Конспект урока: «Вязание крючком: традиции и современность». 7 класс.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Борискина Надежда Михайловна

Конспект рока «Вязание крючком традиции и современность."7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Вязание крючком: традиции и современность».  7 класс.

 Цели урока:

  • Образовательная:
  • Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, применением вязаных крючком изделий.
  • Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; с правилами работы при вязании крючком, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
  • Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки.
  • Воспитательная:  Воспитывать любовь к рукоделию.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный.

Формы: практическая.

Технологии: здоровьесберегающие.

Оборудование: мультимедийное оборудование; 2 ларца, образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.

Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

Ход урока:

       Длительность урока: 2 урока.

             Проверка готовности учащихся к уроку.

1.Организационная часть.

Учитель, одетый в вязаную крючком вещь встречает учащихся и объявляет, что сегодня необычный урок, а урок – посиделки, а девочки девицы – мастерицы.

 2. Изучение нового материала.

Все учащихся усаживаются за общий стол.

а) Словесно – иллюстративный рассказ.

Раньше в старину девушки, женщины долгими, темными вечерами собирались вместе и рукодельничали и пели песни. Видов рукоделия много. Мы сегодня познакомимся одним из видов рукоделия, а его вы назовете сами, если внимательно рассмотрите мой костюм.

(дети называют рукоделие – вязание крючком)

Девочки выступают с докладами об истории вязания.

1-я ученица

Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около

4 000 лет.

Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.

В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.

2-я ученица

В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком.В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

Девочкам предлагается игра: «Угадай, что находиться в ларце под №1».

«Не связана  - как дорожка, а связана – так дорожка» (нитки)

 «Весь мир наряжает, сама голая гуляет» (иголка)

 «Без ног, а бегает» (клубок)

Девочки делают вывод, что в ларце находятся инструменты и материалы для вязания крючком. Учитель рассказывает о крючках. В ларце лежат различные инструменты и материалы.  Подойдите, пожалуйста, к столу, рассмотрите поближе все материалы, попробуйте их на ощупь.

Посмотрите, на каждом крючке обязательно указан номер. К номеру крючка подбирается пряжа соответствующей толщины, тогда изделие получится очень красивым и качественным.

  Ученица делает доклад на тему: Крючки и нитки

Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм). Крючки диаметром 3-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5 мм в диаметре).

Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

- для каждого вида пряжи обязательным является подбор нужных спиц либо крючков.

- после выбора типа изделия и пряжи можно спокойно приступать к работе. Помните, что создавая вещи своими руками, вы становитесь обладателем нужной вещи в своем гардеробе за небольшую плату и совершенно точно в единственном экземпляре.

При вязании крючком необходимо соблюдать определенные правила

  Ученица: Безопасность труда.

Должен:

1. Проверить крючок перед началом работы. Кончик крючка не должен быть слишком круглым и острым.

2. Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами, мусором.

4. Быть внимательным, не отвлекаться и не мешать другим.

5. Передавать крючок только тупым концом.

6. По окончании работы острие крючка закрыть специальным колпачком и убрать в отведенное для него место (пенал, чехол).

7. Не оставлять крючок без присмотра на своем рабочем месте.

8. В случае плохого самочувствия или травмирования прекратить работу, поставить в известность педагога.

Запрещается:

1. Бросать крючок без присмотра, брать его в рот.

2. Размахивать руками с инструментом, класть его на край стола.

3. Передавать крючок острым концом.

4. Во время работы поворачиваться к соседу по парте.

3. Творческая практическая деятельность

Демонстрация приемов вязания основных видов петель и их условных обозначений.

Девочкам предлагается открыть ларец под №2, где находится образцы, связанные из воздушных петель.

Учитель демонстрирует условное обозначение и приемы вязания воздушной петли. (показ образца)

Девочки выполняют упражнение. (звучит музыка)

Целевые обходы:

                                      1) соблюдение постановки рук.

                                       2) положение крючка во время работы.

  1. контроль приемов выполнения петель.  

       В начале второго урока предлагается игра «Что спрятано в клубочках?»

Есть на нашей выставке вещь, которая украшала до недавнего времени каждый дом. Попробуем выяснить, как называлась кружевная полоска, которую пришивали как украшение. Название вещи замотано в 6 клубочках – в каждом клубочке по букве.

     Шесть девочек разматывают клубочки: кто быстрее? (игра проводится под музыку)

Итак, мы размотали буквы п, о, д, з, о, р. Кто сумеет сложить из них слово, означающее кружевную полоску? ( девочки отгадывают слово «подзор»)

Учитель демонстрирует образец подзора. Но куда же прикрепляют подзор? Посмотрите на рисунки на них изображены стол, окно, кровать, лавка, полотенце, печь. Выберите рисунок (кровать).

      Девочкам предлагается внимательно рассмотреть рисунок подзора и сделать вывод, что при вязании применяются различные петли.

       Учитель демонстрирует условное обозначение и прием вязания столбика без накида. (показ образца)

Описание: C:\Users\Надя\Desktop\Image886.gif

        Учащихся выполняют    вязание основных видов петель: (звучит музыка)

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

Физминутка:          упражнения для снятия усталости мышц глаз.

       

Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! – 
Нужны, чтоб возникали 
Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры 
Крючку или игле: 
Так делали уборы
И раньше на земле.

Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас 
И в мой узор вплетутся, 
Чтоб радовать Вам глаз.

4. Итог урока. Рефлексия. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

Как нужно держать крючок?

Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

Что означает номер крючка?

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

Заключение.

- Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)

- Я рада, что вы справились с заданием .

Выставка работ учащихся

Домашнее задание: Придумайте варианты использования цепочек из воздушных петель

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Вязание крючком: традиции и современность" 5 класс.

Данный урок знакомит  учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного ...

План – конспект урока «Вязание крючком»

План – конспект урока «Вязание крючком»Учитель технологии Калетурина Галина Павловна    Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой выполнения различного вида петель, с материалами и инс...

План-конспект урока "Вязание крючком"

План-конспект урока "Вязание крючком"...

Конспект урока "Вязание крючком. Подарок своими руками"

Данный материал предполагает выполнить мини-проект "Картнина" по декоративно-прикладному творчеству. Обучающиеся вяжут крючком детали  картины по схемам, закрепляют на подложке и оформл...

Конспект урока по музыке "Традиции церковных праздников" 6 класс

Конспект урока по музыке "Традиции церковных праздников" 6 классЦель: познакомить обучающихся с традициями  церковных праздников.Задачи:обобщение и расширение представления обучающихся ...