Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Нелли Эдуардовна

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения урока № 23 по теме:

«Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Т/Б.».

ФГОС  второго  поколения 7 класс (2 часа)

 Учителя технологии: Лаптиевой Н.Э.

Урок-исследование

Цель: Научить учащихся вышиванию художественной, белой и владимирской гладью.

Задачи: 

      -   расширить знания учащихся о технике вышивания художественной, белой и владимирской гладью;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;

-    соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- Познакомить учащихся с различными видами  глади.

 Метапредметные результаты:  (развивающие)

Регулятивные  УУД:

- Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу. адекватно воспринимать оценку учителя,

                 

Познавательные  УУД:

 -уметь  выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;  соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда.

Коммуникативные   УУД:                                                          

-освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиций другого и уметь согласовывать свои действия, оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

Личностные результаты:
-умение  выражать в творческой работе своё  эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.  

Тип урока: урок-исследование.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/.  М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет.

Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.

Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Организационный

5 мин.

1.1. Приветствие;
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Заполнение классного журнала;
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.5. Настрой учащихся на работу;
1.6. Доведение до учащихся темы и плана урока.

Дети проверяют  наличие необходимых учебных принадлежностей

2.Изложение нового материала

теория 30 мин.

1.Актуализация опорных знаний и умений.

Проверка выполнения домашнего задания.

-Какую ткань используют для вышивки счетными швами и почему?

-Что представляет собой схема для вышивки?

-Как изготовить схему рисунка или фотографии с помощью компьютера?

- Какие вы знаете счетные швы?

Изучение нового материала.

Художественная гладь       

 Художественная гладь - это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Плавный переход от одного цвета к другому достигается применением редкой глади — заполнением мотива стежками разной длины очень тонкими нитками для вышивания различных цветков. При этом сначала стежками разной длины нитью одного цвета заполняется часть формы, а затем нитью другого, близкого к исходному цвету тона заполняются промежутки, образованные стежками неодинаковой длины.   При вышивке художественной гладью стежки должны быть ориентированы следующим образом: лепестки цветов — радиально к центру, листья — по направлению прожилок, лицо человека — по расположению лицевых мышц, животные — по росту шерсти. Для выбора цветового решения в мотиве можно пользоваться художественными открытками, картинами художников.           Лепестки начинают вышивать нитками светлого тона в одно сложение. Направление стежков делают к центру цветка, чередуя короткие и длинные стежки, чтобы между ними легче проложить стежки другого тона и для лучшего их слияния.                                                                                                                                            Второй ряд стежков (от края лепестка) надо выполнять редкой гладью нитками более темного тона, что создает видимость вогнутости лепестка к центру. Для большей глубины делают два-три стежка от центра самым темным тоном.

Чтобы лепестки не казались плоскими, одну их сторону вышивают светлыми нитками, другую — более темными или же затемняют по краю. Это создает впечатление изогнутости лепестка. Отвернутую, тыльную, часть лепестка  вышивают самыми светлыми нитками.

Не стоит все лепестки выполнять одинаково — такая работа выглядит однообразной. Лучше несколько лепестков вышить с преобладанием одного тона — самого светлого теплого оттенка, а оставшуюся часть — более  темным  холодным оттенком.

Ленточные листья   выполняют художественной гладью, укладывая стежки вдоль листа. Выпуклые места вышивают более светлыми и, углубления — более темными, вливая один тон в другой без резких переходов, выделяя среднюю жилку листа светлым или темным тоном.

I. Вышивание листьев: а — ленточных; б — зубчатых, фигурных и резных; в — круглых.

Зубчатые, фигурные и резные листья   при вышивке  делят на две половинки по жилке и каждую часть застилают, начиная от верхушки листа, наклонными стежками к середине (жилке), плавно переходя  к основанию  листа. Одну сторону можно вышить сначала светлой зеленью,  добавляя  постепенно к средней жилке темные тона, а другую — так, чтобы средней жилки был средний тон зелени. Получится лист с углублением по средней линии. При вышивке края листа светлой зеленью в некоторых местах  доходят ею до средней жилки и получают выпуклую поверхность или наоборот — темным по светлому, чтобы получить углубление.                                                                                                                                                  Круглые листья - выполняют от края к центру, располагая стежки по радиусу.

Цветы имеют самую разнообразную форму. Даже в одном цветке лепестки могут быть разными по величине, форме и окраске. Любые лепестки выполняют стежками от края к центру цветка. На изгибах и отворотах направление стежков меняется соответственно форме изгиба лепестка. Направление жилок в живом цветке указывает направление стежков в вышивке.  Края лепестков вышивают с настилом. Для этого предварительно прокладывают по контуру лепестка два ряда прямых стежков и вышивают крупными гладевыми стежками по форме лепестка к центру цветка, согласуя тона ниток с природными тонами и освещением. Серединки цветов с мелкими тычинками выполняют «узелками» в одну нитку и один оборот, крупные тычинки — в несколько оборотов или швом «рококо». Пестик и коробочку вышивают одним из видов глади в зависимости от их формы.

