Применение нетрадиционных материалов – как защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага.
методическая разработка по технологии на тему

Кулинич Елена Григорьевна

Привлекать внимание к проблемам охраны окружающей среды, овладевать умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бывших в употреблении материалов. Менять отношение людей к мусору.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Города нашей страны  буквально задыхаются от мусора. Наши свалки занимают уже 2 тыс. кв. км — это две территории Москвы — и каждый год требуют еще 100 кв. км земли.

Мы уже привыкли к печальным пейзажам, украшенным пластиковыми бутылками и обрывками  полиэтиленовых пакетов. Больно видеть замусоренную природу, ведь она от этого страдает. Все чаще  мы употребляем  термин “экологическая проблема”,  говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.

Мы не привыкли задумываться о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома, квартиры.

Нужно менять отношение людей к мусору. Так у меня появилась идея предложить детям по-другому, более креативно взглянуть на мусор, который люди выбрасывают ежедневно, воодушевить их на использование его в своём творчестве на уроках технологии, кружках прикладного творчества, превратив ненужное в нечто прекрасное.

Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на уроках технологии применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и не достаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал», недостаточно разработаны художественно – творческие задачи на вариацию, импровизацию с таким материалом. Желание использовать ненужный «бросовый» материал, так же как и желание экономить свои расходы, совсем не свидетельствует о нашей жадности и скупости. Это естественное желание любого нормального, рационально мыслящего человека.

Бросовый материал - это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии. Такие материалы давно используются в изготовлении самых разных изделии. В ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые бутылки, тюбики от помады, коробочки от сока. И все это  можно использовать в работе с детьми на уроках технологии и в кружках прикладного творчества.

Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по  своему усмотрению, а главное -  этот материал всегда можно найти. Он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование «бытового мусора»  приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку,  сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание. А значит, такой ребенок  в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Применение на уроках «мусора» как художественного материала имеет ряд положительных аспектов:

- экологический аспект: изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Создавая работы под лозунгом «вторая жизнь вещей»,  ребята приучаются к практичности использования уже имеющего материала.

- социальный аспект: применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей.  Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам.

- экономический аспект: ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы. Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей.

Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи, проблемы. Радость оттого, что, на первый взгляд,  ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Экспериментируя разнообразием материала и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами.

Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста: и с младшими школьниками, и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности учеников, даю мастер-классы для желающих.

Для реализации любого проекта необходимо создавать материальную базу. Для этого в начале года провожу беседы с родителями, раздаю им памятки, с указанием материалов,  пригодных для творчества, знакомлю их с работами учеников. И в течение года собирается ненужный в доме хлам, но нужным нам отличный материал для творчества, в который нужно вдохнуть «вторую жизнь». Дальше работа строится следующим образом:

  • знакомство детей с различными техниками: «плетение из газет», «кинусайга», «канзаши», лепка из «папье-маше» и  др.;
  • ребята продумывают свои произведения, делают эскизы, определяются с техникой;
  • изготавливают свои поделки с моей помощью и помощью родителей.

Сегодня тенденция мирового сообщества к защите окружающей среды, являет на свет увлечения, и даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора.

Я знакомлю ребят с новым направлением современного искусства – Трэш (англ.) - мусор - искусство, где задействован старый хлам, который люди отправляют на свалку. Дети с удивлением и восторгом рассматривают произведения художников, работающих с «мусором».

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества, дать понимание свободы творчества, свободы от стереотипов мышления, развивать у ребенка чувство свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов.  Я уверена, что кем бы ни стали мои  ученики в дальнейшем, все это обязательно пригодиться им в жизни.

Одной из форм результативности являются выставки детских работ. Творческие работы детей с успехом принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.

        

 C:\Users\Администратор\Desktop\htmlimage.jpg

   Мастер-класс по изготовлению декоративной вазы из бумажных трубочек с использованием  техники «канзаши»

Коллективные работы учеников 6 А,7А классов. Работы в технике «Кинусайга»

                         

                  C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3960.JPG

                                        C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3959.JPG                               

C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3963.JPG

C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3961.JPGC:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3966.JPG         C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3962.JPG  C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_0008.JPG

Работы в технике «папье- маше» представляет ученица 5 Б класса Долнер Александра:

                              

 Мне очень нравится эта техника, так как материалы для нее абсолютно доступны и бесплатны - это ненужные бумаги, салфетки, обрабатываемые определенным способом. Мне также нравится украшать в этой технике разные вазочки, кашпо и т.д.

Мы получаем газеты, после чтения их выбрасываем. Я подумала, что можно использовать бумагу в качестве «бумажной лозы» и дети с удовольствием занимаются плетением.

Ученица 7С класса Киселева Катя.    Техника-плетение из «бумажных трубочек».

     C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3279.JPG    

   

           
C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_3242.JPG

«Эту корзинку я сплела из бумажных трубочек в преддверии Светлой Пасхи».

На празднике Масленицы мы не отступили от нашего правила: все в дело. Чучело тоже было из бросового материала-это старые ненужные вещи, бумага и деревянная крестовина.

                                

Я очень надеюсь, что наши работы с использованием бросового материала понравятся. И многих вдохновят использовать подходящие для творчества отходы, и от этого наша планета станет чуть-чуть чище!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

НОД по использованию нетрадиционных материалов для мелкой моторики

Автор: Гурылина  Л.В., воспитатель МДОУ-детский сад «Ручеёк» г.Серпухов,Московская обл.Тема :"Мои пальцы все расскажут, все сумеют, все покажут\'\'Цель: повышение педагогич...

Методическая разработка "Создание художественного образа с использованием нетрадиционных материалов"

Техника коллажа для выполнения серии работ была выбрана мной  не случайно, коллаж предоставляет новые возможности экспериментирования с самой материей, с предварительно вырезанными формами объект...

«Использование нетрадиционных материалов в графике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению уроков графики...

Маркировки и способы утилизации мусора

Одной из актуальных задач, с которой встречаются школьники, в т.ч. на уроках биологии и в рамках факультативов по экологии, является практическое применение полученных знаний. Данная работа представля...