру узора прокладывают стежки шва «вперед иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки сначала сверху вниз, а потом снизу вверх, получится другой вид шва. Таким швом можно украсить одежду, полотенца, скатерти.

Слайд 11

Тамбурный шов. Тамбурный шов – это непрерывная цепочка из петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурный цепочкой вышивают различные узоры по свободному контору или застилают рядами всю плоскость мотива. Для получения цепочки иглу выводят на лицевую сторону ткани в начале работы и снова вкалывают ее рядом с точкой выхода, делают вертикальный стежок нужной длины в направлении сверху вниз. Рабочую нить при этом укладывают слева и прижимают большим пальцем левой руки. Иглу вытягивают, нитка ложится под иголку, образуя петлю. Для следующего стежка игла вводится в ткань изнутри предыдущего, а выводится на расстоянии стежка, и вновь образуется петля.

Слайд 12

Петля вприкреп. Если после выполнения первой петельки иглу вколоть с ее внешней стороны, сделав стежок «вперед иголку», получится петля вприкреп. Располагая петли на поверхности ткани в нужном порядке, вышивают мелкие листочки, лепестки цветов.

Слайд 13

Шов штопка. Шов штопка напоминает плетение прутьями, поэтому применяют при вышивании корзин. Вначале через весь мотив прокладывают вертикальные или расходящиеся веером протяжки, а затем переплетают их продольными нитями в шахматном порядке (через одну). Для получения эффекта объема применяют чередующиеся по цвету или тону нити.

Слайд 14

Двусторонняя гладь. Двусторонней гладью без настила вышивают узоры с растительными мотивами небольших размеров. Лучше вышивать ниткой в одно сложение, тогда стежки глади будут ложиться ровно, не накладываясь друг на друга. Но в то же время вышивать нужно достаточно плотно, чтобы между стежками глади не просвечивала ткань основы. Плоды вышивают прямой гладью, то есть под углом 90 к оси симметрии. Мелкие листики вышивают косой гладью (под углом 45), а листики с прожилками – косой гладью каждую половинку в направлении от края к середине. Лепестки цветов вышивают стежками от края к центру.

Слайд 15

Шов рококо. Выполняется шов рококо с помощью тонкой длинной иглы без утолщения в области ушка. Шов рококо выполняется на основе шва «назад иголку», нитка берется более толстая и навивок на иглу делают больше. После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону ткани и делают стежок шва «назад иголку» такой длины, каким должен быть будущий узелок рококо, иглу при этом выводят на лицевую сторону в месте первого прокола не полностью, а приблизительно наполовину. Указательным пальцем левой руки кончик иглы приподнимают, а левой рукой делают навивки на иглу. Длина навитого на иглу участка нитки может равняться длине стежка «назад иголку», и тогда получится прямой жгутик рококо.

Слайд 16

Гладь художественная. Вышивать художественной гладью рекомендуют нитью мулине в одно сложение, стежки делают довольно короткие, чтобы создать ровную гладкую поверхность. Направление расположения стежков может быть разным: радиальное в лепестках, по направлению прожилок в листиках, по росту шерсти у животных и по расположению мышц, если вышивают лицо человека. Цветная художественная гладь прежде всего предполагает плавный, незаметный переход цвета из одного тона в другой или одного цвета в другой. Достигается это тем, что вначале стежки одного цвета выполняются разной длины: длинный, короткий и т.д., затем ниткой другого цвета заполняются пробелы между ними, но стежки при этом также имеют чередующуюся длину.

Слайд 17

Вышивки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП,ФГОС,технология девочки,Симоненко,6 класс,с УУД

КТП 6 кл.по технологии на 70 часов с УУД и планируемыми результатами на каждый урок.Симоненко....

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Разработка урока "Вышивка крестом" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Вышивка крестом" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Атласная гладь и штриховая" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Атласная гладь и штриховая" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Вышивка шелковыми лентами" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Вышивка шелковыми лентами"  7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....