2) Элементы белой глади и техника их вышивания.

Белая гладь имеет много разновидностей. Основной прием этой вышивки - двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая по форме мотива, как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения) тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь получилась выпуклой, предварительно можно сделать настил из тех же ниток, располагая стежки его в направлении, противоположном направлению стежков глади.    В выполнении узоров применяют различные виды ажурных сеток, стяги, дырочки, узелки, россыпь, подкладной шов, или восьмерку, детали в виде кружочков, усиков и др.Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани придают вышивке, выполненной в одном цвете, особую декоративность, красоту.

Детали узоров в форме кружочков - пышечки - вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшивают швом вперед иголку, делают настил и выполняют гладьевые стежки. Гладью с настилом вышивают цветы, листья, стебли. На рисунках показано, как вышивают цветки с настилом. Сначала цветок обшивают по контуру швом вперед иголку, делают настил, располагая стежки по кругу и вдоль контура, а затем сверху кладут гладьевые стежки вдоль лепестков. Если цветок состоит из отдельных лепестков, то их вышивают последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперек лепестков.

При вышивании мелких листочков гладьевые стежки кладут в прямом или косом направлении. Более крупные листочки вышивают гладью и россыпью или узелками.

Листочек на две трети длины может быть разделен пополам («лист в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка посередине его, начинают выполнение гладьевых стежков с верхней части листка. Дойдя до места раскола, вышивают сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками и выводя на линии контура листка. Россыпь выполняют мелкими стежками швом за иголку. Стежки шва россыпь или узелки располагают параллельными, плотно прилегающими друг к другу рядами, заполняя всю половину листочка. Край такого листочка обшивают гладьевым валиком.

В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Маленькую дырочку обшивают по контуру швом вперед иголку и прокалывают ткань внутри контура деревянной, костяной, или пластмассовой палочкой с заостренным концом. Затем плотно прилегающими друг к другу стежками обшивают край дырочки.

Получается узкий гладьевой валик. Дырочки большего размера обшивают после того, как ткань внутри контура будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях: по вертикали и горизонтали (прорезная гладь). Прорезной гладью выполняют и листья удлиненной формы.

Сердцевины цветов выполняют швом, который называется стяги. В основном их выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением.

Прозрачные узоры в самой ткани получаются от стягивания нитей в различных направлениях: по горизонтали и вертикали или диагонали. Прежде чем выполнить узор стягов на плотной ткани, часть нитей по утку; и основе подрезают и выдергивают.

Детали узора можно выполнить также подкладным швом. Стежки шва за иголку располагают поочередно то на одной, то на другой стороне. по контуру рисунка. Переходы от стежка к стежку ложатся на изнаночной стороне ткани, переплетаясь в виде восьмерки. Элементы рисунка, выполненные подкладным швом на тонкой ткани, придают вышивке рельефность.

Край воротника, салфетки, выреза и рукавов на сорочке часто обшивают петельным швом в виде фестонов. Сначала по контуру узора прокладывают шов вперед иголку, делают небольшой настил, располагая стежки вдоль контура, и выполняют петельный шов. Лишнюю ткань обрезают острыми ножницами после того, как изделие будет выстирано и выглажено.

3. Владимирская гладь. Мстёрские мастерицы в 1950-х гг. стали также использовать технику цветной владимирской глади, которая раньше была широко распространена в городах и посёлках Владимирской области. Владимирские швы — яркая, красочная вышивка, состоящая из крупных мотивов. Узоры выполняются крупными стежками толстыми нитками (мулине, шерсть) красного цвета с небольшими вкраплениями синего, зелёного и жёлтого цветов. К владимирским швам относят гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др. Вышивку применяют в основном для украшения женской одежды и столового белья.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКАГимнастика для глаз                                                                                                                                          1.Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.

3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.

4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30секунд. 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся выполняют движения

За учителем.

Практика 20 мин.

Практическая работа:  вышивание гладьевым швом одним из предложенных способов

1.Вводный инструктаж.т/б.
2.Самостоятельная работа учащихся. ( работа со слабыми учащимися)
3.Текущий инструктаж.
4. Заключительный инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся

3.Рефлексия пройденного урока

5 мин.

  1. Что общего в этих трех видах вышивки?
  2. В чем у них различие?
  1. Есть ли в этих вышивках одинаковые элементы? Если есть, то одинаковая ли у них техника выполнения?
  2. Почему гладь имеет много разновидностей?

Учащиеся отвечают на вопросы

4.Домашнее задание

2 мин.

П.26  Найти информацию о торжокском золотом шитье

Дети записывают домашнее задание в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимирская гладь или верхошов Разработала учитель технологии БОУ СОШ №29 Лаптиева Н.Э.

Слайд 2

История Владимирская гладь (Владимирский шов, Верхошов ) зародилась во Владимирской области, отсюда и ее название. Со временем она претерпела немало изменений, и в наше время представляет собой одностороннее шитье с крохотными стежками и переходами от одной детали к другой с изнаночной стророны .

Слайд 3

Техника вышивания Применяется при вышивке крупных элементов. История этого шва уходит еще в древние времена и тесно связана с золотным шитьем. При шитье золотом в то время каждая золотая нить была дорога, потому старались вышивать лицевую сторону, экономя максимально нитки на изнаночной стороне.

Слайд 4

Таким образом, Владимирская гладь позволяет максимально экономить нитки при вышивке больших узоров и рисунков. Да и вообще в любой вышивке, ведь нередко бывает когда нужная нам нить осталась в малом количестве в самый неподходящий момент. Вышивается верхов большими стежками, придерживаясь обшиваемого контура. Стежки выполняются по форме рисунка, узора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника вышивания художественной, белой ( мстёрской глади) и Владимирской глади

Слайд 2

Художественная гладь – техника вышивки, известная с глубокой древности. Глубокие традиции она имела в Китае и Корее, где мастерство достигло настоящих высот. Мастерицы изображали пейзажи, цветки пионов и лотосов, панно и животных.

Слайд 3

Художественная цветная гладь вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Слайд 4

Примеры вышивки художественной глади

Слайд 6

Мстёрская гладь В России с середины 19 века в поселке Мстёра Владимирской области развивается традиционный русский вышивальный промысел – мстёрская вышивка. Ее выполняют на тонких белых прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) белыми нитками мулине или шелком, а так же на крепдешине крученым шелком.

Слайд 7

По контуру рисунка вначале прокладывают мелкие стежки «вперед иголку», затем крупными стежками делают настил и покрывают его плотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый и разнообразный по фактуре узор.

Слайд 8

Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые предают растительным узорам ажурность и легкость.

Слайд 9

Мстёрской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий в основном из листиков, и цветков. Изысканные гирлянды и букеты украшают постельное и столовое белье, скатерти, покрывала, блузы, платья.

Слайд 10

Владимирская гладь Мстёрские мастерицы в середине 50 годов 20 века стали использовать технику цветной глади. Это яркая, красочная вышивка, которая состоит из крупных мотивов.

Слайд 11

Узоры выполняют крупными стежками толстыми нитками (шерсть, мулине) красного цвета с небольшими вкраплениями синего, зеленого , желтого цветов.

Слайд 12

К владимирским швам относят гладь « верхошов », накладные сетки, шов «козлик» и др. в основном вышивку применяют для украшения женской одежды и столового бель.

Слайд 13

Шов «козлик» Середину крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом «козлик»

Слайд 14

Шов накладные сетки

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественная гладь

Слайд 2

История Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток . В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем.

Слайд 3

История Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивки было сильно развито; В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами . Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках . Далее началось широкое распространение вышивки по всеми миру.

Слайд 4

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более доступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. В вышивке появляются растительные орнаменты - ритмическое чередование элементов или группы элементов. Особенно широко орнаменты используются для украшения одежды, белья, скатертей, салфеток и т.п.

Слайд 5

Художественная цветная гладь вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Слайд 6

Растительные узоры, выполненные художественной гладью, требуют большой палитры цветов нитей для изображения цветков, листьев, бутонов и т. д. Тональный подбор нитей дает возможность вышить цветок или листок двумя-тремя тонами одного цвета ниток: от светлого оттенка к более темному и, наоборот, от темного оттенка к светлому. Чтобы не было резкой границы перехода от тона к тону, например от светло-розового к розовому и темно-розовому , стежки глади делают разной длины .Если цветок надо вышить тремя тонами цвета, то длину лепестка делят на три равные части и каждый из трех тонов ниток как бы вшивают в другой. Достигают этого, делая стежки глади разной длины. Если гладь выполнена правильно, то левая и правая стороны работы будут одинаковыми.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественная гладь.

Слайд 2

Немного истории Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем.

Слайд 3

Художественная цветная гладь . Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Слайд 4

Начинаем вышивать гладью Для выполнения ручной вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка пяльце .

Слайд 9

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП,ФГОС,технология девочки,Симоненко,6 класс,с УУД

КТП 6 кл.по технологии на 70 часов с УУД и планируемыми результатами на каждый урок.Симоненко....

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией...

Разработка урока "Вышивка крестом" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Вышивка крестом" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Атласная гладь и штриховая" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Атласная гладь и штриховая" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Вышивка шелковыми лентами" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Вышивка шелковыми лентами"  7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....